Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Я открываю мир»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Новоженова Виктория Станиславовна

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская,

поисковая активность – естественное состояние ребенка. Наряду с игровой деятельностью, в

процессах социализации, познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное

значение в развитии личности ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь

поиском знаний, приобретением знаний самостоятельно или под тактичным руководством

взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и

сотворчества.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к

выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть

любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в

детском экспериментировании развиваются интегративные качества ребенка. Востребована

творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению

самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте

необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –

творческое отношение к миру. Детское экспериментирование как форма деятельности

используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством

развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность,

самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному

обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми -

возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом

изобретательность и оригинальность.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7

лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Экспериментальная

деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые

впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой

исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее

он развивается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Я открываю мир»

(«стартовый уровень»)

Возраст воспитанников:5-7 лет

Срок реализации Программы:2 года

Автор составитель: Новоженова В.С.

Санкт – Петербург

2019

1. Пояснительная записка

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда

что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому,

что он узнал" Сухомлинский В. А.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Я открываю мир» разработана с учетом современных требований и основных законодательных и

нормативных актов Российской Федерации:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки

РФ от 29.08.2013 № 1008).

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049 -13 (утверждено

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26).

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента

государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования

и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская,

поисковая активность – естественное состояние ребенка. Наряду с игровой деятельностью, в

процессах социализации, познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное

значение в развитии личности ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь

поиском знаний, приобретением знаний самостоятельно или под тактичным руководством

взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и

сотворчества. Не случайно во ФГОС ДО значится, что одним из основных принципов

дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и

познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, где в качестве основного вида

познавательно-исследовательской деятельности детей выделяется экспериментирование. Все

исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность

этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической

деятельности с ним. Экспериментирование имеет под собой научно-исследовательскую

основу и развивает у ребенка мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,

обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует

восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями с основами

математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Известно, что важным

критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней

потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту

потребность через развитие познавательного интереса.

Научность, предполагает при подаче материала опираться на достоверные, научнообоснованные факты и материалы, соответствующие возрасту детей.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к

выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть

любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в

детском экспериментировании развиваются интегративные качества ребенка. Востребована

творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению

самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте

необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –

творческое отношение к миру. Детское экспериментирование как форма деятельности

используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством

развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность,

самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному

обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми -

возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом

изобретательность и оригинальность.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7

лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Экспериментальная

деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые

впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой

исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее

он развивается. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка в детском

саду, разработана программа для детей старшего дошкольного возраста. Она построена

таким образом, чтобы дети могли получить новые сведения, новые знания на получение

продуктов творчества и на развитие творческого воображения. Интерес к

экспериментальной деятельности обеспечивается через мотивацию, образность и

эмоциональность. Ведущие идеи программы заключаются в организации посильной,

интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования

естественнонаучных представлений дошкольников.

Программа «Я открываю мир» является программой с естественнонаучной

направленностью. Разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой

дошкольного образования ГБДОУ № 103, на основе методических

пособий Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников»; А.И. Ивановой «Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду»; С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Цель Программы: Формирование и развитие познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

 В соответствии с поставленной целью формируются задачи.

 Личностные:

 -Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности.

 - Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

 - Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

 Метапредметные:

- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации.

 - Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

 - Расширение перспектив познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

Образовательные:

- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

 - Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения

Отличительная особенность программы.

 В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует ФГОС ДО. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Характеристика детей:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. Программа «Я открываю мир» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Объемы и сроки освоения программы. Общеразвивающая программа «Я открываю мир» разработана на 2 года обучения. Группа первого года обучения комплектуются из детей 5-6 лет (старшая группа); второго года обучения из детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Программа разработана на 2 года обучения, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. Она развивается по принципу развития спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и программа в целом на каждом году обучения в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей.

Условия реализации программы

Занятия организуются в форме партнерской деятельности с воспитателем, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

 Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включение детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

 Детям предоставляется возможность экспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта будет формулирование причинно-следственных связей.

Материально-техническое оснащение:

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049 -13 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26). Учебное оборудование группы включает комплект мебели, необходимой для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

Основное оборудование и материалы:

 - Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

 - Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

 - Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

 - Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет. Технические материалы:

- Гайки, винты, болтики, гвозди.

 - Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная. ¬ Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.

- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля. Игровое оборудование:

 - Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

 - Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется с помощью родителей.

Режим занятий.

 Срок реализации программы «Я открываю мир» - 2 учебных года. Учебный год состоит из 36 учебных недель. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 25 минут, с детьми 6-7 лет не более 30 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Информационное обеспечение программы

 - Магнитофон;

- Компакт диски;

 - Принтер,

- Ноутбук,

- Телевизор.

 - Мультимедийный проектор,

- Экран,

 - Компьютерные презентации.

Планируемые результаты Программы 

В результате освоения содержания Программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

Старшая группа (с 5 до 6 лет):

 − Группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

 − Различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т.п.).

 − Различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.

 − Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры. − Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.).

 − Подбирает предметы по одному - двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.).

 − Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:

 Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет): 

- Классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

 − Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.).

 − Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры. - Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.).

 - Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.

 − Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия. Личностные результаты освоения программы:

 - знать основы экологических знаний о живой и неживой природе;

 - основы о взаимосвязи животного и растительного мира;

- названия самых распространенных растений, животных, насекомых;

 - время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне.

 - отличать деревья от кустарников; - называть явления природы;

- уметь участвовать в беседе.

 Метапредметные результаты освоения программы:

- владеть нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;

 - иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

 - владеть навыками творческой деятельности (составить рассказ, нарисовать картинку, рассказать); - ориентироваться во времени.

