Занятие по экологии на тему: "Путешествие в Африку"
план-конспект занятия по окружающему миру

Знакомство с Саванной и тропиками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии

Тема: Путешествие в Африку.

(Знакомство с Саванной и тропиками)

Программное содержание:

1. Познакомить детей  с особенностями экосистемы Африки.

2. Уточнить представления о животных жарких стран, внешний вид, характерные особенности.

3. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

4. Познакомить с особенностями и местами произрастания экзотических фруктов (апельсин, лимон, банан, кокос, ананас).

5. Развивать мышление, речь. Способствовать развитию познавательных интересов и фантазий.

Предварительная работа:

1. Рассматривание карт, глобусов.

2. Чтение и рассматривание журналов, энциклопедий.

3. Игры «Зоологическое лото», «Овощи и фрукты».

4. Изготовление салата из экзотических фруктов.

5. Отгадывание загадок, заучивание стихов.

Материалы и оборудование:

1. Карта природных карт Земли.

2. Карта «Обитали Африки».

3. Глобус.

4. Картинки с изображениями животных: лев, зебра, слон, бегемот, носорог, жираф, крокодил, обезьяна.

5. Картинки с изображением тропического леса.

6. Фрукты: банан, кокос, ананас, апельсин, лимон.

7. Тарелочка с нарезанными апельсинами, лимонами.

8. Шляпки, панамки, веера, детские бинокли, тёмные очки, зонтики, вязаные шапочки, варежки, шарфики.

Ход

1. Вводная часть.

Воспитатель выносит посылку.

В:   - Сегодня к нам пришла посылка. Хотите узнать что там?

       - Давайте откроем и посмотрим.

Открывает посылку, показывает. Дети называют: банан, апельсин, лимон, ананас.

В.   – Ребята, а вы знаете где они растут?

Д.   – Там где тепло. (В Африке).

В.   – Какое время года у нас сейчас? А хотели бы вы оказаться   там, где никогда нет снега, где очень тепло, и даже жарко.

Д.   – Да.

В.   – А как вы думаете, где может быть такое место на нашей планете?

Д.   – Это место Африка.

В.   – Да, Африка. А что такое Африка7 Это город, улица или ещё что-то?

Д.   – Материк.

В.   – Да, это материк.

В.   – Найдём на глобусе и карте эти материки. А хотели бы вы отправиться в путешествие по Африке? (музыка Африка)

В.   – На чём же мы будем добираться?

(ответы детей)

В.   – Остановимся на самолёте, на самолёте будет гораздо быстрей.

       - Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо собрать необходимые вещи.

       - Подойдите к столу и выбирите те вещи, которые могли пригодится нам в тёплой и жаркой Африки для путешествия.

Дети выбирают и объясняют:

Вещи: бинокли, веера, шляпки, панамки, тёмные очки, шарф, вязаная шапочка, варежки.

- Вот теперь мы готовы к путешествию.

           Руки ставим мы в разлёт

Получился самолёт.

Взмах крыла туда - сюда

Делай раз и делай два!

Чтение                Африка! Африка!

Стих-ния            Волшебная страна.

                            Отправимся мы в Африку

                            Давно нас ждёт она.

                            Увидим в жаркой Африке

                            Как звери там живут

                            Скорей летим мы в Африку,

                            Джунгли нас ждут.

В. – Закройте глаза. Вы слышите шум ветра, шелест травы, рычание зверей.

Откройте глаза. Мы попали в саванну. (показать на карте).

Здесь два сезона – сухая зима и влажное лето. Обилие света,                                                                           открытое весёлое пространство среди сплошного моря трав,

местами распространены рощи с редкорастущими деревьями.

Посмотрите перед нами гигантское дерево. Как оно                   называется?       (Баобаб)    иллюстрация

Эти удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют    очень толстый ствол, который в диаметре несколько метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе. Ствол баобаба перенасыщен водой.

- Зачем это дерево накапливает воду?

Ответы детей

    - Чтобы в засушливый период питаться своими запасами.

Летом баобаб сбрасывает листья.

В.   – Как вы думаете зачем? (что бы меньше испарять воду)

В.   – Прогуляемся по саванне. Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык.

       - Кто бы это мог быть?

Ответы детей

В.   – Правильно. Это лев – царь зверей, так назван, что на голове носит причёску.

       - Где же он, почему мы его не видим?

(Цвет шерсти позволяет быть незаметным среди жёлтой сухой травы).

       - Что вы ещё знаете про львов?

Дети рассказывают.

Воспитатель добавляет: льву важно быть незаметным, потому что он выслеживает добычу, но на охоту ходят как правило львицы.

     - На кого охотятся львицы?

(Зебры, антилопы, газели).

В.   – Что за коняшки, на всех тельняшки?

В.   – Посмотрите а Женя увидел ещё одно животное.

 Ребёнок читает стих:

                                          Тут входит голову задрав

        Не потому, что важный граф

        Не потому, что гордый нрав

        А потому, что он жираф.

Воспитатель подводит детей к картинке жирафа.

       - Расскажите, что вы знаете об этих животных.

Воспитатель дополняет ответы детей:

     - Высота жирафа 6 метров (двухэтажный дом), половина приходится на шею, легко доставать до самых верхушек высоких деревьев.

В.   – А вот Африканские гиганты. Узнали вы их?     (слоны)

       - Что вы знаете о них?

Ответы детей

Воспитатель дополняет: Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон?

