Экологический проект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ярмолюк Татьяна Михайловна

Экологический проект "Загадочный мир обитателей заповедника "Командорский"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ОБИТАТЕЛЕЙ ЗАПОВЕДНИКА «КОМАНДОРСКИЙ»

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Соловушка» Курского района Ярмолюк Татьяна Михайловна.

«Был светлый тихий день. Мы стояли на перевале и молча смотрели на открывшуюся нам красоту. И Жора (мальчик-алеут) сказал: «Дядя Серёжа, здесь так красиво, что плакать хочется...» лучше об этой русской земле, что лежит среди Тихого океана, не скажешь...».

Сергей Владимирович Мараков

Актуальность. Пятого января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. В свете этого события становится особенно актуальной организация работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Желание человека бережно относиться к природе, охранять её, его внимательное отношение ко всему живому, закладываются еще в дошкольном возрасте.

Всё меньше остается на Земле нетронутых человеком мест. Для защиты многообразия живой природы создаются заповедники – это гарант сохранения биологического разнообразия.

В бескрайних просторах Тихого океана раскинулась цепочка островов Командоро-Алеутской вулканической дуги. Самые западные острова которой – Командорские, названы в честь мореплавателя капитана-командора Витуса Беринга, открывшего их миру. В 1993 году на Командорских островах был создан государственный природный биосферный заповедник «Командорский» имени С.В. Маракова – самый крупный морской заповедник России. Не случайно Командорский заповедник вошел в число всемирно известных биосферных резерватов. Уникальность его в том, что он находится в одном из наиболее продуктивных районов Мирового океана, площадь его акватории свыше 3 млн. га.  Не так много в Северном полушарии мест, которые могли бы сравниться с Командорами по концентрации и изобилию животных. Крупнейшие в мире лежбища морских млекопитающих и птичьи базары – визитная карточка островов. У берегов Командор за историю изучения зарегистрировано 20 видов китообразных, 9 видов ластоногих и морской родственник выдр – калан, ведется работа по оздоровлению популяции голубого песца острова Медный (занесен в 1 категорию Красной книги РФ).

Значимым для заповедника «Командорский» стало осуществление проекта ПРООН/ГЭФ «Укрепление морских и прибрежных ООПТ Российской Федерации», стратегической целью которого является сохранение высокого уровня биологического разнообразия и качества естественных ландшафтов. Одним из существенных моментов реализации этого проекта является пропаганда важности сохранения Командорских островов как уникального региона России, удивительного уголка живой природы в масштабах всей планеты.

Морской проект профинансировал издание целого комплекса просветительской продукции для детей и взрослых: плакатов, буклетов, определителей. Разработан целый блок методической, информационной продукции, который позволил педагогам проводить тематические занятия о морских заповедниках России, о Камчатке и заповеднике «Командорский». Сегодня просветительский отдел заповедника открыт для сотрудничества с каждым, кому близки идеи Заповедного дела, охраны и изучения природы. Получив в рамках сотрудничества просветительские материалы, мы решили использовать их для знакомства дошкольников с природным многообразием заповедника «Командорский» и его деятельностью. Возникла идея реализации экологического проекта для детей 5-6 лет «Загадочный мир обитателей Командорского заповедника».

Проблема. Особо охраняемые территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, как основы биосферы. Сегодня в России 102 государственных природных заповедника, 45 национальных парков и 70 федеральных заказников. Морские и прибрежные экосистемы России представлены в сети 35 особо охраняемых природных территорий и являются важнейшими её составляющими.

Была проведена работа по ознакомлению детей с крупными заповедниками России: Большой Арктический заповедник, заповедник «Командорский», Остров Врангеля, Путоранский заповедник, Таймырский заповедник. Больший интерес дети проявили к заповеднику «Командорский», т.к. тематика морей и океанов очень интересна детям, и они имеют недостаточное представление о морских млекопитающих. Это связано с тем, что наша страна расположилась на огромной территории и объединила в себе большое количество природных зон. Мы живем в лесостепной природной зоне, флора и фауна которой значительно отличается от горной тундры Командорских островов, поэтому дети не имеют возможности познакомиться с её экосистемой. Кроме того, немногие представляют, в чем заключается работа заповедников. Для наиболее полного представления о многообразии природы России необходимо расширять познания детей.

