Конспекты прогулок о насекомых
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Милованова Татьяна Николаевна

Прогулка «Осторожно: опасные насекомые!»

Прогулка «Насекомые»

Прогулка «Насекомые вредны или полезны?»

Прогулка «Бабочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_progulok_o_nasekomyh_dokument_microsoft_word.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Ромашка» Нижегородская область. Г. Урень

Конспекты прогулок о насекомых
подготовительная к школе  группа

Провела: воспитатель Милованова Т. Н.

2019-2020

Прогулка «Осторожно: опасные насекомые!» 

Беседа: «Берегись насекомых!»

Цель: закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

с которыми они встречаются в природе.

Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Ход беседы:

Рассматривание насекомых. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии насекомых.

Воспитатель: На нашем  участке мы встречаем разных насекомых, но некоторые из них могут быть опасные. Назовите их.

Ответы детей (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

Воспитатель: - Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает  ответы детей. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка, есть крылья.

Воспитатель: -  Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)

- Как вы определили, что это оса? (У осы…………).

- Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

Воспитатель: - Чем опасны эти насекомые?

Предположения детей.

Воспитатель: - (обобщение)  У комара кусаются только самки, т.к. кровь им нужна для развития потомства. Через укус насекомого можно подхватить заражение крови или сильную аллергическую реакцию.

Оса – это хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Свой яд она использует для охоты и защиты. Он вызывает сильные отеки и может привести к смертельной аллергической реакции.

Пчела – это медоносное насекомое.  Она имеет яд, с помощью которого она защищается. Сама пчела нападать не будет. Так же как и шмель. На укусы пчел и шмелей может быть смертельная аллергическая реакция.

Муха – Это всеядное насекомое. Она может питаться и протухшими продуктами, поэтому на своих лапках переносит вредные вещества, от которых мы можем отравиться.

Клещ – Это вредное насекомое, которое попадая на человека впивается в свою жертву и через укус передает очень серьезное заболевание. Человек становится инвалидом или умирает.

Муравей – Это очень дружное и трудолюбивое насекомое, санитар леса. У него есть муравьиная кислота, которой они убивают свои жертвы и защищаются от нападающих на них.

Мошки – Это насекомые, которое питается кровью животных и человека. Его укус болезнен и вызывает сильную аллергическую реакцию.

Воспитатель: - Из-за опасности этих насекомых необходимо знать, как защищаться от них.  

  1. Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых. Комары чаще кусают вечером после заходя солнца, но в лесу  весь день.
  2. Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
  3. Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
  4. Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.
  5. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья.. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.  
  6. Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.
  7. Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть. Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

Словесная игра «Часть – целое»

Цель: Закреплять знания внешних признаков и строения насекомых.

1 вариант: Воспитатель, бросая мяч,  называет насекомое, ребенок называет его часть или особенность.

2 вариант: Воспитатель, бросая мяч, называет часть насекомого или его особенность. Ребенок, поймав мяч, угадывает насекомое.

Подвижная игра: «Медведь и пчелы»

Цель: развивать координацию движений, развитие речи.

Ход игры.

В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок-»медведь», дети-»пчелы». Выбрать медведя помогает считалка. Если играющих только двое: вы и ваш малыш, то один из вас- «пчела», другой- «медведь». «Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее. Ведущий произносит: «Пчелы!» Дети- «пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать. Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!» «Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают». Взрослый говорит: Вот медведь идет, Ищет мишка мед! Из «берлоги» выходит ребенок - «мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Догоню, накаж-ж-жу! «Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него), становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведем».

Подвижная игра «Блуждающий мяч»

Цель: отрабатывать навыки передачи мяча из рук в руки.

Материалы и оборудование: мяч.

Все играющие (кроме водящего) встают в круг на расстоянии вытянутой

руки и передают друг другу мяч. Водящий бежит за кругом и старается

дотронуться рукой до мяча. Если это ему удается, то он идет на место того

игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра

повторяется. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места; передавать мяч можно только рядом стоящему игроку; играющий уронивший мяч, становится водящим.