- основные признаки времен года; - правила поведения в природе;

Предметные результаты освоения программы:

 - называть времена года, отмечать их особенности;

- знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;

- знать о значении солнца, воздуха и воды для животных и растений;

- бережно относиться к природе;

 - выполнять правила личной гигиены;

 - вести наблюдения в природе;

 - ухаживать за комнатными растениями;

 - обладать потребностью, направленной на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Учебный план. Первый год обучения в старшей группе (5-6 лет) – 72 часа

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вода

1.1

Опыты с водой (знакомство со свойствами и качеством). Игры с брызгалками

2

1

1

Проектно исследовател ьская работа

1.2

Рассматривание глобуса

1

1

1.3

Слушание музыки (журчит ручей, капает дождь, бушует море).

1

1

1.4

«Цветная вода».

1

1

1.5

Экскурсия к речке

2

2

1.6

Пускание корабликов. Чтение художественной литературы «Куда делась вода после дождика».

2

1

1

1.7

Опыты: «Откуда в небе облака?», «Откуда берется вода?».

2

1

1

1.8

Презентация «Грибной дождь, ливень».

1

1

1.9

Почему говорят «как с гуся вода»?

1

1

2

Почва

2.1

Что у нас под ногами?

1

1

Наблюдение

2.2

Где растения быстрее получают воду?

1

1

Наблюдение

2.3

Презентация «Как «болеет» почва?»

1

1

Беседа

2.4

Презентация « Могут ли животные жить в земле»?

1

1

Беседа

3

Снег

3.1

Рассматривание снежинок через лупу.

1

1

Наблюдение

3.2

Создание альбома «Волшебные кристаллики – снежинки».

2

2

Беседа

3.3

Опыты со снегом. Постройка снежной фигуры

2

2

Беседа

3.4

Иней. Наблюдение за деревьями.

1

1

Наблюдение

4

Лёд

4.1

Образование сосулек.

2

1

1

Наблюдени

4.2

Опыты: «Почему лед скользкий?». Ледяная рубашка.

1

1

Беседа

5

Свет

5.1

Световой луч.

1

1

Беседа

5.2

Живые тени

1

1

Беседа

5.3

Части суток

1

1

Беседа

6

Электричество.

6.1

Как увидеть и услышать электричество?

1

1

Беседа

7

Вес

7.1

Презентация «Почему все падает на землю?»

1

Беседа

7.2

Опыты: «Как измерить вес?»

1

1

Наблюдение

8

Магниты

8.1

Магнетизм. Магнитные силы.

2

2

Беседа

8.2

Необычная скрепка.

1

1

Исследовательская работа

8.3

Опыты: «Испытание магнита».

2

1

1

Исследовательская работа

9

Воздух

9.1

Свойства воздуха.

1

1

Проектно-исследовательская работа

9.2

Опыты: «Воздушный шар, мыльный пузырь – что общего?»

2

1

1

9.3

Опыты: «Можно ли поймать воздух. Буря в стакане воды»

1

1

9.4

Попробуем взвесить воздух.

1

1

10

Звук

10.1

Свойства звука.

1

1

Беседа

10.2

Как распространяется звук?

2

1

1

Беседа

10.3

Как появляется песенка?

1

1

Беседа

10.4

Опыты со звуком.

1

1

Исследовательская работа

10.5

Где живет эхо.

1

1

Беседа

11

Песок и камни

11.1

Опыты: «Вода двигает камни и меняет объем жидкости при замерзании»

2

1

1

Проектно-исследовательская работа

11.2

Какими бывают камешки

2

1

1

11.3

Песчаный конус.

1

1

11.4

Свойства мокрого песка.

1

1

12

Комнатные растения

12.1

Наблюдение за комнатными растениями.

1

1

Проектно-исследовательская работа

12.2

Строение. Взаимосвязь живого и неживого.

1

1

12.3

Куда тянутся корни. Как растение ищет свет

1

1

12.4

Волшебные семена.

1

1

12.5

Есть ли у растения органы дыхания.

1

1

12.6

«Носит одуванчик разный сарафанчик»

1

1

13

Солнечный свет.

13.1

Опыты с солнечным зайчиком.

2

1

1

Беседа

13.2

Радуга на стене

1

1

Наблюдение

13.3

Какой бывает свет?

1

1

Беседа

14

Насекомые

14.1

Муха – цокотуха.

2

1

1

Проектно-исследовательская работа

14.2

Значение живой и неживой природы для насекомых.

2

1

1

15

Свойства различных предметов.

15.1

Экскурсия к водоему (измерение воды, фильтрация воды)

2

1

1

Беседа

15.2

Твердое – жидкое.

1

1

Беседа

15.3

Как измерить тепло?

1

1

Беседа

Второй год обучения в подготовительной к школе группе (6-7 лет) – 72 часа.

1

Песок. Глина

1.1

Песочная страна. Свойства песка.

2

1

1

Наблюдение

1.2

Глина. Какая она?

1

1

Наблюдение

1.3

Опыт с песком и глиной.

1

1

Беседа

1.4

Знакомство с песочными часами

1

1

Беседа Опыты: «Различия между снегом и инеем»

2

Ветер

2.1

Ветер, ветер, ты могуч…

1

1

Проектно-исследовательская работа

2.2

Как образуется ветер?

1

1

2.3

Можно ли играть при сильном ветре?

1

1

3

Воздух

3.1

Этот удивительный воздух.

1

1

Проектно-исследовательская работа

3.2

Чем пахнет воздух. Как определить чистоту воздуха

2

1

1

3.3

Значение воздуха для растений, насекомых.

1

1

3.4

Воздух – невидимка.

1

1

3.5

Опыты: «Теплый и холодный воздух. Его свойства»

2

1

1

3.6

Опыты: «Есть ли воздух в воде?»

1

1

4

Вода

4.1

Вода. Ее свойства.

1

1

Беседа

4.2

Пар – это тоже вода.

