Конспект ОД по познавательному развитию Окружающий мир на тему: «Наши удивительные органы чувств»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность: Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка - освоение культуры здоровья человека. Ребёнок должен самостоятельно понимать необходимость ведения здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья. Для понимания важности данной цели, ребёнку необходимо ознакомиться с тем, что же представляет собой человеческий организм, с особенностями его строения и функционирования, какую роль играют органы чувств в жизни человека.
Цель: Обобщение знаний об органах чувств человека.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
обучающие:
формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
развивающие:
развивать зрительное, слуховое, обонятельное восприятие, память, мышление;
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
побуждать детей к познанию органов чувств; знакомить с их функциями, значением; формировать умение делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
Образовательная область «Речевое развитие»:
развивать активную речь детей;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия друг с другом.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми
- Словарная работа(энциклопедия, рецепторы, обоняние, осязание)
- Дидактические игры
Оборудование:
- Книга-энциклопедия для заполнения
- Картинки для вклеивания в энциклопедию
- Контейнеры с отверстиями, заполненные чесноком, зернами кофе, кожурой от апельсина
- Витамины по количеству детей
- Мешочек с атрибутами для игры «Чудесный мешочек»
- Презентация
- 5 Столиков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_butova_2019.docx | 28.21 КБ |
organy_chuvsv.pptx | 800.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность: Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка - освоение культуры здоровья человека. Ребёнок должен самостоятельно понимать необходимость ведения здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья. Для понимания важности данной цели, ребёнку необходимо ознакомиться с тем, что же представляет собой человеческий организм, с особенностями его строения и функционирования, какую роль играют органы чувств в жизни человека.
Цель: Обобщение знаний об органах чувств человека.
Задачи:
Образовательная область «Физическое развитие»
обучающие:
формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
развивающие:
развивать зрительное, слуховое, обонятельное восприятие, память, мышление;
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
побуждать детей к познанию органов чувств; знакомить с их функциями, значением; формировать умение делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
Образовательная область «Речевое развитие»:
развивать активную речь детей;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия друг с другом.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми
- Словарная работа(энциклопедия, рецепторы, обоняние, осязание)
- Дидактические игры
Оборудование:
- Книга-энциклопедия для заполнения
- Картинки для вклеивания в энциклопедию
- Контейнеры с отверстиями, заполненные чесноком, зернами кофе, кожурой от апельсина
- Витамины по количеству детей
- Мешочек с атрибутами для игры «Чудесный мешочек»
- Презентация
- 5 Столиков
Ход ОД.
Вводная часть
В зале стоит 5 столиков-лабораторий, энциклопедия органов чувств. Дети заходят в зал вместе с воспитателем.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Вы обратили внимание как изменился наш зал? На какое место он похож? (Ответы детей.)
-Ой смотрите, что я нашла, это ведь электронное видео послание . Интересно от кого оно?
Включается проектор. Видео обращение:
Здравствуйте ребята. Это мы Симка и Нолик. Вы все знаете, что мы очень любим все исследовать и изучать. Вот и сейчас мы хотели создать для детей детского сада «Ромашка» «Энциклопедию органов чувств человека» и для этого даже соорудили лабораторию, в ней есть все необходимое, но к сожалению мы не успеваем ее закончить. Дим Димычу срочно понадобилась наша помощь. Помогите нам, пожалуйста, заполнить пустые страницы энциклопедии и передать ее детям вашего детского сада. Наши лаборатории открыты, и вы можете провести все необходимые эксперименты и исследования самостоятельно. Желаем вам успехов в вашей исследовательской деятельности».
-Не переживай Симка наши ребята очень умные и со всем справятся.
-Ребята, вот эта энциклопедия. Посмотрите, какая она красивая и в ней действительно много пустых страниц (педагог листает энциклопедию и обращает внимание детей на пустые страницы в ней). А на обложке написано «Энциклопедия органов чувств». Как вы думаете, что такое органы чувств?(ответы детей) Вы все верно рассуждаете. Нам осталось только проверить правильность ваших мыслей опытным путем. Давайте скорей приступим к работе, выясним все про органы чувств человека: сколько их бывает, какие они и для чего нужны и заполним пустые страницы энциклопедии.
