Конспект НОД "Кто и как летает"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель:
– уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху;
– познакомить детей с другими животными, которые могут летать или делать небольшие перелеты по воздуху;
– показать, что есть нелетающие птицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kto_i_kak_letaet.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с воспитанниками среднего дошкольного возраста
«Кто как летает по воздуху»
Приоритетные образовательные области:
Познавательно-речевая
Физическое развитие
Используемые современные образовательные технологии:
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Составила:
Воспитатель Иванова
Юлия Леонидовна
Санкт-Петербург 2019 г.
Цель:
– уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху;
– познакомить детей с другими животными, которые могут летать или делать небольшие перелеты по воздуху;
– показать, что есть нелетающие птицы.
Задачи:
1. Разъяснить детям, что птицы имеют большие крылья, взлетая, они раскрывают их и делают взмахи. Крыльями и раскрытым хвостом они опираются о воздух.
2. Рассказать детям про пуховые и маховые перья (пуховые перья — маленькие, пушистые – они для тепла, маховые перья — длинные и жесткие, с полым (пустым) стержнем).
3. Рассказать детям, что некоторые птицы не могут летать, потому что у них маленькие (относительно тела) крылья.
Предварительная работа
Подготовить картинки и игрушки, изображающие летающих животных и нелетающих птиц, расставить их.
Материалы к занятию:
1. Письмо с загадками в конверте;
2. Картинки с изображением птиц, пуховые и маховые перья на каждого ребенка;
3. Половина листа белой бумаги, газетная бумага для изготовления бумажных птиц и вееров;
4. Выставка: картинки и игрушки с изображением летающих животных и нелетающих птиц.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, послушайте, кто-то стучится к нам в дверь! (Стук в дверь).
Появляется Каркуша.
Каркуша. Кар, кар, кар! Здравствуйте ребята.
Дети. Здравствуй, Каркуша.
Каркуша. Я прилетела к вам по просьбе Старичка-Лесовичка. Он меня попросил, что бы я доставила вам письмо, оно лежит вот в этом конверте.
Воспитатель. Давай, Каркуша, прочитаем твое письмо: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите природу, много знаете о ней. А еще вы умеете хорошо отгадывать загадки. Я посылаю к вам Каркушу со своими загадками. Попробуйте их отгадать:
ЗАГАДКА 1. Мы бываем разные: грудки ярко-красные, желтые, любые, даже голубые. По весне мы гнезда вьем, песни весело поем. Крылья нас зовут в полет. Кто отгадку назовет? (Птица)
ЗАГАДКА 2. Снится ночью пауку чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это ... (птица).
ЗАГАДКА 3. Крылья есть, хвост есть. Летать умеет, а не самолет? (Птица).
Каркуша. Молодцы, ребята, отгадали все загадки! Скажите, а каких птиц вы знаете?
Воспитатель. Каркуша, дети не только назовут птиц, но и покажут их на иллюстрациях. (На столе стоят картинки с изображением птиц).
Каркуша. Вы просто молодцы — знаете всех птиц. А что еще вы про них можете рассказать? Чем птицы отличаются от других зверей? Какая есть у них отличительная особенность, которой нет ни у кого из зверей?
Дети. Перья.
Воспитатель. Что умеют делать птицы? (Летать, ходить, клевать).
— Какие части тела помогают им в полете? (Крылья, хвост).
— Какое тело у птицы: легкое или тяжелое? А почему оно легкое? (Чтобы они могли летать по воздуху).
— Кто из вас знает сколько едят птицы: много или мало?
— Да, птицы едят понемногу, но часто, чтобы не быть тяжелыми. Так они приспособились к полету в воздухе. Воздух — очень легкая воздушная среда, опираться на него и передвигаться может не каждое живое существо.
— Что помогает птицам летать? (Крылья, хвост, легкое тело).
— Давайте проведем с вами опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один лист и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно опустите его перед собой. Что произошло? (Он камнем упал вниз).
— Возьмите прямой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы видели? (Лист плавно опустился, лист летел).
