Экологический проект "Здоровье Онежского озера"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Бутькова Светлана Владимировна

Данный проект вкючает в себя:

  1. Работу с родителями;
  2. Работу с местным населением;
  3. Создание экологических плакатов;
  4. Посещение краеведческого музея;
  5. Подготовку занятия по ознакомлению с миром природы;
  6. Заучивание детьми стихотворений;
  7. Продуктивную деятельность (рисование);
  8. Придумывание экологической сказки "Рыбка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект: в старшей (общей развивающей) группе « Чудеса» (МКДОУ « Детский сад №3» г. Медвежьегорска)

Тема: «Здоровье Онежского озера»

Актуальность:

Выбор мной данной темы обоснован тем, что проживая в г. Медвежьегорске, отдыхая летом на озере, многократно сталкивалась с варварским отношением к уникальному явлению природы. Каждый из нас хоть раз побывал в этом замечательном месте и испытал незабываемую радость, окунувшись в ласковых, нежных водах Онеги. Очень печально наблюдать картину, как взрослые учат детей убирать за собой мусор, закапывая его под песок, или бросая его в кусты. Некоторые вообще к нему не притрагиваются, просто уходят и все!!!  Считаю необходимым через экологическое образование детей просветить взрослых и научить убирать за собой все ненужное в место – нужное!

Цель: очистка берега Онежского озера от загрязнения отходами бытового мусора.

Задачи:

  • Предоставить теоретическую информацию детям и родителям об Онежском озере;
  • Разъяснить проблему, сложившуюся вокруг Онежского озера;
  • Обучить методам исследования, ведению природоохранных мероприятий;
  • Формировать основы экологической культуры;
  • Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

  • Формировать у всех слоев населения экологически ответственное мировоззрение;
  • Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
  • Через экологическое образование детей экологически просветить родителей, бабушек, дедушек и остальных участников проекта на заданную тему;
  • Развивать познавательный интерес к миру природы.

Этапы подготовки:

  • 1 этап (подготовительный): постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, сбор информации по заданной теме, разработка конспекта занятия, создание презентации, предварительная работа с детьми, родителями, выбор оборудования и материалов;
  • 2 этап (исследовательский): поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, посещение местного музея.
  • 3 этап (заключительный): обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и составление рекомендаций.

Предполагаемый результат:

  1. Приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к водоемам родного города;
  2. Вовлечение родителей воспитанников в создавшуюся проблему;
  3. Развитие личности неравнодушной, с эмоционально – ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
  4. Воспитание трудолюбия во благо природы.

Реализация проект:

  1. В информационном уголке для родителей была размещена информация об Онежском озере. Она включала в себя следующее: общие сведения, этимология, история изучения, флора и фауна, хозяйственное значение. Особое внимание я уделила – экологическому состоянию объекта. Одновременно с этим я создала картину, разделенную на две части. С одной стороны были фотографии с прекрасным видом на озеро, с другой – фото, на которых показано человеческое отношение к природному объекту (свалки, мусор, кострища, бутылки и т. д.) Таким образом, я обратила внимание родителей на сложившуюся ситуацию вокруг Онежского озера, на безответственное отношение людей к природе. Одновременно с этим, была проведена работа с детьми: занятие  по ознакомлению с миром природы « Онежское озеро» в старшей группе, на котором также было обращено внимание детей на экологическое состояние озера, на безответственное отношение людей к тому месту, которое (казалось бы) мы очень любим.

Занятие по ознакомлению с миром природы в старшей общеразвивающей группе «Чудеса»

Тема: «Онежское озеро».

Цель:  развитие познавательного интереса детей к природе родного края.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о природе родного края, в том числе об Онежском озере;
  • Выявить и расширить знания детей об обитателях водного мира Онежского озера;
  • Расширить знания детей о названиях некоторых  рыб, обитающих в водах Онежского озера;
  • Рассказать о проблемах экологического характера, касающихся Онежского озера;
  • Воспитывать в детях чувство любви и уважения к родному краю, к водоемам.

