Познавательное развитие
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Познавательное развитие детей старшего и подготовительного возраста по теме "Животные Севера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.88 КБ |
![]() | 2.06 МБ |
![]() | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
«Животные Севера»
Жукова Наталья Геннадьевна
Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные:
- углублять представление детей о животных крайнего севера;
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Материалы:
- глобус;
- презентация «Животные Севера».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на северный полюс - в Арктику. Посмотрите, ребята, где расположена на глобусе Арктика (показ на глобусе). А теперь я прошу на борт нашего самолёта, который отправляется именно в Арктику.
Под музыку «Где-то на белом свете…»
Воспитатель: Внимание наш самолёт производит посаду, прошу пристегнуть ремни. Воспитатель показывает презентацию «Животные Севера
Полярное сияние(Слайд 2)
Воспитатель: Правда очень красиво? Морж.( Слайд 3)
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа. (Ответы детей).
Воспитатель:. Как вы думаете, чем моржи питаются? (Ответы детей). Северный олень. (Слайд 4)
Воспитатель:Это - северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?
(Ответы детей).
Воспитатель: Чем же питаются северные олени? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берёз.
Тюлень.( Слайд 5)
Воспитатель: Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног? (Ответы детей).
Воспитатель: верно плавники, а не ласты. Если тюлень водное животное, то как вы думаете, чем он питается? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А почему, как вы думаете детеныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того что бы быть незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детёнышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как вы думаете, что спасает от холода тюленей? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
Белый медведь.(Слайд 6).
Воспитатель: Как приспособился белый медведь для жизни на севере? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, но это ещё не все: -.Как вы думаете, ребята, чем питается медведь? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте встанем в круг все вместе и выполним движения.
Физминутка:
Топай мишка, хлопай мишка
Приседай со мною мишка
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись!
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться обратно. Давайте все вместе пойдём в наш самолёт. Замечательно пристигните ремни. Полетели…
Внимание внимание наш самолёт производит посадку в детский сад «Солнышко».
Вот мы и прилетели, проходите. Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?(Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы вспомнить, всех, кого мы с вами повстречали сейчас вам загадаю загадки, а вы отгадаете:
1.В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим мы на ластах? (Моржи).
2.В океане тёмно-синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).
3.Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник мох зелёный.
Любит снежные луга? (Олень).
Воспитатель показывает этих животных на мольберте на картине.
Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо.(подводится итог НОД, детям вручаются призы).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Короной снежной с двух сторон Наш шар прекрасный окружен! Два полюса, два братика- Антарктика и Арктика.
Программные задачи : Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Антарктиды и Арктики. Выявить знания о животных : внешний вид, характерные особенности, повадки. Развивать интерес к познанию природы и окружающего мира; Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам.
ПИНГВИНЫ
Пингви́ны — относятся к нелетающим морским птицам. Самым большим из современных представителей является императорский пингвин (рост — 110—120 см, вес до 46 кг), самые мелкие — малый пингвин (рост 30—45 см, вес 1—2,5 кг). Пингвины питаются рыбой. Под водой пингвины почти не издают звуков, а на суше они общаются посредством криков, напоминающих звуки трубы и трещотки. Пингвины гнездятся большими колониями. В насиживании яиц и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя попеременно. Кормом птенцам служит полупереваренные и отрыгнутые родителями рыба и ракообразные. Детеныши находят убежище от холода в нижних складках родительского живота.
БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ
Белый медведь - самый крупный из млекопитающих отряда хищных . Обычно самцы весят 400-450 кг, длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче ( 200-300 кг). Охотится на нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде
МОРЖ
Морж — очень крупное животное . Длина тела у некоторых особей может достигать 5 метров, а масса доходить до полутора тонн. Средняя длина самца составляет 3,5 метра, вес колеблется в пределах тонны. Самки помельче. Их обычная длина, как правило, 2,8-2,9 метра, масса составляет порядка 700-800 кг. Все взрослые моржи имеют клыки, торчащие у них изо рта. Их длина достигает 60-80 см, а весит каждый не менее 3-х кг. Морж - крупный морской зверь с очень толстой кожей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные, населяют Крайний Север, живут преимущественно у берегов. Пища моржа состоит главным образом из моллюсков и других донных беспозвоночных, иногда моржи едят рыбу. В отдельных случаях моржи могут нападать на тюленей .
ТЮЛЕНИ
Тюле́ни - это млекопитающие. Известно около 20 видов этих животных. Известно несколько видов тюленей. Длина тюленей составляет от 170 до 180 см, а вес - от 120 до 140 кг. Они сбиваются в колонии, в которых может состоять до десяти тысяч особей. Распространены широко; особенно многочисленны в приполярных широтах. Большинство видов образует на льдах залёжки. Питаются тюлени рыбой и ракообразными. Охотясь на них, тюлени ныряют на глубину до 200 м
СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ
Северный олень- парнокопытное млекопитающее. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. Широкие копыта позволяют перемещаться по рыхлому снегу и раскапывать его в поисках пищи. Жажду этот олень 9 месяцев в году утоляет снегом. Люди одомашнили северных оленей, а от диких животных отличаются тем, что привыкли к людям и в случае опасности не разбегаются в стороны, а собираются вместе, надеясь на защиту людей. От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, используют их в качестве ездовых животных.
