Культурная практика "Экология в жизни детей с применением ТРИЗ-технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру
Культурная практика "Экология в жизни детей с применением ТРИЗ-технологий в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект культурной практики в МБДОУ ЦРР №79 г.Чита старшей группе на тему: "Экология в жизни детей с применением ТРИЗ -технологий" Подготовила: воспитатель Шарапова Елена Валерьевна Цель: Закрепить у детей понятия о живой и неживой природе; обобщить полученные представления детей о зверях.
Задачи: Помочь детям с помощью моделей усвоить, что живая природа - это бактерии, грибы, растения, животные; неживая -вода, воздух, земля, камни. Закрепить знания об основных признаках живой природы: питаются, растут, размножаются, дышат. Помочь детям понять зависимость живой природы от неживой и на этой основе делать свои выводы. Помочь с помощью моделей усвоить, что и кто входит в группы "Животные" и "Растения". Закрепить у детей понятия, чем отличаются животные от растений и чем похожи. Закрепить умение выделять отдельных похожих животных в группы. Закрепить знания о многообразии животного мира нашего края. Расширение кругозора детей. Развивать связную и монологическую речь. Расширять словарный запас детей. Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания. Учить обосновывать свои модели, рассказывать по ним; не бояться выдвигать свои идеи и выражать свои мысли. Учить детей грамотно задавать вопросы, с опорой на схемы. Совместно с детьми анализировать объекты, выделять существенные признаки, обобщать их по элементам модели. Воспитывать умение использовать накопленные ранее представления о зверях для доказательства своего мнения и ответа. Создать эмоциональный контакт с гостями. Воспитывать интерес к жизни зверей. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. Развивать целеустремленность, высокую работоспособность. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций. Развивать способность решать открытые задачи. Создавать противоречия, для самостоятельного поиска ребенком приемов их устранения. Учить мыслить нестандартно, креативно. Развивать умение фантазировать, придумывать. Развивать любознательность и открытость, удивление и восхищение.
Материалы: Парные фишки по количеству детей для деления на пары; фишки для поощрения; волшебная палочка; запись голоса яблоньки; на коврографе "Ларчик Воскобовича" схематичное дерево с яблоками, в которых вложены задания; модели "Живая и неживая природа"; модель "Признаки живой природы"; модель "Группы животных"; по 2 картинки с изображением животных из всех 8 групп животных; видео логоритмического упражнения "У жирафа пятнышки"; схема "Угадай-ка"; схема "Звери"; 3 комплекта "Миниларчик"; липучие веревочки разной длины и цвета по количеству детей; липучие кружочки разного размера и цвета по количеству детей; 3 стола; стулья по количеству детей; волшебная коробочка; медали по количеству детей "Знаток природы"; дидактическая игра "Мир животных"; кроссворд на тему "Животные"
Предварительная работа: Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников. Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстративного материала. Заучивание стихотворений. Подбор игр, загадок. Выполнение физкультурных разминок. Чтение произведений художественной литературы с описанием. Схематические зарисовки детьми рассматриваемых объектов и их признаков. Обсуждение рисунков, выбор наиболее характерных, обобщенных. Принятие и зарисовка единых моделей по группам животных. | |||
Этапы проведения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Поставленные задачи |
-Обратите внимание на гостей, сидящих в нашем зале. Много людей к нам пришло? Они пришли к нам в гости, чтобы посмотреть, как вы выросли и чему научились. Когда к нам приходят гости, что мы должны сделать? А как мы можем это сделать, сразу со всеми гостями? -Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? -Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. -А что нельзя назвать природой? -И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в гости к природе. Нас ждут задания трудные и не очень, игры и конечно же приятные неожиданности. Я предлагаю вам поделиться на пары с помощью фишек А сейчас посмотрите, у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание: В руки палочку возьму, круг волшебный проведу Стукну тихо раз, два, три, волшебство ты оживи! Вот мы и попали в царство природы. На лесной полянке растет дерево, давайте подойдем поближе. Что это на нем растет? Слышится голос яблони: Здравствуйте ребята, вы попали в волшебный мир, поэтому яблоки у меня не простые, а волшебные. В каждом яблоке я приготовила для вас задание, которое вы должны выполнить. Если справитесь, то обратно в детский сад вернетесь не с пустыми руками, подарю вам свой сюрприз. -Ну что ребята, справимся? Тогда приступаем. Пара детей снимает первое задание. -Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Задание: по модели перечислить объекты живой и неживой природы Пара детей снимает второе задание. Задание: перечислите признаки живой природы -А может ли существовать живая природа без любой части неживой природы? Воспитатель поочередно закрывает "вода, воздух, земля, камни" -Представьте, что не существует (воды, воздуха, земли, камней) что тогда будет с живой природой? Почему? -Какой вывод мы можем сделать, ребята? (живая и неживая природа связаны между собой, они не могут друг без друга...) Давайте поиграем в игру "Живое - неживое". Я называю какой-либо объект, вы должны подпрыгнуть, если это живое и стоять неподвижно, если это неживое. Воспитатель перечисляет: рыбы, птицы, озеро, гриб, скала, воздух, дерево, бактерии, море, звери, река, насекомые, небо, пауки, ручеек, земноводные, солнце, моллюски. Пара детей снимает третье задание. -В живой природе существует группа "Животные". Задание: по модели перечислите, кто входит в эту группу. -А что входит в группу "Растения"? Пара детей снимает четвертое задание. Задание: рассказать, чем отличаются между собой животные и растения. В паре первый ребенок начинает предложение про животных, а второй продолжает про растения. -Животные питаются готовой едой: растениями или другими животными, а растения благодаря листьям сами "готовят" себе еду из солнечного света и воздуха; -Животные могут передвигаться, а растения нет; -Животные издают звуки, а растения нет; -У всех животных есть зубы, а у растений нет; -Животные покрыты шерстью, а растения нет. Пара детей снимает пятое задание. Задание: поселить похожих животных вместе. -Сколько домов для этого нам понадобится? (8) Пара детей выкладывают по 2 карточки с изображением к каждой группе животных. Воспитатель задает вопросы поискового характера: -Почему ты поставил карточку в эту группу? -А если мы переставим ее сюда? -Почему неправильно?... Давайте поиграем в игру "Кто больше назовет животных, живущих в нашем крае" Воспитатель называет группу "Животные", а дети перечисляют названия. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры троим детям, набравшим наибольшее количество фишек - поздравление, хлопают в ладоши все дети. Воспитатель: А не пришло ли нам ребята время поиграть и повеселиться? Логоритмическое упражнение "У жирафа пятна" Воспитатель снимает шестое задание. Задание: "Угадай-ка". (из конверта вывешивается схема "Угадай-ка", "Звери") Воспитатель загадывает слово "Белка", но не говорит его вслух. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает только "да" или "нет". -Это живая природа? (неживая) -Это группа животные? (растения, грибы, бактерии) -Это зверь? (птица, рыба, насекомое, паукообразное, пресмыкающееся, земноводное, моллюск) -Он ходит по земле? (прыгает по деревьям) -Его окраска серая? (белая, рыжая, серая...) -Это хищный зверь? (платоядный) -Он питается мясом? (орехами, корой, медом...) -Это... (название) Воспитатель снимает седьмое задание. Задание: ответь на вопросы 1) Кто не боится иголок ежа? (филин и лиса) 2) У каких зверей нет "дома"? (у зайцев) 3) Какой зверь и почему спит с открытыми глазами? (заяц, слишком много у него врагов) 4) За что медведя прозвали медведем? (любит мед и знает где его искать) 5) Как и в чем помогает белке ее хвост? (хвост служит рулем и парашютом) 6) Кто такой пестун и что он делает? (медвежонок из прошлого выводка "старший брат" -помогает матери воспитывать медвежат) 7) Шерсть у ежа? (иголки) 8) На кого похожи маленькие волчата? (на лисят, лишь кончик хвоста-серый, а у лисят - белый) 9) Самая крупная дикая кошка? (тигр) 10) Звери, которые живут только в воде? (кит, дельфин, кашалот) За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры троим детям, набравшим наибольшее количество фишек - поздравление, хлопают в ладоши все дети. Воспитатель снимает последнее восьмое задание. -А теперь давайте пофантазируем. Представьте, что получится, если мы объединим группы "Животные" и "Птицы"? или объединим группы "Животные" и "Рыбы"? Задание: Попробуйте объединить и придумать свое фантастическое животное. Обозначьте его на своих маленьких коврографах с помощью ленточек и кружочков. Постарайтесь дать название своему животному. Инструкция: нужно объединить две или больше групп животных; подсказку смотрите на модели "Группы животных"; делаем быстро и схематично. Дети малыми группами по 3-4 человека составляют схемы фантастических животных на коврографах "Миниларчик". По завершении пары отвечают на вопросы: -Какие группы животных вы использовали? -Как назвали ваше животное? -Где оно будет обитать: на суше, воздухе или воде? -Что у него есть для этого? -Чем оно будет питаться?... Слышится голос яблони: -Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Понравилось вам в нашем волшебном лесу? Что вам понравилось больше всего? Почему? Как я вам и обещала, вас ожидают призы за хорошую работу. Подойдите поближе и посмотрите что там лежит под моим деревом. Ребята подходят к дереву и видят там коробочку. Открывают, в