Оборудование к занятию:  карта Карелии; иллюстрации с изображением Онежского озера; изображения рыб, обитающих в озере; звуки волн и крика чаек; песня «Онежское озеро»; презентация «Родные воды Онеги»; фартуки, шапочки, значки исследователей, емкость с водой, емкость с мусором.

                                                Ход занятия:

Дети входят в группу под звуки волн и крики чаек, садятся на стулья полукругом. Перед ними, на стене  висит карта Карелии.

-Ребята, отгадайте загадку:

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды -
В нём все отражается ...
Как это зеркало называется?
(озеро)

-Верно! Сейчас вы поймете, почему я загадала вам загадку про озеро. Посмотрите, что висит у нас сегодня на стене? ( карта).

-Да, это карта нашей малой Родины –Карелии. Что на карте обозначают зеленый, желтый, коричневый и синий цвета? Какого цвета вы видите больше? (синий).

-Что обозначает синий цвет? ( воду)

-На нашей земле очень редко можно встретить места, где бы не было воды. Моря, океаны, реки, озера, - все это ВОДНЫЙ МИР. У нас в Карелии можно насчитать более 60 тысяч озер. Самые большие озера – Ладожское и Онежское. Наш город расположен на берегу Онежского озера, оно второе по величине после Ладожского!!! Что самое интересное, так это то, что в Онежское озеро впадает около 50 рек, а вытекает только одна – Свирь!!!

-Скажите, пожалуйста, кто отдыхал или прогуливался вдоль берега Онеги? Что вы можете о нем рассказать? (оно большое, красивое, манящее) .А кто купался? Я и не сомневалась, что все вы там побывали. Предлагаю вам сейчас выполнить физминутку « На озере», встаем в кружок.
К озеру мы все спустились,

Наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4,5  –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег пустой

И отправились домой.

-Давайте, ребята, подойдем поближе к карте Карелии и рассмотрим внимательно изображенное на ней Онежское озеро. ( дети встают полукругом и рассматривают карту ).

-Предлагаю вам пофантазировать! На что, по вашему мнению, похоже озеро? (рак с одним щупальцем, след от ноги бабы Яги с  очень большим пальцем, дракон с шестью головами и т. д.)  Озеро похоже на сказочного героя.

-Как вы думаете, кроме прекрасного вида, что еще есть в Онежском озере?      (разнообразная рыба, вдоль берегов протягиваются заросли тростника, в водах озера распространенны сине – зеленые водоросли, камни).

-Кто может ответить, какая рыба обитает в водах нашего озера? ( Щука, карась, окунь)

-Верно, такая рыба есть в озере, но не единственная. Предлагаю вам сесть за столы и послушать какие еще обитатели Онежского озера прячутся в его водах. ( ребята садятся за столы, перед ними на доске расположены иллюстрации с изображением рыб)

-Дети, обратите внимание, сколько разнообразной рыбы обитает в Онежском озере! Это и лосось, и форель, и палия, и ряпушка, и сиг, и хариус, и лещ. Этот список можно продолжать без остановки. Всего в Онежском озере встречается 47 видов и разновидностей рыб.

 –Давайте представим, что мы рыбки.

Физминутка «Золотая рыбка»

Мы золотые рыбки, (поднять руки вверх и плавно опускать вдоль туловища)

умеем быстро плавать, (изображаем движения пловца)

Ныряем глубоко, (приседание)

взлетаем высоко. (резко подпрыгнуть)

Кто захочет вдруг поймать,(хлопок перед грудью)

Не сумеет нас догнать. (изобразить бег на месте)

Повторить несколько раз в ускоряющемся темпе.

-Ребята, садитесь на свои места. Мы с вами отметили, как прекрасно Онежское озеро, что оно дарит не только красоту, но и жизнь его обитателям. А вы знаете какая вода в нашем озере? (пресная).

