«Наши открытия о воздухе».
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Познавательное развитие средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конспект проведения
образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
в средней группе № 9
МБОУ «Началовская СОШ» СП ДО «Жемчужинка»
на тему «Наши открытия о воздухе».
Воспитатель: Бахтемирова З.Н
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1) образовательные: познакомить детей со свойствами воздуха; дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы; обогащать и активизировать словарь детей;
2) развивающие: развивать навыки проведения опытов; развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
3) воспитательные: воспитывать умение работать сообща; воспитывать дружеские отношения между детьми; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Интеграция образовательной деятельности: социально – коммуникативная, познавательная, речевая.
Форма организации: групповая
Оборудование: воздушный шарик; бейджики по количеству детей; нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;
Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей); духи; тазик с водой; веера по количеству детей; кораблики; крышки от фломастеров (по количеству детей); трубочки; гуашь; альбомные листы, салфетки.
Предшествующая работа: наблюдение за воздухом, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Ожидаемый результат: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнений.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие (психогимнастика)
-Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу – скажем «Здравствуйте» и подарим всем свои улыбки.
Дети с воспитателем садятся на стульчики.
2. Ведение в игровую ситуацию.
Ребята, сегодня к нам прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью.
-Ребята, мы поможем Воздушному шарику?
-Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас.
-А для чего нам нужен воздух? (Дышать)
-А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.
-Правильно, всему живому.
Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?
Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию.
-А что такое лаборатория? Кто из вас знает?
-Правильно, лаборатория это место где проводят опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
Проходите в лабораторию. Воздушный шарик, мы пришли в научную лабораторию.
Садитесь за столы.
Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.
Посмотрите на исследовательскую доску.
На первой схеме изображен глаз.
Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Да, правильно, - как можно увидеть воздух?
Опыт 1. «Поймай воздух».
Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.
Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его.
-Что в пакете? (воздух)
На что стал похож пакет? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.
Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете. Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.
Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.
Опыт 3 «Воздух в человеке»
А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.
Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.
Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»
Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.
Дать понюхать детям духи.
Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.
Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.
Опыт 5. «Движение воздуха»
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.
На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
Опыт 6. «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.
Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Ребята давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Вывод 3: Воздух без запаха.
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Заключительная часть. Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.
А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Спасибо за работу, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Наши открытия о воздухе»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....
"Наши открытия о воздухе"
- познакомить детей со свойствами воздуха;- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;- обогащать и активизировать словарь детей;- развивать навыки проведения опытов;- развиват...
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
quot;Наши открытия о воздухе"...
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
quot;Наши открытия о воздухе"...
"Наши открытия о воздухе"
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....
Методическая разработка по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:- познакомить детей со свойствами воздуха;- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;- обог...
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
Цель:Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воздуха;- дать понятие о значимости воздуха в жизн...