День Земли
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Халиуллина Нина Александровна

сформировать у детей понятие о Земле как планете ; уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsemirnyy_den_zemli_v_starshey_gruppe.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Всемирный день земли в старшей группе

Тематический день

Всемирный день Земли"

Цель: формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к своей Земле через различные виды деятельности.

Задачи:

ОЗ: сформировать у детей понятие о Земле как планете ; уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.

РЗ: развивать словарь по лексической теме.

ВЗ: воспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как источникам жизни и здоровья человека.

Оборудование: д\игры, иллюстрации по теме, дидактический материал по теме.

Словарная работаДень Земли, охрана, бережное отношение

Примерный ход:

Сюрпризный момент.

В группу приходит персонаж-Земля.

Беседа по теме: " О Всемирном празднике: "День Земли"

22 апреля – День Земли. История Дня Земли началась в 1840 г., когда Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. Бескрайние прерии с одинокими деревьями, солнце и ветер, от которых негде было укрыться, и иссушенная земля привели Мортона к идее озеленения. Он предложил установить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит наибольшее количество деревьев. Так в штате Небраска появился День Дерева. В 1882 г. День Дерева был объявлен официальным праздником штата и стал отмечаться 22 апреля, в день рождения Мортона. С 1970 г. идея праздника сменилась. В 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода.

С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и экопросвещение. Появилось и новое название - День Земли. Через несколько лет праздник стал всемирным. Россия отмечает День Земли с 1993 г

Охрана природы стала одной из главнейших задач нашего времени. Природа Земли прекрасна и удивительна, и от нас с вами зависит еёсудьба: будут ли нас окружать голубые моря и реки, а не грязные лужи, зелёные леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Не должно быть равнодушных людей к бедам природы. Земля щедра но, к. сожалению, нуждается в нашей защите. Беспокоясь о её экологическом состоянии, люди всего мира объединяют свои силы для спасения планеты.

Пальчиковая игра «Весна»

Иди, весна, иди, красна, «шагают» пальчиками обеих рук по столу

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край. загибают по одному пальчику с мизинца

Игра «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».

Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку накопаю (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

Игра малой подвижности " Как живешь?"

Как живешь? Вот так!

Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.

Как идешь? — Вот так!

Маршировать.

Как бежишь? — Вот так?

Бег на месте.

Ночью спишь? — Вот так!

Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой)

Как берешь? — Вот так!

Прижать ладонь к себе.

А даешь? — Вот так!

Выставить ладошку вперед.

Как шалишь? — Вот так!

Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.

Как грозишь? — Вот так!

Погрозить пальцем вперед, или друг другу.

Загадывание загадок по теме.

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Не нуждается ни в ком,

На спине своей носит дом.

При себя всегда пожитки

У медлительной… (улитки).

Всех перелётных птиц черней,

На пашне ищет он черней.

Взад – вперёд по веткам вскачь,

А зовётся птица… (грач).

За деревьями, кустами

Промелькнула будто пламя,

Промелькнула, пробежала…

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -. (Дождь)

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все. (Солнце)

ОУД согласно расписания.

Самопознание:

Общение «Мы - друзья природы».

Беседы на темы«Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей»

(приложение № 1)

ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;

заучивание пословиц, поговорок о весне. (приложение № 2).

Подготовка ко сну.

Вторая половина дня.

Развивающие игры«Какая бывает вода?»«Волшебная палочка»«Разрезные картинки»«Путаница»(растительный. мир, животный мир, подводный мир)

Ситуации: «Что бы ты сделал, если бы увидел как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»

Чтение«Экологические сказки»

Игра- соревнование:

Кто подражает человеческой речи? (попугай, скворец)

Какой наряд птиц напоминает черный костюм с белой рубахой? (пингвин)

Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (кукушка)

Какая птица весь день клювом стучит по дереву? (дятел)

Какая птица селится на крышах домов и приносит счастье?

(аист)

Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра.)

Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка.)

Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)

А сколько ног у жука? (Шесть.)

Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)

Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)

Ребенок курицы. (Цыпленок)

Где живут зебры. (В Африке.)

Самый высокий зверь. (Жираф.)

Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

Кого считают царем зверей? (Льва.)

Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)

Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

Корова в детстве. (Теленок.)

Самое большое животное. (Кит.)

Создание альбома: " Берегите Землю"

Рефлексия.

Что для вас означает фраза " Всемирный день Земли"?

Почему так важно беречь нашу природу?

Как мы с вами можем помочь взрослым сохранить наш окружающий мир прекрасным, чистым, " здоровым"?

приложение № 1

"Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей".

Цель беседы: формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе.

Оборудование: выставка рисунков на тему «Наша прогулка в природу», иллюстрации по правилам поведения в природе, презентация «Голоса птиц», фотовыставка

Ход беседы:

-Ребята, мы уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Давайте подумаем, что нас радует в природе?

Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.

Обратите внимание на выставку наших рисунков. Чем же больше всего вы занимаетесь, бывая на прогулках? Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения?

Кто из вас, идя на прогулку. Берет магнитофон или приемник? Можно это делать? Почему?

