Конспект открытого мероприятия по опытно-исследовательской деятельности «В ГОСТЯХ У КЛЕОПАТРЫ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Опытно-исследовательская деятельность
«В ГОСТЯХ У КЛЕОПАТРЫ»
Воспитатель старшей группы: Биннатова Г.А.
Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям знания о неживой природе (воздухе, воде, камне) через опыты как элемент экологического образования;
- формировать стремление детей к познанию окружающей действительности;
- формировать умение добиваться продуктивного результата в конце исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Чтение познавательной литературы;
- Просмотр учебных кинофильмов;
- Беседы познавательного характера.
Методы и приёмы:
игровые – введение игрового персонажа, игровые упражнения;
сюрпризный момент;
словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;
наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы;
практические: физминутка, исследование предметов.
Материал и оборудование: вода, прозрачные стаканы, пена для бритья, краситель, трубочки, мел, газированный напиток,пластиковые баночки с крышкой, песок, пипетка, бумага, салфетки, ткань, целлофан, подносы.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: Исследователи, ученый, лаборатория, Сфинкс, пирамида, Аравийская пустыня, песчаная буря, река Нил.
Ход мероприятия:
Звонок скайпа. Царица Клеопатра обращается к детям:
«Здравствуйте ребята! Я царица Египта, Клеопатра.
Дорогие ребята, моя страна очень красивая, здесь бескрайние пустыни, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…Я очень люблю свою страну, но дорогие ребята, в моей стране происходят странные события… пески двигаются, вода то появляется, то исчезает, статуи разваливаются. Вы поможете мне разобраться почему так происходит?
Дети: Да.
Клеопатра: Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Чтобы попасть в мою страну нужно произнести волшебные слова. Вы готовы?
Дети: Да.
Клеопатра: Тогда закрывайте глаза и произнесите волшебные слова. Я вас жду.
Дети закрывают глаза и произносят слова:
«Глазки мы закроем,
Волшебство призовём.
Чудо в гости к нам придёт,
И в Египет нас унесёт»
В этот момент раздвигаются, шторки и за ними стоит Клеопатра.
Клеопатра: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас.
Вы готовы начать наши исследования?
Дети: Да
Клеопатра: Тогда я вас прошу пройти в лабораторию.
А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
Клеопатра: Давайте сначала вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: В лаборатории нужно вести себя тихо, не мешая никому, трогать без разрешения ничего нельзя, быть аккуратным, внимательным и осторожным.
Клеопатра: Давайте я покажу вам прекрасный мир Египта.
(На экране заставка картины Египта)
- Ребята, посмотрите, как красиво! Пески, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…
СЛАЙД - БОЛЬШОЙ СФИНКС
Клеопатра: Это известная скульптура «Большой Сфинкс». Она располагается на западном берегу реки Нил. Это древняя скульптура, высеченная из известковой скалы в форме Сфинкса - лежачего на песке льва. А лицо сфинкса очень похоже на лицо древнего фараона Хефрена.
СЛАЙД - ФАРАОН ХЕФРЕН
Клеопатра: Ребята, посмотрите он без носа?! Как вы думаете, ребята, что же случилось?
Дети: Ответы детей.
СЛАЙД - СФИНКС БЕЗ НОСА
Клеопатра: Ребята, вы знаете, если вода и ветер долгое время воздействуют на камень, то он постепенно разрушается. Наверное вы подумаете, что вода не может разрушить камень. Но статуя сделана из известковой скалы, а известь – тот же мел, которым вы рисуете на асфальте, пишите на доске…
С ним и проведем первый опыт…
ОПЫТ 1 «ПОЖИРАТЕЛЬ МЕЛА»
Описание опыта: В стакан опускаем кусочек мела и наливаем напиток «Буратино», «Тархун»...
Газированный напиток в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки, в конце концов он полностью распадается.
ВЫВОД: Мел — это полезное ископаемое. При соприкосновении с газированным напитком он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но гораздо медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях дождя.
СЛАЙД - АРАВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ
Клеопатра: Уважаемые ребята, а вы знаете, что такое ПУСТЫНЯ?
Дети: Пустыня - самое суровое место в Египте, это там, где много песка.
Клеопатра: Почему вы так думаете?!
Дети: В пустыне днем - очень жарко, ночью - очень холодно, так там еще и сильные ветры и песчаные бури и очень редко бывают дожди…
Клеопатра: Что происходит с песком при сильном ветре?
Дети: Ответы детей
Клеопатра: Давайте мы с вами тоже попробуем создать свою бурю.
ОПЫТ 2 «ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ПЕСЧАНАЯ БУРЯ?»
Прежде чем, приступить к опыту, давайте научимся правильно дышать, делаем глубокой вдох – носом, выдыхаем ртом.
