Дополнительная образовательная программа по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка» на 2020-2021 учебный год
рабочая программа
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»
А.Энштейн
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pochemuchka.docx | 505.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Северяночка» | |||
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол от _________20___г №____ | УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ ДС № 56 «Северяночка» ________________Т.В. Ревкова Приказ от _______20___г № ____ | ||
04-09 Дополнительная образовательная программа по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка» на 2020-2021 учебный год
Воспитатель: Балахонцева Е.Б.
| |||
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»
А.Энштейн
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.
Новые образовательные стандарты (ФГОС) определяют приоритетность воспитывать через игру, в игре ребенок познает мир, исследует его, отсюда в нем развивается личность, которая будет востребована в обществе. Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучка» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей.
4. Социально - коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Принципы организации
В основу программы положены принципы:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип природосообразности.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип интеграции.
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип системности.
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, лупа, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
- Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Возраст детей, участвующих в программе - от 6 до 7 лет.
В группе занимаются 20 дошкольников.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1 год.
Формы, методы и режим занятий
Направленность программы кружка «Почемучка» является научно - познавательной, по форме организации – кружковой. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность: 25 минут. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.
Методы и приёмы работы: игровой, словесный (беседы, рассуждения, разъяснения), моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.
Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения средних дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Планируемые результаты
К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения:
дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике
Календарно - тематическое планирование по экспериментированию
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Месяц | Занятие | Тема | Содержание и задачи |
Октябрь | 1-2 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Задачи: - закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). Содержание: - игра «Угадай, что звучит»; - игра «Отгадай по запаху»; - игра «отгадай на ощупь» - на фланеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств. |
3-4 | Почему все звучит? | Задачи: - подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. Содержание: - игра «Что звучит?» - предложить ребенку тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. | |
5-6 | У кого какие детки? | Задачи: - выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). - побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка) | |
7-8 | Волшебная водица | Задачи: - закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); - выявить, что вода имеет вес. Содержание: - сравнение двух банок по весу; - заполнение стеклянных банок водой; - игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку) - вывод. | |
Ноябрь | 9-10 | Вода принимает форму | Задачи: - выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита. Содержание: - дети наливают в разные сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах; - рассмотреть, какой формы вода в разных сосудах; - вывод. |
11-12 | Что растворяется в воде? | Задачи: - показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Содержание: - дети рассматривают воду, вспоминают её свойства; - игра «Покрасим воду»; - игра «Изменим вкус воды»; - вывод. | |
13-14 | Какие предметы могут плавать? | Задачи: - дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Содержание: - рассмотреть предметы различного качества; - сравнить плавучесть предметов; - вывод. | |
15-16 | Делаем мыльные пузыри | Задачи: - познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, - познакомить со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленочку. Содержание: - рассматривание картинки «Дети играют с мыльными пузырями» - изготовление состава для пузырей; - игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» | |
17-18 | Чудо-свеча | Задачи: - познакоить детей со свойством свечи - развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировть, обобщать, делать выводы. Содержание: -рассматривание свечей разной формы, размера, цвета; - беседа о вреде огня; - игра «Горит – не горит»; - вывод. | |
Декабрь | 19-20 | Воздух повсюду | Задачи: - обнаружить воздух в окружающем пространстве; - выявить его свойства: невидимость, без запаха, не имеет формы - сравнить свойства воды и воздуха Содержание: - загадка о воздухе; - беседа «Что такое воздух? Для чего он нужен» - игровое упражнение «Почувствуй воздух»; - игра «Есть ли воздух в предметах» - вывод. |
