«Наши открытия о воздухе».
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Бахтемирова Залина  Наушаевна

Познавательное развитие средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект проведения

образовательной деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

в средней группе № 9

МБОУ «Началовская СОШ» СП ДО «Жемчужинка»

на тему «Наши открытия о воздухе».

                                                                                        Воспитатель: Бахтемирова З.Н

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

1) образовательные: познакомить детей со свойствами воздуха; дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы; обогащать и активизировать словарь детей;

2) развивающие: развивать навыки проведения опытов; развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

3) воспитательные: воспитывать умение работать сообща; воспитывать дружеские отношения между детьми; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Интеграция образовательной деятельности: социально – коммуникативная, познавательная, речевая.

Форма организации: групповая 

Оборудование: воздушный  шарик; бейджики по количеству детей; нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;

Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей); духи; тазик с водой; веера по количеству детей; кораблики; крышки от фломастеров (по количеству детей); трубочки; гуашь; альбомные листы, салфетки.

Предшествующая работа: наблюдение за воздухом, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Ожидаемый результат: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнений.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие (психогимнастика)

-Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу – скажем «Здравствуйте» и подарим всем свои улыбки.

Дети с воспитателем садятся на стульчики.

2. Ведение в игровую ситуацию.

Ребята, сегодня к нам прилетел Воздушный шарик.  Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте  его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью.

-Ребята,  мы поможем Воздушному шарику?

-Да, конечно, Шарик, не переживай,  мы обязательно тебе постараемся помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас.

-А для чего нам нужен воздух? (Дышать) 

-А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.

-Правильно, всему живому.

Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию.

-А что такое лаборатория? Кто из вас знает?

-Правильно, лаборатория это место где проводят опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

Проходите  в лабораторию. Воздушный шарик, мы пришли в научную лабораторию.

Садитесь за столы.

Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.

Посмотрите на исследовательскую доску.

На первой схеме изображен глаз.

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Да, правильно, - как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух».

Возьмите со столов  полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его.

-Что в пакете? (воздух)

На что стал похож пакет? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод: воздух прозрачный, он везде,  чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете. Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.

Опыт 3 «Воздух в человеке»

А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки
. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух.  А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.

Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха. 

Дать понюхать детям духи.

Вывод: воздух без запаха, но  может передавать чужие запахи.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки. 

Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.

Опыт 5. «Движение воздуха»

 Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

 Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.

На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

 Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.

Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть  шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писквоздух.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Ребята давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

 Заключительная часть. Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.

А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Спасибо за работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Наши открытия о воздухе»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

"Наши открытия о воздухе"

- познакомить детей со свойствами воздуха;- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;- обогащать и активизировать словарь детей;- развивать навыки проведения опытов;- развиват...

"Наши открытия о воздухе"

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

Методическая разработка по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:- познакомить детей со свойствами воздуха;- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;- обог...

Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе

Цель:Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воздуха;- дать понятие о значимости воздуха в жизн...