1

1

Наблюдение

4.3

Круговорот воды в природе.

1

1

Беседа

4.4

Опыты: «Веселые сестрички – капелька, снежинка, льдинка».

1

1

Беседа

4.5

Образование облаков

1

1

Беседа

4.6

Синий иней лежит на проводах.

1

1

Наблюдение

4.7

Опыты: «Различия между снегом и инеем»

2

1

1

Наблюдение

5

Магниты

5.1

Магнит. Его свойства.

1

1

Беседа

5.2

Магнитные свойства Земли.

1

1

Беседа

5.3

Компас

1

1

Беседа

5.4

Опыты: «Притягивает – не притягивает»

2

1

1

Беседа

6

Термометр.

6.1

Термометр и температура. Виды термометров

2

1

1

Беседа

6.2

Опыты: «Что можно измерить термометром»

1

1

Беседа

7              Звук

7.1

Звук. Его источник и распространение.

1

1

Беседа

7.2

Опыты: «Какие бывают звуки. Способы восприятия звуков человеком и животными»

1

1

Наблюдение

7.3

Спичечный телефон.

1

1

Беседа

7.4

Как появилась игра «Сломанный телефон»

1

1

Беседа

8

Соль

8.1

Волшебница соль. Ее свойства

1

1

Проектно-исследовательская работа

8.2

Способы добычи соли

1

1

8.3

Применение соли

1

1

8.4

Опыты: «Для чего нужна соль?»

1

1

9

Электричество

9.1

Электричество. Его виды.

1

1

Беседа

9.2

Проводники и диэлектрики.

1

1

Беседа

9.3

Устройство электрических приборов

1

1

Исследовательская работа

9.4

Правила безопасности при взаимодействии с электричеством.

2

1

1

Беседа

9.5

Опыты безопасного использования электрических приборов.

2

1

1

Наблюдение

9.6

Что такое молния. Гроза – проявление электричества в природе

1

1

Беседа

10

Стекло.

10.1

Стекло. Его свойства.

2

1

1

Беседа

10.2

Опыты со стеклянными предметами.

1

1

Беседа

10.3

Рассматривание предметов через цветное стекло

2

1

1

Беседа

11.

Вес

11.1

Взвешивание предметов.

1

1

Беседа

11.2

Знакомство с напольными весами.

1

1

Беседа

11.3

Опыты определения веса разных предметов.

1

1

Беседа

12

Солнечный свет.

12.1

Солнечный зайчик

1

1

Наблюдение

12.2

Опыты: «Догони солнечного зайчика».

1

1

Беседа

12.3

Роль солнца в жизни всего живого.

1

1

Беседа

12.4

Солнечные часы.

1

1

Наблюдение

13.

Время

13.1

Что такое время. Как его измерить.

1

1

Беседа

13.2

Части суток. Времена года.

1

1

Беседа

13.3

Календарь.

1

1

Беседа

13.4

Какие бывают часы.

1

1

Беседа

14.

Почва

14.1

Почва. Ее влияние на рост растений.

1

1

Проектно-исследовательская работа

14.2

Способы размножения растений.

2

1

1

14.3

Где лучше растут растения.

1

1

14.4

Как растения добывают воду.

1

1

14.5

Опыты: посадка семян, лука.

2

1

1

14.6

Условия для роста растений.

1

1

3. Содержание учебного плана.

Первый год обучения в старшей группе (5-6 лет) – 72 часа.

 На вводном занятии дети знакомятся с содержанием курса работы объединения.

Блок занятий «Вода» (13 часов)

 Дать детям знания о разнообразных состояниях воды (твердое, жидкое).

 Формировать понятие – неживая природа.

 Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Познакомить со свойствами и качествами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества).

Значение воды в жизни растений и животных.

 Блок занятий «Почва» (4 часа)

Познакомить детей со свойствами, составом и качеством почвы.

 Что у нас под ногами?

Где растения быстрее получают воду?

 Как болеет почва? Определение сухой и влажной почвы.

 Первоначальные представления о внутреннем содержании земли.

 Почва – верхний слой земли.

 Для жизни живых организмов в почве есть воздух, вода, органические вещества.

 Блок занятий «Снег» (6 часов) 

Сезонное явление – снегопад

. Изменения в природе зимой.

 Понятие об образовании узоров на окнах.

 Знакомства со свойствами снега, какой он бывает в разную погоду (ветреную, теплую, холодную). С чем можно сравнить снег?

 Загрязнение снега и воды.

 Блок занятий «Лед» (3 часа)

 Влияние температурных изменений на свойства льда.

 Сравнение льда и снега

 Почему лед скользкий?

 Образование сосулек.

Блок занятий «Свет» (3 часа)

 Световой луч.

 Живые тени.

 Показать значение света.

Природные источники света – солнце, луна; искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

 Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

 Блок занятий «Электричество» (1 час)

 Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку.

 Гроза – проявление электричества в природе.

 Появление электрической лампы.

Электроприборы.

Блок занятий «Вес» (2 часа)

 Познакомить детей с тем, как можно измерить вес предметов.

 Блок занятий «Магниты» (5 часов)

 Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита.

Помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

 Действия магнитных сил Земли.

Выявление свойств материалов, взаимодействующих с магнитом (липкость, способность приклеивать и приклеиваться, притягивать железо).

 Блок занятий «Воздух» (4 часа)

 Систематизировать знания детей о воздухе.

 Познакомить со способами обнаружения воздуха, некоторыми свойствами (упругость).

 Как влияет загрязнение воздуха на окружающую среду.

 Закрепить представления о том, что людям и всему живому необходим чистый свежий воздух, попробовать ощутить различия комнатного и свежего воздуха.

Воздух есть во всем.

 Воздух имеет вес.

 Блок занятий «Звук» (5 часов)

 Познакомить детей с понятием «звук».

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звуков).

 Подвести к пониманию возникновения эхо.

