Конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе «Деревенский лапоть и его художественный образ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жукова Ирина Евгеньевна

Эта педагогическая практика может быть частью большого  образовательного проекта о лаптях. Занятие предполагает взглянуть на лапоть с художественно-культурологической точки зрения. С помощью художественного произведения и средств выразительности дети определяют образ лаптя и формируют свое отношение к нему.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_derevenskiy_lapot_i_ego_hudozhestvennyy_obraz.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 79  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе

«Деревенский лапоть и его художественный образ»

Выполнила:

Жукова Ирина Евгеньевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 79

Калининского района

Санкт-Петербург

2020

Цель: расширение представлений детей о народной культуре России в процессе создания художественного образа традиционной обуви русской деревни.  

Задачи:

  • Создать условия для познавательной и исследовательской активности детей с помощью сюрпризного момента.
  • Вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение в процессе инсценировки его фрагментов.
  • Создать образ лаптя на примере русской народной сказки с помощью средств выразительности.  
  • Формировать у детей интерес к изучению культуры быта русской деревни.

Адресная группа, ее особенности.

Для старшей группы в возрасте 5-6 лет. Проводить с подгруппой.

Связь с образовательной программой.

Эта педагогическая практика может быть частью большого  образовательного проекта о лаптях. Занятие предполагает взглянуть на лапоть с художественно-культурологической точки зрения. С помощью художественного произведения и средств выразительности дети определяют образ лаптя и формируют свое отношение к нему.  

Материал и оборудование

Карточки с изображением обуви формата А5, заготовки лаптей из картона, карандаши, восковые мелки, фломастеры, кукла «Домовенок Кузя», сундук, надутый воздушный шар, соломинка, таз, вода.  

Ход занятия

Педагог начинает занятие с пальчиковой игры, чтобы настроить детей на работу. Затем, говорит ребятам, что сегодня к нам в группу пришел гость - домовенок Кузя (кукла в носках). Кузя жалуется, что без обуви ему неудобно ходить. У него была обувь, но он забыл, как она называется.  Воспитатель предлагает ребятам подобрать Кузе обувь из предложенных картинок.

Театральный этюд «Выбери и покажи». Ребенок выбирает картинку и показывает, как Кузя будет в этой обуви ходить (военные сапоги, кроссовки, пуанты и т.д). Затем все дети соглашаются, что Кузе больше всего подойдут лапти. Домовенок доволен и в знак благодарности достает свой сундук со сказками. Кузя просит воспитателя прочитать ребятам русскую народную сказку «Три дровосека». Перед чтением воспитатель проводит физкульт минутку под песню «Эх, лапти мои» (1-2 минуты).

Чтение и экспериментирование

Для чтения воспитатель достает из сундука текст сказки, лапоть, соломинку, и пузырь.

Берет тазик и наливает в него воду. Читая сказку, воспитатель предлагает детям инсценировать ее фрагменты, показывая настроения героев, как они двигаются, как говорят и как переплывают речку (используя тазик с водой).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что лапоть намок, но не утонул и предлагает порассуждать, почему так произошло.

Воспитатель слушает ответы детей и обобщает их, и задает вопросы: Как вы думаете, лапоть, он какой? Какой у него образ? Какой  характер? На него можно положиться? Воспитатель выслушивает и принимает все ответы детей.

Художественно-творческая деятельность

Затем педагог предлагает детям выбрать картонную заготовку для рисования и  нарисовать портрет лаптя, как они его себе представляют.

Дети проходят за столы для рисования и выполняют работу.

После рисования дети показывают Кузе свои лапти и рассказывают про них.

Кузя доволен, благодарит ребят и прощается с ними.

Воспитатель подводит итоги занятия, спрашивает: Какой образ у вашего лаптя? Дети описывают свои лапоточки и воспитатель предлагает детям организовать выставку своих работ, добавив к ним дополнительные атрибуты.

