''''Хочу все знать ''(О бумаге)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванченко  Валентина  Владимировна
Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_bumaga.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность по теме

                                     

                                           «Хочу всё знать (о бумаге)»

 «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне в
сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К.Е. Тимирязев.

Актуальность темы:

   Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия.

Именно поэтому свою работу мы решили направить на развитие познавательной активности моих воспитанников посредством исследовательской и экспериментальной деятельности, окружающими нас предметами, способными помочь провести опыты легко и понятно  детям.

В группе для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности был создан опытно-исследовательский центр, в котором происходит развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение). В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

В нашем ДОУ ежегодно проводится проектная деятельность для развития познавательной активности детей. В этом году проектная деятельность была направлена на опытно-экспериментальную деятельность. Совместно с родителями и детьми была выбрана тема «Бумага» и название проекта «Хочу всё знать»

Такой вид работы подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность помогают нам учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Цель проекта:

развитие познавательного интереса детей, расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.

     Задачи проекта:

Образовательные:

  • Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе эксперимента.
  • Познакомить детей со способом производства бумаги. 
  • Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

 Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности.
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику руки.
  • Развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, старший воспитатель, помощник воспитателя.

Сроки реализации: февраль – апрель 2019г.

                                         Работа над проектом

1 этап: Целеполагание

На первом этапе реализации проекта «Хочу всё знать» было проведено родительское собрание, на котором было выявлено, что дети недостаточно вовлечены в опытно-экспериментальную деятельность в связи, с чем был намечен путь по реализации опытно-экспериментальной деятельности. В дальнейшем в группе бала проведена презентация о появлении бумаги и её производстве, в ходе которых дети могли продемонстрировать свои знания и высказать, что бы они хотели еще узнать по данной теме. Это позволило нам составить план проекта и пути реализации с учетом потребности и пожеланий детей и их родителей.

2этап: Разработка проекта

На этом этапе был разработан план проекта и пути его реализации, разработан конспект опытно-экспериментальной деятельности. Подготовлены необходимые материалы и оборудование.

План проекта

Этап

Содержание работы

Участники

Ответственные

Целеполагание

Родительское собрание с целью выбора темы и разработки совместных путей в области реализации опытно-экспериментальной деятельности

Родители воспитанников

Воспитатели:

Иванченко В.В.

Копылова Н.В.

Воспитатели:

Иванченко В.В. Копылова Н.В.

С целью выявления интереса и уровня знаний детей по теме проекта в группе были проведены беседы:  «Откуда пришла бумага?», «От бересты до бумажного листа», «Какая бывает бумага?», «Профессии людей, создающих бумагу».  НОД на тему: «Путешествие в прошлое бумаги». Создание коллекции «Какая разная бумага», «Вторая жизнь бумаги».

Презентация с использованием ИКТ:

«Производство бумаги»

Дети старшей группы

Воспитатели:

Иванченко В.В.

Копылова Н.В.

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта, формулирование цели и задач проекта

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

 Воспитатели группы

Иванченко В.В. Копылова Н.В.

Воспитатели

Иванченко В.В. Копылова Н.В.

Разработка проекта

Изучение опыта педагогов новаторов

Педагоги ДОУ

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

Концептуализация-

поиск идей для

решения проблемы.

 

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

Воспитатели

Иванченко В.В. Копылова Н.В.

Пополнение предметно-развивающий среды материалами, необходимыми в реализации проекта: Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, клей, картон, деревянный кубик, ткань, салфетки, фольга, веер.

Дети старшей группы, родители, помощник воспитателя

Брусенцова Н.В.

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

Воспитатели

Иванченко В.В Копылова Н.В.

Разработка конспектов НОД, план проведения итогового мероприятия

Воспитатели

Иванченко В.В Копылова Н.В.

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

Выполнение проекта

Активное пополнение опытно-исследовательского центра новыми лабораторными принадлежностями

Дети старшей группы, родители, воспитатели Иванченко В.В. Копылова Н.В.

Воспитатели Иванченко В.В. Копылова Н.В.

Беседы: «Откуда пришла бумага?», «От бересты до бумажного листа», «Какая бывает бумага?», «Профессии людей, создающих бумагу».  НОД на тему: «Путешествие в прошлое бумаги». Создание коллекции «Какая разная бумага», «Вторая жизнь бумаги».

 

Дети старшей группы, родители, воспитатель Иванченко В.В.

Старший воспитатель

воспитатель Иванченко В.В.