Вы знаете, что ветер бывает разным, каким?
Дети: Ветер бывает сильным и слабым, холодным и теплым.
Описание опыта: Возьмите трубочку, подуйте в нее на песок. Что произошло с песком? Почему песок зашевелился? Так почему возникает песчаная буря?
ВЫВОД: Сильный ветер поднимает песок, поэтому возникает песчаная буря (слайд с бурей)
ФИЗМИНУТКА: Видео-гимнастика
СЛАЙД - ПАЛЬМА СРЕДИ ПЕСКОВ
Клеопатра: Ребята, посмотрите на это диво? Среди песков растет зеленое растение! Кто знает, как оно называется? (ПАЛЬМА). Что-то оно маленькое, засохшее какое-то! Как же ему помочь? (НАДО ПОЛИТЬ). А где ж взять воду? Тут же один песок!
Дети: У Вас есть большая река. Давайте наберем воды из нее…
СЛАЙД - РЕКА НИЛ
Клеопатра: А как же нам набрать воды? Ведь ведер у нас нет?
Дети: У нас есть трубочки…
Клеопатра: Сейчас мы узнаем, как с помощью трубочек можно перенести воду…
ОПЫТ 3 «КАК С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА УДЕРЖАТЬ ВОДУ В ТРУБОЧКЕ»
Описание опыта: Опускаем трубочку в стакан с водой и достаём, вода выливается, трубочка пустая. Чтобы вода осталась в трубочке опустим соломинку в стакан с водой, зажмём верхнее отверстие трубочки указательным пальцем и аккуратно переставим ее в другой стакан. Теперь убираем палец, вода вытечет в стакан. Проделав так много раз можно перенести всю воду из стакана в стакан. Удержать воду в трубочке нам помог воздух.
ВЫВОД: С помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.
Клеопатра: Ребята, а что лучше польет нашу пальму ведро воды или дождь?
Дети: Дождь
Клеопатра: А почему вы так думаете?
Дети: Ответы детей.
Клеопатра: А хотите узнать, как можно сделать дождь?
Дети: Да
Клеопатра: Тогда наш следующий опыт.
ОПЫТ 4 «ВЕСЁЛЫЙ ДОЖДИК»
Описание опыта:
1.Наполнить водой высокий пластиковый стакан на 2/3. Выдавить из баллончика пену для бритья. Она будет живописно укладываться белыми волнами на поверхность воды. На выходе – роскошная белоснежная «шапка» пены. Это облака/тучи.
2. Налить в отдельный стаканчик воду, развести в ней краситель или гуашь определенного цвета – например, синюю. Можно взять еще один стаканчик и окрасить в нем воду другим красителем – красным, или зеленым, или фиолетовым. Разноцветный дождь выглядит более эффектно.
3. Взять пипеткой подкрашенную воду, начать капать ей на облако пены в разных местах. Надо капать щедро, от души, и тогда количество перейдет в качество – вот увидите. Пройдет примерно две минуты и наконец из облаков начнут проходить цветные струйки.
ВЫВОД: Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь.
Клеопатра: Какие вы, молодцы!!! Помогли деревцу!
ЗВУК и СЛАЙД «ДОЖДЬ»
Клеопатра: Как же нам укрыться от такого дождя, мы не взяли с собой зонты?!
Дети: Не переживайте! Посмотрите сколько у нас тут разных вещей: ткань, лист бумаги, бумажная салфетка, целлофан…
Клеопатра: А, все ли может нас укрыть от дождя?
Дети: Ответы детей.
Клеопатра: Это мы сейчас и проверим…
ОПЫТ 5 «КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НЕ ПРОПУСКАЮТ ВОДУ?»
Описание опыта: Возьмём контейнер с водой и положим в него сначала салфетку, потом ткань, лист бумаги , целлофан. Что заметили? (показ). Салфетка намокла быстрее, потом ткань, а потом и лист бумаги, а целлофан не промок.
ВЫВОД: Бумага, ткань пропускают воду, а целлофан нет.
Клеопатра: Молодцы! Вы мне так помогли разобраться со всем, что происходит в моей стране!
Итог: Где мы сегодня с вами побывали?
Что нового вы узнали?
Что вам понравилось?
Дети: Спасибо тебе царица Клеопатра, за интересное путешествие!
Клеопатра: Ребята, Вам пора возвращаться в детский сад! Закрывайте свои глазки. Произнесите волшебные слова. И вы сразу окажитесь в своей группе.
Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!
Дети закрывают глаза и произносят слова:
«Глазки мы закроем,
Волшебство призовём.
Чудо в гости к нам придёт,
И домой нас унесёт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryte_merpriyatie.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-исследовательская деятельность
«В ГОСТЯХ У КЛЕОПАТРЫ»
Воспитатель старшей группы: Биннатова Г.А.
Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям знания о неживой природе (воздухе, воде, камне) через опыты как элемент экологического образования;
- формировать стремление детей к познанию окружающей действительности;
- формировать умение добиваться продуктивного результата в конце исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Чтение познавательной литературы;
- Просмотр учебных кинофильмов;
- Беседы познавательного характера.
Методы и приёмы:
игровые – введение игрового персонажа, игровые упражнения;
сюрпризный момент;
словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;
наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы;
практические: физминутка, исследование предметов.
Материал и оборудование: вода, прозрачные стаканы, пена для бритья, краситель, трубочки, мел, газированный напиток,пластиковые баночки с крышкой, песок, пипетка, бумага, салфетки, ткань, целлофан, подносы.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: Исследователи, ученый, лаборатория, Сфинкс, пирамида, Аравийская пустыня, песчаная буря, река Нил.
Ход мероприятия:
Звонок скайпа. Царица Клеопатра обращается к детям:
«Здравствуйте ребята! Я царица Египта, Клеопатра.
Дорогие ребята, моя страна очень красивая, здесь бескрайние пустыни, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…Я очень люблю свою страну, но дорогие ребята, в моей стране происходят странные события… пески двигаются, вода то появляется, то исчезает, статуи разваливаются. Вы поможете мне разобраться почему так происходит?
Дети: Да.
Клеопатра: Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Чтобы попасть в мою страну нужно произнести волшебные слова. Вы готовы?
Дети: Да.
Клеопатра: Тогда закрывайте глаза и произнесите волшебные слова. Я вас жду.
Дети закрывают глаза и произносят слова:
«Глазки мы закроем,
Волшебство призовём.
Чудо в гости к нам придёт,
И в Египет нас унесёт»
В этот момент раздвигаются, шторки и за ними стоит Клеопатра.
Клеопатра: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас.
Вы готовы начать наши исследования?
Дети: Да
Клеопатра: Тогда я вас прошу пройти в лабораторию.
А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
Клеопатра: Давайте сначала вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: В лаборатории нужно вести себя тихо, не мешая никому, трогать без разрешения ничего нельзя, быть аккуратным, внимательным и осторожным.
Клеопатра: Давайте я покажу вам прекрасный мир Египта.
(На экране заставка картины Египта)
- Ребята, посмотрите, как красиво! Пески, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…
СЛАЙД - БОЛЬШОЙ СФИНКС
Клеопатра: Это известная скульптура «Большой Сфинкс». Она располагается на западном берегу реки Нил. Это древняя скульптура, высеченная из известковой скалы в форме Сфинкса - лежачего на песке льва. А лицо сфинкса очень похоже на лицо древнего фараона Хефрена.
СЛАЙД - ФАРАОН ХЕФРЕН
Клеопатра: Ребята, посмотрите он без носа?! Как вы думаете, ребята, что же случилось?
Дети: Ответы детей.
СЛАЙД - СФИНКС БЕЗ НОСА
Клеопатра: Ребята, вы знаете, если вода и ветер долгое время воздействуют на камень, то он постепенно разрушается. Наверное вы подумаете, что вода не может разрушить камень. Но статуя сделана из известковой скалы, а известь – тот же мел, которым вы рисуете на асфальте, пишите на доске…
С ним и проведем первый опыт…
ОПЫТ 1 «ПОЖИРАТЕЛЬ МЕЛА»
Описание опыта: В стакан опускаем кусочек мела и наливаем напиток «Буратино», «Тархун»...
Газированный напиток в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки, в конце концов он полностью распадается.
ВЫВОД: Мел — это полезное ископаемое. При соприкосновении с газированным напитком он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но гораздо медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях дождя.
СЛАЙД - АРАВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ
Клеопатра: Уважаемые ребята, а вы знаете, что такое ПУСТЫНЯ?
Дети: Пустыня - самое суровое место в Египте, это там, где много песка.
Клеопатра: Почему вы так думаете?!
Дети: В пустыне днем - очень жарко, ночью - очень холодно, так там еще и сильные ветры и песчаные бури и очень редко бывают дожди…
Клеопатра: Что происходит с песком при сильном ветре?
Дети: Ответы детей
Клеопатра: Давайте мы с вами тоже попробуем создать свою бурю.
ОПЫТ 2 «ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ПЕСЧАНАЯ БУРЯ?»
Прежде чем, приступить к опыту, давайте научимся правильно дышать, делаем глубокой вдох – носом, выдыхаем ртом.
Вы знаете, что ветер бывает разным, каким?
Дети: Ветер бывает сильным и слабым, холодным и теплым.
Описание опыта: Возьмите трубочку, подуйте в нее на песок. Что произошло с песком? Почему песок зашевелился? Так почему возникает песчаная буря?
