«Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Загороднева Екатерина Владимировна

Конспект «Насекомые» в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvety_i_nasekomye.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Насекомые» в средней группе.

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

Образовательные

          -расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

          -обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к            условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

Воспитательные

 -прививать бережное отношение ко всему живому;

  -замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Предшествующая работа

  Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

  Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

Наглядно — дидактический материал

  Предметные картинки — карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

                                                 Ход занятия

( На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).

Воспитатель —  Подойдите и выберете себе карточку, на которой  изображено насекомое.

(дети выбирают)

Воспитатель — Кто какое насекомое нашел?

(дети — Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )

Воспитатель — Молодцы! А что же общего у всех насекомых?

(дети — Голова, грудь, брюшко, 6 ног)

Воспитатель — Верно, и когда же появляются насекомые?

(дети — Весной)

Воспитатель  — Почему весной?

(ответы детей, выкладывание пиктограмм)

Солнце начинает греть — (пиктограмма солнце),

увеличивается день, много света — (пиктограмма лампочка),

появляются растения — (пиктограмма растение),

появляются насекомые  — (пиктограмма насекомое).

(дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)

Воспитатель — Молодцы! Все правильно рассказали и выложили.

Воспитатель — Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.

(воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)

Воспитатель  — Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?

(дети — На полянке)

Воспитатель — Присаживайтесь на полянку.

Воспитатель — Что же может расти на полянке?

(дети — Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)

Воспитатель — Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

(дети — Насекомых)

Воспитатель — Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?

(дети — Хотим)

Воспитатель — Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.

                         Одевает эта крошка

                         Платье красное в горошек.

                         И летать умеет ловко,

                         Это … (божья коровка).

(дети — Божья коровка)

Воспитатель —  Какая она?

(дети — Красная, яркая)

Воспитатель —  Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?

(дети — Выделяет горькую, желтую жидкость)

Воспитатель — Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

(дети — Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

Воспитатель — Божья коровка — это полезное насекомое или нет?

(дети — Полезное)

Воспитатель — Какую пользу приносит?

(дети — Она уничтожает тлю)

Воспитатель — Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Воспитатель — Отгадайте следующую загадку.

                         Спал цветок и вдруг проснулся,

                         Больше спать не захотел.

                         Шевельнулся, встрепенулся,

                         Взвился вверх и улетел.

(дети — Бабочка)

Воспитатель — Чем питается бабочка?

(дети — Соком растений, нектаром)

Воспитатель — Как она пьет нектар?

(дети — Хоботком)

Воспитатель — Можно ли ловить бабочек? Почему?

(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)

Воспитатель — Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

(дети — Погибнет)

Воспитатель — Как вы  думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(дети — Пользу, опыляют растения)

Воспитатель — Следующее насекомое.

                         Он работник настоящий,

                         Очень — очень работящий.

                         Под сосной в лесу густом

                         Из хвоинок строит дом.

(дети — Муравьи)

Воспитатель — Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?

(дети — Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

Воспитатель — Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

(дети — Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

Воспитатель — Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(дети — Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

Воспитатель — Муравьи полезные или вредные насекомые?

(дети — Полезные, они поедают гусениц, тлю)

Воспитатель — Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

Воспитатель — Эта загадка про кого?

                         Прыгает пружинка —

                         Зеленая спинка,

                         С травы на былинку,

                         С ветки на тропинку.

(дети — Кузнечик)

Воспитатель — Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

(дети — В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

Воспитатель — А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

(дети — Мы услышим, как он поет)

Воспитатель — Чем он делает такие звуки?

(дети — Крыльями)

Воспитатель — Верно, он трет одно крылышко  о другое  и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

(дети — Стрекочет)

Воспитатель — Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Воспитатель — Каких полезных насекомых еще знаем?

(дети – Пчела — дает нам мед; стрекоза — уничтожает комаров, мух)

Воспитатель — Назовите вредных насекомых?

(дети — Муха, комар — разносят болезни, грязь)

Воспитатель — Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.

Игра «Кого не стало»

( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются.  Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).

Воспитатель — Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и  медленно покружимся.

(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)

Воспитатель — Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?

(дети — Насекомых)

Воспитатель — Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?

(дети — Божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка — опыляет растения.)

Воспитатель — Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

(дети — Комар и  муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

Воспитатель — Молодцы! Все верно рассказали.

Источник: http://zanyatiya-v-detskom-sadu.ru/predmetnye/konspekt-zanyatiya-na-temu-nasekomye-v-srednej-gruppe/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...