проект " Витамишки ребятишкам" для детей младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект по экологии с детьми младшего дошкольного возраста в весениий период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vitaminy.docx | 44.2 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»
623550 Свердловская область, п г т. Пышма, переулок Кировский д. 3 А
ПРОЕКТ:
«Витамишки ребятишкам!»
(для детей младшего дошкольного возраста)
2020 год
Актуальность:
В ФГОС дошкольного образования одной из основных задач является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир.
Из наблюдений за детьми выяснилось, что дети плохо едят овощные салаты, фрукты, а во время обеда откладывают варёные овощи (лук и морковь) на край тарелки.
Активная долгая жизнь - это самое важное для человека. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у детей сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо раскрывать перед детьми пользу приготовленных блюд, продуктов. Дети должны понять, что овощи и фрукты, ягоды очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».
Поэтому, считаю, что важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах, ягодах.
Исходя из выше сказанного, был создан проект «Витамишки ребятишкам!» по экологическому воспитанию младших дошкольников, проект способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, расширяет представление детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивает этическое чувство. Проект основан на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирован на активное приобретение детьми навыков здорового образа жизни и повышение экологической грамотности о значении овощей и фруктов в жизни человека.
Проект разработан с учетом реализуемой в детском саду общеобразовательной программой дошкольного образования и программой Николаевой С.Н. « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Соломенниковой О. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
Проект предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также проект, предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей о значении овощей и фруктов в жизни человека.
Проект: «Витамишки ребятишкам!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально - групповая.
Срок реализации: март-май 2020 года
Участники проекта: дети младшей группы № 4 «Лучики», родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Руководитель проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель группы.
Гипотеза: если будет реализован проект, то дети научатся выращивать полезные овощи на своём подоконнике, и узнают о значении овощей и фруктов в жизни человека, это будет залогом успеха здорового питания детей и результатом проекта.
Цель: способствовать созданию условий для формирования представлений у детей младшего дошкольного возраста о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
для воспитателя:
- совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску знаний об овощах и фруктах;
- создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.
для детей:
- дать представления детям младшего дошкольного возраста о полезных для здоровья человека овощах и фруктах, а также о витаминах, в которых они содержатся;
- расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;
- привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности и учить выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя (наблюдать, анализировать, сравнивать) и о необходимости света, воды, земли, тепла для роста растений;
- отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, художественно – эстетической;
- способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково - познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по проекту группы.
Проблемные вопросы:
- Что такое витамины, где они содержатся?
- Для чего нужны овощи и фрукты?
- Как мы можем помочь нашему организму, быть здоровым?
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:
1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
2.Определение проблемы, цели и задач исследовательской работы, исходя из интереса детей.
3.Обследования уровня развития познавательного интереса у детей по теме проекта.
4.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5.Обеспечение дидактического материала для реализации проекта.
2. Основной этап:
1.Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели
(занятия, наблюдения на прогулках, беседы, игры-эксперименты, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность).
2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
3.Заключительный этап:
1.Подведение итогов проекта в различных видах деятельности.
2.Мониторинг достигнутых результатов детьми в ходе проекта.
Принципы проекта:
Принцип научности-
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
Принцип целостности-
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности-
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания-
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности-
- предполагает построение процесса обучения дошкольников по возрасту;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения-
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности-
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности-
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Методы, используемые в реализации проекта:
- Словесные: беседы, объяснения, словесные инструкции, чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек.
- Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка в опытах, проблемные вопросы, наблюдения.
- Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.
- Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, макеты, живые и неживые объекты, показ игрушек, использование кукольного театра.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Центр экологии и экспериментирования в группе « Школа волшебников».
2. Центр природы «Кладовая природы» в группе (огород на подоконнике).
3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, ООД, сценарии развлечений и т.д.).
3.Библиотечка юного эколога.
4.Подборка научной и художественной литературы «Познавательное чтение».
5.Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши».
6.Центр театра и драматизации.
7.Зимний сад в детском саду.
8. Экологическая тропинка в детском саду.
9. Строительный ресурс и Лего-клуб (конструктор, строительный и природный материал).
10.Площадка детского творчества и экспериментирования «Внутренний дворик».
Ожидаемые результаты для детей:
- Сформированы элементарные представления о витаминах, их значении для здоровья человека.
- Сформировано осознанное отношение детей к овощам и фруктам, которые очень полезны для растущего организма (дети станут интересоваться приготовлением блюд из овощей и больше есть овощи и овощные салаты).
- Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности (дети станут проявлять интерес к выращиванию и уходу овощных культур).
- Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы и здоровому образу жизни (правильному питанию).
- У детей появится желание больше задавать вопросов о правильном питании, здоровом образе жизни и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
- Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . 2014г.
- Л.С. Журавлева, Солнечная тропинка – занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром, Москва, Мозаика – синтез, 2006г.
- Николаева С.Н., Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва, 1995 г.
- Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду, Москва, Мозаика 2009 г.
Этапы осуществления проекта в работе с детьми:
1 этап – подготовительный
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
-Изучение методической и художественной литературы по теме проекта. -Формирование проблемных вопросов. - Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. - Разработать диагностический материал по выявлению уровня знаний младших дошкольников о значении овощах и фруктах для здоровья человека. -Планирование совместной деятельности. -Создание условий для реализации проекта. | Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап – основной (практический)
Вид деятельности | Мероприятия |
Беседа | -«Что мы знаем о пищи?»; -«Овощи и фрукты - полезные продукты»; -«Витамины и здоровье» (роль фруктов и овощей в жизни людей); -«Кто выращивает овощи и фрукты ?»(знакомство детей с сельскохозяйственными профессиями). |
Рассматривание | Книг, иллюстраций: -«Кому нужны витамины с грядки?»; -«Это может быть полезно и опасно» (рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов, ягод); -«Полезная еда на столе» (рассматривание альбомов, книг, открыток) . |
-Коллекция иллюстраций (натюрморты). Просмотр фильмов, мультфильмов: -«Мудрые сказки тетушки Совы»; -видео и презентации «Живые овощи», «В деревне», «Как растет растения?», «Труд людей выращивающих овощи». | |
Чтение | -А. Барто «Морковный сок»; -К. Чуковский «Сор овощей»; -Е. Юдин «Две фасольки, три боба»; -И. Токмакова «Купите лук», «Яблонька»; - потешки, пословицы, поговорки, - Русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко»; «Вершки и корешки». -Т.Шорыгина «Экологические сказки»; «Что растет на огороде?»; -«Новинки из книжной корзинки» (чтение и разучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, загадок, сказок об овощах и фруктах). |
Наблюдение | -«Такие разные ростки» (соблюдение условий посадки); -«Устройство луковой клумбы» (для чего растению корни, свет, вода?); -«Глаза облюбовали, а руки сделали» (выращивание цветов в зимнем саду детского сада); -Наблюдение за трудом взрослых по уходу растений (способы размножения овощей ). -Наблюдения за природными явлениями: « Дождик», «Тучки по небу гуляют», «Роса», «Туман»(влияние природных явлений на окружающую среду). |
Экскурсии | -«Эта важно знать!» (в библиотеку детского сада) - Экскурсия на кухню «Зачем овощи добавляют в еду?»; - Экскурсия в медицинский кабинет «Чем полезен лук?» - Беседа по формированию у детей первоначальных представлений о ценности здорового образа жизни; -«Зимний сад - красив и зелен»; -«Про зеленые леса и цветочные чудеса» (пешая прогулка по территории детского сада и за пределы). |
Творческое рассказывание | -«Путешествие в царство «Будь здоров» (составление сказок, историй, загадок об овощах и фруктах); -«Чем, я могу помочь?» (творческое рассуждение о том, что я могу сделать, чтобы сберечь своё здоровье); -«Если бы я был морковкой, картошкой...». |
Рассказывание из личного опыта | -«Как я дома кушаю?» |
Игра | -Сюжетно-ролевые игры: « Приготовим обед», «Магазин овощей и фруктов», «Ферма по выращиванию витаминов», «У бабушки в огороде»; - Подвижные игры: «Ловишки- убежим от вируса», «Собери витамины»,«Огуречик, огуречик»,«Найди себе пару» и т.д.; -Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим …», «Мы делили апельсин», «Горох», «Груша», «Огуречик». |
Экспериментирование | -«С кем дружит вода?» (значение воды для растений); -Эксперименты и опыты: «Как растения пьют воду», « Выращивание лука разными способами» (благоприятные и неблагоприятные условия). |
Познавательная деятельность | - викторина «Лучший знаток витаминов и здорового питания»; - вечер загадок «Загадки от Доктора Айболита»; -создание памятки «Берегите свое здоровье»; -дидактические игры: «Разрезные картинки», «Во саду ли в огороде», «Овощи и фрукты», «Овощное лото», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Съедобное - несъедобное» и т.д. |
Продуктивная деятельность | Рисование: -«Разноцветные витамины» (пальчиковая живопись) ; -«Овощи и фрукты на столе»; -«Синьор помидор»; -«Лук - наш зеленый друг!»( рисование ладошкой) . Лепка: -«Большие и маленькие овощи и фрукты»; -«Засолка овощей». Аппликация: -«Апельсины и сливы лежат на блюде»; -«Ягоды и яблоки – полезные продукты»; -Коллаж «Корзина здоровья». |
Конструктивно - модельная деятельность | -«Теплицы для овощей, а сады для фруктов» (лего- конструкторы); -«Дом, для царицы Здоровья» (конструирование из строительного материала); -«Бумажные маски овощей и фруктов»; -«Огород для живых витаминок» (изготовление макета). |
