''''Хочу все знать ''(О бумаге)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность по теме
«Хочу всё знать (о бумаге)»
«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне в
сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К.Е. Тимирязев.
Актуальность темы:
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия.
Именно поэтому свою работу мы решили направить на развитие познавательной активности моих воспитанников посредством исследовательской и экспериментальной деятельности, окружающими нас предметами, способными помочь провести опыты легко и понятно детям.
В группе для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности был создан опытно-исследовательский центр, в котором происходит развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение). В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
В нашем ДОУ ежегодно проводится проектная деятельность для развития познавательной активности детей. В этом году проектная деятельность была направлена на опытно-экспериментальную деятельность. Совместно с родителями и детьми была выбрана тема «Бумага» и название проекта «Хочу всё знать»
Такой вид работы подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность помогают нам учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
Цель проекта:
развитие познавательного интереса детей, расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе эксперимента.
- Познакомить детей со способом производства бумаги.
- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности.
- Развивать координацию движений, мелкую моторику руки.
- Развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
- Воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, старший воспитатель, помощник воспитателя.
Сроки реализации: февраль – апрель 2019г.
Работа над проектом
1 этап: Целеполагание
На первом этапе реализации проекта «Хочу всё знать» было проведено родительское собрание, на котором было выявлено, что дети недостаточно вовлечены в опытно-экспериментальную деятельность в связи, с чем был намечен путь по реализации опытно-экспериментальной деятельности. В дальнейшем в группе бала проведена презентация о появлении бумаги и её производстве, в ходе которых дети могли продемонстрировать свои знания и высказать, что бы они хотели еще узнать по данной теме. Это позволило нам составить план проекта и пути реализации с учетом потребности и пожеланий детей и их родителей.
2этап: Разработка проекта
На этом этапе был разработан план проекта и пути его реализации, разработан конспект опытно-экспериментальной деятельности. Подготовлены необходимые материалы и оборудование.
План проекта
Этап | Содержание работы | Участники | Ответственные | |
Целеполагание | Родительское собрание с целью выбора темы и разработки совместных путей в области реализации опытно-экспериментальной деятельности | Родители воспитанников Воспитатели: Иванченко В.В. Копылова Н.В. | Воспитатели: Иванченко В.В. Копылова Н.В. | |
С целью выявления интереса и уровня знаний детей по теме проекта в группе были проведены беседы: «Откуда пришла бумага?», «От бересты до бумажного листа», «Какая бывает бумага?», «Профессии людей, создающих бумагу». НОД на тему: «Путешествие в прошлое бумаги». Создание коллекции «Какая разная бумага», «Вторая жизнь бумаги». Презентация с использованием ИКТ: «Производство бумаги» | Дети старшей группы | Воспитатели: Иванченко В.В. Копылова Н.В. | ||
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта, формулирование цели и задач проекта | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. Воспитатели группы Иванченко В.В. Копылова Н.В. | Воспитатели Иванченко В.В. Копылова Н.В. | ||
Разработка проекта | Изучение опыта педагогов новаторов | Педагоги ДОУ | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. | |
Концептуализация- поиск идей для решения проблемы.
| Старший воспитатель Алексанян М.Ю. | Воспитатели Иванченко В.В. Копылова Н.В. | ||
Пополнение предметно-развивающий среды материалами, необходимыми в реализации проекта: Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, клей, картон, деревянный кубик, ткань, салфетки, фольга, веер. | Дети старшей группы, родители, помощник воспитателя Брусенцова Н.В. | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. Воспитатели Иванченко В.В Копылова Н.В. | ||
Разработка конспектов НОД, план проведения итогового мероприятия | Воспитатели Иванченко В.В Копылова Н.В. | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. | ||
Выполнение проекта | Активное пополнение опытно-исследовательского центра новыми лабораторными принадлежностями | Дети старшей группы, родители, воспитатели Иванченко В.В. Копылова Н.В. | Воспитатели Иванченко В.В. Копылова Н.В. | |
Беседы: «Откуда пришла бумага?», «От бересты до бумажного листа», «Какая бывает бумага?», «Профессии людей, создающих бумагу». НОД на тему: «Путешествие в прошлое бумаги». Создание коллекции «Какая разная бумага», «Вторая жизнь бумаги».
