проект "Что за чудесница - водица волшебница!" для детей младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект по экологии с детьми младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»
623550 Свердловская область, п г т. Пышма, переулок Кировский д. 3 А
ПРОЕКТ:
«Что за чудесница, водица – волшебница!»
(для детей младшего дошкольного возраста)
2019 год
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать,
тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность:
В ФГОС дошкольного образования одной из основных задач является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир.
Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Это первое вещество, с которым знакомится малыш, вода дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Из бесед с детьми выяснилось, что у детей младшего дошкольного возраста
недостаточно знаний и представлений о значении воды в жизни животных, растений ,человека.
Исходя из выше сказанного, был создан проект «Что за чудесница, водица -волшебница!» по экологическому воспитанию младших дошкольников, который основан на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирован на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности о значении воды.
Проект разработан с учетом реализуемой в детском саду примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программой Николаевой С.Н.
« Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенниковой О. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
Проект предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также проект, предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей о воде.
Проект: «Что за чудесница, водица – волшебница!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально - групповая.
Срок реализации: июль-август 2019 года
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Руководитель проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель группы.
Гипотеза: если будет реализован проект, то дети узнают, что вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека и к ней необходимо относиться очень бережно, а также будет, сформирована экологическая культура и воспитание бережного отношения к природе.
Цель: способствовать формированию представлений у детей дошкольного возраста о воде, её значимости в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта:
для воспитателя:
- совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску знаний о воде;
- создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.
для детей:
- познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная) и представлением какую роль играет вода в жизни человека и других живых организмов;
- привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности и учить выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды;
- отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, художественно – эстетической;
- способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей и бережное отношение к природным ресурсам.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково - познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по проекту группы.
Проблемные вопросы:
- Что такое вода? Её свойства.
- Кому и зачем нужна вода?
- Как мы можем сберечь воду?
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:
1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
2.Определение проблемы, цели и задач исследовательской работы, исходя из интереса детей.
3.Обследования уровня развития познавательного интереса у детей по теме проекта.
4.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5.Обеспечение дидактического материала для реализации проекта.
2. Основной этап:
1.Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели
(занятия, наблюдения на прогулках, беседы, игры-эксперименты, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность).
2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
3.Заключительный этап:
1.Подведение итогов проекта в различных видах деятельности.
2.Мониторинг достигнутых результатов детьми в ходе проекта.
Принципы проекта:
Принцип научности-
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
Принцип целостности-
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности-
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания-
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности-
- предполагает построение процесса обучения дошкольников по возрасту ;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения-
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности-
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности-
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Методы, используемые в реализации проекта:
- Словесные: беседы, объяснения, словесные инструкции, чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек.
- Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка в опытах, проблемные вопросы, наблюдения.
- Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.
- Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, макеты, живые и неживые объекты, показ игрушек, использование кукольного театра.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Центр экологии и экспериментирования в группе « Школа волшебников».
2. Центр природы «Кладовая природы» в группе.
3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, ООД, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4.Подборка научной и художественной литературы «Познавательное чтение».
5.Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши».
6.Центр театра и драматизации.
7.Зимний сад в детском саду.
8. Экологическая тропинка в детском саду.
9. Строительный ресурс и Лего-клуб (конструктор, строительный и природный материал).
10.Площадка детского творчества и экспериментирования «Внутренний дворик».
Ожидаемые результаты для детей:
- Сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений, о необходимости её беречь.
- Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, льется, без запаха, без вкуса).
- Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы и бережное отношение к воде, как источнику жизни на земле.
- У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
- Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . 2014г.
- Л.С. Журавлева, Солнечная тропинка – занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром, Москва, Мозаика – синтез, 2006г.
- Николаева С.Н., Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва, 1995 г.
- Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду, Москва, Мозаика 2009 г.