ВЫВОД: Сильный ветер поднимает песок, поэтому возникает песчаная буря (слайд с бурей)
ФИЗМИНУТКА: Видео-гимнастика
СЛАЙД - ПАЛЬМА СРЕДИ ПЕСКОВ
Клеопатра: Ребята, посмотрите на это диво? Среди песков растет зеленое растение! Кто знает, как оно называется? (ПАЛЬМА). Что-то оно маленькое, засохшее какое-то! Как же ему помочь? (НАДО ПОЛИТЬ). А где ж взять воду? Тут же один песок!
Дети: У Вас есть большая река. Давайте наберем воды из нее…
СЛАЙД - РЕКА НИЛ
Клеопатра: А как же нам набрать воды? Ведь ведер у нас нет?
Дети: У нас есть трубочки…
Клеопатра: Сейчас мы узнаем, как с помощью трубочек можно перенести воду…
ОПЫТ 3 «КАК С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА УДЕРЖАТЬ ВОДУ В ТРУБОЧКЕ»
Описание опыта: Опускаем трубочку в стакан с водой и достаём, вода выливается, трубочка пустая. Чтобы вода осталась в трубочке опустим соломинку в стакан с водой, зажмём верхнее отверстие трубочки указательным пальцем и аккуратно переставим ее в другой стакан. Теперь убираем палец, вода вытечет в стакан. Проделав так много раз можно перенести всю воду из стакана в стакан. Удержать воду в трубочке нам помог воздух.
ВЫВОД: С помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.
Клеопатра: Ребята, а что лучше польет нашу пальму ведро воды или дождь?
Дети: Дождь
Клеопатра: А почему вы так думаете?
Дети: Ответы детей.
Клеопатра: А хотите узнать, как можно сделать дождь?
Дети: Да
Клеопатра: Тогда наш следующий опыт.
ОПЫТ 4 «ВЕСЁЛЫЙ ДОЖДИК»
Описание опыта:
1.Наполнить водой высокий пластиковый стакан на 2/3. Выдавить из баллончика пену для бритья. Она будет живописно укладываться белыми волнами на поверхность воды. На выходе – роскошная белоснежная «шапка» пены. Это облака/тучи.
2. Налить в отдельный стаканчик воду, развести в ней краситель или гуашь определенного цвета – например, синюю. Можно взять еще один стаканчик и окрасить в нем воду другим красителем – красным, или зеленым, или фиолетовым. Разноцветный дождь выглядит более эффектно.
3. Взять пипеткой подкрашенную воду, начать капать ей на облако пены в разных местах. Надо капать щедро, от души, и тогда количество перейдет в качество – вот увидите. Пройдет примерно две минуты и наконец из облаков начнут проходить цветные струйки.
ВЫВОД: Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь.
Клеопатра: Какие вы, молодцы!!! Помогли деревцу!
ЗВУК и СЛАЙД «ДОЖДЬ»
Клеопатра: Как же нам укрыться от такого дождя, мы не взяли с собой зонты?!
Дети: Не переживайте! Посмотрите сколько у нас тут разных вещей: ткань, лист бумаги, бумажная салфетка, целлофан…
Клеопатра: А, все ли может нас укрыть от дождя?
Дети: Ответы детей.
Клеопатра: Это мы сейчас и проверим…
ОПЫТ 5 «КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НЕ ПРОПУСКАЮТ ВОДУ?»
Описание опыта: Возьмём контейнер с водой и положим в него сначала салфетку, потом ткань, лист бумаги , целлофан. Что заметили? (показ). Салфетка намокла быстрее, потом ткань, а потом и лист бумаги, а целлофан не промок.
ВЫВОД: Бумага, ткань пропускают воду, а целлофан нет.
Клеопатра: Молодцы! Вы мне так помогли разобраться со всем, что происходит в моей стране!
Итог: Где мы сегодня с вами побывали?
Что нового вы узнали?
Что вам понравилось?
Дети: Спасибо тебе царица Клеопатра, за интересное путешествие!
Клеопатра: Ребята, Вам пора возвращаться в детский сад! Закрывайте свои глазки. Произнесите волшебные слова. И вы сразу окажитесь в своей группе.
Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!
Дети закрывают глаза и произносят слова:
«Глазки мы закроем,
Волшебство призовём.
Чудо в гости к нам придёт,
И домой нас унесёт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности....
Конспект открытого мероприятия интегрированной организованной образовательной деятельности во II младшей группе на тему: «Сказочка - рассказочка». Образовательная область: «Речевое развитие»
Конспект открытого мероприятия интегрированной образовательной деятельности во II младшей группе на тему: "Сказочка - рассказочка". Образовательная деятельность: "Речевое развитие...
Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследование снега и льда»
Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.Задачи:Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льдаРазви...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...