Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
план-конспект урока по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Павлова Светлана Александровна

 Цель:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со свойствами воздуха;

- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;

- обогащать и активизировать словарь детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu-sharik.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию

«Наши открытия о воздухе» в средней группе

 Цель:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со свойствами воздуха;

- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;

- обогащать и активизировать словарь детей;

Развивающие:

- развивать навыки проведения опытов;

- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать дружеские отношения между детьми;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и приемы:  Словесные: художественное слово загадка, беседа.

Наглядные: совместная деятельность педагога с детьми¬ (экспериментальная деятельность);  Игровой: игровые упражнения.

Оборудование:

- воздушный  шарик; (персонаж)

- шапочки по количеству детей;

-  схемы-модели: глаза, нос, руки, ухо;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;

- стаканчики с водой, на дне горох (по количеству детей);

- контейнер с ароматом (по количеству детей);

-  таз с водой;

- кораблик;

- веера (по количеству детей);

- крышки от фломастеров (по количеству детей);

- воздушные шарики (по количеству детей);

- трубочки (по количеству детей);

Ход занятия:

     Ребята, к нам  прилетел Воздушный шарик.  Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте  его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята,  мы поможем Воздушному шарику?

 - Да, конечно, Шарик, не переживай,  мы обязательно тебе постараемся помочь.

- Ребята отгадайте загадку:

«Через нос проходит в грудь и обратно держит путь.

Он невидимый, но все же без него мы жить не можем». (Воздух)

-Правильно, это воздух.  Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. А для чего нам нужен воздух?  (Дышать)

-А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям).

-Правильно, всему живому.

-Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?

-Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в маленькую лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.

 -И так: «Хлопни, топни, повернись и в ученых превратись». Одевайте специальные шапочки - вот теперь мы научные сотрудники.

-Все сотрудники  должны соблюдать правила в лаборатории:

1. Соблюдать тишину, не мешать другим; 2. Без разрешения руководителя, на столах ничего не трогать; 3. Содержимое в стаканах не пробовать на вкус; Аккуратно обращаться с предметами и содержать порядок на рабочем месте.

-Проходите  в лабораторию  садитесь за столы.

Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.

Посмотрите на исследовательскую доску.

На первой схеме изображены Глаза.

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Да, правильно, - как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух».

Возьмите со столов  полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод: воздух прозрачный, он везде,  чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.

Опыт 3 «Воздух в человеке»

А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух.  А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.

Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха

Воздух не имеет запаха, но он может передавать запах предмета. Если мама, что – то готовит на кухне, то по перенесённому запаху, мы догадываемся, какое блюдо готовится.

Я предлагаю вам в это убедиться.

В контейнерах были вещества с разными запахами. Я их убрала, убедитесь дорогие ученые, что там было. (Ответы наших маленьких ученных).

Вывод: воздух без запаха, но  может передавать чужие запахи.

 Молодцы, ребята!  Теперь наведите порядок на своем рабочем месте. Потрудились, надо и поиграть.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки. 

Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.

Опыт 5. «Движение воздуха»

 Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

 Опустим кораблик на воду. Дети дуют на кораблик, он плывёт. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Посмотрите, на следующую схему,  – Ухо.

На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

 Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера , то мы можем услышать воздух.

Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть  шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писквоздух.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

 Наш эксперимент подходит к концу, вы все  были внимательными, активными настоящими учеными. Теперь наведите порядок на своем рабочем месте.  

Хлопни, топни, повернись и в детишек превратись. А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы  возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и  придумать новые. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.

Говорит спасибо и  приготовил для всех вас сюрприз -воздушные шарики, которые вы можете взять себе в подарок).

Спасибо за работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе

По познавательному развитиюЗанятие по познавательному развитию«Где спрятался воздух?» в средней группеПровела: Калмыкова Е.Н. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...

Методическая разработка плана конспекта комплексного занятия на тему: «Наша планета - Земля» для детей средней группы.

Комплексное занятие для детей средней группы.Основная цель занятия:  Расширение знаний детей о планете Земля с использованием  нетрадиционной формы рисования - пластилинография....

Методическая разработка по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:- познакомить детей со свойствами воздуха;- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;- обог...