Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Конспект ООД для группы «Вишенка»

МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино»

на тему «Животные Севера»

Средний возраст

                  Выполнила воспитатель

МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино»

Кулак О.В.

Предполагаемые результаты: Знают животных севера, имеют представления о внешнем виде, образе жизни и повадках северного оленя, моржа, белого медведя, пингвина;

Содержание организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам залетела снежинка, это не простая снежинка она умеет слушать и разговаривать. Она хочет с вами подружиться. А скажите мне ребята, что нужно сделать, чтобы подружиться (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, чтобы подружиться нужно сказать доброе и ласковое слово.

Дидактическая игра «Доброе слово». Дети передают снежинку и по очереди говорят ей ласковые слова.

Воспитатель: Ребята вот мы и подружились со снежинкой, и она нам хочет, что – то рассказать. Давайте сядем на свои места и послушаем ее.

Звучит аудиозапись. Детям сообщается, что снежинка живёт в лесу, у неё много подружек-снежинок. Но, скоро придёт весна и все снежинки растают. Снежинки послали свою подружку в детский сад к ребятам, которые наверняка им помогут.

Воспитатель: Ребята нужно помочь снежинкам, что будем делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я вспомнила об одном удивительном месте где никогда не тает снег и живут белые, как снежинки, дикие звери. Сейчас я расскажу вам об этом месте.

Воспитатель: ребята давайте посмотрим на глобус – модель нашей планеты. Что обозначено на нём голубым цветом? (Ответы детей).

Что жёлто-зелёным? (Ответы детей).

Воспитатель: а вот здесь находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном, их ещё называют снежным материком.

На Северном полюсе всегда холодно и много снега. Люди здесь постоянно не живут, здесь они проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

Воспитатель: а какие животные живут на Северном полюсе (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте поближе познакомимся с животными севера.

Ребята подходите к экрану и рассаживайтесь по удобнее (презентация).

Воспитатель: Самое крупное животное Севера – это белый медведь. Давайте его внимательно рассмотрим. Какие части тела есть у медведя? Ответы детей.

Воспитатель: Тело белого медведя покрыто белой длинной шерстью. Поэтому на снегу его совсем не видно, только нос черный. Он прикрывает нос лапой, когда охотится. Густая шерсть и толстый слой жира спасает его от холода, и он может долго находиться в воде. Питается медведь тюленями, моржами, рыбой. Большие расстояния он проходит по льдам в поисках пищи.

Воспитатель: Давайте, посмотрим кто изображен на следующей картинке?

Морж тоже крупное животное. А вместо лап у моржа плавники. Благодаря им он очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше.Длинные клыки очень нужны моржу: он пользуется ими, защищаясь от врагов. С помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Нам тоже нужно согреться.

Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Воспитатель: а теперь посмотрите на эту картинку. Какое это животное(Ответы детей).

ВоспитательСеверный олень приспособился жить в суровом климате. Чем покрыто тело оленя (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно ребята, тело северного оленя покрыто густой шерстью. У оленя на голове рога.

Воспитатель: Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у него. А что на ногах у оленя? (Ответы детей).

Воспитатель: Широкие копыта нужны оленю для того, чтобы он не проваливался в снег, еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.

Воспитатель: а это пингвин – особенная птица, он откладывает яйца, но не умеет летать. Пингвины приспособились к условиям севера, они могут переносить сильные морозы. Они любят воду и отлично плавают. Большую часть жизни они живут не в воде, не на суше, а на льдинах. Льдины – это отличное место для жизни. Никакие хищники не угрожают маленьким пингвинам.

Воспитатель: На Севере много снега, холодно, а как вы думаете, снежинке понравиться на севере (Ответы детей).

Воспитатель: Скажите ребята, как можно добраться до севера(Ответы детей).

Воспитатель: правильно, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Ребята, давайте сделаем много самолетиков которые унесут снежинки в край вечной зимы.

(Самостоятельная работа детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Дети, сегодня помогли снежинки, познакомились с животными Севера, узнали много нового.

Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы меня ребята, сегодня порадовали своими знаниями, умением общаться.



Предварительный просмотр:

Конспект ООД для группы «Вишенка»

МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино»

на тему «Животные Севера»

Старший дошкольный возраст

                  Выполнила воспитатель

МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино»

Кулак О.В.

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях Севера зимой.

Программные задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;

- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные:

- углублять представление детей о животных Крайнего Севера;

- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру.

Развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;

- развивать связную речь

Материалы:

- иллюстрации с животными Севера;

- загадки,

- презентация «Животные Севера».

- песня «Где - то на белом свете», «Мы плывем на льдине..»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(Можно показать глобус на картинке и спросить у ребенка: «Что это?»)

 Это глобус, модель нашей Земли. Как вы думаете, что обозначает этот голубой цвет? Правильно, это вода- моря, океаны- и ее очень много. И там живут кто?

Давайте посмотрим вот на эту часть глобуса. Это – Африка и там очень жарко. А какие звери живут в жарких странах?