Посмотрите на плакат («Не шуми в природе!»). О чем нам хотели сказать? Когда дети в лесу шумят, слушают музыку, тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса? (Прослушивание записи «Голоса птиц»). Можно услышать и голос ручья.

В глуши лесов,

В глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

(И. Бунин)

Человек много берет от природы. А чем он платит ей? (Учитель пересказывает рассказ И. Скильского из журнала «Юный натуралист»: «Трудно представить себе землю без леса, без деревьев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят этого понять. Я часто вижу изуродованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Те «любители» природы, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов- трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть. Неужели это трудно понять?»)

«Любители природы»наносят и другой ущерб деревьям. О чем говорит нам этот плакат? (Демонстрируется иллюстрация «В лесу ты не один»)

Да, в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.

Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

Какие же дрова можно использовать для костров? Сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток. Посмотрите на плакат, на котором изображен котелок с едой, который висит над костром.Что здесь изображено неправильно: какие грубые ошибки допустили отдыхающие? Для костра выбрано новое место. На дрова и перекладину для котелка использованы молодые деревца. Что же останется на этом месте?

А ведь под костром выгорит и верхний плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических остатков. 0,5-1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!

Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания.

Дуб черешчатый доживает до 500-1000 лет, достигает высоты 40м,диаметра 1-1,5 м. Начинает плодоносить с 40-60 лет. Не прокладывайте новых тропинок!

А как вы поступите, если на прогулке вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? (Дети решают ситуацию, рассматривая иллюстрацию «Не губите растения в природе»)

А сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездумного отношения человека? Посмотрите на плакат, о каком правиле он напоминает? (Демонстрация плаката «Не сбивай мухоморы») Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему?

Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных обитателей. Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание. (Учитель читает рассказ А. Тумбасова «Дом- пирамидка», демонстрируя иллюстрацию «Не разоряй муравейников»: «Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник. Деньза днем муравьи надстраивают свое жилье: вводят в дом пирамидку с покатой макушкой.Так что уж никакой дождик не страшен: вода скатывается с крыши-макушки, как с хорошо заметанного стога.

Но случается, разворошит кто-нибудь муравейник; тогда вода проникает внутрь.Хозяева растеряны: пришла беда. Уж, какое жилье с худой крышей! Муравьи не успевают восстановить ее, и в ненастье гнездо погибает.

Муравьям можно помочь: осторожно подравнять дом- пирамидку и поправить крышу- макушку. Конечно - это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами».

Понаблюдайте, как муравьи строят муравейник, как тащат травинку, что едят, как ведут себя перед дождем.

Наблюдать природу надо уметь, не трогать ее, не разрушать красоты.

А как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава?

Я сорвал цветок,

-и он увял.

Я поймал мотылька,

- и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

К сожалению человек чаще относится к природе не бережно, не экономно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт?

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, как и до нашего прихода? Посмотрите на плакат «Не оставляй мусор в природе». О чем он нам напоминает? Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.

А что вы делаете с мусором, собирающемся у вас на прогулке? С банками, бутылками, бумагой, остатками еды, полиэтиленовыми пакетами?

Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервные банки- более 30 лет, полиэтиленовый пакет -более 200 лет, стекло -1000 лет.

Да, природа наша терпелива, она многое человеку прощает,но взывает о помощи: защити!

А природа опять

То предельно проста,

То одета в цветастые перья…

Удивляет меня не ее красота,

Удивляет ее терпенье.

А когда сквозь асфальт

Лепестков пятерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли,

Для меня

Это прежде всего-

Крик о помощи!

(Р. Рождественский)

Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.

Правила поведения в природе.

-Никогда не наноси вред природе.

-Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадется в природе.

-Не трогай домиков животных, их детенышей.

-Не трогай птичьи яйца.

-Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).

-Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

-Оказывай помощь животным, растениям, попавшим в беду.

-Подкармливай зверей и птиц зимой.

-Не мусори на месте своего отдыха.

- В меру бери дары природы.

-Не прокладывай новых тропинок в лесу.

-Учись наблюдать в природе.

-Учись слушать голоса природы.

-Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.

-Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Сценарий праздника «День Земли» ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы...

День Земли. Коллаж «Матушка Земля». Мастер-класс .

22 апреля во всём мире отмечают праздник – международный день Матери- Земли. Целью проведения Дня Земли является превращение экологической проблематики в неотъемлемый элемент общего образо...

«Украсим землю» к празднику «День земли»

laquo;Украсим землю» к празднику «День земли»...

Конспект занятия В средней группе Международный день Земли, праздник чистой Воды, Земли и Воздуха

Конспект  занятия в средней группе.    Познание (познавательно-исследовательская деятельность)   ...

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы «Земля – наш общий дом»

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы«Земля – наш общий дом»Цель: формировать бережное отношение к нашей планете.Задачи: развивать представление о жизни на Земл...

НОД День Земли. Недра земли.

Цель:Формировать  познавательную активность; первоначальные понятия о полезных ископаемых; закреплять знания о неживой природе.Задачи:Формировать знания об образовании полезных ископаемых.Расшири...