— Объясните, почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод из увиденного можно сделать? (Бумажный шарик камнем падает вниз, а широкий лист летит, парит в воздухе). Правильно, второй лист — широкий. Он опирается на воздух, у него большая поверхность и он может немного лететь.
— Покажите рукой, как камнем падал первый лист, а как парил широкий лист.
— Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? (Сложены на туловище).
— Так что отличает птицу от всех зверей? (Наличие перьев).
Воспитатель. Посмотрите у вас на подносе лежат перья. Одинаковые ли они? Чем отличаются? (ш).
— Да, есть перья пуховые, есть маховые. Кто знает, какие перья обогревают птицу?
— Правильно, это — пуховые перья. Рассмотрите их и расскажите какие они? (Они мельче, чем маховые, они мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький).
Каркуша. А где у птиц растут пуховые перья? (На туловище, голове, спине, на лапах и т.д.)
Каркуша. А какие перья помогают летать и называются маховыми?
Воспитатель. Ребята, покажите Каркуше маховое перо.
Каркуша. Что вы можете сказать про маховое перо? (Оно плотное, жесткое, больше по размеру, чем пуховое перо...)
Воспитатель. Что вы можете сказать про стержень махового пера? (Он полый, пустой).
— Как вы думаете, почему? (Чтобы птица была легче, чтобы она могла летать).
Каркуша. А где у птиц расположены маховые перья?
Воспитатель. Возьмите перья и осторожно опустите перед собой. Понаблюдайте, как они летят? Каркуша, может ты нам расскажешь, как же летают птицы?
Каркуша. С удовольствием слушайте. Крылья у птиц и хвост — это главное в их полете. Перья на крыльях расположены часто, налегают друг на друга. За счет раскрытых крыльев и хвоста, создается большая опора на воздух. Ими птицы отталкиваются от воздуха и летят. Когда крылья опускаются, то перья плотно прижимаются друг к другу, воздушная поверхность уменьшается, и птица уже не летит.
Воспитатель. Каркуша, а может и наши дети смогут летать?
Каркуша. Выходите из-за столов и попробуйте взлететь. Что, не получается? Ведь только одни птицы и умеют летать. А это мы сейчас проверим. Попробуйте отгадать мои загадки: Эта птица-великан, бегает среди саван. Ноги – палки, шея трос, из роскошных перьев хвост. Эта птица не летает, трудна жизнь ее бывает: перья к шляпам — украшенье, только бег ее спасенье. (Страус)
Неуклюжий черно-белый, на коротких ножках тело. Ловко в воду он ныряет, рыбу клювом добывает. (Пингвин)
Каркуша. Да кто же это такие? Я их никогда в своем лесу не встречала.
Воспитатель. Правильно, страус и пингвин в наших лесах не водятся. Дети, к какому виду животных они относятся? (Птицы).
Каркуша. Птицы. Очень интересные птицы. Летать не летают, а только плавают да бегают, разве такие птицы бывают?
Воспитатель. Да, бывают, Каркуша. Эти птицы не летают из-за того, что у них относительно тела очень маленькие крылья. Но это – тоже птицы. Вот страус, например, очень быстро бегает. Это очень зоркая, осторожная птица. Рядом со страусом пасутся газели, антилопы и зебры, так как, увидев опасность, страус спасается бегством, что является хорошим сигналом для других зверей. И они тут же устремляются за ним. Живут страусы в сухих безлесных частях Африки — это обычный страус (показывает картинку) Есть страусы, которые даже хорошо плавают.
Каркуша. Да, интересные эти птицы. Летать не летают, а только бегают хорошо.
— А где же живут пингвины? (В Антарктиде).
Каркуша. А если пингвины не умеют летать, то что они хорошо делают? (Они могут плавать).
— Чем же служат им крылья? (Они помогают им плавать. Крыльями они гребут как веслами).
— Что любят есть пингвины? (Рыбу, всевозможных мелких рачков).
Воспитатель. В воде пингвины проводят много времени. Там они себя уверенно чувствуют, находят себе пищу. В воде же они спасаются и от холода.
