НОД "Дом, жилище"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Вели беседы с детьми о том, какие бывают дома, кто живёт в вашем доме?Но ведь дома есть не только у людей, но и у животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom_zhilishche.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Нод в старшей группе «Дом, жилище человека»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме.
Познакомить детей с разными видами домов, частями (комнатами) дома.
Задачи:
Образовательные:
*Расширять и обогащать знания детей о жилище человека
*Закреплять знания о частях (комнатах) дома
*Закреплять знания детей о названии жилищ животных
*Закреплять знания о своей малой Родине, названии области, посёлка
*Закрепить знания о жилище казаков, о казачьей утвари
*Развивать мышление, связную речь
*Развивать умение сравнивать, анализировать
*Учить ориентироваться в видах жилых строений (один этаж - одноэтажный)
*Продолжать учить составлять творческий рассказ о своём доме
*Совершенствовать умение детей отгадывать загадки
*Закреплять умение ориентироваться в словах - антонимах
Воспитательные:
*Воспитывать уважение к труду мамы, желание оказывать посильную помощь по дому
*Воспитывать любовь, по отношению к своему дому
Словарная работа:
*Пополнять и обогащать активный словарь детей антонимами
*Продолжать расширять и активизировать в речи слова: общежитие, курень, ухват, сундук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В: Я рада вас приветствовать сегодня в нашем родном доме, нашем детском саду. Ведь мы находимся здесь целый день, значит детский сад – наш дом. Но не только люди живут в своих домах, но и животные. Звери живут в своих домах, а вы знаете, как они называются? Давайте с вами вместе вспомним, я буду начинать, а вы заканчивать предложение.
Медведь живёт в …(берлоге)
Лиса, барсук живут в…(норе)
Бобёр построил себе... (хатку)
А белочка живёт в... (дупле)
Крот ютится под…(землёй)
Там он со своей семьёй.
В: Молодцы. Ну а мы с вами, где живём?
Д: В домах, в квартирах.
В: Правильно, молодцы. Мы живём в домах, а какие это дома?
Ответы детей.
В: Дома разные бывают, это вы правильно сказали, и называют их
по- разному. Почему?
Ответы детей.
В: А я вам помогу. Если дом сделан из дерева, он какой?
Д: Деревянный
В: Правильно, молодец. А если из кирпича?
Д: Кирпичный.
В: Хорошо, а если из железа?
Д: Железный.
В: Умничка, а если из бумаги?
Д: Бумажный.
В: Хорошо, молодцы. А сейчас при современном строительстве, дома строят из блоков, из панелей, значит он какой?
Д: Панельный, блочный.
В: А еще дома отличаются по высоте. Что это значит, как вы думаете?
Д: Дом, где один этаж - одноэтажный.
В: Правильно. Дома есть одноэтажные и многоэтажные, это какие?
Д: Многоэтажный дом – где много этажей.
В: Молодцы, а расскажите, в каком доме живёте вы ?
(Разумнее предложить рассказать о своём доме двум - трём детям, которые живут в разных домах)
В: Молодцы, спасибо. Мы теперь узнали, в каком доме вы живёте: Кира живёт в многоэтажном доме, а Артём живёт в своём доме, там один этаж- это одноэтажный дом. А вот Маша живёт в доме, где много соседей, много комнат. Там люди ведут общее житие, так называли раньше, этот дом называется общежитием.
Д: повторяют: общежитие.
В: А скажите, для чего любому человеку нужен дом?
Д: Они там живут, спят, кушают, приходят с работы, купаются и т.д.
В: А расскажите, пожалуйста, что есть в вашем доме?
Д: Мебель, люстра, телевизор, ванная, туалет и т. д.
В: Очень хорошо, а вот давайте представим с вами, что мы пришли к кому- то в гости, открывает нам хозяин дверь, мы с вами сразу видим всё, что находится в этом доме?
Д: Нет.
В: А почему?
Д: Потому что у каждой комнаты своё назначение: В ванной купаются, в спальне спят, в кухне кушают, готовят еду.
В: Молодцы, а хотите, я загадаю вам загадки, о каких комнатах в них идёт речь, угадаете?
Д: Да.
В: Ну, будьте внимательны.
*В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюльки каша. (Кухня)
*Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Рано утром мы без скуки
Просто умываемся. (Ванная)
*Сладкий сон
Мне снится ночью
В этой комнате всегда,
А под утро лучик солнца
Меня будит иногда. (Спальня)
*В этой комнате вся вместе
Собирается семья.
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть.
Посмотреть всем телевизор
Или книжку почитать…(Зал)
*Эта комната встречает
Всех, кто к нам приходит в дом. (Прихожая)
В: Молодцы, вы все мои загадки отгадали. А скажите, у вас в доме всегда порядок?
Д: Да
В: А кто следит за домом, кто наводит в нём порядок?
Д: Мама.
В: Только мама? Разве одна мама справится? Ей будет очень тяжело, ей необходима помощь, кто ей помогает?
