Методическая разработка.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему «Пришла весна» в подготовительной группе.
Воспитатель: Колчина Наталья Александровна
Цель: обобщение знаний детей о времени года – весне.
Программное содержание:
- вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.
Предшествующая работа:
- Дидактические игры: "Скажи со словом", "Скажи правильно"
- рассматривание картин великих художников-пейзажистов
- посещение местного музея,
- выставка картин в группе "Картины родной природы".
Материал:
- солнце с лучиками, таблицы со схемами, мяч, "хрустальная палочка", звуковые цветные фишки для составления слов, буквы.
Ход занятия
Организационный момент
Все мы дружные ребята,
Мы ребята - дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Воспитатель: Ребята, если вы правильно решите эти примеры, то вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии.
Дети подставляют буквы и читают слово.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А как вы понимаете выражение: "Идет Весна!"
Дети:
1. С середины марта, с первых проталин можно заметить появление весны. Ещё лежит снег, ничего не изменилось, но все равно изменяется всё в природе. На улице стоят голые деревья. Может идти снег, может капать с крыш, может быть хмурыми дни.
2. Если появляется солнце, то оно светит так ярко, что иногда просто больно глазом. Воздух прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко - голубое.
Воспитатель: Вот и к нам заглянуло солнце, но лучиков мало. Почему? (Выслушиваем ответы детей). Я думаю, если вы, ребята, расскажите больше весенних признаков, то лучиков у солнца появится больше.
Дети:
3. Когда по небу плывут облака про них можно сказать, как небесный ледоход, потому что в этих облаках кристаллики льда.
4. День прибывает с каждым днем. 21 марта наступает весеннее равноденствие. Теперь светлого дня будет больше и больше. Март называют - мартом света.
5. Прилетают птицы - скворцы, грачи, ласточки, кукушки.
6. Начинает дружно таять снег, который превращается в воду, поэтому - второй месяц весны - апрель называют месяцем воды.
7. Ночью лужи застывают, подмерзают. Когда идешь по дороге в садик, интересно наступать на них. А днем, когда пригреет солнце, они снова превращаются в лужи. Можно увидеть, как купаются в них воробьи, голуби.
8. Много снега в нашем поселке, чтобы людям удобно было ходить по чистому асфальту, снегоуборочные машины расчищают его от снега.
9. В мае появляется много зелени, цветёт черёмуха, распускаются листья на деревьях. Май называют - предлетье, потому что всё цветет, громко галдят птицы, они строят гнезда, чтобы вывести птенцов.
Воспитатель: Хорошо вы рассказали про весенние признаки, поэтому у солнца появляются лучики.
- Игра "Скажи со словом "весенний". Я говорю слово "погода", а вы мне отвечаете "весенняя погода" и т.д. (бросаю мяч ребенку и говорю слово). Слова: день, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы, веснушки.
- Игра "Скажи одним словом":
- "Лед идет по реке" - ледоход;
- "Первые цветы" - первоцветы;
- "Цветок, растущий из-под снега" - подснежник.
- Игра с "хрустальной палочкой": передать по кругу и назвать образные выражения - "Весна какая?" (шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, ликующая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, голубая, волшебная, шумная, изумрудная, хрустальная, яркая, светло-зеленая, светло-голубая, лучезарная, загадочная, скользкая).
Физминутка:
- Голубая речка.
развернуть таблицу
Если речка голубая И бежит в полях, сверкая, Если снег везде растаял И поет пичужек стая Если солнце разрумянит Нам ещё приятней станет | руки через стороны вверх, бег на месте приседание помахивая руками в стороны наклоны головы вправо-влево и бег на месте и |
развернуть таблицу
Воспитатель предлагает детям разделиться на 3 компании по 4 человека.
Каждой компании свое задание.
1 компания: Слово "Яблоко" - по буквам этого слова напечатать названия деревьев.
- Я - ясень
- Б - береза
- Л - липа
- О - осина
- К - клен
- О - ольха
2 компания: Слово "Яблоко" - по буквам этого слова напечатать названия диких и домашних животных.
- Я - як
- Б - бык
- Л - лось
- О - олень
- К - корова
- О - овца
3 компания: Слово "Яблоко" - по буквам этого слова напечатать названия животных, живущих в теплых странах.
- Я - ягуар
- Б - бегемот
- Л - ленивец
- О - обезьяна
- К - кенгуру
- О - осел
Воспитатель: (вместе с детьми проверяем задания) Молодцы, дети. Вы справились со сложными заданиями, и солнце вам улыбается (переворачиваю солнце на улыбающуюся сторону).