 Блок занятий «Камни» (4 часа)

 Познакомить детей со свойствами камней.

 Умение обследовать камни с помощью органов чувств.

 Камни отличаются по составу, прочности.

Сравнение камня с глиной, пластилином.

 Блок занятий «Комнатные растения» (6 часов)

 Растение – целостный организм, где каждая часть – орган выполняет определенную функцию.

С помощью опыта показать движение воды по стеблю.

 Органы дыхания у растения.

 Растение ищет свет.

Растение выделяет кислород.

 Уход за комнатными растениями.

Блок занятий «Солнечный свет» (4 часа)

 Формировать представление о том, что солнце является источником тепла и света.

 Познакомить с механизмом образования цветов.

 Понятие «световая энергия».

 Из каких цветов состоит солнечный луч.

 Блок занятий «Насекомые» (4 часа)

 Виды насекомых.

 Значение живой и неживой природы для насекомых.

Где обитают насекомые.

 Чудесные превращения насекомых (гусеница – бабочка).

 Польза и вред насекомых.

 Блок занятий «Свойства различных предметов» (4 часа)

 Некоторые виды природных водоемов.

 Познакомить детей с процессами очистки воды разными способами.

 Знакомство детей с твердыми и жидкими предметами.

 Познакомить с понятием «температура».

Второй год обучения в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) – 72 часа

 Блок занятий «Песок. Глина» (5 часов)

 Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (липкость, проводимость воды, прочность) и применением.

Может ли растение расти на глинистой почве.

 Может ли песок двигаться

 Блок занятий «Ветер» (3 часа)

Расширить знания детей о явлениях природы.

 Как образуется ветер?

 Как определить силу ветра?

 Воздействие ветра на окружающую среду.

Способ появления ветра в комнате.

 Блок занятий «Воздух» (8 часов)

 Дать детям понятие о движении воздуха.

На примере опыта показать, как можно обнаружить его движение.

 Дать представления об источниках загрязнения воздуха.

 Формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

 Воздух обладает упругостью.

 Понять, как может использоваться сила воздуха.

Значение воздуха для растений и насекомых.

 Свойства теплого и холодного воздуха.

Блок занятий «Вода» (8 часов)

 Закрепить знания о свойствах воды.

 Подвести детей к пониманию того, что вода может быть в трех состояниях (твердое, жидкое, газообразное).

 Значение воды в жизни растений и животных.

Круговорот воды в природе.

 Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.

 Влияние температурных изменений на свойство воды

 Блок занятий «Магнит» (5 часов)

 Магнитные свойства Земли.

 Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

 Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

Блок занятий «Термометр» (3 часа)

 Познакомить с понятием «температура».

 Формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре, сравнение разных видов термометров.

Концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Блок занятий «Звук» (4 часа) 

Источники звука и распространения.

 Способы восприятия звуков человеком и животными.

 Распространение звуковых волн.

Возникновения эхо.

 Познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии («Спичечный телефон»).

 Блок занятий «Соль» (4 часа)

 Формирование представления детей о соли, ее свойствах.

Способы и места добычи соли.

 На примере опыта показать действие соли (для чего посыпают снег солью).

Познакомить детей с понятием «засоленная почва».

 Полезна ли соль растениям, которую человек использует в пищу (растения и человек используют разные виды соли).

На примере опыта получить искусственный соленый иней.

Блок занятий «Электричество» (8 часов)

 Виды электричества.

 Проводники и диэлектрики.

Устройство электрических приборов.

 Правила безопасности при взаимодействии с электричеством.

Гроза – проявление электричества в природе.

Правила поведения во время грозы.

Помочь детям понять природные явления – гром и молния.

 Блок занятий «Стекло» (5 часов)

 Свойства стекла. Цветное стекло.

 Познакомить детей со способом получения стекла.

 Правила работы со стеклом.

 Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

 Блок занятий «Вес» (3 часа)

 Определение веса разных предметов.

Способы взвешивания предметов.

Знакомство с напольными весами.

 Блок занятий «Солнечный свет» (4 часа)

Помочь детям понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Познакомить детей с понятием «Световая энергия»; показать степень ее поглощения, разными способами.

 Блок занятий «Время» (4 часа)

 Что такое время.

 Как его измерить.

 Части суток.

Формировать понятие о смене времени года.

Уточнить представления об особенностях каждого времени года.

 Календарь.

 Какие бывают часы.

 Для измерения времени.

Блок занятий «Почва» (8 часов)

 Обработка почвы перед посевными работами.

 Создание необходимых условий для роста растений.

 Влияние почвы на рост растений.

Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Способы размножения растений.

 Где лучше растут растения (глиняный горшок хуже пластмассового: в нем почва быстро засаливается, корни в основном располагаются около стенок горшка).

 Как растение добывает воду?

4. Методическое обеспечение программы.

 В основе общеразвивающей программы лежат следующие принципы:

 − Принцип деятельностного подхода к развитию личности.

 − Принцип ориентации на многообразие форм реализации познавательноисследовательской деятельности.

 − Принцип ориентации на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).

− Принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

 − Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

 − Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, в том числе проектной.

 - Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

 − Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

 − Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

 - Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Педагог применяет методы работы: наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр; Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы. Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

 На занятиях широко используется занимательный материал: загадки, стихи, ребусы, кроссворды, викторины, пословицы, поговорки и др

п/п

Блоки (1 год обучения)

Методы обучения (1 год обучения. 5-6 лет)

1

Вводная беседа. Вода.

Беседа. Проект «Вода-это жизнь». Опытноисследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, презентация, игра

2

Почва.

Беседа, наблюдение, опытно-исследовательская работа, презентации, рассказ педагога

3

Снег

Опытно-исследовательская работа, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, практическая деятельность, игра.

4

Лед

Опытно-исследовательская работа, беседа.

5

Свет

Наблюдение, беседа, работа с календарем.

