проект "Что за чудесница - водица волшебница!" для детей младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа)

Горкина Светлана Сергеевна

Проект по экологии с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

 623550 Свердловская область, п г т. Пышма,  переулок Кировский д. 3 А

ПРОЕКТ:

«Что за чудесница, водица – волшебница!»

(для детей младшего дошкольного возраста)

2019 год

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать, 
тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери

Актуальность:

В ФГОС дошкольного образования одной из основных задач является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир.

Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Это первое вещество, с которым знакомится малыш, вода  дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Из бесед с детьми выяснилось, что у детей  младшего дошкольного возраста

недостаточно знаний и представлений о значении воды в жизни животных, растений ,человека.

Исходя из выше сказанного, был создан проект «Что за чудесница, водица -волшебница!» по экологическому воспитанию младших дошкольников, который основан на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирован на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности о значении воды.                                             
Проект   разработан с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой  и программой  Николаевой  С.Н.

 « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенниковой  О. А. «Экологическое воспитание в детском саду».

Проект  предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования, а также проект, предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей о воде.

Проект: «Что за чудесница, водица – волшебница!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта: индивидуально - групповая.

Срок реализации: июль-август  2019 года

Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Руководитель проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель группы.

Гипотеза: если будет реализован проект, то  дети  узнают, что вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека  и к ней  необходимо относиться очень бережно, а также  будет,  сформирована экологическая культура и воспитание бережного отношения к природе.

Цель: способствовать формированию  представлений у детей дошкольного возраста о воде, её значимости в жизни живых существ и для здоровья человека.

Задачи проекта:

для воспитателя:

  • совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического  и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной  инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску знаний о воде;
  • создание системы элементарных  представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.

для детей:

  • познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная) и представлением  какую роль играет вода в жизни человека и других живых организмов;
  • привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности  и учить выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды;
  • отражать  полученные  знания в  различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, художественно – эстетической;
  • способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей и  бережное отношение к природным ресурсам.

для родителей:

  • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково - познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по  проекту   группы.

Проблемные вопросы:

  • Что такое вода? Её свойства.
  • Кому и зачем нужна вода?
  • Как мы можем сберечь воду?

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап:

1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.

2.Определение проблемы, цели и задач исследовательской работы, исходя из интереса детей.

3.Обследования уровня развития познавательного интереса у детей по теме проекта.

4.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5.Обеспечение дидактического  материала  для реализации проекта.

2. Основной этап:

1.Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели

(занятия, наблюдения на прогулках, беседы, игры-эксперименты, чтение художественной литературы, продуктивная  деятельность).

2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

3.Заключительный этап:

1.Подведение итогов проекта в различных видах деятельности.

2.Мониторинг достигнутых  результатов детьми в ходе проекта. 

Принципы проекта:

Принцип научности-

-предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

 Принцип целостности-

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности-

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания-

- предполагает реализацию идеи  приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности- 

- предполагает построение процесса обучения  дошкольников по  возрасту ;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения-

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование  форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности-

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности-

 -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы, используемые в реализации проекта:

  • Словесные: беседы, объяснения, словесные инструкции, чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек.
  • Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка в опытах, проблемные вопросы, наблюдения.
  • Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.
  • Наглядные: иллюстрации,  фото, картины художников, макеты, живые и неживые  объекты,  показ игрушек, использование кукольного театра.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Центр экологии и экспериментирования в группе « Школа волшебников».

2. Центр природы  «Кладовая природы» в группе.

3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, ООД, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4.Подборка  научной и художественной литературы «Познавательное чтение».

5.Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши».

6.Центр  театра и драматизации.

7.Зимний сад в детском саду.

8. Экологическая тропинка в детском саду.

9. Строительный ресурс и Лего-клуб (конструктор, строительный и природный материал).

10.Площадка детского творчества и экспериментирования «Внутренний дворик».

Ожидаемые результаты для детей:

  • Сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений, о необходимости её беречь.
  • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, бесцветная,  льется, без запаха, без вкуса).
  • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы и бережное отношение к  воде, как источнику жизни на земле.
  • У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • Повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности. 
  • Повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Примерная  основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . 2014г.
  2. Л.С. Журавлева, Солнечная тропинка – занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром, Москва, Мозаика – синтез, 2006г.
  3. Николаева С.Н., Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва, 1995 г.
  4. Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду, Москва, Мозаика 2009 г.

Этапы осуществления проекта в работе с детьми:

1 этап – подготовительный

Деятельность  воспитателя

Деятельность детей

-Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.

-Формирование проблемных вопросов.

- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

- Разработать диагностический материал по выявлению уровня знаний младших дошкольников о воде. (приложение 1)

-Планирование совместной деятельности.

-Создание условий для реализации проекта.