Каркуша. Да, вот как интересно эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут. Так все ли птицы летают?
— Я теперь тоже знаю, что есть такие птицы, как страусы и пингвины, которые не умеют летать. Но одни из них быстро бегают, а другие хорошо плавают.
Воспитатель. Скажите ребята, только ли одни птицы умеют летать?
Каркуша. Да что вы, кроме птиц никто не умеет летать, только птицы и могут парить в небе.
Воспитатель. Каркуша, давай спросим у ребят, как они думают?
Дети. Бабочки, стрекозы, мухи и т. д.
Каркуша. А кто это такие? (Это насекомые).
— Ну это верно, я согласна, насекомые летают, но уже больше, наверняка, никто не умеет летать.
Воспитатель. Ребята, ответьте, кто еще умеет летать? (Если дети затрудняются, отвечает воспитатель).
— Есть и звери, которые могут летать, либо могут делать небольшие перелеты. Даже среди рыб есть такие, которые могут летать.
Каркуша. Ну уж нет, чтобы звери летали? Кар-кар-кар и рыбы тоже? Такого не бывает, это вы наверное шутите!
Воспитатель. Я не шучу и докажу вам это. Всех вас я приглашаю на выставку, на которой вы встретитесь с такими животными.
Дети встают и переходят к выставке.
Воспитатель. Есть такие животные — летучие мыши. У них, как у птиц, тоже есть крылья. Летучие мыши бывают разные по размеру мелкие и средние, зверьки способные к настоящему длительному полету. В этом им помогают летальные перепонки. Они очень тонкие и эластичные, в них заключен и хвост. Уши у летучих мышей большие, у некоторых видов — очень большие.
— А есть и рыбы, которые тоже умеют летать. Это летучие рыбы. Например: южноамериканская рыба-топорик. Она быстро плавает под водой с помощью хвостового плавника. Вдруг, в какой-то момент она выскакивает из воды, раскидывает плавники и парит в воздухе. У этой рыбы длинные боковые плавники. Рыба-топорик еще и жужжит.
Каркуша. Так кто же может летать? (Птицы, насекомые, звери – летучие мыши, летучие рыбы).
Воспитатель. Ребята, так что же надо для того, чтобы летать? (Крылья, хвост, перья).
Каркуша. Я и не знала, что кроме птиц есть еще звери, рыбы умеющие летать.
— Ребята, а человек может летать?
Воспитатель. Человек не может летать, но он мечтал о полете. Мечтал подняться в воздух, и поэтому начал создавать всевозможные механизмы.
Каркуша. Ребята, какие летательные аппараты вы знаете? (Вертолет, самолет, ракета).
Воспитатель. Да, ребята, вы все молодцы! А сейчас я вам предлагаю самим сделать игрушки из бумаги – самолетики и веера. Пригласите поиграть вместе с вами и Каркушу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного праздника "Мир, лето, спорт"
Конспект физкультурного праздника (подготовительные группы)....
Конспект Праздника на тему: «Лето красное!» В подготовительной к школе группе
Развлечение детей в летний период....
Конспект интегрированного занятия "Здравствуй, лето!" (средняя группа)
Занятие в форме досуга, посвящено окончанию учебного года.Интеграция образовательных областей: музыка, познание, социализация, коммуникация....
Конспект физкультурного мероприятия "Справа лето, слева лето!"
Физкультурное развлечение для детей старшего возраста....
План - Конспект экскурсии на тему: «Лето, лето к нам пришло».
Цель занятия: уточнение и дальнейшее расширение первичных представлений (времена года, лето, признаки лета).Задачи:Образовательные: продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения, устан...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лети, лети лепесток!»
Возрастная группа6 – 7 лет Цель:развитие познавательного интереса дошкольников через авторскую сказку В.П Катаева «Цветик-Семицветик». Задачи: Образовательные:-з...
План-конспект в младшей группе "Лети, лети снежок"
Конспект занятия в младшей группе по рисованию «Лети, лети снежок»Цель: Учить детей рисовать «тычком». Прививать интерес к рисованию....