21-22 | Морской бой | Задачи: - дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары), имеет силу; - выявить, что воздух легче воды. | |
23-24 | Каждому камешку свой домик | Задачи: - классифицикация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); - показать детям возможность использования камней в игровых целях Содержание: - рассматривание камней; - работа по модели; - игра «Выложи картинку» - ходьба по камням. | |
Январь | 25-26 | Замерзшая вода | Задачи: - выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Содержание: - беседа о свойстве воды; - рассматривание кусочков льда; - рассматривание иллюстраций айсбергов; - игра с льдинками. |
27-28 | Тающий лёд | Задачи: - выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед – вода, вода – лед) Содержание: - наблюдение за таянием льда; - рассматривание цветного льда; - изготовление цветного льда; - игра с льдинками. | |
29-30 | Свет вокруг нас | Задачи: - понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру; - понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. Содержание: - беседа об искусственном и природном свете; - игра «Свет бывает разный»; - игра «Что сначала, что потом»; - вывод. | |
Февраль | 31-32 | Солнечные зайчики | Задачи: - понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Содержание: - чтение стихотворения «Солнечный зайчик»; - игра «Поймай солнечного зайчика»; - вывод. |
33-34 | Что отражается в зеркале? | Задачи: - познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Содержание: - игра с зеркалами; - игра «Найди свое отражение в предметах» - вывод. | |
35-36 | Все увидим, все узнаем | Задачи: - познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением. Содержание: - знакомство с лупой; - рассматривание предметов через лупу; - зарисовка в рабочем листе. | |
37-38 | Песочная страна | Задачи: - выделить свойства песка (сыпучесть, рыхлость, из него можно лепить); - познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Содержание: - беседа о свойстве песка; - рассматривание песка через лупу; - создание картины с помощью песка. | |
Март | 39-40 | Где вода? | Задачи: - выявить, что глина и песок по-разному впитывают воду; - выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость показать детям зависимость веса предмета от материала. Содержание: - беседа о свойстве глины и песка; - рассматривание частичек песка и глины через лупу; - игра «Что сыпется?» - игра «Где вода?» - зарисовка в рабочих листах. |
41-42 | Как развивается растение? | - выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя. | |
43-44 | Тепло - холодно | - определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | |
45-46 | Звенящая вода | Задачи: - показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук Содержание: - беседа «Что такое звук?», «Как его извлечь из предмета»; - игра на стаканах с водой; - вывод. | |
Апрель | 47-48 | Угадайка | Задачи: - показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Содержание: - рассматривание предметов; - игра «Угадай-ка (на ощупь, на слух); - вывод. |
49-50 | Волшебная рукавичка | - выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы | |
51-52 | Мы - фокусники | Задачи: - выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Содержание: - игра «Разборчивый гусь»; - игра «Живые звери»; - игра «Достань иголку из воды»; - вывод. | |
53-54 | Водяная мельница | Задачи: - дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Содержание: - беседа о пользе воды, о ее свойствах; - игры с водяными мельницами; - вывод. | |
Май | 55-56 | Волшебное сито | Задачи: - познакомить детей со способом отделения камешка от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Содержание: - рассматривание сита; - просеивание мелких сыпучих веществ; - вывод, |
57-58 | Цветной песок | Задачи: - познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом). Содержание: - игра «Что в мешочке?»; - рассматривание песка и мела; - превращение мела в порошок; - смешивание песка с цветным мелом – порошком; - игра «Спрячем и найдем»; - вывод. | |
59-60 | Почему птицы могут летать? | - найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
61-62 | Кто живет в воде? | - найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
63-64 | Как спрятаться бабочкам? | - найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
Работа с родителями.
Месяц | № | Тема | Форма работы |
Октябрь | 1 | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка | Консультация |
Ноябрь | 2 | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка
|
Декабрь | 3 | Родители гиды на пути к познанию | Консультация |
Февраль | 4 | Несколько золотых правил для родителей | Памятка |
Март | 5 | Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования | Консультация |
Апрель | 6 | Литература в помощь | Выставка литературы |
Список литературы:
1. Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
3. Крашенниников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
4. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом – Новосибирск: Сиб. унив.изд-во.
5. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....
Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование...
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...
Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...
Опыт работы «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Опыт работы по экспериментированию....
Статья на тему: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, твор...