6

Электричество

Беседа, рассказ педагога, видеофильм

7

Вес

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога

8

Магниты.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, мультфильм

9

Воздух

Проект «Где живет воздух». Рассказ воспитателя, опытно-исследовательская работа, наблюдение, игра

10

Звук.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, видеофильм

11

Песок. Камни

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, игра.

12

Комнатные растения.

Проект «Растет, цветет и пахнет». Опытноисследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

13

Солнечный свет.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, игра.

14

Насекомые.

Проект «Муха-цокотуха». Опытно-исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы

15

Свойства различных предметов.

Беседа, рассказ педагога, экскурсия, опытноисследовательская работа

п/п

Блоки (2 год обучения)

Методы обучения (2 год обучения. 6-7 лет)

1

Песок. Глина.

Беседа., опытно-исследовательская работа, наблюдение, беседа

2

Ветер.

Проект «Ветер, ветер, ты могуч…».Беседа, наблюдение, рассказ педагога, презентация, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы

3

Воздух

Проект «Чем пахнет воздух». Опытноисследовательская работа, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, игра

4

Вода

Опытно-исследовательская работа, беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

5

Магнит

Наблюдение, беседа, опытно-исследовательская работа

6

Термометр

Беседа, рассказ педагога, видеофильм, опытноисследовательская работа

7

Звук

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, игра

8

Соль

Проект «Волшебница-соль». Беседа, рассказ педагога, опытно-исследовательская работа.

9

Электричество

Рассказ воспитателя, опытно-исследовательская работа, наблюдение, видеофильм.

10

Стекло

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, видеофильм

11

Вес

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога.

12

Солнечный свет

Опытно-исследовательская работа, наблюдение, беседа, чтение художественной литературы.

13

Время

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, работа с календарем.

14

Почва

Проект «Что, где растет». Опытно-исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, видеофильм

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.

 Для успешного проведения занятий используются различные педагогические технологии:

- Технологии развивающего обучения,

- Технологии игровой деятельности,

- Технологии дифференцированного обучения,

 - Технологии информационно-коммуникативные,

- Технология исследовательской деятельности,

 - Технологии проектной деятельности.

Формы организации занятия

- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

 - Самостоятельная деятельность детей.

 - Фронтальные занятия.

 - КВН, развлечения.

 - Наблюдения в природе.

 - Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

 - Беседы по теме эксперимента.

 - Целевая прогулка.

 - Экскурсия

- Проектная деятельность.

Алгоритм проведения занятий

 - Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

 - Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

 - Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства);

 - Подведение итогов, вывод;

 - Фиксация результатов;

 - Вопросы детей.

 Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

 - внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

 - тайна, сюрприз;

 - мотив помощи;

 - познавательный мотив (почему так?);

 - ситуация выбора.

Проектно-научная деятельность в объединении

Проект – это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

 • Проектирование это обязательно практическая деятельность. Она в меньшей степени регламентируется педагогом, в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практических задач. Успешность проекта измеряется его продуктом.

 • За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего способность к рефлексии, выбору адекватных решений и, конечно, умению выстраивать из частей целое.

 Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важных критериев развития познавательного интереса – позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакции на успех и удачу, увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса. Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к жизни и ее сложным проявлениям. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством педагога. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках. Здесь очень важна предварительная работа:

 1.Это могут быть экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр. по изучению теории вопроса;

 2. Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи);

 3. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий;

 4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы; 5. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

 При работе над проектом крайне важно закрепить с детьми полученные знания и умения исследовательского поиска, необходимые для проведения самостоятельных исследований. Одним из важных условий воспитательно – образовательной работы по развитию у дошкольников интереса к проектно – исследовательской деятельности, это правильная организация развивающей предметной среды, она должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственного, эколого-эстетического развития, формирования экологически грамотного поведения.

Дидактические материалы.

 1. Настенное панно «Времена года»

 2. Дидактические игры «Найди такой же листок», «Собери урожай», «Домашние животные и их детеныши», «Чудесный мешочек», «Поставь цветы в вазу», «Дары лета», «Зоопарк», «Насекомые» (шнуровка), «День рождение Мухи - цокотуха» - О чем речь (из блокнота натуралиста) (знакомство с окружающим миром), «Экологические истории», «История дикой природы»,

 3. Предметные картинки «Овощи», «Фрукты», Домашние животные и птицы»

 4. Напольные пазлы «Морские жители», «Насекомые», «Дикие животные»

 5. Демонстрационный материал «Деревенский дворик», «Времена года»

6. Плакаты «Времена года»

 7. Настольная игра «Подводный мир»

 8. Презентации: - Домашние и дикие животные - Насекомые - Млекопитающие - Растения - Живая и неживая природа

 9. Плакаты: - Животный мир Земли - Домашние животные - Дикие животные - Перелетные птицы 10. Альбомы «В мире дикой природы», «Цветы дома» , «Времена года» Альбом цветов

11. Игры – ассоциации «Времена года»

 12. Пазлы: - Растительный мир - Животный мир - Игрушки – животные - Динозавры - Хищные животные

13. Домино «Животные»

 14. Методические пособия «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

6. Список используемой литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

 2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Основная образовательная программа «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО» 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

 3. Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к рукотворному миру. Тольятти, 1995г.

 4. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.

5. Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА, М., 2003г. 6. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г.

 7. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.

 8. Дыбина О.В. «Что было до…» игры - путешествия в прошлое предметов, ТЦ СФЕРА, М., 2003г.

 9. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001г.

10. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997г.

 11. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002г.

 12. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2005г.

13. Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.

 14. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.

 15. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.

 16. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.

 17. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Старший дошкольный возраст, методическое пособие». М., Педагогическое общество России, 2005г.

 18. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004 г.

19. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

 20. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).

21. Рыжова Н.А.«Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

 22. Рыжова Н.А.«Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Я открываю мир».