ПОЛЯРНАЯ СОВА
Белая сова или полярная — самая крупная птица в тундре . Основу её питания составляют мышевидные грызуны, в первую очередь лемминги. За год одна сова съедает более 1600 леммингов. Ловит также зайцев, мелких хищников (горностай), птиц (белых куропаток, гусей, уток), не пренебрегает рыбой и падалью. Сова не охотится вблизи гнезда, поэтому птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников. ЛЕММИНГИ
ПЕСЕЦ
Песе́ц или полярная лисица—небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Основу питания составляют мелкие грызуны, особенно лемминги, а также птицы. Питается как выброшенной на берег, так и добытой рыбой, а также растительной пищей: ягодами (черникой, морошкой), травами, водорослями (морской капустой). У песца хорошо развиты слух и обоняние; несколько слабее — зрение. Голос представляет тявкающий лай.
ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК
Поля́рный волк - подвид волка. Обитает на всей территории Арктики и в тундре. Длина без хвоста: 130—150 см. Высота в холке: 80—93 см. Масса: до 85 кг, самки меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. Чтобы выжить, волк приспособился есть любой корм, который только попадается.
АРКТИЧЕСКИЙ БЕЛЯК
Арктический беляк - заяц, в основном приспособленный к обитанию в полярных и гористых местностях. В среднем достигает в длину 55 — 70 см, весит около 4 — 5,5 кг. Как и другие зайцы, имеет маленький пушистый хвост (5 см) и длинные, мощные задние лапы, которые позволяют ему прыгать по снегу на большой скорости. Его уши — относительно короткие, это уменьшает отдачу тепла. Обладает мехом, позволяющим ему хорошо переносить холод. На дальнем севере он белый круглый год, лишь с чёрными кончиками ушей. Это травоядное животное. Арктический беляк в основном питается деревянистыми растениями. Он употребляет в пищу почки, ягоды, листья и траву.
Где сугробы, стужа, лёд, Где пурга снега метёт, Там хозяин в шубе снежной. Ходит по снегам безбрежным. Весь он белый от зимы, От метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь, Потому и белый весь. Лишь черны глаза и нос: Пощадил их злой мороз. ЗАГАДКИ
Кто в холодном океане, Словно в теплой пенной ванне, Может плавать и нырять, Стаи льдинок разгонять? Да! Такие виражи Могут делать лишь...
Ходит медленно, степенно, В черном фраке непременно, Что за важный господин? Птица странная -...
Что за хищник за такой, С шерстью бело – голубой ? Хвост пушистый, мех густой, В норы ходит на постой. Птицы, яйца, грызуны - Для него всегда вкусны. На лису пахож немного, Тоже псовая порода.
Эта птица, тоже хищник, В тундре северной живёт. Любит зайцем подкрепиться, Не шумлив её полёт. Чисто – белым опереньем Сплошь покрыта, с головой. А в учебниках зовётся Она ...
Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга.
Н азовите животных, чьи контуры изображены ниже
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительного к школе возраста.
Тема: «ЖИВОТНЫЙ МИР полярных районов и крайнего Севера (Арктики и Антарктики)
Цель: закрепление представлений о диких животных крайнего Севера (Арктики и Антарктики).
Задачи:
- Образовательные
- формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;
- формирование умения классифицировать животных Арктики;
- Расширение кругозора детей.
- Развивающие
- Развитие внимания и зрительного восприятия.
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера":
- Воспитательные
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Активизация словаря (Арктика, Антарктида, айсберг, белый медведь, гренландский кит, кашалот, копыта, косатка, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, нарвал, олень, песец, полярный, полярный дельфин, полярный заяц, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, синий кит, тюлень и т. д.);
Предварительная работа: рассматривание картинок по теме
Технология: ИКТ
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус (показываю слайд). Это уменьшенная модель Земли.
Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика
Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
Физкульминутка
Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно
А теперь познакомимся с теми животными, которые не боятся снега, стужи и живут на Севере. (слайды из презентации с фотографиями животных и интересными фактами)
Игра «Смелый охотник» (у нас происходит охота на медведя)
Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На расстоянии 6-8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов (диких зверей). Охотник выходит из своего дома, заходит в лес и, медленно обходя драконов (диких зверей), считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охотника.
Слайды с загадками из презентации
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец -
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тысячу кило (белый медведь)
Толстый в складку богатырь -
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж).
Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны -
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень).
Головка и хвост,
Вместо лап – плавники,
Ленив он на льду
И проворен в водице,
Детишек его называют
«Бельки».
Скажи, что за зверь
Возле льдины резвится? (Тюлень)
Дидактическая игра «Узнай по контуру»
Педагог демонстрирует слайд с контурами животных Севера. Дети узнают и называют животных. Затем составляют предложения с этими словами. Можно усложнить игру и попросить детей назвать детенышей этих животных.
Пальчиковая гимнастика «Детеныши»
Смотрите, милые друзья, (дети разводят руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя – медвежонок, загибают пальчики, начиная с большого
У тюленя – тюлененок,
У пингвина – пингвиненок,
У оленя – олененок.
У моржа сынок – моржонок,
Детям северной лисицы
Дома вовсе не сидится!
Рефлексия деятельности на занятии.
Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).
Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).
Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, косатку, белух, китов).
Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....