Цель проекта: расширение представлений детей о многообразии природоохранных территорий России посредством знакомства с деятельностью крупнейшего в России морского заповедника «Командорский» в рамках сотрудничества с его просветительским отделом.

 Задачи проекта:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятием экологии;
  • формировать чувство причастности дошкольников к проблемам экологии в нашей стране;
  • дать детям первичные представления о том, что такое «природоохранная зона», «заповедник», о назначении заповедников;
  • познакомить детей с деятельностью государственного природного биосферного заповедника «Командорский» имени С.В. Маракова;
  • обогатить знания детей об особенностях животного мира Командорского заповедника;
  • привлечь внимание детей к исчезающим видам животных заповедника;
  • обогащать впечатления дошкольников о мире природы за счёт разных видов деятельности.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную сферу детей;
  • развивать творческие способности детей;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать коммуникативные способности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

По количеству участников: групповой

Участники проекта:

  • дети 5-6 лет,
  • воспитатель,
  • родители,
  • музыкальный руководитель,
  • ПДО по хореографии.

Срок реализации: 6-17 мая 2019 года

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • расширение представлений детей о многообразии природоохранных территорий России, в частности, о заповеднике «Командорском»;
  • повышение познавательного интереса к защите природы в нашей стране;
  • овладение детьми познавательными, речевыми умениями и навыками;
  • пополнение словарного запаса дошкольников;
  • вовлечение каждого ребенка и его родителей в работу над проектом, развитие инициативны и самостоятельности в творческой деятельности с использованием разнообразных средств выразительности.

МЕХАНИЗМ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный.

Сбор материала: информационный, методический, дидактический; проведение опроса детей с целью уточнения представлений, имеющейся информации у детей об экологии, заповедниках, обитателях морского заповедника с помощью модели трех вопросов: «Что я знаю? Что я хочу узнать? Как узнать?».

  • Что я знаю?

Экология – наука об охране планеты (Влад, Катя).

Природу нужно охранять, чтобы вокруг было красиво (Яна).

Заповедник – место, в котором охраняют животных и птиц (Андрей, Ярослав).

В заповеднике живут – тюлень, дельфин, кит (Олеся, Максим).

  • Что я хочу узнать?

Какие еще животные и птицы живут в заповеднике? (Арина)

Как их охраняют? (Даша)

Чем они питаются? (Серафим)

  • Как узнать?

Посмотреть фильм (Ярослав).

Прочитать в книге (Андрей).

Спросить у родителей (Дарина).

Спросить у воспитателя (Влад).

Исходя из данных опроса, определены цель и задачи в соответствии с возрастом и образовательными областями, спланирована дальнейшая деятельность, составлена «паутинка» проекта.


ПАУТИНКА ПРОЕКТА

Этап

Сроки

Образова-тельная

область

Содержание образовательной деятельности

Результат

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Работа с родителями

Подготовительный

6.11.19г.-8.11.19г.

Определение цели и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности; выявление первоначальных знаний детей об экологии, заповедниках, их обитателях;

Подбор литературы, фотографий;

Ввод детей в проблему.

Принятие задачи проекта.

Знакомство родителей со значимостью проектной деятельности в ДОУ;

Консультация «Экологическое воспитание детей»

Уровень знаний по теме:

достаточный – 10%;

близкий к достаточному – 25%;

недостаточный – 65%.

Родители информированы, у детей вызван интерес.

Основной

9.11.19г.-16.11.19г.

Социально-коммуни-кативное развитие

Беседы: «Какая опасность грозит океанам и морям?», «Калан – самый добрый обитатель Командорского заповедника», «Горбатый кит», «Чем питается олень», «Почему исчезают песцы».

Рассматривание выставки  в книжном уголке; создание экологического словаря; сюжетно-ролевые игры: «Морские следопыты», «Ученые-экологи»

Информирование по тематике бесед. Буклет для родителей «Крупные млекопитающие Командорского заповедника».

Развитие свободного общения детей со взрослыми,  коммуникативных навыков, всех компонентов речи.

Познава-тельное развитие

Просмотр видеофильма «заповедник «Командорский», видеофрагментов об обитателях Командор, иллюстраций.

Образовательная деятельность.