Приложение

Русская народная сказка «Три дровосека»

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Осенью в домике, где они жили, стало холодно. Однажды рано утром Соломинка стала будить своих друзей: «Эй, Пузырь! Эй, Лапоть! Вставайте!» Пузырь открыл глаза и спрашивает: «Что, каша уже готова? Где моя большая ложка?» А Соломинка и говорит: «Дрова у нас кончились, кашу варить не на чем. Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

И отправились друзья в лес дрова рубить. Пузырь впереди бодро шагает. Лапоть за ним с боку на бок переваливается. Соломинка последняя, на ходу качается.

Шли, шли — вдруг река. Как через речку перейти? Пузырь и говорит: «Пусть Соломинка перетянется с берега на берег, а мы по ней перейдём». — «Нет уж, — отвечает Соломинка, — знаю, что из этого может выйти: Лапоть пойдёт по мне, я переломлюсь. Лапоть упадёт в воду, а Пузырь начнёт хохотать, да и лопнет».

«Ну, тогда давайте я вас перевезу, — сказал Лапоть. — Я мужик здоровый, со мной ничего не случится».

Когда друзья перебрались на другой берег, Лапоть так промок и замёрз, что начал чихать и кашлять. Пришлось развести костёр и повесить Лаптя сушиться. Пока Соломинка собирала хворост для костра, Пузырь заснул, и Лапоть чуть было не сгорел. Хорошо, что Соломинка подоспела вовремя.

Отогрелся Лапоть, подсох. И принялись они с Соломинкой за дело. К вечеру нарубили много-много дров.

А ленивый Пузырь разрубил одно поленце, сложил поленницу, уселся под берёзку отдохнуть и снова заснул. И только ему хороший сон начал сниться про вкусную кашу, как услышал он голос Соломинки: «Вставай, лентяй! Уже поздно, пора домой идти».

Обратный путь был нелёгким. Погода испортилась. Начало темнеть. Пошёл снег. Руки и ноги замёрзли, дрова тяжело стало тащить.

А Пузырь, хоть и немного работал и поспать успел, идёт да из своей вязанки по поленцу выбрасывает, будто роняет. Знает, что Лапоть всё равно подберёт.

И стал Пузырь до того лёгким, что налетевший ветер подхватил его и унёс высоко-высоко, к самым верхушкам деревьев.

Долго носил ветер Пузыря. Наконец зацепился он за сучок. Развязалась верёвочка на его макушке. Из Пузыря вышел воздух. Несчастный упал на землю, распластавшись, как блин. И погиб бы Пузырь, если бы вовремя не подоспела Соломинка. Она быстро надула Пузыря, крепко завязала верёвочку на его макушке, и он снова ожил.

Ленив был Пузырь, но на этот раз все дрова, что друзья нарубили, взвалил на себя. Даже пилу с топором попросил. Идёт, кряхтит, к земле прижимается. А Соломинка его и спрашивает:

- «Не устал ли, Пузырёк? Давай помогу».

- «Нет, спасибо, — отвечает Пузырь, — мне больше летать не хочется».

Подошли друзья к речке. А речку льдом затянуло, и переплывать не надо. Радостно заскользили к своему домику. Только вдруг тонкий лёд треснул, и все оказались под водой. Но лёгкий Пузырь тут же вынырнул из воды, надулся что было силы и вытащил из воды своих друзей.

Поздно ночью вернулись дровосеки домой. Истопили печку. Соломинка наварила каши. Сели друзья за стол. А Соломинка говорит Пузырю: «Вот тебе твоя большая ложка! Ешь на здоровье!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе "Осенняя пора"

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Осенняя пора»Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».Задачи:•Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;• активизи...

Конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе " Моя семья"

Занятие на тему «Моя семья».(для старшего дошкольного возраста.)Цель: показать значение семьи в жизни человека.Задачи: закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;ра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Витамины и здоровый образ жизни" с использованием ИКТ.

Конспект непрерывной образовательной деятельности  в старшей группе по теме «Витамины и здоровый организм» c использованием ИКТ.Витамины и вкусны И полезны и важны Только помните ...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию"

Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию»Цель: формирование познавательных действий дошкольников.Задачи: развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать групп...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе"Волшебные превращения"

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебные превращения"Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...

Сценарный конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе «Город Мастеров»

                             Создание условий для обобщения знаний детей о разнообразии  профессий посредством оз...