| Дети старшей группы, родители, воспитатель Иванченко В.В. | Старший воспитатель воспитатель Иванченко В.В. | ||
Чтение художественной литературы: Стихи:
Рассказ:
| Дети старшей группы | Воспитатели Иванченко В.В Копылова Н.В. | ||
Досуг: р.н.с «Репка» показанная Н. Сорокиным (бумажный театр) малые фольклорные формы: пословицы и поговорки | Дети старшей группы | Воспитатели Копылова Н.В. Иванченко В.В | ||
Дидактические игры: «Кто больше пословиц вспомнит о воздухе» | Дети старшей группы | Воспитатели Иванченко В.В. КопыловаН.В. | ||
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий».
| Дети старшей группы | Воспитатели Иванченко В.В КопыловаН.В | ||
Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Для чего нужна эта бумага) « Волшебная бумага», «Бумажная фея», «Что изменилось?», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?» | ||||
Речевые игры: «Закончи предложение» «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные», «Так не бывает». Составление рассказов по схемам «Опиши предмет». | Дети старшей группы | Воспитатели Иванченко В.В Копылова Н.В | ||
Презентационно- завершающий этап | Открытое занятие по проекту «Хочу всё знать» | Дети старшей группы Воспитатель Иванченко В.В. | Старший воспитатель Алеканян М.Ю. Воспитатели Иванченко В.В Копылова Н.В |
3 Этап: Выполнение проекта
Осуществление проекта строилось на основе единства деятельности педагогов, детей, старшего воспитателя, а также родителей воспитанников. Опытно-экспериментальная деятельность состояла из бесед, наблюдений, опытов, сюжетно-ролевых игр, игр развлечений, чтения художественной литературы, презентации «Производство бумаги» с использованием Икт
Игровая деятельность включала в себя сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, словесные игры.
Дети вмести с родителями подбирали необходимые составляющие для создания опытно-исследовательского центра.
На завершающем этапе проекта состоялось открытое занятие в процессе, которого дети смогли продемонстрировать свои знания, приобретенные за время проекта. На открытом занятии присутствовали сотрудники СП6 и 7.
Анализ проведенной работы:
Мы считаем, что участие в проекте позволило детям не только расширить представления о бумаге, каждый ребенок, участвовавший в проекте, может смело сказать «Я сделал это сам!». Я считаю, что проект помог мыслить, находить и решать проблемные ситуации, получать ответы на вопросы, полученные в результате опытно-экспериментальной деятельности.
Родители на основе совместной проектной деятельности могут объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Могу с уверенностью утверждать, что детско-родительские отношения обогатились совместной деятельностью: проведением некоторых опытов на дому. У детей повысился интерес к проведению опытов не только с бумагой, а так же пополнился словарь.
Дети проявили большой интерес к опытно-экспериментальной деятельности, на что указывает их частые игры в «ученых», посещение мини-лаборатории группами и по одному.
Наша работа была направлена на формирование наблюдательного, думающего, любознательного человека. По окончанию одного из опытов и на мой вопрос детям: - Вам понравилось экспериментировать? девочка ответила: «Да, мы в детском саду всегда узнаем что-то новое и сразу же спросила, а мы будем завтра опыты проводить?»
Учитывая всё вышесказанное я считаю, что мы достигли цели проекта поставленной перед собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Хочу все знать"
Программа кружка - лаборатории "Хочу все знать" содержит пояснительную записку, в которой раскрыты цели, задачи и принципы по реализации программы....
Перспектвный план кружка "Хочу все знать".
План работы кружка - лаборатории на один год в подготовительной группе.Кружок нацелен на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....
Занятия кружка - лаборатории "Хочу все знать"
Конспекты занятий кружка в подготовительной группе....
Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»
Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»...
Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе
материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...
Проект "Хочу летать, хочу все знать"
Данный проект направлен на формирование объема словаря, на развитие лексической системности у детей с общим недоразвитием речи на материале темы «Воздушный транспорт». Цел...
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...