-Верно, пресная. К сожалению, в наше время появилась огромная угроза того, что  запасов пресной воды становится все меньше и меньше. Одной из причин стало прогрессирующее загрязнение воды.  Она и  в нашем озере с каждым годом все грязнее и грязнее. Как вы думаете, кто или что виновато в этом? (люди)

-Чтобы вы поняли, почему виноваты люди, давайте сделаем эксперимент « Капелька»   На ваших стульчиках висят фартуки, оденьте их пожалуйста, на головы оденьте  шапочки. Каждому из вас я выдам значок ученого с изображением капельки. Этот значок означает – «Исследователь воды». Приглашаю вас в нашу маленькую лабораторию. (дети встают возле столов парами, у каждой пары на столе стоит стакан с чистой водой, рядом находится емкость с разным материалом: кусочки ткани, клочки бумаги, шелуха от семечек и т. д.)

-Уважаемые ученые, что перед вами ( вода в стакане)

-Какая вода? (чистая, прозрачная, холодная, пресная, без запаха).

-Может ли человек и чистая вода быть единым целым? (да)

-Что случится, если в воду выбросить весь материал, находящийся в соседней емкости? ( она станет грязная, мутная, с неприятным запахом)

-Предлагаю вам проверить, так ли это? (дети экспериментируют и убеждаются, что были правы).

-Так что или кто способствуют загрязнению воды и берегов Онежского озера? ( Люди)

-С каждым годом ухудшается экологическая обстановка на берегах Онежского озера. Люди стали устраивать настоящие свалки, им лень отнести мусор в специально предназначенные для этого места, они бросают его прямо на песок возле воды и в саму воду. Запасы пресной воды не велики, поэтому воду нужно беречь!!!! Как думаете, что поможет справиться с этой проблемой? (бережное отношение людей к окружающей их природе).

-Как мы с вами можем помочь решить эту проблему? ( Научить людей не загрязнять воду и все, что ее окружает)

-В заключение нашего эксперимента давайте, уважаемые ученые, нарисуем  знаки, предупреждающие, что воду загрязнять нельзя ( дети садятся на свои места, перед ними лежат чистые листы бумаги в форме круга, цветные карандаши. Ребята рисуют воду и мусор в ней. Обводят круг красным цветом и перечеркивают красной линией, обозначающей: « Так делать нельзя! » ).

-На этом, ребята наше занятие подошло к концу, но я вам хочу дать домашнее задание: когда вы пойдете домой с родителями, обязательно вручите изготовленный вами запрещающий знак любому прохожему и объясните, что он означает. Это будет ваш маленький вклад в нашу акцию: « Спасем Онежское озеро!». В завершении нашего занятия посмотрим презентацию: «Родные воды Онеги». Звучит песня: «Онежское озеро», дети смотрят презентацию.

