Методическая разработка Конспект НОД "Деревья и кустарники" для средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Немкова Ольга Викторовна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему «Деревья и кустарники» для детей среднего дошкольного возраста

 

Цель: Формирование экологической культуры детей

Задачи: 

Формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы.

Закреплять знаний о деревьях.

Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья).

 Расширять словарный запас детей, развивать воображение, мышление, память, любознательность детей.

Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: на прогулке рассмотреть березу и выделить основные части строения (ствол, ветви, листья). Объяснить, что у дерева есть корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность). Рассматривание иллюстраций о лесе.

Материал и оборудование:  игрушка Мишка, картинки деревьев

(берёза, ель, клён, дуб) и кустарников (шиповник); части-схемы дерева и куста(корень, стебель, листья, цветок, плод), муз. центр, аудио - запись с шумом леса.

НОД:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!! 

 - Ребята, к нам сегодня пришёл Мишка. Он приглашает нас в гости, а где он живёт? (Ответы детей: в лесу). Посмотрите, какой он грустный.

- Мишка, что случилось? ( Воспитатель подносит игрушку к уху, делает вид, что Мишка что-то шепчет).

Ребята, оказывается Мишке подарили книжку с загадками. Он почти все отгадал, а несколько загадок оказались слишком сложными. Давайте поможем Мишке их отгадать!

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.


(Дерево)

Он густой, зеленый,

Растут в нем липы,  клены

И могучие дубы,

Есть в нем ягоды, грибы.

(Лес)

Вот свершилась злая доля,
Было дерево когда-то,
А теперь тут круглый столик
И за ним сидят опята.

(Пенек)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.

(Береза)

Он — могучий!

Крона — в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны.

(Дуб)

Что же это за девица?
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

(Ель)

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.

(Клён)

Как отличить нас? Очень просто!

У дерева ствол выше ростом.

Стволов же больше – у меня.

Так как же называюсь я?

 

(Куст)
 

Вот колючие кусты,

Лучше их не трогай ты.

Родственник красотки розы

Затаил в шипах угрозу.

Хоть не кактус, не терновник,

 Но колюч в саду ...

 

(Шиповник)

Воспитаткль выставляет отгадки на мольберт.  Дети рассматривают картинки.

- Поможем мишке разобраться, какое растение называют - деревом, а какое – кустом? 

Звучит шум леса.

-Дети, что вы видите?

– Как вы думаете, что такое дерево? (Растение, у которого есть корни, один ствол и листья.)
– Правильно! А что же такое кустарник? (Растение, у которого есть корни, много стеблей и листьев).

Воспитатель выставляет схемы частей растений (Дерево).

Что на них изображено? (Дерево и куст.) Правильно. По этим схемам сразу можно догадаться, что деревья и кустарники чем–то похожи, а чем-то отличаются.
– Как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники? (У деревьев и кустарников есть корни и листья.)

– Скажите, пожалуйста, чем же отличается дерево от кустарника? (У дерева один ствол, а у кустарника много стеблей.)

Воспитатель дает детям разрезную картинки- схемы  дерева и кустарника.

 -Давайте по порядку расставим все части дерева. Где прясется корень у дерева? А у кустарника? (В земле). После корня какая часть следует? (Ствол). От ствола отходят? (ветви). На ветках? ( листочки).

Дети подходят к столу на столе у воспитателя разноцветные листочки.

-Ребята! Посмотрите : какие красивые разноцветные листочки! Давайте назовем цвета.

-Ребята, а почему на дереве такие разноцветные листья? (потому что в разное время года листочки меняют цвет)

-А еще в лесу растут? (кустарники)

-У куста, как у всех растений в земле есть … (корень). Есть …(ствол). У дерева, сколько стволов (один), а у куста…? (много), на стволах… (ветви), на ветках… (листочки).( Дети берут листочки и прикрепляют к кусту)

– Ребята, а чем отличается дерево от куста? (предположения детей).

-Дерево высокое, а куст низкий.                          

 Физкультминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

-Ребята, мишка просит проводить его домой в лес. Давайте сыграем с вами в игру «Дерево,куст, ручей, тропинка».

Играющие строятся в колонну по одному вдоль какой-либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:

  • «Дерево» — игроки останавлива­емся, поднимают руки вверх;
  • «Куст» — приседают, пальцы рук касаются пола;
  • «Ручей» — подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
  • «Тропинка» — разбиваются на пары и берутся за руки (если пары ребенку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).

-Молодцы, дети!

-Мы с вами проводили мишку в лес. Вы большие молодцы.

Рефлексия.

Дети, расскажите мне, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали? Кому помогли?

Дети отвечают.

 Спасибо всем. 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_derevya_i_kustariki.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему «Деревья и кустарники» для детей среднего дошкольного возраста

 

Цель: Формирование экологической культуры детей

Задачи: 

Формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы.

Закреплять знаний о деревьях.

Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья).

 Расширять словарный запас детей, развивать воображение, мышление, память, любознательность детей.

Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: на прогулке рассмотреть березу и выделить основные части строения (ствол, ветви, листья). Объяснить, что у дерева есть корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность). Рассматривание иллюстраций о лесе.