Чтение художественной литературы:

Стихи:

  • «Я листок бумажный»
  • «В сказочном царстве»
  • «Шуршат осенние кусты» Ф. Усачев
  • «Лист бумаги» С. Михалков
  • «Смешной цветок» Агния Барто
  • «Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко
  • «Простой листок бумаги» Н. Колесова
  • «Бумажный кораблик по имени "Книга" А. Сметанин
  • Сказки:
  • «Сказка о бумажной фее» З. Литвинова
  • «Сказка о бумажном маге» Ю.Марковцев
  • «Сказка о бумажной балерине» Д. Новак
  • «Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна

Рассказ:

  • «Откуда пришла бумага?» Б.Житков

Дети старшей группы

Воспитатели Иванченко В.В Копылова Н.В.

  Досуг: р.н.с «Репка» показанная Н. Сорокиным (бумажный театр)

малые фольклорные формы: пословицы и поговорки

Дети старшей группы

Воспитатели Копылова Н.В.

Иванченко В.В

Дидактические игры: «Кто больше пословиц вспомнит о воздухе»

Дети старшей группы

Воспитатели Иванченко В.В.

КопыловаН.В.

Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия на бумажную фабрику»,

«Магазин бумажных изделий».

 

Дети старшей группы

Воспитатели Иванченко В.В КопыловаН.В

Дидактические игры:

«Определи на ощупь»,

 «Для чего нужна эта бумага)

« Волшебная бумага»,

«Бумажная фея»,

«Что изменилось?», «Найди нужный вид бумаги»,

«Из какой бумаги сделано?»

Речевые игры: 

«Закончи предложение»

«Скажи наоборот»,

«Бумажная, бумажный, бумажные»,

«Так не бывает».

Составление рассказов по схемам «Опиши предмет».

Дети старшей группы

Воспитатели Иванченко В.В Копылова Н.В

Презентационно-

завершающий этап  

Открытое занятие по проекту «Хочу всё знать»

Дети старшей группы  Воспитатель Иванченко В.В.

Старший воспитатель Алеканян М.Ю. Воспитатели Иванченко В.В Копылова Н.В

3 Этап: Выполнение проекта

Осуществление проекта строилось на основе единства деятельности педагогов, детей, старшего воспитателя, а также родителей воспитанников. Опытно-экспериментальная деятельность состояла из бесед, наблюдений, опытов, сюжетно-ролевых игр, игр развлечений, чтения художественной литературы, презентации «Производство бумаги» с использованием Икт

Игровая деятельность включала  в себя сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, словесные игры.

Дети вмести с родителями подбирали необходимые составляющие для создания  опытно-исследовательского центра.

На завершающем этапе проекта состоялось открытое занятие в процессе, которого дети смогли продемонстрировать свои знания, приобретенные за время проекта. На открытом занятии присутствовали сотрудники СП6 и 7.

Анализ проведенной работы:

    Мы считаем, что участие в проекте позволило детям не только расширить представления о бумаге, каждый ребенок, участвовавший в проекте, может смело сказать  «Я сделал это сам!». Я считаю, что проект помог мыслить, находить и решать проблемные ситуации, получать ответы на вопросы, полученные в результате опытно-экспериментальной деятельности.  

Родители на основе совместной проектной деятельности могут объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Могу с уверенностью утверждать, что детско-родительские отношения обогатились совместной деятельностью: проведением некоторых опытов на дому. У детей повысился интерес к проведению опытов не только с бумагой, а так же пополнился словарь.

Дети проявили большой интерес к опытно-экспериментальной деятельности, на что указывает их частые игры в «ученых», посещение мини-лаборатории группами и по одному.

Наша работа была направлена на формирование наблюдательного, думающего, любознательного человека. По окончанию  одного из опытов и на мой вопрос детям: - Вам понравилось экспериментировать?  девочка ответила: «Да, мы в детском саду всегда узнаем что-то новое и сразу же спросила, а мы будем завтра опыты проводить?»

Учитывая всё вышесказанное я считаю, что мы достигли цели проекта  поставленной перед собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Хочу все знать"

Программа кружка - лаборатории "Хочу все знать" содержит пояснительную записку, в которой раскрыты цели, задачи и принципы по реализации программы....

Перспектвный план кружка "Хочу все знать".

План работы кружка - лаборатории на один год в подготовительной группе.Кружок нацелен на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....

Занятия кружка - лаборатории "Хочу все знать"

Конспекты занятий кружка  в подготовительной группе....

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности  Исследовательский метод «Хочу всё знать!»...

Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе

материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...

Проект "Хочу летать, хочу все знать"

Данный проект направлен на формирование объема словаря, на  развитие лексической системности у детей с общим недоразвитием речи на материале темы «Воздушный транспорт».  Цел...

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...