Конспект занятия по развитию познавательной активности "Мы-фокусники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гульбис Татьяна Николаевна

Целью данного мероприятия является - способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность.

Данное мероприятие   расширяет представления детей о свойствах различных материалов (воды, магнита, бумаги); формирут представления о том, что отдельные предметы кухонной посуды могут одновременно являться материалом для экспериментальной деятельности. В ходе занятия инициируется самостоятельное открытие детьми разных свойств предметов, а также воспитанники   учатся выстраивать предположения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

(МАДОУ «Улыбка»)

КОНСПЕКТ

открытого мероприятия по экспериментальной деятельности

«Мы – фокусники»

(старшая группа)

Составила:

Гульбис Т.Н.,

педагог ДО

г. Лабытнанги,

ноябрь, 2018 г.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о свойствах различных материалов (воды, магнита, бумаги);

- формировать представления о том, что отдельные предметы кухонной посуды могут одновременно являться материалом для экспериментальной деятельности;

- инициировать самостоятельное открытие детьми разных свойств предметов;

- предоставлять возможность выстраивать предположения, сравнивать с результатами;

- упражнять детей в различении цветов и их оттенков

Развивающие:

- развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий;

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать логическое мышление;

- развивать любознательность, умение доводить начатое дело до конца, мыслительную и речевую активность;

- поощрять детей за умение высказывать и отстаивать свое мнение, умение делать выводы

Воспитательные:

- воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, самостоятельность, любознательность, уверенность в себе.

Ход деятельности.

Педагог Ребята, к нам сегодня пришли гости

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: - Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Улыбнемся друг другу и пожелаем всем, всем: Доброе утро.

Педагог: Ребята, недавно мы с вами говорили о профессиях. А вы помните, кто такой фокусник?

Дети: Человек, который показывает фокусы

Педагог А где можно увидеть фокусника и фокусы?

Дети: В цирке

(появляется слайд о цирке)

Педагог И вот мы в цирке!

Педагог Ни одно представление в цирке не обходится без фокусника.

Педагог Ребята, а вы умеете показывать фокусы?

Дети: Нет

Педагог Вы разрешите мне быть главным фокусником(ДА)

Педагог С помощью своей волшебной палочки я превращаю вас в маленьких фокусников, и вы будете моими помощниками

Педагог  Итак, открывается школа юных фокусников, учиться фокусам будем в группах, по три человека. А вот и ваши рабочие места, прошу, проходите, пожалуйста.

Педагог  Все готовы? (Да). Тогда начнем. Ваша задача - посмотреть фокус и отгадать его секрет.

Фокус №1«Разноцветная вода»

Педагог Вот простая вода, какого цвета она?

Дети: Вода прозрачная

Педагог  Я предлагаю вам произнести волшебные слова«БЫЛА ВОДИЧКА ПРОСТОЙ, СТАНЬ ВОДИЧКА ЦВЕТНОЙ», и только после взмаха моей волшебной палочки, начинайте активно взбалтывать воду в бутылочках. Что произошло с водой?

Дети: Вода окрасилась

ПедагогКакого цвета стала у тебя вода? А у тебя? Чудеса, вода окрасилась. Фокус удался.

Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета?

Дети: Вода смешалась с краской и стала цветной.

Педагог Я, главный фокусник, раскрою секрет превращения воды из прозрачной в цветную (Возьмем ложечкой густую краску и положим ее под крышку бутылки. Закроем и встряхнем бутылочку).

Педагог Конечно, ребята, вода смешалась с краской и стала цветной.

Педагог Ребята, что мы узнали из этого фокуса(Что вода окрашивается в разные цвета)

Педагог Вот здесь все приготовлено для следующего фокуса  «Живые цветы»

(Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги).

Педагог Ребята, вы знаете, как называется этот цветок? (Кувшинка) Где он растет? (На озере, на пруду). У нас с вами тоже есть маленькое озеро. Я предлагаю вам взять по кувшинке и аккуратно положить ее на поверхность воды. А теперь все вместе скажем«Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки, раскрывайтесь!» (Дети наблюдают за раскрытием лепестков).

ПедагогКак вы думаете, а в чем секрет этого фокуса? Почему лепестки стали раскрываться?

Дети: Они намокли

ПедагогКонечно, ребята, бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на ее поверхность.

- А из этого фокуса что мы узнали(Что бумага впитывает в себя воду)

Педагог Как же трудно быть фокусником, я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка «Цветок»

Наши чудные цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают

Дети сидят на корточках. Соединив ладони перед грудью. Начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой, раскачиваются и медленно принимают исходное положение.

ПедагогА мы снова превращаемся в фокусников.