Материал и оборудование:  игрушка Мишка, картинки деревьев

(берёза, ель, клён, дуб) и кустарников (шиповник); части-схемы дерева и куста(корень, стебель, листья, цветок, плод), муз. центр, аудио - запись с шумом леса.

НОД:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!! 

 - Ребята, к нам сегодня пришёл Мишка. Он приглашает нас в гости, а где он живёт? (Ответы детей: в лесу). Посмотрите, какой он грустный.

- Мишка, что случилось? ( Воспитатель подносит игрушку к уху, делает вид, что Мишка что-то шепчет).

Ребята, оказывается Мишке подарили книжку с загадками. Он почти все отгадал, а несколько загадок оказались слишком сложными. Давайте поможем Мишке их отгадать!

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.


(Дерево)

Он густой, зеленый,

Растут в нем липы,  клены

И могучие дубы,

Есть в нем ягоды, грибы.

(Лес)

Вот свершилась злая доля,
Было дерево когда-то,
А теперь тут круглый столик
И за ним сидят опята.

(Пенек)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.

(Береза)

Он — могучий!

Крона — в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны.

(Дуб)

Что же это за девица?
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

(Ель)

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.

(Клён)

Как отличить нас? Очень просто!

У дерева ствол выше ростом.

Стволов же больше – у меня.

Так как же называюсь я?

(Куст)

Вот колючие кусты,

Лучше их не трогай ты.

Родственник красотки розы

Затаил в шипах угрозу.

Хоть не кактус, не терновник,

 Но колюч в саду ...

(Шиповник)

Воспитаткль выставляет отгадки на мольберт.  Дети рассматривают картинки.

- Поможем мишке разобраться, какое растение называют - деревом, а какое – кустом? 

Звучит шум леса.

-Дети, что вы видите?

– Как вы думаете, что такое дерево? (Растение, у которого есть корни, один ствол и листья.)
– Правильно! А что же такое кустарник? (Растение, у которого есть корни, много стеблей и листьев).

Воспитатель выставляет схемы частей растений (Дерево).

Что на них изображено? (Дерево и куст.) Правильно. По этим схемам сразу можно догадаться, что деревья и кустарники чем–то похожи, а чем-то отличаются.
– Как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники? (У деревьев и кустарников есть корни и листья.)

– Скажите, пожалуйста, чем же отличается дерево от кустарника? (У дерева один ствол, а у кустарника много стеблей.)

Воспитатель дает детям разрезную картинки- схемы  дерева и кустарника.

 -Давайте по порядку расставим все части дерева. Где прясется корень у дерева? А у кустарника? (В земле). После корня какая часть следует? (Ствол). От ствола отходят? (ветви). На ветках? ( листочки). 

Дети подходят к столу на столе у воспитателя разноцветные листочки.

-Ребята! Посмотрите : какие красивые разноцветные листочки! Давайте назовем цвета.

-Ребята, а почему на дереве такие разноцветные листья? (потому что в разное время года листочки меняют цвет)

-А еще в лесу растут? (кустарники)

-У куста, как у всех растений в земле есть … (корень). Есть …(ствол). У дерева, сколько стволов (один), а у куста…? (много), на стволах… (ветви), на ветках… (листочки).( Дети берут листочки и прикрепляют к кусту)

– Ребята, а чем отличается дерево от куста? (предположения детей).

-Дерево высокое, а куст низкий.                          

 Физкультминутка 

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

-Ребята, мишка просит проводить его домой в лес. Давайте сыграем с вами в игру «Дерево,куст, ручей, тропинка».

Играющие строятся в колонну по одному вдоль какой-либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:

  • «Дерево» — игроки останавливаемся, поднимают руки вверх;
  • «Куст» — приседают, пальцы рук касаются пола;
  • «Ручей» — подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
  • «Тропинка» — разбиваются на пары и берутся за руки (если пары ребенку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).

-Молодцы, дети!

-Мы с вами проводили мишку в лес. Вы большие молодцы.

Рефлексия.

Дети, расскажите мне, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали? Кому помогли?

Дети отвечают.

 Спасибо всем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД с детьми средней группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: ·   создание условий для активного доброжелательного общения друг с другом. Задачи:·   создание условий для сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками;·...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми средней группы "В поиске сокровищ"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «В поисках сокровищ»....

Методическая разработка: Конспект зимнего досуга в средней группе 2

Конспект зимнего развлечения для средней дошкольной группы детского сада. В своем конспекте я использовала  такие области развития как, социльно- коммуникативное развитие, речевое развитие, физич...

Методическая разработка конспекта открытого занятия в средней группе

Зянятие направлено на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы. Рекомендуется проводить в конце учебного года....

Методическая разработка. Конспект занятия для детей средней группы «Полезные и вредные продукты» в рамках проекта «Хотим быть здоровыми»

Методическая разработка. Конспект занятия для детей средней группы «Полезные и вредные продукты» в рамках проекта «Хотим быть здоровыми» по познавательному развитию для оз...

Методическая разработка - Конспект по ФЭМП в средней группе "В гости к бабочке Считалочке"

В данном документе представлена методическая разработка по формированию элементарных математических представлений в средней группе....