Учебный год с 1.09. 2019 по 31.05.2020. 36 недель

Количество учебных дней 72 дня

 Продолжительность зимних каникул 01.01.2020-10.01.2020

 Продолжительность летних каникул 01.06.2019 -31.08.2019

Первый год обучения в старшей группе (5 – 6 лет) – 72 часа

п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Форма контроля

1

сентябрь

4

Экспериментиро

вание

1

Опыты с водой (знакомство

со свойствами и качеством).

опрос

2

сентябрь

6

Экспериментиро

вание

1

Опыты с водой (знакомство

со свойствами и качеством).

Игры с брызгалками.

опрос

3

сентябрь

11

Беседа

1

Рассматривание глобуса.

опрос

4

сентябрь

13

Беседа

1

Слушание музыки (журчит

ручей, капает дождь,

бушует море).

опрос

5

сентябрь

18

Наблюдение

1

«Цветная вода».

опрос

6

сентябрь

20

Наблюдение

1

Экскурсия к речке, пруду

Опрос

7

сентябрь

25

Наблюдение

1

Экскурсия к речке, пруду

Опрос

8

сентябрь

27

Экспериментиро

вание

1

Пускание корабликов.

Опрос

9

октябрь

2

Беседа

1

Чтение художественной

литературы «Куда делась

вода после дождика».

Опрос

10

октябрь

4

Экспериментиро

вание

1

Опыты: «Откуда в небе

облака?», «Откуда берется

вода?»

Опрос

11

октябрь

9

Экспериментиро

вание

1

Опыты: «Откуда в небе

облака?», «Откуда берется

вода?»

опрос

12

октябрь

11

Наблюдение

1

Презентация «Грибной

дождь, ливень».

Опрос

13

октябрь

16

Беседа

1

Почему говорят «как с гуся

вода»?

Опрос

14

октябрь

18

Наблюдение

1

Что у нас под ногами?

опрос

15

октябрь

23

Наблюдение

1

Где растения быстрее

получают воду?

Опрос

16

октябрь

25

Наблюдение

1

Презентация «Как «болеет»

почва?»

опрос

17

октябрь

30

Беседа

1

Презентация « Могут ли

животные жить в земле»?

опрос

18

ноябрь

1

Наблюдение

1

Рассматривание снежинок

через лупу

Опрос

19

ноябрь

6

Беседа

1

Создание альбома

«Волшебные кристаллики –

снежинки».

Опрос

20

ноябрь

8

Беседа

1

Создание альбома

«Волшебные кристаллики –

снежинки».

Опрос

21

ноябрь

13

Экспериментиро

вание

1

Опыты со снегом.

Постройка снежной

фигуры.

Опрос

22

ноябрь

15

Экспериментиро

вание

1

Опыты со снегом.

Постройка снежной

фигуры.

Опрос

23

ноябрь

20

Наблюдение

1

Иней. Наблюдение за

деревьями

Опрос

24

ноябрь

22

Беседа

1

Образование сосулек.

Опрос

25

ноябрь

27

Наблюдение

1

Образование сосулек.

Опрос

26

ноябрь

29

Беседа, наблюдение

1

Опыты: «Почему лед

скользкий?». Ледяная

рубашка.

опрос

27

декабрь

4

Беседа

1

Световой луч.

Опрос

28

декабрь

6

Беседа

1

Живые тени.

Опрос

29

декабрь

11

Беседа

1

Части суток.

Опрос

30

декабрь

13

Беседа

1

Как увидеть и услышать

электричество?

Опрос

31

декабрь

18

Беседа

1

Презентация «Почему все

падает на землю?»

опрос

32

декабрь

20

Экспериментиро

вание

1

Опыты: « Как измерить

вес?»

Опрос

33

декабрь

25

Беседа

1

Магнетизм. Магнитные

силы.

Опрос

34

декабрь

27

Беседа

1

Магнетизм. Магнитные

силы.

Опрос

35

январь

8

Беседа

1

Необычная скрепка.

Опрос

36

январь

10

Экспериментиро

вание

1

Опыты: «Испытание

магнита».

Опрос

37

январь

15

Экспериментиро

вание

1

Опыты: «Испытание

магнита».

Опрос

38

январь

17

Беседа

1

Свойства воздуха.

Опрос

39

январь

22

Экспериментиро

вание

1

Опыты: «Воздушный шар,

мыльный пузырь – что

общего?».

Опрос

40

январь

24

Экспериментиро

вание

1

Опыты: «Воздушный шар,

мыльный пузырь – что

общего?».

Опрос

41

январь

29

Экспериментиро

вание

1

Опыты: «Можно ли

поймать воздух. Буря в

стакане воды».

Опрос

42

январь

31

Экспериментиро

вание

1

Попробуем взвесить

воздух

Опрос

43

февраль

5

Беседа

1

Свойства звука.

Опрос

44

февраль

7

Беседа

1

Как распространяется звук?

Опрос

45

февраль

12

Беседа

1

Как распространяется звук?

Опрос

46

февраль

14

Беседа

1

Как появляется песенка?

Опрос

47

февраль

19

Экспериментиро

вание

1

Опыты со звуком.

Опрос

48

февраль

21

Беседа

1

Где живет эхо.

Опрос

49

февраль

26

Беседа

1

Опыты: «Вода двигает

камни и меняет объем

жидкости при замерзании».

Опрос

50

февраль

28

Экспериментиро

вание

1

Опыты: «Вода двигает

камни и меняет объем

жидкости при замерзании»

Опрос

51

март

5

Беседа

1

Какими бывают камешки.

Опрос

52

март

7

Беседа, Наблюдение

1

Какими бывают камешки.

Опрос

53

март

12

Беседа

1

Песчаный конус.

Опрос

54

март

14

Экспериментиро

вание

1

Свойства мокрого песка.

Опрос

55

март

19

Наблюдение

1

Наблюдение за

комнатными растениями.