Основная часть
Лаборатория 1 – ОРГАН СЛУХА
- Посмотрите, на первой странице энциклопедии написана цифра 1. Это и есть номер лаборатории. Где она?
- Чтобы узнать, какой орган чувств здесь изучают, необходимо отгадать загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(Ушки)
- Давайте проверим, правильно ли мы отгадали. Виктория, открой, пожалуйста, отгадку (ребенок открывает картинку с изображением уха). Молодцы!
- Ребята, а зачем человеку уши? (варианты ответов детей). Скажите а что вы знаете о строении уха. Рассматриваем слайд, дети показывают ушную раковину, мочку уха, козелок, дают ответы. Скажите а может ли другой орган выполнять работу уха? Давайте с вами проведем эксперимент и проверим. Закройте крепко уши ладошками, а когда я покажу вот такой жест (педагог показывает жест), то откроете (дети закрывают уши ладошками, а педагог шепотом произносит: присядьте, встаньте ко мне спиной, повернитесь ко мне лицом, улыбнитесь; далее показывает жест, чтобы дети открыли уши)
- Ребята, а почему вы не сделали то, что я говорила? Как, вы ничего не услышали? Почему? Верно, вы не смогли услышать, потому, что у вас были закрыты уши. Значит для чего человеку уши? (чтобы слышать). Действительно, ребята, наши уши помогают нам слышать окружающие нас звуки. Но дело в том, что наш орган слуха не только улавливает звуки, но и может различать их, определять с какой стороны он исходит. И сейчас мы это проверим опытным путем.
-Ребята скажите а какие звуки могут услышать наши уши? Посмотрите в нашей лаборатории есть предметы, как вы думаете все они издают одинаковые звуки? (ответы) Давайте с вами определим какой звук издает каждый из предметов.( Лопаем шар -резкий звук, шуршим бумагой –тихий звук, стучим в барабан- громкий звук, играем на металлофоне –мелодичный звук.)
- Итак мы с вами выяснили, что уши помогают человеку не только слышать звуки но и различать их.
- Чтобы наши уши всегда были здоровыми, полезно делать массаж. Давайте сделаем его сейчас, пусть наши уши всегда хорошо слышат и будут здоровы.
Массаж ушей «Чтобы уши не болели»
Чтобы уши не болели, Пальцами мягко разминают
Разомнем мы их скорее. ушную раковину.
Вот сгибаем, отпускаем Пальцами сгибают ухо и отпускают его
И опять все повторяем.
Козелок мы разомнем, Большим и указательным пальцами растирают козелок.
По уху пальчиком ведем Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины.
И ладошкой прижимаем, Ладонями энергично растирают уши
Сильно-сильно растираем.
- Вот как много всего мы выяснили об органе слуха. Давайте внесем эту информацию в энциклопедию. Посмотрите для этого у меня есть волшебный цветок органов чувств человека. Но у него нет лепестков (дети выбирают подходящие картинки, что можно услышать ушами и вклеивают их на страницу энциклопедии). Первая страница готова.
Лаборатория 2 – ОРГАН ОБАНЯНИЯ
- Какой номер лаборатории записан на следующей странице? (2) Давайте пройдем в эту лабораторию. Чтобы узнать какой орган чувств изучают здесь, отгадайте следующую загадку:
За поляною — гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пышут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора! (НОС)
- Давайте проверим, откройте картинку. Молодцы, отгадали. Скажите а нос у нас это орган?( обоняния)
- Как вы думаете, для чего человеку нос? (дышать, нюхать) Ребята с помощью чего нос может улавливать запахи? (рецепторы) А может ли человек дышать без носа? Давайте проведем эксперимент и проверим. Закройте пальчиками нос и подышите. Что вам захотелось сделать? (сделать вдох ртом). Так может человек дышать без носа? (да, с помощью рта) Но человеку иногда необходимо есть. И когда мы пережевываем пищу, наш рот закрыт. Давайте представим, что мы кушаем. А теперь закройте нос. Смогли вы дышать с закрытым носом? (нет). Значит для чего нам нужен нос? (чтобы дышать).