Настольные игры: «Собери кита», «Собери топорка», «Чей хвост?», пазл «Птицы Командорских островов», слушание аудиозаписей: «Шелест волн и крики чаек»,  «Песни кита»

Консультация для родителей «Расскажите детям: что мы заем о заповеднике «Командорском»? История создания».

Появление познавательного интереса у детей.

Основной

9.11.19г.-16.11.19г.

Речевое развитие

Образовательная деятельность. Чтение стихотворений, рассказов: «Приключение Тошки, маленького сивучонка» Е.Мамаева, «День, когда я встретил кита» Б. Девиса.

Пересказ историй, разучивание стихотворений; Д/и «Я хочу спросить у Тошки», «Здравствуй, калан», голосовое упражнение «Поём, как киты».

Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов на сайте Командорского заповедника

Расширение тематического словаря, развитие логического мышления.

Художест-венно-эстетичес-кое развитие

Подготовка шаблонов для изготовления аппликаций, просмотр мультфильмов.

Лепка «Медновский песец», аппликация «Рога оленя», «Китенок», «Лапки калана», раскрашивание иллюстраций «Обитатели Командор», игры-инсценировки, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, пение, слушание музыки.

Теневой театр «Приключение Тошки, маленького сивучонка»; Конкурс поделок «Горбатый кит».

Чувство радости от творческой деятельности.

Физичес-кое развитие

Формировать потребность у детей в двигательной активности и физическом совершенствовании. Составление картотеки утренней гимнастики. Пальчиковые игры.

Разучивание подвижных игр на прогулках: «Догони калана», «Кит, касатка, дельфин», «Песец вышел на охоту», «Найди себе пару».

Изготовление атрибутов к подвижным играм.

Пополнение игрового запаса ребенка и родителей

Заключительный

17.11.19 г.

Повышение уровня знаний детей о защите окружающей среды и обитателях Командорского заповедника.

Изготовление Красной книги Командорского заповедника.

Участие в выставке работ «Обитатели Командорского заповедника», оформлении стенда «Морские глубины»

Развитие активного интереса.

II этап – основной

Организация совместной деятельности воспитателя, детей, родителей и специалистов ДОУ для достижения цели проекта по тематическим дням.

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

День первый «Чудо острова – Командоры»

1.Утренняя гимнастика «Мчится наш кораблик».

2. Подвижная игра «Найди себе пару»

3.Беседа «Какая опасность грозит океанам и морям?»

1. Прослушивание аудиозаписи «Шелест волн и крики чаек».

1. Просмотр видео-фильма «Командорский заповедник».

2. НОД по ФЦКМ: «Путешествие в Командорский заповедник».

3.Чтение рассказа «Приключение Тошки, маленького сивучонка» Е. Мамаева.

4.Дидактическая игра «Знакомство с Тошкой», «Я хочу спросить у Тошки».

1. Консультация «Экологическое воспитание детей».

2. Беседа для родителей «Расскажите детям: что мы заем о Командорском заповеднике? История создания».

1. Рисование мелом на асфальте «Экологические знаки».

2. Настольные игры « Собери кита», «Собери топорка», «Птицы Командорских островов», «Чей хвост?»

3. Раскрашивание иллюстраций обитателей Командорского заповедника.

День второй  «День калана»

1. Утренняя зарядка «Бодрый калан».

2. Беседа «Калан – самый добрый обитатель Командорского заповедника».

3. Подвижная игра «Догони калана».

1. Просмотр видео- фильма про каланов.

2. Аппликация «Лапки калана».

3. Чтение стихотворения И. Ревю «Про калана».

4.Игра «Здравствуй калан, меня зовут…».

1. Знакомство с буклетом «Крупные млекопитающие Командорского заповедника».

1. Настольная игра «Собери калана», «Найди малышу маму».

2.  Игра – инсценировка « Жили – были каланы».

День третий «День горбатого кита»

1. Утренняя музыкальная гимнастика «По волнам плывет китенок».

2. Игра «Здравствуй, кит!».

3. Беседа «Горбатый кит – один из самых больших обитателей Командорских островов».

4.  Подвижная игра «Кит, касатка, дельфин».

5. Пальчиковая игра «Как по морю – океану».

1. Прослушивание аудио – записи «Песни кита».

2. Чтение рассказа «День, когда я встретил кита» Б. Девиса.

3. Просмотр видео – фильма «Кит».