А теперь поднимемся выше. Здесь растет очень много деревьев. Какие деревья вы знаете? (дуб, береза, елка). А где растет много деревьев? В лесу. Каких животных леса вы знаете?

А теперь я загадаю вам загадку:

Там очень-очень холодно, там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые бродят круглый год

Морж усатый медленно в полынье плывёт

Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере.)

Эта самая верхняя точка земли называется - Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном. И сегодня мы с ними познакомимся. Я приглашаю вас на экскурсию

Рассказ воспитателя с презентацией.

Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.

Это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову,

Что находится на его голове? Какой он? – Ответы детей

Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени? - травой, мхом. лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами

Вот мы видим, другое северное животное.? Кто он ребята? - Белый медведь.

Какой он? – Ответы детей

Верно, но это ещё не все. Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело как вы и сказали покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, чем питается медведь? - Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Но, прежде чем знакомиться с другими животными, мы с вами должны согреться, ведь мы на Севере, где очень холодно.

Физминутка:

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною, мишка

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись!

А вот еще кто то нас встречает. Кто это?

Морж – это тоже большое и сильное животное. Посмотрите, что есть у моржа? - Ответы детей.

Туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Знаете, чем моржи питаются? - Рыбой, рачками.

Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это? - Это морской котик

Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика. Что у него вместо ног? - Плавники. Верно, плавники, а не ласты. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Котик - водное животное, и как вы думаете, чем он питается? - Рыбой

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А как вы думаете, почему детеныши морского котика белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

- Для того что бы быть незаметным для хищников.

- Правильно, Ребята, а как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере?

- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

А нам, чтобы спастись от холода, нужно поиграть

Динамическая пауза.

Чтоб не зябли наши ручки мы похлопаем в ладоши

Вот как хлопать мы умеем, вот как ручки мы согреем.

Чтоб не мерзли наши ножки, мы потопаем немножко

Вот как топать мы умеем вот как ножки мы согреем.

Чтоб не мерзли наши щечки мы пощиплем их немножко,

Чтоб не мерзли наши ушки рРазотрем мы их ладошкой.

Вот теперь мы не замерзли не страшны нам холода

Веселимся мы всегда.

Предлагаю поиграть. (Цель — учим ребенка образовывать увеличительные существительные).

 Игра с мячом (бросить мяч и сказать первую фразу, ребенок продолжает):

У медведя не ноги, а…………………… лапы,

У моржа не зубы, а ………………….. клыки,

У тюленя не руки, а ………………… ласты,

У медведя не лицо, а ……… …………морда,

У совы не рот, а………… …………клюв,

У медведя не волосы, а ………………мех.

- Играем дальше. Игра «Один – много» (Цель: упражнять в употреблении формы Р.П. прил. и сущ. в ед. и мн. числе).

- Следующая игра «Назови семью» (цель: упражнять в образовании имён сущ. – названий детёнышей животных).

- Следующее игра «Заштрихуй белого медведя» (в указанном стрелкой направлении).

Во время выполнения работы детям включается музыка из мультфильма «Умка». Появляется игрушка белого медвежонка. Дети дарят медвежонку свои работы.

3. Заключительная часть. -А сейчас возвращаемся домой. Пристегнули ремни! Набираем высоту! У-у-у. Вот мы и дома.

4. Итог занятия. — Дети, а где мы с вами сегодня побывали?

Кого видели?

Что вам больше всего понравилось?

Что вы узнали нового? Чем понравилось наше путешествие?

- Спасибо вам, ребята, что в этом путешествии вы были мне верными и умными помощниками! Занятие закончено!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животный мир Арктики и Антарктики

Слайд 2

Короной снежной с двух сторон Наш шар прекрасный окружен! Два полюса, два братика- Антарктика и Арктика.

Слайд 3

Программные задачи : Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Антарктиды и Арктики. Выявить знания о животных : внешний вид, характерные особенности, повадки. Развивать интерес к познанию природы и окружающего мира; Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

Слайд 4

ПИНГВИНЫ

Слайд 5

Пингви́ны — относятся к нелетающим морским птицам. Самым большим из современных представителей является императорский пингвин (рост — 110—120 см, вес до 46 кг), самые мелкие — малый пингвин (рост 30—45 см, вес 1—2,5 кг). Пингвины питаются рыбой. Под водой пингвины почти не издают звуков, а на суше они общаются посредством криков, напоминающих звуки трубы и трещотки. Пингвины гнездятся большими колониями. В насиживании яиц и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя попеременно. Кормом птенцам служит полупереваренные и отрыгнутые родителями рыба и ракообразные. Детеныши находят убежище от холода в нижних складках родительского живота.

