Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследование снега и льда»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Маланова Елена Константиновна

Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.

Задачи:

Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда

Развивать умение собирать информацию о неживой природе: снег и лед, их сходство и различие.

Путем экспериментально-исследовательской деятельности и моделирования природных объектов и явлений - вывести свойство снега и льда и их различие.

При исследовании предмета развивать умение рассуждать и анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_led-voda.docx180.47 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Воскресенский детский сад №7 «Сказка»

Конспект открытого мероприятия

по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследование снега и льда»

G:\ФОТО дети 2016\P3010406.JPG

Подготовила и провела:

воспитатель Маланова Е.К.

Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.

Задачи:

Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда

Развивать умение собирать информацию о неживой природе: снег и лед, их сходство и различие.

Путем экспериментально-исследовательской деятельности и моделирования природных объектов и явлений - вывести свойство снега и льда и их различие.

При исследовании предмета развивать умение рассуждать и анализировать.

Материалы: снег, пластинки льда, комочки льда, разноцветный лед, вода

Оборудование: прозрачные стаканчики по два на каждый стол, цветные карточки, поднос, салфетки бумажные по количеству детей, одноразовые тарелочки для каждого ребенка, опорные карточки, маленькие пакетики для льда, телевизор, магнитофон, письмо с загадками, сюрпризный момент – «оживи снежинку» (гостья – Зимушка-зима)

Предварительная работа:

1. Наблюдение за явлениями неживой природы во время прогулки – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды

2. Рассматривание иллюстраций о зиме, предметные картинки, чтение художественной литературы по теме, разгадывание и загадывание загадок о явлениях неживой природы, стихи о неживой природе и приметы, беседы о времени года

Вводная часть

Исследователь: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Исследователь: Совсем забыла, ребята, сегодня к нам приходила удивительная гостья. Как вы думаете, кто это?

Ответ детей

Исследователь: Вот и я не поняла, кто это был. Она так торопилась, что я не смогла ее толком разглядеть, но она оставила письмо. Сейчас узнаем. Ребята, нужна ваша помощь! Письмо-то непростое. Здесь сказано, если мы догадаемся, что за гостья была у нас, то мы сможем отправиться в интересное путешествие! Вы хотите отправиться?

Дети: - Да!

Исследователь: Ну, что ж, слушайте внимательно!

Загадки

- Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

- Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

Ответ детей

Обращение к личному опыту детей

Исследователь: - Ребята, наверняка вы могли сами наблюдать явления природы, когда гуляли во время прогулки

Дети: - Да!

Исследователь: -А кто скажет, какое сейчас время года?

Дети: - Зима!

Исследователь: - Молодцы, правильно сказали! Давайте вместе подойдем к окну и посмотрим, что там происходит. Ребята, посмотрите внимательно вокруг, назовите признаки зимы, какие вы знаете!

Дети: отвечают

(С приходом зимы понизилась температура воздуха, становиться холодно, повсюду снег - на деревьях, на крышах домов, на полях, вода замерзает, образуется лед на лужах, на реке, на озере. Лёд и снег самые яркие признаки зимы) .

Разукрасила зима, на уборе бахрома,

Из прозрачных льдинок, звездочек – снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье, шепчет нам посланье.

Проблемная ситуация

Исследователь: - Ребята, я хочу вам рассказать одну историю: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две подружки - две капельки воды. Были они очень дружные и во всем друг другу помогали. Вместе играли и веселились. Вместе радовались каждому дню. Так шли дни, недели…. И вот однажды, когда одно время года сменяло другим, пришло время холодам и морозам! Одна сестричка так изменилась, что превратилась в льдинку, а другая пока падала, успела скатиться с веточки дерева и превратилась в прекрасную снежинку! И тут дружба их закончилась! Одна капелька, которая Снежинка стала себя хвалить какая она красивая, вся переливается! И сказала своей сестричке, что она всего лишь – ледышка, из какой-то воды и совсем не красивая! Обиделась на нее льдинка! И с тех пор они не разговаривают друг с другом!

Исследователь: - Ребята, какая история? Веселая? Грустная история. Как вы думаете, почему снежинка и льдинка не разговаривают друг с другом?

Дети отвечают: -Увидев, что они непохожи, они перестали дружить. А ведь сестрички друг о друге ничего не знают, поэтому и дружбы у них нет.

Исследователь: - Жалко сестричек! А давайте им поможем, снова стать друзьями? Ребята, а как можно им помочь?

Дети: - Нужно их помирить.

Исследователь: - А что значит помирить?

Гипотеза:

Рассказать о них, что у них разное и одинаковое и чем они отличаются, и тогда капельки снова станут друзьями!

Исследователь: - Ребята, а откуда мы можем узнать о свойствах и качествах снега и льда?

Дети отвечают: посмотреть в компьютере, в книгах, спросить у взрослых, посмотреть телевизор, подумать самому, провести опыты.