Принимают задачи проекта.

Предлагают свои идеи и высказывают предложения.

2 этап – основной (практический)

Вид деятельности

Мероприятия

Беседа

- «Что мы знаем о воде?»;

-«Вода и её превращения»,

-«В гостях у капельки» (роль воды в жизни людей, растений  и животных);

 -«Жить нельзя нам без воды».

Рассматривание

Книг, иллюстраций:

-«Кому нужна вода?», «Для чего нужна вода?»;

-«Это может быть полезно и опасно» (рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем);

-«Капелька,  родник, ручей, река, море …» (рассматривание альбомов, книг, открыток) 

Картин художников:

-Коллекция картин местных художников А.В.Жукова, Д.Ю.Сухова.

Просмотр фильмов, мультфильмов:

-«Мудрые сказки тетушки Совы»;

-видео и  презентации «Вода», «Подводный мир», « Как

 растет цветок?», «Водичка, умой моё личико» и т.д. 

Чтение

- К.И.Чуковский « Мойдодыр»,«Федорино горе»;

-А.Барто «Девочка чумазая»;

-А.Босев«Дождь»,З.Александрова «Купание»;

- В.Бианки «Купание медвежат»;

-Потешки « Водичка, водичка»,«Ай лады , лады

 не   боимся мы воды»,«Ах, водичка хороша», «Мы

 пойдем купаться», «Дождик, дождик не дожди!»,

 «Дождик, дождик, пуще!»;

-Т.Шорыгина «Экологические сказки»;

-«Новинки из книжной корзинки» (чтение и разучивание

 стихов, загадок, легенд о воде).

Наблюдение

-«Такие разные ростки» (соблюдение условий посадки);

-«Устройство цветочной клумбы» (для чего растению корни, свет, вода?);

-«По тропинкам любимых маршрутов» (прогулки за пределы детского сада);

-«Глаза облюбовали, а руки сделали» (выращивание цветов на клумбах детского сада);

-Наблюдение за трудом взрослых по уходу садовых  растений (способы размножения цветов).

-Наблюдения за природными явлениями: « Дождик»,

 «Тучки по небу гуляют», «Роса», «Туман»… ;

-Наблюдение за водой в природе «Отражение в лужице».

-Наблюдения за трудом младшего воспитателя: мытьё посуды и мытье рук, лица.

Экскурсии

-«Эта важная  профессия – ученый» (в библиотеку

 детского сада);

-«Зимний сад - красив и зелен»;

-«Про зеленые леса и цветочные чудеса» (пешая прогулка по территории детского сада и за пределы);

-Экскурсия в медицинский кабинет  «Зачем человеку

вода?»;

-Экскурсия в прачечную (показать детям еще одну роль воды в жизни людей).

Творческое рассказывание

-«Путешествие  в царство Капельки» (составление сказок, историй, загадок о воде);

-«Чем, я могу помочь?» (творческое рассуждение  о том, что я могу сделать, чтобы сберечь воду);

-«Если бы я был тучкой, птичкой, цветком...».

Рассказывание из личного опыта

-«Как я дома умываюсь?»;

-«Зеленые друзья -  дома и возле него».

Игра

-Сюжетно-ролевые игры:  « Приготовим обед»,

«Постираем бельё», « Искупаем куклу Катю»,« Мы стираем маме помогаем»;

 - Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Солнышко и дождик», «Море волнуется»,«Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…»;

 -Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей», «Рыбки» ;

-Игры с водой: «Подводная лодка», «Мыльные пузыри», «Игры с красками», «Цветной лед».

Экспериментирование

-«Какая наша водичка?»(свойства воды:
(прозрачная, без запаха и вкуса, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная)
холодная);

-«С кем дружит  вода?» (значение  воды для

растений и животных);

-Эксперименты и опыты: «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной», «Что плавает в воде», «Веселые пузырьки» (получаем пузырьки путем выдувания воздуха через трубочку в стакан с водой).

- «Песок - вода» (закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий).

Познавательная деятельность

- викторина «Лучший знаток  чудесницы водицы»;

- вечер загадок «Загадки от Доктора Айболита»;

-лэпбук «Вода и я – лучшие друзья!»;

-создание памятки «Берегите воду»;

-дидактические игры:  «Загадай, мы отгадаем»,

«Времена года», «Берегите природу», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки» и т.д.

Продуктивная деятельность

Рисование:

- «Разноцветные капельки» (окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками);

- «Тучки и дождик» (поролон),

-«Дождик кап-кап-кап» (пальцевая живопись).  

-« Ладошки – осьминожки»( рисование ладошкой) .

Лепка:

-«Большие и маленькие лужи»;

-«Кораблики  по морю плывут».

Аппликация:

-«Рыбки плавали в пруду»;

-Коллаж «Дождик лей веселей, все цветочки полей».