Д: Мы, папа.
В: Правильно, молодцы. Нужно обязательно маме помогать, а если вы своевременно убираете за собой игрушки, вещи, книжки, то в доме всегда будет порядок. И маме будет намного легче. Вы немножечко устали, давайте встанем и поиграем с мячом.
Игра малой подвижности «Скажи наоборот»
Есть дом высокий, есть…(низкий)
Есть дом светлый, есть …(тёмный)
Есть дом большой, есть…(маленький)
Есть дом старый, есть…(новый)
Есть дом одноэтажный, есть…(многоэтажный)
Есть дом с широкой дверью, есть…с (узкой)
В: Молодцы, отдохнули немного. А скажите мне, мы с вами в какой области живём?
Д: Мы живём в Ростовской области.
В: А как называется наш посёлок?
Д: Наш посёлок называется Усть- Донецкий.
В: Молодцы, а в каком краю мы с вами живём?
Д: Мы живём в Донском краю
В: А как называют людей, живущих в донском краю?
Д: Это казаки.
В: Хорошо, молодцы. А как же называется дом казака?
Д: Дом казака называется курень.
В: А отчего он получил такое название?
Д: Курень – значит круглый. Казаки так строили свои дома, что все комнаты были по кругу. Курень, значит круглый.
В: Молодцы. А что вы мне можете ещё рассказать о казачьем курене, какие комнаты в нём были? Или это была одна большая комната?
Д: Раньше казаки сами строили себе жильё, а крышу накрывали камышом, который рос по берегу Дона. Ведь тогда не было ни шифера, ни железа, ни черепицы.
В: правильно, молодец.
Д: Казаки верили в бога, поэтому в каждом курене висели иконы. Иконы находились в углу , этот угол назывался красный.
В: Молодец.
Д: Казаки - народ хлебосольный. Они любили готовить еду и угощать гостей. Поэтому главной в любом курене была печь, русская печь. На ней готовили еду, она и обогревала всех, еще на печи спали.
В: Молодцы, что вспомнили за печь.
«Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит »
А на печи казачья утварь, в чем казачки готовили еду?
Д: Они готовили в чугунке.
В: Конечно, в то время у казачек не было кастрюль, зато чугунки были разного размера и большие, и маленькие. А как же чугунки доставали из печи, ведь можно и обжечься, у чугунка нет ручек.
Д: Его доставали ухватом.
В: Молодцы, вы вспомнили название этого предмета. А из чего была сделана посуда у казаков?
Д: Посуду делали из глины, они делали её сами, и чашки, и кружки, и миски, и кувшины для хранения молока.
В: Молодцы, правильно, посуда была глиняной, а ложки?
Д: Ложки деревянные.
В: А где же казачки хранили вещи?
Д: В каждом курене стоял большой сундук. Там хранили платья, платки, остальные вещи и украшения казачек.
В: Молодцы. Вот мы с вами поговорили о жилище казаков, о названии жилищ животных, о своём родном доме. Давайте пройдём с вами в другую зону группы, там на столах лежит всё необходимое для того, чтобы вы нарисовали дом, свой дом, в котором мы живём. Кто хочет рисовать краской, кто карандашами, восковыми мелками, или фломастерами. Подумайте и прежде, чем приступить к работе , сделаем гимнастику для пальчиков рук.
« Чтоб красиво рисовать
Нужно с пальцами играть.
Вот - большой, а вот и средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик- малышок.
У-у-указательный забыли.
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже,
Ушки зайки не забудем,
Пальчиком водить мы будем.
Чтоб красиво рисовать
Нужно с пальцами играть »
В: Приступайте к работе.
Дети рисуют, можно включить фоновую, спокойную музыку.
В: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам? Ч то понравилось? А может быть, что то не понравилось? Что запомнили?
Ответы детей.
После окончания рисования прикрепить работы на нашем вернисаже.
В: Посмотрите, какая красивая выставка домов у нас получилась, целая длинная улица .Спасибо вам. Вы сегодня молодцы, так были внимательны. Слушали, не перебивали друг друга, отвечали на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Из истории жилища"
Занятие по окружающему миру в подготовительной группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "История жилища"
Занятие знакомит детей с историей жилища разных народов в разные исторические периоды. Образовательная область: Познание.Раздел: Ознакомление с окружающим.Тема:История жилища.Подготовительн...
Конспект занятия по правовому воспитанию для подготовительной группы "Право на жильё и неприкосновенность жилища"
На занятии дети знакомятся с содержанием статей Конвенции о правах ребёнка, гарантирующее право на жильё и неприкосновенность жилища....
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ ЖИЛИЩА»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...
Непосредственная образовательная деятельность детей. Тема: "Жилище русского человека"
Тема: «Жилище русского человека»Тема занятия: «Предметы быта в доме бабушки Арины»Цель: Развитие эмоционально-ценностного отношения к предметам быта...
Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»
Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ. ....
"Юрта -жилище тувинцев"
занятие по познавательному развитию в средней группе...