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед «Гусеница».

Цель: развивать координацию движений.

Трудовая деятельность: Сбор веток и мусора.

Цель: Поощрение инициатив детей убирать мусор и мешающие ветки в приспособленное под них место. Воспитывать положительное отношение к труду.

Сюжетно-ролевая игра по желанию.

Цель: Развиватьумение детей выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета; формировать умение сообща планировать действия. Развивать воображение, речь.

Прогулка «Насекомые»

Ход прогулки

Беседа о насекомых

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

Развивать умения  описывать внешний вид, строение и поведение насекомых, учить рассказать о результатах своего наблюдения.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся в гости к братьям наши меньшим.  Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Дети: - О насекомых.

Воспитатель: -  Правильно! Посмотрите вокруг себя. Каких насекомых вы увидели? Какие общие признаки есть у насекомых.

Дети: - У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко.

Воспитатель: -  Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых?

Дети: - На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.

Воспитатель: -  Правильно! Их тело покрыто хитиновым покровом. Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

Дети: - С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.

Воспитатель: -  Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

Дети: - Ходят жуки, у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

Воспитатель: -  Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?

Дети: - Цветочным нектаром, листьями.

Воспитатель: -  Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй.

- Ребята, а почему божьих коровок так называют?

Ответы детей.

Воспитатель: - Коровки выделяют "молочко", только не белое, а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете насекомых – хищников? Назовите их. Почему их так называют? Ответы детей.

Воспитатель: - Стрекоза, божья коровка, оса. Стрекозы живут и охотятся вблизи водоемов. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через один – три года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.

- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.

«Назови ласково»

Цель: закрепление знаний об  образовании уменьшительных форм существительных.

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка

Подвижная игра «Меняемся местами»

Цель: Закреплять умение бегать быстро, ловко, слушая сигнал.

Материалы и оборудование: длинный шнур.

Ход игры: В центр площадки кладется длинный шнур. Каждая из двух команд занимает свою половину площадки. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по своей части площадки, а по сигналу «Меняйтесь!» команду меняются местами.

Игра «Земля, вода, воздух, огонь»

Цель: развивать умение ловить и отбрасывать мяч, развивать ловкость рук,

внимательность, речь ребенка.

Материалы и оборудование: мяч.

Ход игры: Играющие становятся в круг, в середине круга -ведущий. Он бросает мяч ребенку, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать животное, обитающее в этой среде; при слове «огонь» - отбросить мяч. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Индивидуальная работа

 Прыжки с разбега «Кузнечики».

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Трудовая деятельность: уборка на веранде.

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно устранять беспорядок. Воспитывать ответственное отношение к проделанной работе.

Сюжетно-ролевая игра по желанию.

Цель: Способствовать дальнейшему формированию умения детей распределять роли, объединяться в игре, пользоваться речью, использовать атрибуты.

Прогулка «Насекомые вредны или полезны?»

Цель: Расширить представления детей о приспособленности насекомых к жизни в природе и воздействии на нее или человека.

Ход прогулки

Беседа о насекомых.

 Игра «Прятки с насекомыми». На участке спрятаны карточки-схемы изображения насекомых. Дети их находят и угадывают.

Воспитатель: Почему насекомые легко прячутся?

Ответы-предположения детей.

Воспитатель: - Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.  Зачем им такая окраска?

Ответы детей.

Воспитатель: - Для защиты от врагов. Например,  божья коровка. Ее яркая расцветка предупреждает об опасности: «Не ешьте меня, я противная на вкус!» Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю.

- Посмотрите, травинку едят небольшие круглые существа. Они своими хоботками высасывают соки из растения, по цвету они прозрачные незаметные или зеленые, как травинки. Это тля. 

- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Ответы детей. Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей. Тля, наоборот, губит растения.