ПедагогНастоящий фокусник должен владеть не одним секретом волшебства, и в запасе у меня много интересного! Хотите научиться ещё одному фокусу(Да)

ПедагогА следующий фокус спрятался вот здесь.

Фокус «Волшебные рисунки».

Педагог Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Ведь они, дружок, помогут

Увидать любой предмет.

Мы с тобою целый мир

На бумаге создадим.

Все сели правильно? Спинка у всех ровная, а ваши ножки подружились под стульчиком? Молодцы!

Педагог- Рисовать мы будем необычные рисунки. Даже у тех, кто только учится рисовать, они получатся замечательные. Не верите? Вам только нужно взять кисть, намочить ее, набрать краску и закрасить лист. Краску можно взять одного любого цвета, какого вам нравится. Ребята, как вы считаете, как быстрее получится закрасить лист, если много набрать воды с краской или мало? Я предлагаю проверить.

ПедагогА чтобы листок лежал смирно на столе, никуда не двигался, что надо сделать?

Дети: Придержать его пальчиком

ПедагогПравильно. И над бумажным, над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

(Дети проводят кистью по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки, и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы).

Педагог Ну, ребята, у кого что получилось? (Ответы детей)

В-ль:- Какие вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки. В чем заключается секрет этого фокуса? Как выдумаете? (Ответы детей)

Педагог Ребята, я главный фокусник, раскрою вам и этот секрет. Проходите, пожалуйста к мольберту. Такой рисунок вы можете подготовить сами. Нужно только взять бумагу, кусочек белого воска, нарисовать что – то, а потом закрасить лист краской. Закрасится весь лист, кроме рисунка, который нарисован воском. Потому что к воску не прилипает краска. Ребята, чем надо нарисовать рисунок? (воском).

ПедагогРебята, а кто запомнил, в чем заключается секрет этого фокуса(Краска не прилипает к воску).

ПедагогЧто, ж продолжим наши фокусы. Ой, что это тут за мешочек? Что в нем находится? (Раскрывает, в нем смесь манки и гречки). Крупа.

ПедагогЯ знаю, откуда он взялся. Это Золушка потеряла. Помните, в сказке она торопилась на бал, а ей надо было отделять разные крупы друг от друга.

Ребята, а что нужно сделать, чтобы Золушка не опоздала на бал?

Дети: Надо помочь Золушке разобрать крупы.

ПедагогПоможем? (Поможем)

Опыт «Поможем Золушке»

ПедагогСейчас мы поделим крупу на всех, чтобы побыстрей помочь Золушке

(Какая крупа у Золушки перемешалась)

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Педагог- Да, работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебной палочкой? (Взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что это такое?

Дети: Сито.

ПедагогА для чего оно нужно? Что можно с его помощью делать?

Дети: Сеять, просеивать

ПедагогКонечно, с помощью сита можно просеять (отделить крупную крупу от мелкой) Почему так можно разделить крупы?

Дети: Гречневая крупа крупная – не пройдет в ситечко, а мелкая манная высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

Педагог- Ребята, молодцы! Золушка будет очень рада.

- Что мы узнали из этого фокуса(Что мелкая крупа просеивается через сито, а крупная нет)

ПедагогЧто ж, продолжим наше путешествие по цирку

ПедагогХотите научиться ещё одному фокусу(Да)

ПедагогРебята, в моем сундучке спрятался волшебный предмет, который может притягивать другие предметы. Кто-нибудь из вас знает, как этот предмет называется?

Дети: Магнит

ПедагогПравильно, магнит. Как вы думаете, магнит сможет притягивать деревянные предметы?

Дети: Не сможет

ПедагогА вы хотите проверить и сами показать фокус с магнитом? Тогда я предлагаю вам взять из моей волшебной коробочки по одному магниту и попробовать поднести его к деревянному предмету. Что произошло? (Он не притянулся)

ПедагогРебята, сегодня мы с вами открыли секреты фокусов. Вам было интересно? Вам понравились фокусы(Да) А кому из вас какой фокус понравился больше всего? Почему?

Вы сможете показать эти фокусы самостоятельно(Да). А чтобы фокусы у вас точно получились, я дарю вам волшебные шапочки, которые у вас надеты на голову. Ребята, мне очень понравилось сегодня показывать вам новые фокусы. Вы были такие внимательные. Большое спасибо.

ПедагогРебята, нашим гостям, глядя на вас, наверное, тоже захотелось показывать фокусы, мы им подарим волшебные шапочки, и они дома тоже попробуют себя в роли фокусников.

Спасибо вам за помощь, мои маленькие помощники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"

Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"

В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"

Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе

Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."

Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....