Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию "Пустыня"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию «Пустыня».
Цель. Знакомство детей с условиями жизни в пустыне
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с пустыней.
2. Активизировать детей на получение новых знаний.
3. Освоение действия построения модели, отражающей условия жизни в пустыне.
4. Обогащать словарь детей: бархан, песчаная буря, «корабль» пустыни.
Развивающие задачи:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности.
2. Развивать мышление, умение делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Воспитательные задачи:
Побуждать к коммуникативному, деловому общению на основе общих интересов.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание
Ход образовательной деятельности
Звучит запись хода часов (тик-так).
Воспитатель: Вы узнали этот звук? Что это? (ответы детей)
Воспитатель: А у меня есть не совсем обычные часы (показываю песочные часы) Как они называются? (ответы детей) Почему песочные? (если дети затрудняются, воспитатель поясняет: в воронку насыпают определённую часть песка, которого хватает, например, на 1 минуту, на 5, на 1 час, когда песок из верхней части пересыпается в нижнюю полностью, значит, определённое время кончилось и часы переворачивают.)
Воспитатель: Я предлагаю использовать их в нашей игре: за 1 минуту вам нужно ответить на вопрос и выбрать правильный ответ (слайд1)
Воспитатель: Совершенно верно – это пустыня (слайд 2). Как вы думаете, от какого слова произошла пустыня? ( пусто) Почему?
Воспитатель: Как вы думаете, какая температура в пустыне? (высокая) А почему? (светит яркое солнце, на небе нет ни одного облачка, нет воды, рек и озёр) А какого цвета земля? (жёлтая) Почему? (там кругом песок)
Воспитатель: В пустыне иногда дуют сильные ветры! Как вы думаете, что происходит с песком, когда дуют ветры? (ветер поднимает песок и кружит его) Это явление называется (слайд 3) «песчаная буря», повторите. Как вы думаете, а у нас может быть песчаная буря? Почему? (опыт 1). Разделимся на пары, сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в колбе, потом поменяетесь. Рассказы детей о том, что они видят (в колбе поднимается песок) (слайд 3а – буря в пустыне) Воспитатель: «А вы представляете, что происходит в пустыне во время песчаной бури? (ответы детей)
Воспитатель: что же такое «песчаная буря» мы с вами теперь знаем, а давайте посмотрим, что она оставляет после себя? (барханы – песчаные холмы). Давайте вместе попробуем сделать их (слайд 4, опыт 2). Что вы увидели?
Воспитатель: А как вы думаете, в пустыне бывают дожди? (ответы детей) (слайд 5). Что происходит с водой, почему же её нигде нет? (ответы детей) это мы сейчас и проверим (опыт 3). Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы видите? (вода просачивается через песчинки и уходит вниз)
Сделать вывод: Что вы узнали о пустыне?
(Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, воды практически нет, а дожди идут редко, солнце печет сильно и немилосердно).
Воспитатель: Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения? (нет). А какие растения могут выжить? Назовите их (кактусы, верблюжья колючка) (Слайд картинки растений). А почему они выживают в условиях пустыни? (потому что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях).
Сделать вывод (растений мало, они приспособлены к жизни в пустыне)
Воспитатель: А кто живёт в пустыне? Игра «Заселим пустыню» (черепаха, змеи, верблюды).
Воспитатель: А какое животное называют кораблём пустыни? Правильно – верблюд. Они, подобно дрейфующим кораблям в море, преодолевают огромные расстояния в пустыне. Подобно выстроившим кораблям в одну линейку на рейде, их называют верблюжьим караваном. (слайд8). А что же помогает выжить ему в пустыне? (окраска под цвет песка – жёлто-коричневая) Как вы думаете, как верблюд выживает без воды? (Горбы, в них жир. Чем больше ест верблюд, тем больше накапливается жира. Когда нет еды, жир спасает верблюда от голода. Горбы истощаются и свисают набок.)
Воспитатель: Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете? (Зажмуриваем глаза и опускаем голову, чтобы пыль не попала нам в глаза и в нос).
Воспитатель: А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.
Воспитатель: у верблюда на груди, коленях и передних ногах твердые мозоли. Они защищают верблюда от горячего песка, когда он ложится отдыхать. Почему он не проваливался в песок при движении по пустыне?
Воспитатель: Мы с вами это проверим (опыт 4). Проходите сюда. Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Палочка проваливается в песок? Почему нет? (у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.
Воспитатель: ну вот ребята, сегодня мы узнали с вами столько всего интересного, что вы наверняка, захотите не только рассказать маме и папе всё, что вы услышали, но и показать им это. Так что же вы узнали?...
Воспитатель: Мы с вами познакомились с условиями жизни в пустыне, теперь мы немножко отдохнём и поиграем в игру, пройдёмте за столы. Перед вами карточки, с помощью них мы должны выложить модель пустыни. Но сначала мы посмотрим, что у вас есть и что обозначают все эти картинки: капелька большая и маленькая, жёлтый, зелёный, белый квадраты, стрелочки, яркое солнце и солнце в облаках, мало растений и много растений. Нам опять пригодятся наши часы, у вас есть 3-5 минут. Давайте проверим (слайд6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.
Непосредственно образовательная совместная деятельностьпо познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в п...
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"
Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."
Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"
Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц. Подготовительная к ...