ней лежат медали "Знаток природы"; дидактическая игра "Мир животных" и кроссворд "Животные". Награждаем детей медалями "Знаток природы" -Ребята, в группе мы познакомимся с игрой и будем учиться решать в свободное время кроссворды. А сейчас нам пора попрощаться с нашими гостями и возвращаться в детский сад. Возьмемся за руки друзья, и по лесной тропе отправимся к себе домой. | Ответы детей Поприветствовать, поздороваться.. Ответы детей и приветствие Ответы детей -То, что сделано руками человека Дети при помощи фишек делятся на пары Закрывают глаза и слушают Слушают Ответы детей Пара детей снимает первое задание. Выполняют задание (пара детей перечисляет) Пара детей снимает второе задание. Выполняют задание (пара детей перечисляет) Ответы детей Рассуждают Делают выводы Играют в игру "Живое - неживое" Пара детей снимает третье задание. Выполняют задание (пара детей перечисляет) Пара детей снимает четвертое задание. Рассказывают, чем отличаются между собой животные и растения. В паре первый ребенок начинает предложение про животных, а второй продолжает про растения. Пара детей снимает пятое задание. Выполняют задание (пара детей выкладывают по 2 карточки с изображением к каждой группе животных.) Отвечают на вопросы поискового характера Играют в игру "Кто больше назовет животных, живущих в нашем крае" За каждый правильный ответ получают фишку. Разминка Задают вопросы педагогу Отвечают на вопросы Объединяют и придумывают свое фантастическое животное. Обозначают его на своих маленьких коврографах с помощью ленточек и кружочков. Дают название своему животному. Отвечают на вопросы Вспоминают, рассуждают, отвечают, рассказывают Ищут Получают призы Прощаются с гостями Возвращаются в группу | -Создать эмоциональный контакт с гостями. -Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. -Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания. -Развивать целеустремленность, высокую работоспособность. -Помочь детям с помощью моделей усвоить, что живая природа - это бактерии, грибы, растения, животные; неживая -вода, воздух, земля, камни. Расширение кругозора детей. Развивать связную речь. -Закрепить знания об основных признаках живой природы: питаются, растут, размножаются, дышат. Помочь детям понять зависимость живой природы от неживой и на этой основе делать свои выводы. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций. -Закрепить знания об объектах живой и неживой природы. Расширение кругозора детей. -Помочь с помощью моделей усвоить, что и кто входит в группы "Животные" и "Растения". -Закрепить у детей понятия, чем отличаются животные от растений и чем похожи. Учить обосновывать свои модели, рассказывать по ним; не бояться выдвигать свои идеи и выражать свои мысли. Расширение кругозора детей. Развивать связную и монологическую речь. -Закрепить умение выделять отдельных похожих животных в группы. -Развивать способность решать открытые задачи. Создавать противоречия, для самостоятельного поиска ребенком приемов их устранения. -Закрепить знания о многообразии животного мира нашего края. Расширение кругозора детей. -Учить детей грамотно задавать вопросы, с опорой на схемы. Продолжать формировать обобщенное представление о зверях. Совместно с детьми анализировать объекты, выделять существенные признаки, обобщать их по элементам модели. Развивать любознательность, удивление, восхищение. Развивать связную речь. -Воспитывать умение использовать накопленные ранее представления о зверях для доказательства своего мнения и ответа. Воспитывать интерес к жизни зверей. Развивать любознательность и открытость у детей. Расширение кругозора детей. -Обобщить полученные представления детей о зверях. Помочь детям составить свою модель животного. Учить мыслить нестандартно, креативно. Развивать умение фантазировать, придумывать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Применение ТРИЗ - технологии в образовании детей дошкольного возраста"
Современное образование детей дошкольного возраста требует инновационного подхода. Одним из таких подходов является ТРИЗ - технология (теория решения изобретательских задач), способствующая...

Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с применением ТРИЗ-технологии
Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью экспериментирования, инновационных методик и технологий....

"Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии"
Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно внедряют ииновациооные технологии обучения для своих воспитанников. Одной из современных и популярных педагогических технологий ...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии
https://www.canva.com/design/DAExChkgT_M/7aKlt17MDa7tVV9L3VwFBA/view?utm_content=DAExChkgT_M&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu...

Анкета для родителей. «Применение ТРИЗ- технологии в развитии детей дошкольного возраста»
Анкета для родителей.«Применение ТРИЗ- технологии в развитии детей дошкольного возраста»...