«Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект «Насекомые» в средней группе.
Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Образовательные
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-продолжать учить отгадывать загадки.
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
Воспитательные
-прививать бережное отношение ко всему живому;
-замечать красоту окружающей природы;
-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.
Предшествующая работа
Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».
Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
Наглядно — дидактический материал
Предметные картинки — карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
Ход занятия
( На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).
Воспитатель — Подойдите и выберете себе карточку, на которой изображено насекомое.
(дети выбирают)
Воспитатель — Кто какое насекомое нашел?
(дети — Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )
Воспитатель — Молодцы! А что же общего у всех насекомых?
(дети — Голова, грудь, брюшко, 6 ног)
Воспитатель — Верно, и когда же появляются насекомые?
(дети — Весной)
Воспитатель — Почему весной?
(ответы детей, выкладывание пиктограмм)
Солнце начинает греть — (пиктограмма солнце),
увеличивается день, много света — (пиктограмма лампочка),
появляются растения — (пиктограмма растение),
появляются насекомые — (пиктограмма насекомое).
(дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)
Воспитатель — Молодцы! Все правильно рассказали и выложили.
Воспитатель — Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.
(воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)
Воспитатель — Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?
(дети — На полянке)
Воспитатель — Присаживайтесь на полянку.
Воспитатель — Что же может расти на полянке?
(дети — Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)
Воспитатель — Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?
(дети — Насекомых)
Воспитатель — Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?
(дети — Хотим)
Воспитатель — Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
(дети — Божья коровка)
Воспитатель — Какая она?
(дети — Красная, яркая)
Воспитатель — Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?
(дети — Выделяет горькую, желтую жидкость)
Воспитатель — Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?
(дети — Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
Воспитатель — Божья коровка — это полезное насекомое или нет?
(дети — Полезное)
Воспитатель — Какую пользу приносит?
(дети — Она уничтожает тлю)
Воспитатель — Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель — Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(дети — Бабочка)
Воспитатель — Чем питается бабочка?
(дети — Соком растений, нектаром)
Воспитатель — Как она пьет нектар?
(дети — Хоботком)
Воспитатель — Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель — Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
(дети — Погибнет)
Воспитатель — Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?
(дети — Пользу, опыляют растения)
Воспитатель — Следующее насекомое.
Он работник настоящий,
Очень — очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(дети — Муравьи)
Воспитатель — Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?
(дети — Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).
Воспитатель — Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?
(дети — Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)
Воспитатель — Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?
(дети — Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
Воспитатель — Муравьи полезные или вредные насекомые?
(дети — Полезные, они поедают гусениц, тлю)
Воспитатель — Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель — Эта загадка про кого?
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(дети — Кузнечик)
Воспитатель — Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(дети — В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель — А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(дети — Мы услышим, как он поет)
Воспитатель — Чем он делает такие звуки?
(дети — Крыльями)
Воспитатель — Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?
(дети — Стрекочет)
Воспитатель — Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель — Каких полезных насекомых еще знаем?
(дети – Пчела — дает нам мед; стрекоза — уничтожает комаров, мух)
Воспитатель — Назовите вредных насекомых?
(дети — Муха, комар — разносят болезни, грязь)
Воспитатель — Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.
Игра «Кого не стало»
( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).
Воспитатель — Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)
Воспитатель — Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?
(дети — Насекомых)
Воспитатель — Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?
(дети — Божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка — опыляет растения.)
Воспитатель — Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(дети — Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель — Молодцы! Все верно рассказали.
Источник: http://zanyatiya-v-detskom-sadu.ru/predmetnye/konspekt-zanyatiya-na-temu-nasekomye-v-srednej-gruppe/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...