Конструктивно -   модельная деятельность

-«Цветы небывалой  красоты» (создание цветочных

газонов из лего- конструкторов);

-«Дом, для царицы Водицы» (конструирование из строительного материала);

-«Бумажные кораблики»;

-«Аквариум, бассейн  для подводных обитателей»

 (изготовление макета). 

Трудовая деятельность

- Акция « Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами);

-«Напоим комнатные растения водичкой»

 ( уход за комнатными растениями  в детском саду);

-Трудовые поручения ( уход за растениями, посадка лука, фасоли, гороха, за  растениями на участках и клумбах в  детском саду);

-Помощь воспитателю (мытье игрушек, стирка кукольного белья) .

Музыкальная деятельность

- Ю.Чисков «Это называется природа»;

-  П.И. Чайковский «Времена года»;

- «Звуки воды», песенка «Дождик» и т.д.

Этапы осуществления проекта в работе с родителями:

1 этап – подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность родителей

-Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.

- Формирование проблемных вопросов.

-Определение цели, задач проекта, прогнозирование результата.

-Беседа с  родителями по теме «Что Вы знаете о воде?».

-Планирование совместной деятельности.

-Создание условий для реализации проекта.

Принимают задачи проекта.

Предлагают свои идеи и высказывают предложения.

2 этап – основной (практический)

Вид деятельности

Мероприятия

Консультации

-«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»;

-«Организация  поисково-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях».

Беседа

-«Кому и зачем нужна вода?»;

-«Природа-источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и добра».

Рассматривание

-«Волшебница вода» (видео-презентации);

-Папки-передвижки «Полезные советы по бережливости  воды и соблюдению правил на воде».

Экспериментирование

-«Цветочки  большие и маленькие»

 (уход за  комнатными и садовыми цветами в домашних условиях);

-«Удивительные свойства воды» ( ледяные цветные шарики, раствор для мыльных пузырей).

Продуктивная деятельность

- «Очистим водоём от мусора» (совместная деятельность ребенка и родителей в  изготовлении  рисунков).

-«Кто дружит с водой?».

Конструктивно-модельная деятельность

-«Бассейн для плавания всей семьи»;

-«Порт для кораблей».

Трудовая деятельность

-Акция «Чистый  двор» (помощь родителям в уборке, прилегающей к дому территории);

-« Я в садочке  цветочек  посажу, а в огороде овощи потом  соберу…»

3 этап – заключительный (в работе с детьми и родителями)

- Фотовыставка  «Водичка и я - лучшие друзья!».

- Создание макета «Аквариум».

- Создание мини-музея  «Подводный мир».

- Результаты  диагностики  по выявлению уровня знаний  младших дошкольников  о воде,        её  значении для человека, животных и определение  наиболее эффективных путей дальнейшего развития проекта.

Приложение 1

Диагностический материал по выявлению уровня  знаний  младших  дошкольников о воде.

Цель: Выявить уровень  знаний детей о воде,  её свойстве  и  значении  для         её  значении для человека, животных, умение  аргументировать  свои  высказывания.

  1. Что ты знаешь о воде?
  2. Посмотри на картинки  и  покажи  росу, ручей, реку, море… и т.д
  3. Какую  форму, запах, цвет имеет вода?
  4. Для чего нужна вода животным и растениям?
  5. Где используется вода человеком?
  6. Почему нужно беречь  воду?

 Критерии оценки:

3 балла - ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,  понимает смысл вопроса, рассказывает о  свойстве и значении воды для растений , животных и человека. Знает условия соблюдения, как нужно беречь воду.

2 балла - ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов

воспитателя.

1балл - ребёнок  допускает много ошибок, не может ответить и показать на

картинке  требуемое.

0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.

Высокий уровень (12-18 баллов)- уверенно называет и показывает картинки, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает о необходимости воды для  растений, животных и её значение для  человека.

Средний уровень (7-12 баллов) - затрудняется  в классификации,  но имеет представление о воде и её значении  для живых организмов.

Низкий уровень  (0-7 баллов) - находит на картинке и показывает  некоторые явления природы, не имеет представления о воде, свойствах и значении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Цель: Привести к пониманию свойств воды (жидкая, прозрачная) и ее качеств (чистая, грязная, теплая, холодная). Задачи: Образовательная область «Познание»: - Обобщить и уточнить ранее полученные зна...

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Цель: Привести к пониманию свойств воды (жидкая, прозрачная) и ее качеств (чистая, грязная, теплая, холодная). Задачи: Образовательная область «Познание»: - Обобщить и уточнить ранее полученные зна...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...

3. Проект "Волшебница сказка" ("Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста")

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795333","...

Проект по социально-коммуникативному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Идет волшебница зима"

Цели:  Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа. Воспитывать бережное отношение к природе; Создавать у детей радостное настроение посредством привлечения...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста на тему «Волшебница вода"

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста  на тему «Волшебница вода"...