- Еще вы сказали, что нос нам нужен, чтобы различать запахи. Скажите а какие бывают запахи? (Слабый, сильный, приятный, резкий, не приятный) Давайте это проверим с помощью эксперимента. Для этого Фиксики нам оставили вот эту коробку. Давайте откроем и посмотрим, что в ней. Здесь какие-то контейнеры. Мы можем определить, что в них? Как? А если мы не сможем открыть контейнеры, как нам узнать, что в них? (дети предлагают варианты решения проблемы) Давайте каждый возьмет по одному контейнеру и попробует определить, что в нем. Только одно условие: открывать их нельзя. Что у вас в контейнерах? Как вы это узнали? (понюхали) А сейчас давайте проверим достоверность ваших предположений, поменяйтесь контейнерами. Верно определил ваш сосед, что спрятано в контейнере? Давайте откроем и проверим, правы ли мы.
- Какой орган чувств помог нам определит, что спрятано в контейнере? Значит, для чего человеку нужен нос?
- Верно, ребята. Нос тоже важный орган чувств человека. Его называют органом? (обоняния).
- Как вы думаете, нужно ли беречь нос? А как?
Давайте возьмем наш волшебный цветок и подберем лепестки для органа обоняния (дети заполняют вторую страницу энциклопедии)
Лаборатория № 3 – ОРГАН ЗРЕНИЯ
- Какой номер указан на следующей странице? (3). Давайте пройдем в лабораторию номер 3. Отгадайте, какой орган чувств изучают здесь:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (ГЛАЗА).
- Давайте проверим, откройте картинку. Молодцы.
- В этой лаборатории ученые изучают работу наших глаз. Ребята давайте с вами внимательно рассмотрим картинку на которой изображен глаз. (дети рассказывают о строении глаза).
- Для чего нам нужны глаза? А может ли с этой работой справиться орган обоняния, орган слуха? Давайте проведем эксперимент и проверим. Закройте глаза. Что я сейчас делаю? Вы не знаете? А почему? Как, вы не смогли почувствовать носом? И орган слуха вам в этом не помог? Можете открыть глаза. А я еще раз повторю свои движения. Что я сейчас делаю? (зарядку). Как вы узнали? (увидели) Какой орган чувств вам помог в этом? (глаза). А теперь проведем еще один эксперимент. Называется он «Что я вижу одним глазом»
Напоминаю вам, что нужно беречь глаза и не делать резких движений пальцами около глаза. Дети стоят по кругу. Воспитатель одному из детей стоящему в центре завязывает один глаз и просит, держа голову прямо не поворачивать ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее развязываем глаз и просим назвать всех кого он видит теперь.
- Как лучше смотреть одним глазом или двумя?( ответы детей) Далее все дети выполняют этот же эксперимент запоминая, что они увидели. Они видят то же самое или другое? (ответы детей)
- А теперь все что мы выяснили об органе зрения, нужно занести в нашу энциклопедию с помощью наших лепестков с картинками (дети заполняют страницу)
Лаборатория № 4 – ОРГАН ВКУСА
- Какой номер лаборатории указан на следующей странице? (4) Давайте перейдем в лабораторию № 4. Отгадайте, какой орган чувств изучают ученые здесь:
Всегда во рту,
А не проглотишь (ЯЗЫК).
- Давайте проверим. Открывайте картинку. Верно, это язык. Для чего людям язык? (варианты ответов детей). А с помощью чего наш язык может различать вкусы (вкусовых рецепторов).
