Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Ориентировка в пространстве"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»
СЦЕНАРИЙ
образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: « Насекомые »
Возрастная группа старшая группа
Подготовила: Деренская О.А.
Воспитатель вкк
Орск, 13.05.2020 г.
«Насекомые»
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Воспитательные:
1. Прививать бережное отношение ко всему живому.
2.Замечать красоту окружающей природы.
3.Воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.
Развивающие:
1. Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
2.Активизировать и расширять словарный запас;
3.Развивать связную речь.
Образовательные:
1. Расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках.
2.Обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни.
3.Уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека.
Работа над словарем: Активизировать словарь «Насекомые».
Приемы руководства деятельностью детей:
- Методы формирования сознания (беседа);
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра «Кого не стало»);
- Методы стимулирования поведения (поощрение, приемы поддержания интереса у детей: пальчиковая игра: « Паучок»);
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
- Методы организации и осуществления познавательной деятельности
(игровая деятельность).
Создание среды для организации и проведения ОД:
Предметные картинки - карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых». Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
Виды детской деятельности в ОД:
Познавательная
Игровая
Коммуникативная
Планируемые результаты из ООП ДО ДОО:
Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.
Интеллектуальные: Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе. Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Создает изображения предметов по образцу.
Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
Критерии оценки деятельности детей в ОД
- Активность
- Самостоятельность
- Взаимодействие со сверстниками и взрослым
- Сопереживание
- Эмоциональность
- Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
- Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
- Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.
Ход интегративной деятельности
Части НОД | Содержание | Области | Временной отрезок |
1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей | Организационный момент: Воспитатель: В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три. А теперь пойдем налево, раз, два, три. В центре круга соберемся, раз, два, три. И на место все вернемся, раз, два, три. Улыбнемся, подмигнем, И общаться мы начнём! Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично! Мотивация: На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы). Воспитатель: Подойдите и выберете себе карточку, на которой изображено насекомое. (дети выбирают). Целеполагание (совместно с педагогом): Воспитатель - Кто какое насекомое нашел? (дети - Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар ) Воспитатель - Молодцы! А что же общего у всех насекомых? (дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног). | Социально-коммуникативное Познавательное развитие | 5 минут |
2.Основная часть. Беседа, актуализация личного опыта детей Проблемные вопросы | Воспитатель - Верно, и когда же появляются насекомые? (дети - Весной) Воспитатель - Почему весной? (ответы детей, выкладывание пиктограмм) Солнце начинает греть - (пиктограмма солнце), увеличивается день, много света - (пиктограмма лампочка), появляются растения - (пиктограмма растение), появляются насекомые - (пиктограмма насекомое). (дети выбирают нужные пиктограммы из множества других) Воспитатель - Молодцы! Все правильно рассказали и выложили. Воспитатель - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте. (воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы) Воспитатель - Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались? (дети - На полянке) Воспитатель - Присаживайтесь на полянку. Воспитатель - Что же может расти на полянке? (дети - Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха) Воспитатель - Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим? (дети - Насекомых) Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые? (дети - Хотим) Воспитатель - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать. Одевает эта крошка Платье красное в горошек. И летать умеет ловко, Это … (божья коровка). (дети - Божья коровка) Воспитатель - Какая она? (дети - Красная, яркая) Воспитатель - Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов? (дети - Выделяет горькую, желтую жидкость) Воспитатель - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки? (дети - Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!) Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет? (дети - Полезное) Воспитатель - Какую пользу приносит? (дети - Она уничтожает тлю) Воспитатель - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов. Воспитатель - Отгадайте следующую загадку. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (дети - Бабочка) Воспитатель - Чем питается бабочка? (дети - Соком растений, нектаром) Воспитатель - Как она пьет нектар? (дети - Хоботком) Воспитатель - Можно ли ловить бабочек? Почему? (дети - Нет, мы можем поранить бабочку) Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится? (дети - Погибнет) Воспитатель - Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (дети - Пользу, опыляют растения) Воспитатель - Следующее насекомое. Он работник настоящий, Очень - очень работящий Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (дети - Муравьи) Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят? (дети - Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок). Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы) Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются? (дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник) Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые? (дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю) Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса. Пальчиковая игра «Паучок» Паучок ходил по ветке, Чтобы погулять на ветке. Воспитатель - Эта загадка про кого? Прыгает пружинка - Зеленая спинка, С травы на былинку, С ветки на тропинку. (дети - Кузнечик) Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему? (дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы) Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет? (дети - Мы услышим, как он поет) Воспитатель - Чем он делает такие звуки? (дети - Крыльями) Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает? (дети - Стрекочет) Воспитатель - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми. Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем? (дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух) Воспитатель - Назовите вредных насекомых? (дети - Муха, комар - разносят болезни, грязь) Воспитатель - Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло. Игра «Кого не стало» ( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка). Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало. Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся. (Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы) Воспитатель - Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели? (дети - Насекомых) Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят? (дети - Божья коровка, муравей, стрекоза уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка опыляет растения.) Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них? (дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.) Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали. | Познавательное развитие Социально - коммуникативное развитие Физическое развитие | 17 минут |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов деятельности. | Рефлексия: Воспитатель: -Где мы сегодня были? Кого встретили? Что нового узнали? -Что вам понравилось? «А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожелания. Будьте все здоровы». | 3 минуты |
Длительность интегративной деятельности: 25 минут.
Список использованной литературы:
1.Интернет-ресурс: maam. ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие в космическое пространство»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие в космическое пространство»...
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....