Этапы осуществления проекта в работе с детьми:
1 этап – подготовительный
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
-Изучение методической и художественной литературы по теме проекта. -Формирование проблемных вопросов. - Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. - Разработать диагностический материал по выявлению уровня знаний младших дошкольников о воде. (приложение 1) -Планирование совместной деятельности. -Создание условий для реализации проекта. | Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап – основной (практический)
Вид деятельности | Мероприятия |
Беседа | - «Что мы знаем о воде?»; -«Вода и её превращения», -«В гостях у капельки» (роль воды в жизни людей, растений и животных); -«Жить нельзя нам без воды». |
Рассматривание | Книг, иллюстраций: -«Кому нужна вода?», «Для чего нужна вода?»; -«Это может быть полезно и опасно» (рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем); -«Капелька, родник, ручей, река, море …» (рассматривание альбомов, книг, открыток) |
Картин художников: -Коллекция картин местных художников А.В.Жукова, Д.Ю.Сухова. Просмотр фильмов, мультфильмов: -«Мудрые сказки тетушки Совы»; -видео и презентации «Вода», «Подводный мир», « Как растет цветок?», «Водичка, умой моё личико» и т.д. | |
Чтение | - К.И.Чуковский « Мойдодыр»,«Федорино горе»; -А.Барто «Девочка чумазая»; -А.Босев«Дождь»,З.Александрова «Купание»; - В.Бианки «Купание медвежат»; -Потешки « Водичка, водичка»,«Ай лады , лады не боимся мы воды»,«Ах, водичка хороша», «Мы пойдем купаться», «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»; -Т.Шорыгина «Экологические сказки»; -«Новинки из книжной корзинки» (чтение и разучивание стихов, загадок, легенд о воде). |
Наблюдение | -«Такие разные ростки» (соблюдение условий посадки); -«Устройство цветочной клумбы» (для чего растению корни, свет, вода?); -«По тропинкам любимых маршрутов» (прогулки за пределы детского сада); -«Глаза облюбовали, а руки сделали» (выращивание цветов на клумбах детского сада); -Наблюдение за трудом взрослых по уходу садовых растений (способы размножения цветов). -Наблюдения за природными явлениями: « Дождик», «Тучки по небу гуляют», «Роса», «Туман»… ; -Наблюдение за водой в природе «Отражение в лужице». -Наблюдения за трудом младшего воспитателя: мытьё посуды и мытье рук, лица. |
Экскурсии | -«Эта важная профессия – ученый» (в библиотеку детского сада); -«Зимний сад - красив и зелен»; -«Про зеленые леса и цветочные чудеса» (пешая прогулка по территории детского сада и за пределы); -Экскурсия в медицинский кабинет «Зачем человеку вода?»; -Экскурсия в прачечную (показать детям еще одну роль воды в жизни людей). |
Творческое рассказывание | -«Путешествие в царство Капельки» (составление сказок, историй, загадок о воде); -«Чем, я могу помочь?» (творческое рассуждение о том, что я могу сделать, чтобы сберечь воду); -«Если бы я был тучкой, птичкой, цветком...». |
Рассказывание из личного опыта | -«Как я дома умываюсь?»; -«Зеленые друзья - дома и возле него». |
Игра | -Сюжетно-ролевые игры: « Приготовим обед», «Постираем бельё», « Искупаем куклу Катю»,« Мы стираем маме помогаем»; - Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Солнышко и дождик», «Море волнуется»,«Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…»; -Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей», «Рыбки» ; -Игры с водой: «Подводная лодка», «Мыльные пузыри», «Игры с красками», «Цветной лед». |
Экспериментирование | -«Какая наша водичка?»(свойства воды: -«С кем дружит вода?» (значение воды для растений и животных); -Эксперименты и опыты: «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной», «Что плавает в воде», «Веселые пузырьки» (получаем пузырьки путем выдувания воздуха через трубочку в стакан с водой). - «Песок - вода» (закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий). |
Познавательная деятельность | - викторина «Лучший знаток чудесницы водицы»; - вечер загадок «Загадки от Доктора Айболита»; -лэпбук «Вода и я – лучшие друзья!»; -создание памятки «Берегите воду»; -дидактические игры: «Загадай, мы отгадаем», «Времена года», «Берегите природу», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки» и т.д. |
Продуктивная деятельность | Рисование: - «Разноцветные капельки» (окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками); - «Тучки и дождик» (поролон), -«Дождик кап-кап-кап» (пальцевая живопись). -« Ладошки – осьминожки»( рисование ладошкой) . Лепка: -«Большие и маленькие лужи»; -«Кораблики по морю плывут». Аппликация: -«Рыбки плавали в пруду»; -Коллаж «Дождик лей веселей, все цветочки полей». |
Конструктивно - модельная деятельность | -«Цветы небывалой красоты» (создание цветочных газонов из лего- конструкторов); -«Дом, для царицы Водицы» (конструирование из строительного материала); -«Бумажные кораблики»; -«Аквариум, бассейн для подводных обитателей» (изготовление макета). |