- Для чего еще нужен нам орган вкуса? (Чтобы говорить). Давайте как настоящие ученые проверим это с помощью эксперимента. Скажите слово «пароход». А теперь постарайтесь произнести это слово, но при этом не двигая языком. Получилось? Скажите, что мы доказали этим экспериментом. ( Что язык необходим не только для того чтобы различать вкусы, но и говорить).
- А для чего еще нам нужен язык? Давайте проведем еще один эксперимент и выясним это.
- Закройте все глаза и приготовьте ладошки. В ладошки я вам положу сюрприз. Положите его себе на язык и попробуйте определить, что это. (педагог раздает детям витаминки) Можете открыть глаза.
- Как вы думаете, что это? (витаминки) Как вы догадались? (по вкусу) Какой орган чувств помог вам определить это? (язык)
- Верно, ребята, именно язык помогает нам определять вкус пищи. Все наши с вами предположения верны.
- А этот орган чувств нужно беречь? Как? Верно, не есть слишком горячую пищу, потому что можно обжечься. Еще нельзя разговаривать во время еды, потому что можно прикусить язык.
- Сколько много полезного мы узнали об органе вкуса – языке. Давайте разместим эту информацию в нашей энциклопедии (дети заполняют страницу книги).
Лаборатория № 5 – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ
Какой номер лаборатории указан на следующей странице? (5) Переходим в лабораторию № 5. Давайте отгадаем загадку и узнаем, какой орган чувств изучают в этой лаборатории.
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа)
- Как вы думаете, для чего человеку кожа? (варианты ответов детей) Давайте проведем эксперимент и выясним, для чего еще человеку кожа, и почему она является органом чувств.
- Проводится игра «Что в мешочке». (мягкое, колючее, твердое) С помощью какого органа чувств нам удалось угадать, что лежит в мешочке? Верно, ребята. Именно с помощью кожи, мы можем определить какой предмет: холодный или горячий, острый, мягкий, шершавый. Кожу называют органом осязания.
- Как вы думаете, ребята, важно ли сохранять кожу здоровой? Как?
- Давайте все, что мы узнали об органе осязании внесем в нашу энциклопедию.
Заключительная часть.
- Вот теперь все страницы нашей энциклопедии заполнены. Ребята как вы думаете мы справились со всеми заданиями? Я тоже считаю что все вы сегодня отлично потрудились. Знаете перед тем как улететь Фиксики попросили меня передать вам вот такие фикси- наклейки в память о том дне когда вы создали свою первую Энциклопедию Органов Чувсв.
Где мы сегодня побывали? Что мы там делали? Что мы узнали? Сколько органов чувств у человека? Назовите их. Молодцы, ребята. Какой эксперимент вам больше всего понравился? Ну а теперь нам пора взять нашу энциклопедию и познакомить с новыми знаниями всех ребят детского сада «Ромашка».А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмемся. И какие же слова, Говорим мы уходя?
(Дети прощаются с гостями и уходят).
МБДОУ ДС № 10 «РОМАШКА» пгт.НОВОМИХАЙЛОВСКИЙ
МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Конспект ОД по познавательному развитию Окружающий мир
на тему: «Наши удивительные органы чувств»
Воспитатель: Бутова Т.В
2019г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Наши помощники – органы чувств»
Знакомство детей ЗПР с органами чувств человека посредством экспериментальной деятельности....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»...
Конспект НОД по познавательному развитию (ОБЖ) во второй младшей группе на тему: "Наши помощники-органы чувств"
Конспект НОД во второй младшей группе для знакомства детей с основами безопасной жизнедеятельности и здоровьесбережения в рамках познавательного развития...
План – конспект образовательной деятельности (развитие речи + познавательная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему «Наши помощники – органы чувств»
Формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».
Занятие разработано с целью закрепления знаний детей с ЗПР об органах чувств,их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Социально-коммуникативное развитие в средней группе Тема: «Наши помощники-органы чувств»
Цель: создание условий для формирования у детей знаний об органах чувств, с помощью которых они познают окружающий мир....