(ответы)

В.   – С помощью хобота слон срывает листья с дерева, рвёт траву, пьёт, он переносит очень толстые деревья хоботом, хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность или наказывает своим детёнышам.

В.   – В саванне есть небольшоё озеро – это водопой. Мы сейчас с вами подойдём к нему. Смотрите из воды показались глаза, ноздри и уши огромного зверям (подходим к картинке с нарисованными ушами).

     - Кто это?

(ответы детей)

     - Это бегемот. Скорей приготовим фотоаппараты, чтобы успеть его сфотографировать.

Показ фотографии (иллюстрация)

В.   – Не испугались?! Побежали дальше – а то не успеем всё посмотреть.

(Звучит песня «Красной шапочки»).

     - Посмотрите внимательно: Кого ещё видите?

Ребята читают стих: «Есть очень много рогачей

                                      В зоопарке и в лесу

                                      У всех рога на голове

А у него лишь на носу».

В.   – Кто это? Да это носорог. Огромный носорог от двух до четырёх метров в длину, весит 4 тонны. Его тело покрыто толстой кожей и температура его тела равна температуре воздуха, поэтому жить может только в тёплой стране. Носороги днём спят, ночью выходят на прогулку, едят траву, листья, разные корни растений.

В.   – А теперь мы отправимся к реке.

Музыка

                            По реке плывёт бревно

        Ох и злючее оно

        Тем, кто в речку угодил

        Нос откусит…

 Дети:   - Крокодил

В.   – Побежим поскорее прочь от этой речки. Ничего хорошего здесь нет, хотя смотрите

(Воспитатель показывает апельсин и лимон)

     - Здесь можно полакомится вкусными плодами.

     - Кто знает откуда они у меня? Дети рассказывают как растут апельсины и лимоны.

В.   – Да, по берегам  Африки растут лимоновые, апельсиновые деревья, кокосовые пальмы.

       - Присядем  отдохнём, полакомимся фруктами.

В.   – Ой – ой – ой. Что это закапало? Чувствуете это дождик, открывайте скорей зонтики.

      - Знаете почему пошёл дождь?

      - Мы попали в тропический лес.

(показ картинки и его местоположение на карте)

Дети:   - Тропический лес – это деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые, сочные. Летают птицы похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышите визг обезьян. Здесь круглый год буйная зелень.

В.   – Посмотрите, а кто это там веселится?

(Воспитатель привлекает внимание к карте с изображением обезьяны).

       - Что вы знаете про обезьян? Где живут, чем питаются?

Ответы детей.

      - Давайте и мы вместе с обезьянами отдохнём и улыбнёмся.

Физ. Минутка:        Лучшие качели,

        Гибкие лианы,

        Это с колыбели знают обезьяны.

        Кто весь день качается

        Да, да

        Тот не огорчается никогда!

В.   – Вы сказали, что обезьяны едят бананы. А что это за растение такое? Кто знает как оно растёт?

Ответы детей.

В.   – Да, банан – это многолетнее травянистое растение. Это фрукт, который может расти только в тропиках.

      - А ещё я вам хочу рассказать о том что на верхних ветвях деревьев, где в кашеобразных листьях скапливается вода созревает вот такой необычный фрукт

(Показать ананас).

      - А теперь приготовим фотоаппараты и сфотографируем на память тропический лес.

Воспитатель снимает картинки, рассматривает вместе с детьми.

Дети называют изображённых животных и рассказывают о них.

Итог

В.   – Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в детский сад. Мы побывали в удивительном месте на нашей планете.

       - Что видели? Что запомнили и узнали интересного?

       - Вы помните что нам прислали в посылке?

Дети называют.

В.   – Теперь вы знаете, где они растут. Все эти фрукты называются экзотическими. И животные, которые живут в жарких странах называются экзотическими. (закрепить).

 В.   – Итак садимся в самолёт (Дети идут на стульчики) , и под нашу песенку полетим в Детский сад.

Практическое задание.

В.   – Сегодня мы познакомились с экзотическими фруктами, которые растут  в Африке.

       - А давайте придумаем свой фрукт, который может расти в Африке. Может быть это будет какой-нибудь апельсино-банан, киви-ананас и т.д.

       - А поможет нам в этом табличка

форма

цвет

размер

вкус

На ощупь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»

Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >,  <,  = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...

Конспект занятия: «Здравствуй мир» Тема: «Путешествие в Африку» Подготовительная группа. Программа "школа 2100"

Программа  «Школа 2100» реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которое обеспечивает  творческое усвоение знаний учениками посредством специально о...

Конспект занятия по рисованию. Тема: путешествие в Дымково.

Занятие помогает развивать в детях чуство прекрасного, воспитывать интерес к народному творчеству, совершенствовать технические умения....

Занятие по математике Тема: «Путешествие в космос»

Цели и задачиЗакрепить и обобщить знания детей о свойствахгеометрических фигур: круга, овала, квадрата,прямоугольника, треугольника.Совершенствовать навыки устного счёта в пределахдесяти. З...

Конспект занятия по математике Тема: «Путешествие по сказке».

Цели:Закрепить навыки порядкового счета в пределах 8: закрепление геометрических  фигур, умение видеть геометрическую форму в окружающих предмета;Формировать навыки пользования план – карто...

Занятие по ФЭМП Тема: "Путешествие в страну математики"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе:«Путешествие в страну Математики».Воспитатель: Фоминова Елена ЮрьевнаЦель:- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и запис...