НОД "Дом, жилище"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вели беседы с детьми о том, какие бывают дома, кто живёт в вашем доме?Но ведь дома есть не только у людей, но и у животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_zhilishche.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Нод в старшей группе «Дом, жилище человека»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме.

Познакомить детей с разными видами домов, частями (комнатами) дома.

Задачи:

Образовательные:

*Расширять и обогащать знания детей о жилище человека

*Закреплять знания о частях (комнатах) дома

*Закреплять знания детей о названии жилищ животных

*Закреплять знания о своей малой Родине, названии области, посёлка

*Закрепить знания о жилище казаков, о казачьей утвари

*Развивать мышление, связную речь

*Развивать умение сравнивать, анализировать

*Учить ориентироваться в видах жилых строений (один этаж - одноэтажный)

*Продолжать учить составлять творческий рассказ о своём доме

*Совершенствовать умение детей отгадывать загадки

*Закреплять умение ориентироваться в словах -  антонимах

Воспитательные:

*Воспитывать уважение к труду мамы, желание оказывать посильную помощь по дому

*Воспитывать любовь, по отношению к своему дому

Словарная работа:

*Пополнять и обогащать активный словарь детей антонимами

*Продолжать расширять и активизировать в речи слова: общежитие, курень, ухват, сундук.

                                            ХОД ЗАНЯТИЯ

В: Я рада вас приветствовать сегодня в нашем родном доме, нашем детском саду. Ведь мы находимся здесь целый день, значит детский сад – наш дом. Но не только люди живут в своих домах, но и животные. Звери живут в своих домах, а вы знаете, как они называются? Давайте с вами вместе вспомним, я буду начинать, а вы заканчивать предложение.

Медведь живёт в …(берлоге)

Лиса, барсук живут в…(норе)

Бобёр построил себе... (хатку)

А белочка живёт в... (дупле)

Крот ютится под…(землёй)

Там он со своей семьёй.

В: Молодцы. Ну а мы с вами, где живём?

Д: В домах, в квартирах.

В: Правильно, молодцы. Мы живём в домах, а какие это дома?

Ответы детей.

В: Дома разные бывают, это вы правильно сказали, и называют их

по- разному. Почему?

Ответы детей.

В: А я вам помогу. Если дом сделан из дерева, он какой?

Д: Деревянный

В: Правильно, молодец. А если из кирпича?

Д: Кирпичный.

В: Хорошо, а если из железа?

Д: Железный.

В: Умничка, а если из бумаги?

Д: Бумажный.

В: Хорошо, молодцы. А сейчас при современном строительстве, дома строят из блоков, из панелей, значит он какой?

Д: Панельный, блочный.

В: А еще дома отличаются по высоте. Что это значит, как вы думаете?

Д: Дом, где один этаж - одноэтажный.

В: Правильно. Дома есть одноэтажные и многоэтажные, это какие?

Д: Многоэтажный дом – где много этажей.

В: Молодцы, а расскажите, в каком доме живёте вы ?

(Разумнее предложить рассказать о своём доме двум - трём детям, которые живут в разных домах)

В: Молодцы, спасибо. Мы теперь узнали, в каком доме вы живёте: Кира живёт в многоэтажном доме, а Артём живёт в своём доме, там один этаж- это  одноэтажный дом. А вот Маша живёт в доме, где много соседей, много комнат. Там люди ведут общее житие, так называли раньше, этот дом называется общежитием.

Д: повторяют: общежитие.

В: А скажите, для чего любому человеку нужен дом?

Д: Они там живут, спят, кушают, приходят с работы, купаются  и т.д.

В: А расскажите, пожалуйста, что есть в вашем доме?

Д: Мебель, люстра, телевизор, ванная, туалет и т. д.

В: Очень хорошо, а вот давайте представим с вами, что мы пришли к кому- то в гости, открывает нам хозяин дверь, мы с вами сразу видим всё, что находится в этом доме?

Д: Нет.
В: А почему?

Д: Потому что у каждой комнаты своё назначение: В ванной купаются, в спальне спят, в кухне кушают, готовят еду.

В: Молодцы, а хотите, я загадаю вам загадки, о каких комнатах в них идёт речь, угадаете?

Д: Да.

В: Ну, будьте внимательны.

*В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюльки каша. (Кухня)

*Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Рано утром мы без скуки

Просто умываемся.  (Ванная)

*Сладкий сон

Мне снится ночью

В этой комнате всегда,

А под утро лучик солнца

Меня будит иногда.   (Спальня)

*В этой комнате вся вместе

Собирается семья.

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть.

Посмотреть всем телевизор

Или книжку почитать…(Зал)

*Эта комната встречает

Всех, кто к нам приходит в дом.   (Прихожая)

В: Молодцы, вы все мои загадки отгадали. А скажите, у вас в доме всегда порядок?

Д: Да

В: А кто следит за домом, кто наводит в нём порядок?

Д: Мама.

В: Только мама? Разве одна мама справится? Ей будет очень тяжело, ей необходима помощь, кто ей помогает?