4. Аппликация «Китенок».

5. Пение «Три кита» (детский хор «Великан»)

1. Конкурс поделок «Горбатый кит».

1. Рассматривание иллюстраций с изображением китов, энциклопедии «Киты и дельфины».

2. Дидактическая игра «А знаете ли вы, что у кита…..».

День четвертый «День оленя»

1. Утренняя музыкальная гимнастика «Скачет, скачет олененок».

2. Беседа «Чем питается олень».

3. Подвижная игра «У оленя дом большой».

1. Разгадывание загадок.

2. Разучивание стихотворения «Олененок молодой, бархатные рожки» Н. Чупровой.

3. Чтение «Сказки эскимосов».

4. Аппликация «Рога оленя».

5. Танец «Веселый олененок».

1. Рекомендуется рассматривание вместе с детьми фотоматериалов на сайте Командорского заповедника

1. Дидактическая игра «Угадай животное по описанию».

2. Просмотр фотографий с изображением оленей.

День пятый «Песец с острова Медный».

1. Утренняя зарядка (с элементами закаливания) «Песцы любят закаляться!»

2. Беседа «Песец – хищник из рода лис», «Почему исчезают песцы».

3. Подвижная игра «Песец вышел на охоту!»

4. Эстафета « Быстрые песцы и сильные каланы».

1. Просмотр слайд – шоу про песца.

2. Разучивание  стихотворения «Командорские песцы, рыболовы -  хитрецы!»

3. Лепка «Медновский песец».

1. Изготовление атрибутов к подвижным играм.

2. Разучивание пальчиковых игр.

1. Дидактическая игра «Чем питается песец?»

2. Дидактическая игра «Мама и детёныш», «Кто живет под водой? Кто живет на суше?»

День шестой «Красная книга заповедника «Командорский»

1. Игра «Узнай животное».

2.  Изготовление памятки  по охране окружающей среды «Люди, внимание!»

1. Игра на музыкальных инструментах  «Ласты, копыта, крылья».

2. Изготовление Красной книги заповедника «Командорский».

3. Разучивание стихотворения С. Маршака «Чайка».

4. Проведение викторины «Правда ли что...».

1. Показ родителями теневого театра «Приключение Тошки, маленького сивучонка».

2. Участие в выставке работ «Обитатели Командорского заповедника», оформлении стенда «Морские глубины»

1. Дидактическая игра «Азбука Командорского заповедника».

2. Сюжетно – ролевая игра «Морские следопыты».

III этап – заключительный

ИТОГ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

В результате работы над проектом у детей:

  • обогатился словарный запас;
  • в самостоятельной игровой деятельности детей появились игры в «биологов», «фотографов-анималистов»;
  • появился интерес к рассказам о животных и растениях;
  • дети научились связно рассуждать, логически мыслить, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы;
  • появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. Полученными знаниями, впечатлениями дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр;
  • на основе сотрудничества укрепились доверительные взаимоотношения с родителями. Родители заинтересованы, неравнодушны к развитию и экологическому воспитанию детей.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

  • выставка рисунков, поделок;
  • оформление стенда «Морские глубины»;
  • оформление «Красной книги Командорских островов».

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА:

  • продолжение изучения природы биосферного заповедника «Командорский» (растительный мир, виды китообразных, тюлени, птицы);
  • создание сборника сказок об обитателях Командорского заповедника и получение рецензии от заповедника.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

  • наглядный материал: плакаты, фотографии, иллюстрации, энциклопедии, карточки, аудио – и видео записи;
  • консультативный материал для родителей;
  • конспекты занятий, бесед с официального сайта заповедника: http://komandorsky.ru/занятия-с-дошкольниками.html
  • просветительские материалы Командорского заповедника: книга «Командоры. 270 лет пути», Н.С. Фомина; книга «Портреты зверей Командорских островов, В. Смирин; книга «Приключения Тошки - маленького сивучонка, Е. Мамаев; брошюра «Морские исполины Командорских вод»; брошюра «Морские птицы Командорских островов»; брошюра «Путешествие по заповедным морям России»; определители «Звери Командорских островов», «Птицы Командорских островов»; информационные буклеты; открытки; мягкая игрушка Сивуч;
  • электронная библиотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта: http://komandorsky.ru/library-kids/;
  • картотека подвижных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....