Исследователь: - Молодцы! Ребята, наша гостья – Зима, приглашает нас отправиться в путешествие, где нам с вами нужно будет исследовать свойства снега и льда. И тогда мы сможем помирить Льдинку и Снежинку. Сегодня вы будите юными исследователями и проводить эксперименты! Вы готовы?

Дети: - Да!

Исследователь: Путь будет нелегким и отправимся мы с вами на лыжах. А скажите ребята, какую одежду мы наденем, когда отправимся?

Дети: - Зимнюю!

Исследователь: Молодцы! Вы готовы? За мной! Вот мы и добрались до места! Ребята, что вы видите?

Дети отвечают.

Исследователь (читает название вывески): - Вывеска: «ЛАБОРАТОРИЯ»

Исследователь: - Сейчас прочитаю, все правильно, здесь мы и будем проводить эксперимент! И так, приступаем к делу! Ребята, что вы видите в нашей лаборатории?

Ответ детей

Исследователь: - Наша с вами задача- узнать чем похожи снег и лёд. Какие свойства снега и льда это доказывают?

Исследователь: - Ребята, какие свойства и качества снега и льда вы уже знаете?

Дети отвечают: -снег - белый, рыхлый; лёд - бесцветный, хрупкий

Исследователь: -Докажите это при помощи опыта.

Опыт №1 «Свойства снега и льда»

Цель: прозрачный и непрозрачный

Исследователь: - За комочек снега поместим цветную карточку. Ребята, что вы видите? Что-нибудь видите? (подкладываем цветные карточки под снег и лед)

Дети: - Нет!

Исследователь: - Значит, делаем вывод, какой?

Дети: - Рисунок не видно, значит снег не прозрачный!

Исследователь: - Молодцы! А, если за кусок льда поместить тоже цветную карточку, то, что произойдет? Что вы видите?

Дети: - Рисунок видно!

Исследователь: - Действительно видно! Отсюда следует вывод, какой?

Дети: - Лед – прозрачный!

Подведем итог нашего 1-го опыта: снег не прозрачный, лёд прозрачный.

Исследователь: - Значит, чем отличается снег и лед?

Дети: - Снег непрозрачный, а лед прозрачный!

Исследователь: - Правильно, различие снега и льда, в том, что снег не прозрачный, а лед – прозрачный! А теперь давайте выясним, что же у них общего.

ОПЫТ на качество №2 «Из чего состоят снег и лед»

Цель: показать, что снег и лёд в тепле таят и переходят из твердого состояния в жидкое! Становятся водой.

Исследователь: - Прежде чем приступить далее, мы с вами сейчас возьмем пакетики со льдом и подсим к батарее, а сами продолжим опыт, потом мы вернемся позже к пакетикам. Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете, что произошло со снегом и со льдом, когда их поставили в помещение?

Дети: - Лед и снег стали таять!

Исследователь: - А почему такое происходит? Молодцы! Верно, мыслите!

Что мы для этого сделали?

Дети:- Набрали в стакан снега и льда, и занесли в теплое место

Исследователь: - Молодцы! А теперь посмотрите, что вы видите в стакане?

Дети: - Воду!

Исследователь: - Хорошо, вы очень внимательные!

Подведем итог нашего 2-го опыта: снег и лед под действием тепла превратились в воду.

Вывод: снег и лед состоят из воды.

Исследователь: - Что мы узнали из опыта?

Дети: - Снег и лед в тепле таят!

Исследователь: - Очень хорошо, молодцы! Теперь мы узнали, что это общее свойство снега и льда.

Исследователь: -Мы завершаем работу в нашей лаборатории.  Ребята, а вы хотите узнать, чем закончилась история о льдинке и снежинке?

Дети: - Да!

Исследователь: - Слушайте внимательно! Однажды, ветер услышал эту историю, и ему стало грустно…. И он решил разыскать сестричек и помирить их. Долго пришлось путешествовать ветру, но он нашел их! Подул ветер на капельки теплом, они и растаяли! Увидели капельки друг друга и поняли, что поступили, не правильно и решили теперь не расставаться никогда, они соединились и превратились в маленький ручеек, который журчал постоянно, так как сестрички после долгой разлуки не могли наговориться! А вы, ребята сможете услышать это журчание с наступлением весны!

Рефлексия

Исследователь:- Что нового вы сегодня узнали?

- Вам понравилось проводить опыты в лаборатории? Вы справились с задачей?

- А что бы вам ещё хотелось узнать?

Дети отвечают

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе

Конспект открытого занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе...

Конспект открытого занятия по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе « Путешествие в город Мастеров»

Содержание: Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи:Образовательные:обобщать име...

Конспект открытого НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Цель: Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы....

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес к ис...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Цели:Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы – будущие школьники!»

    Цель:Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выв...