Д: Мы, папа.

В: Правильно, молодцы. Нужно обязательно маме помогать, а если вы своевременно убираете за собой игрушки, вещи, книжки, то в доме всегда будет порядок. И маме будет намного легче. Вы немножечко устали, давайте встанем и  поиграем с мячом.

Игра малой подвижности «Скажи наоборот»

Есть дом высокий, есть…(низкий)

Есть дом светлый, есть …(тёмный)

Есть дом большой, есть…(маленький)

Есть дом старый, есть…(новый)

Есть дом одноэтажный, есть…(многоэтажный)

Есть дом с широкой дверью, есть…с (узкой)

В: Молодцы, отдохнули немного. А скажите мне, мы с вами в какой области живём?

Д: Мы живём в  Ростовской области.

В: А как называется наш посёлок?

Д: Наш посёлок называется Усть- Донецкий.

В: Молодцы, а в каком краю мы с вами живём?

Д: Мы живём в Донском краю

В: А как называют людей, живущих в донском краю?

Д: Это казаки.

В: Хорошо, молодцы. А как же называется дом казака?

Д: Дом казака называется курень.

В: А отчего он получил такое название?

Д: Курень – значит круглый. Казаки так строили свои дома, что все комнаты были по кругу. Курень, значит круглый.

В: Молодцы. А что вы мне можете ещё рассказать о казачьем курене, какие комнаты в нём были? Или это была одна большая комната?

Д: Раньше казаки сами строили себе жильё, а крышу накрывали камышом, который рос по берегу Дона. Ведь тогда не было ни шифера, ни железа, ни черепицы.

В: правильно, молодец.

Д: Казаки верили в бога, поэтому в каждом курене висели иконы. Иконы находились в углу , этот угол назывался красный.

В: Молодец.

Д: Казаки - народ хлебосольный. Они любили готовить еду и угощать гостей. Поэтому главной в любом  курене была печь, русская печь. На ней готовили еду, она и обогревала всех, еще на печи спали.

В: Молодцы, что вспомнили за печь.

«Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит »

А на печи казачья утварь, в чем казачки готовили еду?

Д: Они готовили в чугунке.

В: Конечно, в то время у казачек не было кастрюль, зато чугунки были разного размера и большие, и маленькие. А как же чугунки доставали из печи, ведь можно и обжечься, у чугунка нет ручек.

Д: Его доставали ухватом.

В: Молодцы, вы вспомнили название этого предмета. А из чего была сделана посуда у казаков?

Д: Посуду делали из глины, они делали её сами, и чашки, и кружки, и миски, и кувшины для хранения молока.

В: Молодцы, правильно, посуда была глиняной, а ложки?

Д: Ложки деревянные.

В: А где же казачки хранили вещи?

Д: В каждом курене стоял большой сундук. Там хранили платья, платки, остальные вещи и украшения казачек.

В: Молодцы. Вот мы с вами поговорили о жилище казаков, о названии жилищ животных, о своём родном доме. Давайте пройдём с вами в другую зону группы, там на столах лежит всё необходимое для того, чтобы вы нарисовали дом, свой дом, в котором мы живём. Кто хочет рисовать краской, кто карандашами, восковыми мелками, или фломастерами. Подумайте  и прежде, чем приступить к работе , сделаем гимнастику для пальчиков рук.

« Чтоб красиво рисовать

Нужно с пальцами играть.

Вот - большой, а вот и средний,

Безымянный и последний

Наш мизинчик- малышок.

У-у-указательный забыли.

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже,

Ушки зайки не забудем,

Пальчиком водить мы будем.

Чтоб красиво рисовать

Нужно с пальцами играть »

В: Приступайте к работе.

Дети рисуют, можно включить фоновую, спокойную музыку.

В: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам? Ч то понравилось? А может быть,  что то не понравилось? Что запомнили?

Ответы детей.

После окончания рисования прикрепить работы на нашем вернисаже.

В: Посмотрите, какая красивая выставка домов у нас получилась, целая длинная  улица .Спасибо вам. Вы сегодня молодцы, так были внимательны. Слушали, не перебивали друг друга, отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из истории жилища"

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "История жилища"

Занятие знакомит детей с историей жилища разных народов в разные исторические периоды. Образовательная область: Познание.Раздел:  Ознакомление с окружающим.Тема:История жилища.Подготовительн...

Конспект занятия по правовому воспитанию для подготовительной группы "Право на жильё и неприкосновенность жилища"

На занятии дети знакомятся с содержанием статей Конвенции о правах ребёнка, гарантирующее право на жильё и неприкосновенность жилища....

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ ЖИЛИЩА»

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...

Непосредственная образовательная деятельность детей. Тема: "Жилище русского человека"

Тема: «Жилище русского человека»Тема занятия: «Предметы быта в доме бабушки Арины»Цель: Развитие эмоционально-ценностного отношения к предметам быта...

Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ.      ....

"Юрта -жилище тувинцев"

занятие по познавательному развитию в средней группе...