Трудовая деятельность | - Акция « Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами); -«Напоим комнатные растения водичкой» ( уход за комнатными растениями в детском саду); -Трудовые поручения ( уход за растениями, посадка лука, фасоли, гороха, за растениями на участках и клумбах в детском саду); -Помощь воспитателю (мытье игрушек, стирка кукольного белья) . |
Музыкальная деятельность | - Ю.Чисков «Это называется природа»; - П.И. Чайковский «Времена года»; - «Звуки воды», песенка «Дождик» и т.д. |
Этапы осуществления проекта в работе с родителями:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность родителей |
-Изучение методической и художественной литературы по теме проекта. - Формирование проблемных вопросов. -Определение цели, задач проекта, прогнозирование результата. -Беседа с родителями по теме «Что Вы знаете о воде?». -Планирование совместной деятельности. -Создание условий для реализации проекта. | Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап – основной (практический)
Вид деятельности | Мероприятия |
Консультации | -«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»; -«Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях». |
Беседа | -«Кому и зачем нужна вода?»; -«Природа-источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и добра». |
Рассматривание | -«Волшебница вода» (видео-презентации); -Папки-передвижки «Полезные советы по бережливости воды и соблюдению правил на воде». |
Экспериментирование | -«Цветочки большие и маленькие» (уход за комнатными и садовыми цветами в домашних условиях); -«Удивительные свойства воды» ( ледяные цветные шарики, раствор для мыльных пузырей). |
Продуктивная деятельность | - «Очистим водоём от мусора» (совместная деятельность ребенка и родителей в изготовлении рисунков). -«Кто дружит с водой?». |
Конструктивно-модельная деятельность | -«Бассейн для плавания всей семьи»; -«Порт для кораблей». |
Трудовая деятельность | -Акция «Чистый двор» (помощь родителям в уборке, прилегающей к дому территории); -« Я в садочке цветочек посажу, а в огороде овощи потом соберу…» |
3 этап – заключительный (в работе с детьми и родителями)
- Фотовыставка «Водичка и я - лучшие друзья!».
- Создание макета «Аквариум».
- Создание мини-музея «Подводный мир».
- Результаты диагностики по выявлению уровня знаний младших дошкольников о воде, её значении для человека, животных и определение наиболее эффективных путей дальнейшего развития проекта.
Приложение 1
Диагностический материал по выявлению уровня знаний младших дошкольников о воде.
Цель: Выявить уровень знаний детей о воде, её свойстве и значении для её значении для человека, животных, умение аргументировать свои высказывания.
- Что ты знаешь о воде?
- Посмотри на картинки и покажи росу, ручей, реку, море… и т.д
- Какую форму, запах, цвет имеет вода?
- Для чего нужна вода животным и растениям?
- Где используется вода человеком?
- Почему нужно беречь воду?
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса, рассказывает о свойстве и значении воды для растений , животных и человека. Знает условия соблюдения, как нужно беречь воду.
2 балла - ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя.
1балл - ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на
картинке требуемое.
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Высокий уровень (12-18 баллов)- уверенно называет и показывает картинки, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает о необходимости воды для растений, животных и её значение для человека.
Средний уровень (7-12 баллов) - затрудняется в классификации, но имеет представление о воде и её значении для живых организмов.
Низкий уровень (0-7 баллов) - находит на картинке и показывает некоторые явления природы, не имеет представления о воде, свойствах и значении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Цель: Привести к пониманию свойств воды (жидкая, прозрачная) и ее качеств (чистая, грязная, теплая, холодная). Задачи: Образовательная область «Познание»: - Обобщить и уточнить ранее полученные зна...
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Цель: Привести к пониманию свойств воды (жидкая, прозрачная) и ее качеств (чистая, грязная, теплая, холодная). Задачи: Образовательная область «Познание»: - Обобщить и уточнить ранее полученные зна...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста
На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...
3. Проект "Волшебница сказка" ("Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста")
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795333","...
Проект по социально-коммуникативному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Идет волшебница зима"
Цели: Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа. Воспитывать бережное отношение к природе; Создавать у детей радостное настроение посредством привлечения...
Среднесрочный групповой познавательно-исследовательский проект «Что за чудесница, вода-волшебница» для детей младшей группы
Презентация проекта...
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста на тему «Волшебница вода"
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста на тему «Волшебница вода"...