  1. На родительском собрании было продолжено обсуждение проблемы, и решено, что необходимо обратить внимание общественности на эту ситуацию. Вместе с родителями было составлено обращение к местным жителям, в котором предлагалось провести рейд по очистке берега Онеги от мусора (социальная составляющая  аспекта). Была выбрана дата, когда есть большая вероятность собрать местных жителей и провести данную акцию. Глава родительского комитета разместила обращение в местной газете нашего города.  К великой нашей радости, оказалось немало неравнодушных людей, и в указанное время мы все встретились на берегу озера, обязательно с нами присутствовали дети, которые трудились не покладая сил. В ходе нашей акции, ребята убедились, как человеческими руками можно НЕ ЛЮБИТЬ нашу родную природу, как легко уничтожается ее красота и величие. После проведения акции, был устроен небольшой пикник, во время которого дети делали выводы, что необходимо делать,  чтобы сохранить чистоту берега Онежского озера, и не нанести вред воде. Одновременно с этим нами было замечено, что на берегу озера, где люди любят проводить свое свободное время летом, практически негде присесть. Для этого люди приносят бревна, что создает нелицеприятный вид берега. Обсудив с родителями, мы решили, что общими силами мы можем изготовить из ненужного хозяйственного материала несколько скамеек, чтобы и дети, и пожилые люди, и влюбленные пары, и небольшие компании могли присесть, отдохнуть, побеседовать. И в это время я поняла, что тем самым мы помогли местным органам власти сэкономить местный бюджет (им не пришлось тратить деньги на закупку скамеек). Почему бы  на полученную экономию не установить еще один контейнер для мусора? (экономический аспект).
  2. Родителям и детям было предложено создать плакаты, призывающие любить и не загрязнять водоемы. Участники подошли к заданию ответственно, среди работ были выбраны лучшие и размещены на уличном стенде, возле зоны отдыха на берегу Онежского озера.
  3.  Была создана выставка фотографий « Моя семья отдыхает на озере». Тем самым, дети убеждались, насколько приятно проводить время отдыха, наблюдая чистоту на пляже. Да и как приятно, что эту чистоту помогли создать дети, они показали прекрасный пример ВЗРОСЛЫМ, что нужно делать для того, чтобы быть с природой одним целым.
  4. Было организованно посещение музея нашего города, где нас окунули  в мир Онежского озера. Ребятам рассказали о происхождении, жизни и исследованиях Онежского озера, о его животном и растительном мире, об условиях, необходимых для благоприятного существования рыб  (экологический аспект).  Также показали коллекцию интересных камушков, найденных на берегах Онеги. Было интересно посмотреть, на каких лодках плавали раньше по водам озера. Вся наша экскурсия сопровождалась звуками волн, пением птиц.
  5. Ребятам было дано домашнее задание, разучить стихотворения об Онежском озере. Поиском стихов занимались родители, что считаю немаловажным в данном проекте.          

   «Край, где я живу».

 Слегка украшена часть неба облаками,
Весенний день разнообразием искрит.
У озера ребенок, подбегая к маме,
Про волны ей, волнуясь, говорит:

«Смотри, мамуля, белые овечки
На берег выскочить из озера хотят,
А кто все время держит их на месте?
Я не пойму…»

«На озере от ветра  рябь», -
С улыбкой мать ребенку отвечала,
Прижав сынулю ласково к себе:
«Там вдалеке – кораблик у причала,
И от него волненье на воде.

Волненье превращается в барашков,
Бегущих быстро к берегу гурьбой».
«Скажи, а разбиваться им не страшно?»
«Не страшно, ведь они – не мы с тобой.

Они, обрушившись раскатистым прибоем,
В глубинах собираются опять.
Онего их не отпускает на свободу,
Оно барашкам и отец и мать».    ( К. Лайкачева ).

                                                                                                                               

  1. Экологическое образование невозможно без восприятия художественных образов, умения отражать свои впечатления в собственных работах. Ребятам была предоставлена возможность отразить всю красоту озера в своих рисунках. Радует то, что они нарисовали не только голубое озеро, но и чистый песок, голубое небо, пушистые облака, солнце, летающих птиц, молодую зелень на деревьях. Замечательно, когда ребенок видит не только обозначенный объект, но и то, что его окружает.
  2. С ребятами мы разучили танец с  голубыми лентами «Волна Онеги» и выступили на выпускном балу в подготовительной группе, что очень совпало по тематике праздника.
  3. В заключение моего проекта было задумано с детьми сочинить экологическую сказку под названием «Рыбка». В ходе коллективного придумывания я смогла сделать заключение, насколько полезной оказалась моя работа в экологическом образовании, какие выводы были сделаны ребятами в ходе проделанной работы.

Экологическая сказка «Рыбка».