Опрос

56

март

21

Беседа

1

Строение. Взаимосвязь

живого и неживого.

Опрос

57

март

26

Беседа

1

Куда тянутся корни. Как растение ищет свет.

Опрос

58

март

28

Экспериментиро

вание

1

Волшебные семена.

Опрос

59

апрель

2

Беседа

1

Есть ли у растения органы

дыхания.

Опрос

60

апрель

4

Наблюдение

1

«Носит одуванчик разный

сарафанчик

Опрос

61

апрель

9

Беседа

1

Опыты с солнечным

зайчиком.

Опрос

62

апрель

11

Экспериментиро

вание

1

Опыты с солнечным

зайчиком.

Опрос

63

апрель

16

Беседа, Наблюдение

1

Радуга на стене.

Опрос

64

апрель

18

Беседа

1

Какой бывает свет?

Опрос

65

апрель

23

Беседа

1

Муха – цокотуха.

Опрос

66

апрель

25

Наблюдение

1

Муха – цокотуха.

Опрос

67

апрель

30

Беседа

1

Значение живой и неживой

природы для насекомых.

Опрос

68

май

7

Беседа, Наблюдение

1

Значение живой и неживой

природы для насекомых.

Опрос

69

май

14

Наблюдение

1

Экскурсия к водоему

(измерение воды,

фильтрация воды)

Опрос

70

май

16

Экспериментиро

вание

1

Экскурсия к водоему

(измерение воды,

фильтрация воды)

Опрос

71

май

21

Беседа, Наблюдение

1

Твердое – жидкое.

Опрос

72

май

23

Беседа, Наблюдение

1

Как измерить тепло?

опрос

Второй год обучения в подготовительной к школе группе (6-7 лет) – 72 часа.

п/п

Месяц

Число

Форма занятий

Количество часов

Тема занятий

Форма контроля

1

сентябрь

3

Беседа, Наблюдение

1

Песочная страна. Свойства

песка.

опрос

2

сентябрь

5

Наблюдение

1

Песочная страна. Свойства

песка.

Опрос

3

сентябрь

10

Беседа, Наблюдение

1

Глина. Какая она?

Опрос

4

сентябрь

12

Экспериментиро

вание

1

Опыт с песком и глиной.

Опрос

5

сентябрь

17

Беседа

1

Знакомство с песочными

часами.

Опрос

6

сентябрь

19

Беседа, Экспериментиро

вание

1

Ветер, ветер, ты могуч…

Опрос

7

сентябрь

24

Беседа

1

Как образуется ветер?

Опрос

8

сентябрь

26

Беседа

1

Можно ли играть при

сильном ветре?

Опрос

9

октябрь

1

Беседа

1

Этот удивительный воздух.

опрос

10

октябрь

3

Беседа

1

Чем пахнет воздух. Как

определить чистоту

воздуха.

опрос

11

октябрь

8

Беседа

1

Чем пахнет воздух. Как

определить чистоту

воздуха.

Опрос

12

октябрь

10

Беседа

1

Значение воздуха для

растений, насекомых.

Опрос

13

октябрь

15

Беседа

1

Воздух – невидимка.

Опрос

14

октябрь

17

Беседа, экспериментирование

1

Опыты: «Теплый и

холодный воздух. Его

свойства».

Опрос

15

октябрь

22

экспериментирование

1

Опыты: «Теплый и

холодный воздух. Его

свойства».

Опрос

16

октябрь

24

экспериментирование

1

Опыты: «Есть ли воздух в

воде?»

Опрос

17

октябрь

29

Беседа

1

Вода. Ее свойства.

Опрос

18

октябрь

31

экспериментирование

1

Пар – это тоже вода.

Опрос

19

ноябрь

5

Беседа

1

Круговорот воды в

природе.

Опрос

20

ноябрь

7

экспериментирование

1

Опыты: «Веселые

сестрички – капелька,

Снежинка, льдинка».

Опрос

21

ноябрь

12

Беседа

1

Образование облаков.

Опрос

22

ноябрь

14

Беседа, наблюдение

1

Синий иней лежит на

проводах.

Опрос

23

ноябрь

19

экспериментирование

1

Опыты: «Различия между

снегом и инеем».

Опрос

24

ноябрь

21

экспериментирование

1

Опыты: «Различия между

снегом и инеем».

Опрос

25

ноябрь

26

Беседа

1

Магнит. Его свойства.

Опрос

26

ноябрь

28

Беседа

1

Магнитные свойства Земли.

Опрос

27

декабрь

3

Беседа

1

Компас.

Опрос

28

Декабрь

5

экспериментирование

1

Опыты: «Притягивает – не

притягивает».

Опрос

29

Декабрь

10

экспериментирование

1

Опыты: «Притягивает – не

притягивает».

Опрос

30

Декабрь

12

Беседа

1

Термометр и температура.

Виды термометров.

Опрос

31

Декабрь

17

Беседа

1

Термометр и температура.

Виды термометров.

Опрос

32

декабрь

19

наблюдение

1

Опыты: «Что можно

измерить термометром».

Опрос

33

декабрь

24

Беседа

1

Звук. Его источник и

распространение.

Опрос

34

Декабрь

26

экспериментирование

1

Опыты: «Какие бывают

звуки. Способы восприятия

звуков человеком и

животными».

Опрос

35

январь

9

наблюдение

1

Спичечный телефон.

Опрос

36

Январь

14

игра

1

Как появилась игра

«Сломанный телефон».

Опрос

37

Январь

16

Беседа

1

Волшебница соль. Ее

свойства.

Опрос

38

Январь

21

Беседа

1

Способы добычи соли.

Опрос

39

Январь

23

экспериментирование

1

Применение соли.

Опрос

40

январь

28

экспериментирование

1

Опыты: «Для чего нужна

соль?»