Слайд 6

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Слайд 7

Белый медведь - самый крупный из млекопитающих отряда хищных . Обычно самцы весят 400-450 кг, длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче ( 200-300 кг). Охотится на нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде

Слайд 8

МОРЖ

Слайд 9

Морж — очень крупное животное . Длина тела у некоторых особей может достигать 5 метров, а масса доходить до полутора тонн. Средняя длина самца составляет 3,5 метра, вес колеблется в пределах тонны. Самки помельче. Их обычная длина, как правило, 2,8-2,9 метра, масса составляет порядка 700-800 кг. Все взрослые моржи имеют клыки, торчащие у них изо рта. Их длина достигает 60-80 см, а весит каждый не менее 3-х кг. Морж - крупный морской зверь с очень толстой кожей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные, населяют Крайний Север, живут преимущественно у берегов. Пища моржа состоит главным образом из моллюсков и других донных беспозвоночных, иногда моржи едят рыбу. В отдельных случаях моржи могут нападать на тюленей .

Слайд 10

ТЮЛЕНИ

Слайд 11

Тюле́ни - это млекопитающие. Известно около 20 видов этих животных. Известно несколько видов тюленей. Длина тюленей составляет от 170 до 180 см, а вес - от 120 до 140 кг. Они сбиваются в колонии, в которых может состоять до десяти тысяч особей. Распространены широко; особенно многочисленны в приполярных широтах. Большинство видов образует на льдах залёжки. Питаются тюлени рыбой и ракообразными. Охотясь на них, тюлени ныряют на глубину до 200 м

Слайд 12

СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ

Слайд 13

Северный олень- парнокопытное млекопитающее. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. Широкие копыта позволяют перемещаться по рыхлому снегу и раскапывать его в поисках пищи. Жажду этот олень 9 месяцев в году утоляет снегом. Люди одомашнили северных оленей, а от диких животных отличаются тем, что привыкли к людям и в случае опасности не разбегаются в стороны, а собираются вместе, надеясь на защиту людей. От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, используют их в качестве ездовых животных.

Слайд 14

ПОЛЯРНАЯ СОВА

Слайд 15

Белая сова или полярная — самая крупная птица в тундре . Основу её питания составляют мышевидные грызуны, в первую очередь лемминги. За год одна сова съедает более 1600 леммингов. Ловит также зайцев, мелких хищников (горностай), птиц (белых куропаток, гусей, уток), не пренебрегает рыбой и падалью. Сова не охотится вблизи гнезда, поэтому птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников. ЛЕММИНГИ

Слайд 16

ПЕСЕЦ

Слайд 17

Песе́ц или полярная лисица—небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Основу питания составляют мелкие грызуны, особенно лемминги, а также птицы. Питается как выброшенной на берег, так и добытой рыбой, а также растительной пищей: ягодами (черникой, морошкой), травами, водорослями (морской капустой). У песца хорошо развиты слух и обоняние; несколько слабее — зрение. Голос представляет тявкающий лай.

Слайд 18

ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК

Слайд 19

Поля́рный волк - подвид волка. Обитает на всей территории Арктики и в тундре. Длина без хвоста: 130—150 см. Высота в холке: 80—93 см. Масса: до 85 кг, самки меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. Чтобы выжить, волк приспособился есть любой корм, который только попадается.

Слайд 20

АРКТИЧЕСКИЙ БЕЛЯК

Слайд 21

Арктический беляк - заяц, в основном приспособленный к обитанию в полярных и гористых местностях. В среднем достигает в длину 55 — 70 см, весит около 4 — 5,5 кг. Как и другие зайцы, имеет маленький пушистый хвост (5 см) и длинные, мощные задние лапы, которые позволяют ему прыгать по снегу на большой скорости. Его уши — относительно короткие, это уменьшает отдачу тепла. Обладает мехом, позволяющим ему хорошо переносить холод. На дальнем севере он белый круглый год, лишь с чёрными кончиками ушей. Это травоядное животное. Арктический беляк в основном питается деревянистыми растениями. Он употребляет в пищу почки, ягоды, листья и траву.

Слайд 22

Где сугробы, стужа, лёд, Где пурга снега метёт, Там хозяин в шубе снежной. Ходит по снегам безбрежным. Весь он белый от зимы, От метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь, Потому и белый весь. Лишь черны глаза и нос: Пощадил их злой мороз. ЗАГАДКИ

Слайд 23

Кто в холодном океане, Словно в теплой пенной ванне, Может плавать и нырять, Стаи льдинок разгонять? Да! Такие виражи Могут делать лишь...

Слайд 24

Ходит медленно, степенно, В черном фраке непременно, Что за важный господин? Птица странная -...

Слайд 25

Что за хищник за такой, С шерстью бело – голубой ? Хвост пушистый, мех густой, В норы ходит на постой. Птицы, яйца, грызуны - Для него всегда вкусны. На лису пахож немного, Тоже псовая порода.

Слайд 26

Эта птица, тоже хищник, В тундре северной живёт. Любит зайцем подкрепиться, Не шумлив её полёт. Чисто – белым опереньем Сплошь покрыта, с головой. А в учебниках зовётся Она ...

Слайд 27

Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга.

Слайд 28

Н азовите животных, чьи контуры изображены ниже


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...