Хороводная игра "Веснянка".
Весна-красна к нам пришла
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
С просом колосистым,
Со льном - кустистым,
С калиной - малиной,
С красной рябиной,
С черной смородиной,
Со всякой садовиной
С лазоревым цветом
С теплым летом!
Воспитатель: подберите родственные слова к слову "Весна"
- веснушки
- весенний
- весной
- веснушчатый
- веснянка
- веселый
Какое слово лишнее? (веселый)
Воспитатель: Ребята, мы с вами теперь много знаем о признаках и приметах весны. Я предлагаю вам дома нарисовать картины о весне. Из ваших рисунков мы сделаем небольшую книгу со стихами и играми.
адачи:
1. Учить выявлять причины происходящих изменений в природе.
2. Развивать умения активно и творчески применять ранее усвоенные
способы изображения в аппликации.
3. Воспитывать любовь к природе, доброжелательное отношение друг
к другу, желание откликнуться на призыв о помощи.
Активизация словаря: проталины, цветущая, пахучая.
Оборудование:
Демонстрационный материал: образец работы, пенечки, деревья.
Раздаточный материал:
клей-карандаш, ножницы, клеенка, тряпочки , набор цветной бумаги, картон зеленого цвета, простые карандаши.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Предварительная работа.
1. Наблюдения за изменениями в природе.
2. Рассматривание иллюстраций, книг, картин.
3. Беседы о весне.
4. Чтение художественной литературы.
5. Рисование на тему «Весна».
6. Дидактические игры «Какой, какая», «Назови приметы весны», «Составь предложение, рассказ по картинкам».
Ход проведения.
1.Вводная часть.
Организационный момент.
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем здоровья.
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Здравствуй утро, здравствуй день.
Нам здороваться не лень.
-А сейчас, ребята, отгадайте загадку
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …(весна).
- Правильно, ребята. Сегодня мы будем вести разговор о прекрасном времени года – весне.
2. Основная часть.
- Назовите весенние месяцы. (ответы детей)
- Ребята, а чтобы весна шагала к нам быстрее, давайте подарим ей красивые слова. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет, тот слово красивое о весне назовет. (ответы детей)
- Молодцы, вы подарили весне очень много красивых слов.
- Ребята, а какие приметы весны вы знаете? (ответы детей)
- Как называют птиц одним словом, которые осенью улетают, а весной прилетают?
- Перелётные.
- Назовите мне перелётных птиц?
- Весной к нам прилетают грачи, скворцы, жаворонки, кукушки, ласточки.
Стук в дверь. Почтальон Печкин принес письмо от старичка Лесовичка.
- Ребята, вы хотите узнать, что пишет нам старичок Лесовичок.
«Здравствуйте, дорогие ребята, обращаюсь к вам за помощью. Наступила весна. Прилетели птицы, но вот беда. Им негде растить своих птенцов. Нужны домики – скворечники. Помогите птицам. И тогда они будут нас радовать своим пением. Спасибо. Старичок Лесовичок».
- Ребята, поможем птицам. (ответы детей).
Разминка.
- Ребята, давайте поиграем.
Десять птичек — стайка
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек - стайка:
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей
Эта птичка — совушка,
сонная головушка;
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое пёрышко;
Это — зяблик
Это - стриж,
Это — развесёлый чиж…
Ну, а это — злой орлан.
Птички, птички — по домам!
(Ирина Токмакова)
- Отдохнули хорошо. А сейчас начнем работу. Я приглашаю вас в мастерскую «Умелые ручки».
Рассматривание образца.
Объяснение и показ воспитателя способов изготовления работы.
- Ребята, скворечники мы будем приклеивать на деревья. Каким способом мы будем выполнять стволы деревьев? Вам этот способ уже знаком.
- Из скрученных трубочек бумаги.
- Как будем делать скворечник?
- С одной стороны прямоугольника срезать углы и получится домик.
Вырезать из квадрата круг – окошко для птиц. Потом аккуратно все детали аппликации приклеить на зеленый картон. Затем можно добавить отдельные элементы картинки - солнышко, тучки.
Самостоятельная работа детей.
3. Заключительная часть.
Мы не ели и не пили,-
Мы скворечник мастерили.
Очень в гости ждем скворцов,
Пусть выводят там птенцов.
- Ребята, чья вам больше всего понравилась работа? (ответы детей)
- Все молодцы. Справились с заданием. Посмотрите, какие красивые получились у нас скворечники. Птицы будут рады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....