Опрос

41

январь

30

экспериментирование

1

Электричество. Его виды.

Опрос

42

февраль

4

Беседа, наблюдение

1

Проводники и диэлектрики.

Опрос

43

Февраль

6

наблюдение

1

Устройство электрических приборов

Опрос

44

Февраль

11

Беседа

1

Правила безопасности при

взаимодействии с

электричеством.

Опрос

45

Февраль

13

Беседа, наблюдение

1

Правила безопасности при

взаимодействии с

электричеством.

опрос

46

Февраль

18

Беседа

1

Опыты безопасного

использования

электрических приборов.

20

Опрос

47

февраль

20

игра

1

Опыты безопасного

использования

электрических приборов.

Опрос

48

Февраль

25

Беседа

1

Что такое молния. Гроза –

проявление электричества в

природе.

опрос

49

февраль

27

Беседа

1

Стекло. Его свойства.

Опрос

50

март

3

наблюдение

1

Стекло. Его свойства.

Опрос

51

Март

4

экспериментирование

1

Опыты со стеклянными

предметами.

Опрос

52

Март

6

Беседа

1

Рассматривание предметов

через цветное стекло.

Опрос

53

Март

11

наблюдение

1

Рассматривание предметов

через цветное стекло.

Опрос

54

Март

13

Беседа

1

Взвешивание предметов.

опрос

55

Март

18

наблюдение

1

Знакомство с напольными

весами.

опрос

56

Март

20

экспериментирование

1

Опыты определения веса

разных предметов.

опрос

57

март

25

Беседа

1

Солнечный зайчик.

опрос

58

апрель

1

экспериментирование

1

Опыты: «Догони

солнечного зайчика».

Опрос

59

Апрель

3

Беседа

1

Роль солнца в жизни всего

живого.

Опрос

60

Апрель

8

наблюдение

1

Солнечные часы.

Опрос

61

Апрель

10

Беседа

1

Что такое время. Как его

измерить.

Опрос

62

Апрель

15

Беседа

1

Части суток. Времена года.

Опрос

63

Апрель

17

Беседа

1

Календарь.

Опрос

64

Апрель

22

наблюдение

1

Какие бывают часы.

опрос

65

Апрель

24

Беседа

1

Почва. Ее влияние на рост растений

Опрос

66

Апрель

29

наблюдение

1

Способы размножения

растений.

Опрос

67

май

6

экспериментирование

1

Способы размножения

растений.

Опрос

68

май

13

наблюдение

1

Где лучше растут растения.

опрос

69

май

15

Беседа, наблюдение

1

Как растения добывают

воду.

опрос

70

май

20

экспериментирование

1

Опыты: посадка семян,

лука.

Опрос

71

май

22

экспериментирование

1

Опыты: посадка семян,

лука.

опрос

72

май

27

Беседа, наблюдение

1

Условия для роста

растений.

опрос


Заключение

Учительство - это искусство, труд, не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, по и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально- и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура.

Профессионально-важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности.


Список использованной литературы

  1. Абульханова-Славская К.Л. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  2. Барабанщиков Л.В. Проблемы педагогической культуры преподавателя. - М., 1980.
  3. Кан-Калик В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс - Грозный, 1976.
  4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. - Вопросы психологии. №1, 1984.
  5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера
  6. производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990.
  7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя. - Педагогика, №5, 1999.
  8. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи» Харьков «Фолио» Москва «АСТ» 2000 год
  9. Фесюкова Л.Б. Гончарова Л. «Игры и упражнения» Бишкек: Мектен, 1991 год
  10. «Волшебная азбука. Русские сказки от А до Я» издательский дом Галерея фонд 2004г.
  11. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
  12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.
  13. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). - СПб, 1997.
  14. Кан-Калик В Л. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  15. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
  16. Коломина И.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. -М., 1983.
  17. Корчак Я. Как любить ребенка (педагогическое наследие). - М., 1990.
  18. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. - М., 1989.
  19. Левитов Н.Д. Психология труда. - М., 1986.
  20. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 1997.
  21. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
  22. Маркова А.К.Психология профессионализма. - М., 1996.
  23. Мижериков ВЛ., Ермоленко МЛ. Введение в педагогическую профессию. -М., 1999.
  24. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
  25. Михайлова Н.Н., Юсфин СМ. Актуальное состояние проблемы профессионального самоопределения в сфере образования // Проблемы проектирования профессиональной позиции. - М., 1997.
  26. Сергеев ВМ. Методика диагностики уровня сформированности педагогически организованной деятельности подростково-юношеской группы // Мир психологии и психология в мире, 1994.
  27. Шмаков С.Л. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
  28. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. - М., 1991.
  29. Донцов AM. Психология коллектива. - М., 1984.
  30. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
  31. Зингернт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
  32. Казакова Е.И. Системно-ориентационный подход к развитию образовательных систем: методические материалы. - СПб., 1997.
  33. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М., 1997.
  34. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. - СПб, 1998.
  35. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи // Внешкольник, 2000. - №3.
  36. Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе // Внешкольник, 1999 - №3.
  37. Евладова Е.Б. «Погружение» в культуру // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. - М., 1999.
  38. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. Процесс воспитания. - М., 1999. - Кн. 2.
  39. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
  40. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1995.
  41. Вершловский С.Г. Учитель крупным планом. - Л., 1991.
  42. Гальперин ТТЛ. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
  43. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1986.
  44. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8т.- М., 1983-1986.
  45. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Процесс совместного преодоления или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы, 1997, №2.
  46. Петровский А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1993.
  47. Роджерс К. К теории творчества. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
  48. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994, №5
  49. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991, №2.
  50. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Личность как социокультурная реальность. - Самара, 1999.
  51. Томас А. Харрис. Я хороший, ты хороший. - М., 1993.
  52. Цукерман ГА. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. - М., 1994.
  53. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой познавательной среде. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"

Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)

Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...