Жила – была маленькая рыбка. И была эта рыбка всегда очень грустная. Однажды, когда рыбка отправилась в гости к своей сестричке, чтобы узнать как ее здоровье, потому что сестричка болела, она угодила в рыболовную сеть. И чувствует рыбка, что еще чуть-чуть, и окажется она на берегу озера. Стало рыбке очень страшно. Видит малышка, что попала она в сети к семье, которая приехала на рыбалку. Взмолилась рыбка: «Отпустите, люди добрые! У меня сестричка болеет, мне ей надо помогать. Отпустите, пожалуйста!!!» Жалко стало людям рыбку, и решили они, прежде чем отпустить ее в синие воды, спросить, почему болеет ее сестричка. Отвечала рыбка: « Моя сестричка заболела от того, что вода стала очень грязная. Люди перестали любить наше озеро, они стали отставлять после себя много мусора на берегу и даже бросают его в воду. Вот и стали мы все больше болеть и грустить. « И рыбка заплакала горькими слезами. Сжалилась семья, отпустила ее на свободу, в свой озерный дом.

Наступил вечер, а семья никак не могла забыть эту печальную рыбку. И вдруг, Наташенька, младшая доченька, крикнула: « Я знаю, как мы можем помочь рыбке и ее сестричке!!! Мы наведем порядок на берегу, и научим людей, что за собой надо всегда убирать весь мусор и грязь!» Так они и сделали. На следующий день весь город помогал наводить порядок на озере, словно каждый убирался в своей квартире. Рыбка все это видела и улыбалась, она была очень счастлива. А через пару дней выздоровела ее сестричка.

С тех пор, если кто-то бросал мусор на берегу, тут же этому человеку делали замечание, что нельзя загрязнять водоемы!!!

Заключение:

Проделанная нами работа дала свои результаты. И дети, и их родители, и местные жители обратили внимание на сложившуюся ситуацию  вокруг Онежского озера. Сделаны выводы о том, кто является источником загрязнения окружающей среды. Даны рекомендации  для всего населения, ориентирующие людей на правильные поступки. Задействованы и местные власти, дан список пожеланий, в которых оговаривается, что необходимо сделать для людей, чтобы с мусором «было легко прощаться» ( побольше установить мусорных баков, чаще их вывозить, запретить ставить машины рядом с берегом Онеги, чтобы не загрязнять воду. Ведь не зря говорят: «Чистота – залог здоровья!» Да будет так!!

Список литературы:

  1. Григорьев С. В. Внутренние воды Карелии и их хозяйственное использование. Петрозаводск, 1964.
  2. Онежское озеро как объект хозяйственного использования. Л., 1970.
  3. Онежское озеро. География. Современная иллюстрированная энциклопедия - М: Росмэн. Под ред. Проф. А. П. Горкина. 2006
  4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозайка – Синтез, 2010. – 304 с.
  5. Н. А. Рыжова. «Экологическое образование дошкольников: реализация требований ФГОС ДО»: - Педагогический университет «Первое сентября», 2015г.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное мероприятие с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие на дно Онежского озера».

Цель: обобщение знаний детей о подводном мире Онежского озера.Задачи:·         уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повад...

Образовательное мероприятие на тему: «Путешествие на дно Онежского озера».

Цель: обобщение знаний детей о подводном мире Онежского озера.Задачи:·         уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, ...

НОД «Экологическая сказка». «Чистое озеро»

Познакомить детей с проблемами загрязнения водоёмов. Установить зависимости между действиями человека и положительными и отрицательными изменениями, происходящими в природе вследствие этого.Развивать ...

Проект по благоустройству участка, а также объекта экологической тропы «Лягушкино озеро» детского сада «Сказка»

Актуальность проекта:Лето — удивительная пора! И каждый ребенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период, когда можно вдоволь нагуляться, ...

Экологические проблемы городского озера

Презентация о проблемах озера г. Зеленодольска...

Экологический проект "Чистое озеро - чистая душа"

Целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной занимательной форме, помогает детям увидеть красоту природы, раскрыть ее тайны и законы, воспи...

Этно-экологический проект "Наше озеро - Байкал"

Экологические традиции - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением. Эти традиции духовной жизни бурят возникли под влиянием природы. ...