Трудовая деятельность | - Акция « Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами); -«Напоим комнатные растения водичкой» ( уход за комнатными растениями в детском саду); -Трудовые поручения ( уход за растениями, посадка лука, фасоли, гороха, за растениями на участках и клумбах в детском саду). |
Музыкальная деятельность | - Ю.Чисков «Это называется природа»; - Хороводная игра «Есть у нас огород», «Кабачок», песня «Овощи» и т.д. |
Этапы осуществления проекта в работе с родителями:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность родителей |
-Изучение методической и художественной литературы по теме проекта. - Формирование проблемных вопросов. -Определение цели, задач проекта, прогнозирование результата. -Беседа с родителями по теме «Что Вы знаете о здоровом питании детей?». -Планирование совместной деятельности. -Создание условий для реализации проекта. | Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап – основной (практический)
Вид деятельности | Мероприятия |
Консультации | -«О пользе витаминов для детского организма»; -«Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях». |
Беседа | -«Кому и зачем нужны овощи и фрукты?»; -«Природа-источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и добра». |
Рассматривание | -«Полезные продукты детям» (видео-презентации); -Папки-передвижки «Полезные советы по здоровому образу жизни детей» (азбука витаминов). |
Экспериментирование | -«Зеленый лук - наш друг!» (наблюдение за его ростом); -«Красивые цветы, небывалой красоты» (уход за комнатными и садовыми цветами в домашних условиях). |
Продуктивная деятельность | - «Здоровье на тарелки». |
Конструктивно-модельная деятельность | -«Огород для всей семьи»; -«Магазин для овощей и фруктов». |
Трудовая деятельность | -Акция «Чистый двор» (помощь родителям в уборке, прилегающей к дому территории); -« Я в садочке цветочек посажу, а в огороде овощи потом соберу…» |
3 этап – заключительный (в работе с детьми и родителями)
- Итоговое развлечение «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!».
- Фотовыставка «Едим дома витамины!».
- Создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг» (народная медицина).
- Создание книжки – малышки « Овощи и фрукты - полезные продукты!».
- Результаты диагностики по выявлению уровня знаний младших дошкольников о правильном питании , о значении овощей и фруктов в жизни человека и определение наиболее эффективных путей дальнейшего развития проекта.
Приложение 1
Диагностический материал по выявлению уровня знаний младших дошкольников о воде.
Цель: Выявить уровень знаний детей о воде, её свойстве и значении для её значении для человека, животных, умение аргументировать свои высказывания.
- Что ты знаешь о воде?
- Посмотри на картинки и покажи росу, ручей, реку, море… и т.д
- Какую форму, запах, цвет имеет вода?
- Для чего нужна вода животным и растениям?
- Где используется вода человеком?
- Почему нужно беречь воду?
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса, рассказывает о свойстве и значении воды для растений , животных и человека. Знает условия соблюдения, как нужно беречь воду.
2 балла - ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя.
1балл - ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на
картинке требуемое.
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Высокий уровень (12-18 баллов)- уверенно называет и показывает картинки, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает о необходимости воды для растений, животных и её значение для человека.
Средний уровень (7-12 баллов) - затрудняется в классификации, но имеет представление о воде и её значении для живых организмов.
Низкий уровень (0-7 баллов) - находит на картинке и показывает некоторые явления природы, не имеет представления о воде, свойствах и значении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с домашним животным-кошка.
Проект содержит: дидактический игры, мнемотаблицы, работы детей по аппликации и пластилинографии, модель ухода человека за кошкой, список художественной литературы, этапы проекта....
Проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста домашними животными "Наши младшие друзья"
Данный материал содержит подробный пла по ознакомление детей с домашним животным- кошкой...
Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дид...
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «С мамой. с папой в детский сад!»
Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения....
Проект "Чистюли" для детей младшего дошкольного возраста
ПРОЕКТ на тему: «Чистюли»Подготовила и провела: воспитатель: Акентьева Ю.С.Цель: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Закрепить представления о ...
Проект :"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством УНТ"
Возможность использования УНТ в дошкольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и формами произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ни...