Дидактические игры (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Самошкина Ирина Евгеньевна

Сборник дидактических игр для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1

Дидактическая игра «Число и цифра»

- закрепить умение различать цифры от 1 до 5 , соотносить их с количеством, упражнять в счете предметов расположенных линейно, хаотично, по кругу и обозначать число предметов цифрами, развивать внимательность;

Физминутка «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Дидактическая игра «Сложи букву»

- развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить восприятие формы, цвета.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

        

  Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем. 

Загибают пальчики, начиная с большого.

  «Лепят» меняя положение ладоней.

  Показывают круг, сжимают ладони.

  Грозят пальчиком.

  Смотрят вверх, подбрасывая

  воображаемый снежок.

  Роняют воображаемый снежок.

  Топают ногой.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

- формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

 

Дидактическая игра «Что лишнее»

(геометрические фигуры и цифры)

- выделять признаки предметов;  выделять один предмет из множества, отличающийся от других либо цветом, либо формой, либо величиной. Уметь  доказывать, почему он лишний.

Занятие 2

Дидактическая игра «Запомни и повтори»

-  Развивать слуховую память, учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Дидактическая игра «Что лишнее»

(Домашние, дикие, перелетные и зимующие птицы)

- выделять признаки предметов;  выделять один предмет из множества, отличающийся от других либо цветом, либо формой, либо величиной. Уметь  доказывать, почему он лишний.

Физминутка

Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Дидактическая игра «Сложи круг (квадрат)»

(из частей целое)

- Учить детей различать и называть круг и квадрат, различать и называть основные цвета, складывать из частей целое, называть отличие круга от квадрата (у круга нет углов, у квадрата есть углы. Развивать тактильные ощущения (гладкий – шершавый, мелкой моторики)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Дидактическая игра «Определи первый звук»

- Учить определять первый звук в слове и соотносить с картинкой. Различать твердые и мягкие согласные звуки.

Занятие 3

Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

- учить согласовывать имена существительные с прилагательными в мужском, женском и среднем роде

Пример: компот из клубники –какой? (Клубничный компот). Варенье из малины – какое?

 Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Дидактическая игра «Сложи квадрат»

развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

Разложить кусочки квадратов по цвету.

По номерам.

Сложить из кусочков целый квадрат.

Придумать новые квадратики.

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

- формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Занятие 4

Дидактическая игра «Подбери по цвету» (Инд)

 - запоминание, закрепление основных цветов, развитие внимания, памяти, усидчивости, мелкой моторики рук; обучение коллективной игре; развитие связной речи, обучение навыкам чтения. Дидактическая задача : Закрепить представления о четырёх цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).

Материал: Кукла. Раздаточный: карточки – коврики 20х20, разделенная на четыре клетки10х10 разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый ).

Ход игры :

а). Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. « Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Таня, поздоровайтесь с Таней ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».

б).« Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на

ваших тарелочках . Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Катей посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика.

в) После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Катя ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру.

Пальчиковая гимнастика « Белая краска зимы»
Ветви белой краской разукрашу,
(Руки в замок, вращательные движения руками.)
Брошу серебро на крышу вашу.
(Встряхивание руками перед собой.)
Теплые весной придут ветра (Махи руками влево-вправо.)
И меня прогонят со двора. (Кружение на месте.)

Дидактическая игра «Чем?»

-Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Дидактическая игра «На что похоже?»

- закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру в окружающих предметах.

Занятие 5

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.
Игровое действие: поиск нужной картинки.
На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.
Педагог. Вечер.
Дети поднимают соответствующие карточки.
Почему ты показал эту карточку?
Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.
Педагог. Ночь.
Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.

Физминутка « Пирог»

Падал снег на порог.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Кот слепил себе пирог.

Прижимая ладонь к ладони, показывают как лепят пирог.

А пока лепил и пек,

Бегут пальчиками обеих рук по столу.

Ручейком пирог утек.

 

Пирожки себе пеки

Показывают как пекут пирог.

Не из снега, из муки.

 

Дидактическая игра «Что для чего»

- закреплять знания детей о профессиях, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.

Дидактическая игра «Число и цифра»

- закрепить умение различать цифры от 1 до 5 , соотносить их с количеством, упражнять в счете предметов расположенных линейно, хаотично, по кругу и обозначать число предметов цифрами, развивать внимательность;

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Белка (В самом начале кулачек сжат) 

Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,

Мишке толстопятому, Заиньке усатому…

Дидактическая игра «Найди свой домик»

-Формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции.

Ход игры:

Каждая фигура живет в своем домике, и с наступлением вечера возвращается в тот дом на двери которого изображена соответствующая фигура. Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у вас в руке, подскажет вам кто, где живет.

(На полу в обручах лежат геометрические фигуры, дети в руках держат такие же из цветного картона. По команде воспитателя «день», они прыгают, ходят, изображают разные виды деятельности. По команде «ночь», занимают места в круге, в соответствии с фигурой в руке. После игры сели на стулья за столы)          .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, Средняя группа

Учить детей различать оттенки основных цветов...

Дидактические игры. Средняя группа.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42»Перспективное планирование дидактических игрв средней группе. Сентябрь           Декабр...

«Знакомство с окружающим миром через дидактические игры» (средняя группа)

Познакомить родителей с различными дидактическими играми, направленные на знакомство с окружающим миром....

Музыкально – дидактические игры (Средняя группа)

Музыкально – дидактические игры (Средняя группа)...

Дидактическая игра средняя группа «Волшебные превращения»

Дидактическая игра средняя группа «Волшебные превращения»...

Дидактические игры. Средняя группа

Дидактические игры  в средней группе детского сада...

Музыкально-дидактические игры средняя группа

laquo;ДЯТЕЛ», «ЭХО»Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.Игровая задача: Уметь различать (определять и воспроизводить) ритм.Игровые правила: Правильно повторять ритм...