Конспект НОД по экспериментальному деятельности "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия-экспериментирования в подготовительной группе
«Круговорот воды в природе»
Подготовила и провела:
Агаева Р.А
Тема: Круговорот воды в природе.
Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
Обучающие
- Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека.
- Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Развивающие
1.Активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
2.Продолжать развивать навыки общения и рассуждения, умения делать выводы.
- Совершенствовать умения поддерживать беседу.
- Развивать умение участвовать в коллективном разговоре.
Воспитывающие
- Прививать бережное отношение к воде.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.
Материал и оборудование: кроссворд, мяч для д/и «Какая бывает вода», картинки«Вид земли с космоса», «Круговорот воды в природе». Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: электрочайник, холодное стекло, набор картинок для схемы «Круговорот воды в природе». Мини лаборатория.
Предварительная работа: беседы на тему «Вода- источник жизни», «Источники воды», «Природные водоёмы». Проведение опытов: «Вода прозрачна и не имеет формы», «Вода-растворитель», «Пар — это тоже вода»«Лед — это тоже вода»,«Лед легче воды».
Ход:
1 часть
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем кроссворд по буквам и узнаем ключевое слово занятия. ВОДА
-В первой клеточке живет буква, с которой начинается слово «водопад».
-Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове «дождь»и стоит на втором месте.
-В третьей клеточке живет буква, которая стоит на третьем месте в слове «водопад».
-В четвертой клеточке живет буква, которая стоит на последнем месте в слове «река».
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Землей, и сам человек живет на твердой земной
поверхности. (картинка «Вид земли с космоса»)
- Но если посмотреть на нашу планету из космоса, то, прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Почти ¾ поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немного более ¼ остается на долю суши, на которой мы живем. Так, что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она кажется из космоса. Все океаны и моря – это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов – в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой океан.
2 часть
«Мозговой штурм».
Воспитатель: Итак, сегодня мы поговорим о воде и ее значении в нашей жизни, Дети представьте себе, что на планете вдруг ни осталось, ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, мы видим, что без воды жизнь человека была бы, невозможно. Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды- всего 3-4 дня, затем он погибает.
3 часть
Воспитатель: Сейчас мы разделимся на 2 команды и проведём в мини лабораториях исследования. (Вода, лёд)
Ваши задачи:
- Назвать объект исследования.
- В каком состоянии находится объект исследования.
- Какими свойствами обладает объект исследования.
4 часть
Физкультминутка «Агрегатные состояния воды»
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас – частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться и каждый из вас движется сам по себе – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать ближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало потеплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному. Расскажите мне, как связаны частички друг с другом.
Дети вместе с воспитателем делают выводы.
Выводы:
1.Когда вода находится в виде пара, связей между частичками воды практически нет, каждая из них движется как будто сама по себе.
2.В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие и эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет формы.
3.А когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии – это лед, имеющий свою форму.
5 часть
Круговорот воды в природе
Воспитатель: а теперь давайте поговорим вот о чем. Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озер, подземных водохранилищ. Наш поселок большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы ее берем тоже много. Скажите мне пожалуйста, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет запасы воды?
Сейчас я покажу вам опыт, а вы мне поможете сделать выводы. (в электрическом чайнике кипятится вода, при закрытой крышке пар вырывается из носика, хорошо видной струёй.)
Воспитатель: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.
Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.
(Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло). Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.
Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
Воспитатель: Вот так происходит и в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)
6 часть
Итог: П/и «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама туча подсказывает, что им делать. Воспитатель: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучки
Больше десяти дней мы наблюдали за водой. Мы взяли три пакета: в первом пакете у нас просто вода, во втором пакете у нас вода с добавлением гуашь, а в третьем пакете вода с добавлением масло. Все эти пакеты мы повесили на солнечную сторону группы на окно.
Воспитатель просит детей нарисовать схему круговорот воды в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugovorot_vody_v_prirode.docx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Круговорот воды в природе"
занятие по экологии с экспериментальным опытом...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Вода не имеет формы. Вода прозрачная" для старшей группы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для старшей группы....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Водичка-водичка» в первой младшей группе
Программное содержание:1. Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, прозрачная, холодная, горячая);- учи...
Конспект НОД на тему: «Круговорот воды в природе»
Цель расширить и закрепить предстваления детей о свойствах и круговороте воды в природе....
Конспект организованной образовательной деятельности "Круговорот воды в природе"
Знакомство дошкольников со свойствами воды...
КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТА "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
МБДОУ " ДЕТСКИЙ САД № 21 " КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»
Конспект знакомит детей с круговоротом движения воды в природе. А также представлены опыты по ознакомлению детей со свойствами воды, что делает образовательную деятельность более интересную для детей....