Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект знакомит детей с круговоротом движения воды в природе. А также представлены опыты по ознакомлению детей со свойствами воды, что делает образовательную деятельность более интересную для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_konspekt_nod.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»
Воспитатель: Рыхлова Людмила Константиновна
ГБДОУ №9 московского района г. Санкт-Петербург
Цели:
Познакомить детей со свойствами воды.
Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
• Закреплять знания о состояниях воды: жидкая, твердая.
• Воспитывать экологическую культуру.
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
• Развивать речь.
• Дополнить словарь детей: лаборатория, исследование, фильтр, очистка, сосуд, воронка.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.
Предварительная работа: Проведение беседы «Значение воды в природе и жизни человека». Отгадывание загадок, заучивание стихотворений о водоемах.
Оборудование и материалы: Термос со льдом, 2 полотенца, загрязненная вода в стакане, одноразовые стаканы, одноразовые тарелки, фужер, баночка, полоски цветной бумаги, аудиозапись со звуком журчащей воды, салфетка, воронка, прозрачный кувшин с водой,, 2 одноразовые ложки, карточки на столы с номерами опытов, белые халаты для детей и для воспитателя с эмблемами, пазлы на тему «Твердое и жидкое состояние воды в природе», газета «Река с рыбками», рисунки «Мусор в реке», конверт с письмом, ведро для мусора.
Ход занятия
- Ребята, дети младшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
-А что такое глобус?
(Глобус- это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют) - Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?
(Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе?
(Объяснения детей)
-Дети, посмотрите на рисунок,
Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там водапревращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Опыт 1. Вода -жидкая.
(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.
Вывод: - Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.
Опыт 2. У воды нет формы.
Налить воду в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце)Вывод: Водаприобретает форму сосуда.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать,почувствовать запах.
Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.
Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса
Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар,соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её вкус.
Вывод: У воды нет вкуса, но вода может приобретать вкусы других веществ.
Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.
Опыт 6. Пар – это тоже вода. Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)
Вывод: Горячая вода превратилась в пар.
Физкультминутка.
Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.
Побежим скорей к реке, окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Здорово нам было тут, но вернёмся в институт!
Опыт 7. Спичечные бега.
В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды,
(Изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?
Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.
Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.
В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?
Вывод: Вода - прозрачная, а молоко - нет.
Воспитатель - Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?
(- Нет)
- Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам. Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы,
Воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!
Опыт№9 «Очистка загрязненной воды фильтрованием»
Посмотрите, ребята, у нас на столе два стакана с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (ответы детей: Нет. В одном стакане вода чистая, в другом - грязная).
- Как вы думаете, можно очистить грязную воду? (ответы детей). Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенную в несколько раз салфетку, и начну пропускать грязную воду через воронку. Что получилось? (ответы детей: вода стала чистой).
- Что стало с нашим фильтром-салфеткой? (Стала грязной).
- Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду? (ответы детей) С помощью чего? (фильтров: бинта, ваты, салфетки - в домашних условиях; очистных сооружений - на предприятиях).
- Коллеги, сотрудники нашего института также заботятся о чистоте водоёмов! Какие вы знаете водоёмы? (река, ручей, озеро, пруд, море, океан, болото).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект предлагается для закрепления знаний у детей о свойствах воды. Знакомство с круговоротом в природе....
Конспект НОД - эксперимента на тему «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»
Материал к пректу...
Конспект занятия в подготовительной группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: Образовательные:1.Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.2.Способ...
Конспект образовательной деятельности с использованием опытно - исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ - технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии....
Конспект НОД «Вода. Движение воды в природе. Свойство воды»
Конспект НОД «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»Цели:Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как в...