Воспитатель: -Ребята найдите  муравейник. В нем   живут  муравьи, питаются вредными насекомыми. Они дружелюбны, но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. Как вы считаете, они полезны или вредны?

Ответы детей.

Воспитатель: - Муравьи санитары леса, приносят пользу, но и опасны из-за укусов.  Кто это?

Дети: - Это пчела 

Воспитатель: - О чем говорит окраска  пчелы? Ответы детей.

Воспитатель: - «Не подходи! Ужалю!» Пчела собирает нектар, делая вкусный полезный мед и опыляет растения, так же как и шмель. Но их укусы могут быть чрезвычайно опасны. Как вы думаете, они полезны или вредны.

Словесная игра «Придумай загадку о насекомом»

Цель: Развивать умение давать описание объекту, выделять особенности внешнего вида и повадок.

Подвижная игра «Паук и мухи»

Цель: укрепление мышц туловища и конечностей; улучшение функции дыхания; развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости, смелости.

Инвентарь: 4 флажка, маска паука.

Ход игры. На участке для прогулки ограничивается флажками игровая площадка размером 8x8 м. В одном из углов площадки очерчивается кружком (диаметр см) «дом паука» это «паутина», где живет «паук». По считалке выбирается «паук», он уходит в свой «дом». Остальные играющие «мухи», они свободно располагаются по игровой площадке. Педагог читает детям стихотворение:

Живет в паутине мохнатый паук,

Не ведая сна и покоя.

Он ловит комариков, мошек и мух,

Он очень голодный весною.

Мухи, мухи, берегитесь,

Пауку не попадитесь!

Мухи, мухи, вылетайте,

Осторожно вылетайте!

После этого дает команду: «Мухи!» Играющие-«мухи» разбегаются по площадке, жужжат, имитируют полет мух, взмахивают руками. Через некоторое время (через секунд) педагог произносит: «Паук!» «Мухи» останавливаются, замирают на месте, где их застала команда педагога. «Паук» выходит из «паутины», внимательно смотрит на каждого из играющих, не шевелится ли тот. Того игрока, который пошевелился, «паук» отводит в свой дом- «паутину». «Паук» выходит по сигналу педагога 2- 3 раза. После этого педагог вместе с детьми подсчитывает количество пойманных «пауком» мух. По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.

Игра малой подвижности  «Замри!»

Цель: развивать умение подчиняться правилам игры, принимать позы

согласно изображению на схеме.

Материалы и оборудование: карточки со схематичным изображением

позы человека.

Ход игры:  Ведущий объясняет правила, согласно которым все должны передвигаться по участку, а по команде ведущего: «Раз, два, три, замри!»

- остановиться.  Произнеся эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Дети должны принять ту же позу. Тот кто примет неправильную позу выбывает из игры.

Индивидуальная работа

Продолжительный бег в медленном темпе «Как пчелки».

Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.

Трудовая деятельность: прополка сорняков.

Цель: Познакомить детей с данным видом деятельности, его назначением.

Сюжетно-ролевая игра по желанию.

Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направлять внимание на качество исполняемых ролей.

Прогулка «Бабочка»

Цель: Расширить представления о жизненном цикле насекомых и их внешних особенностях на основе изучения бабочки.

Ход прогулки

Беседа о бабочке.

Загадки: 

Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).

Некрасивая я, 
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)

Воспитатель: - Правильно отгадали. Почему их называют родственниками?

Ответы детей: - Гусеница вырастает в бабочку.

Воспитатель: - В мире животных только насекомые проходят сложный процесс развития в несколько этапов. Я вам расскажу на примере бабочки. Опишите ее. Ответы детей.

Воспитатель: -  Крылья бабочки всегда покрыты мелкими чешуйками. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах от ее крыльев. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Садится она на открытые цветы.  А где дом у бабочки? (По мере хода беседы показываются картинки).

У муравья дом - …(муравейник)

У пчелы - …(улей) Ответы детей.

Нет у бабочки дома. Живет она всего две недели. За это время бабочка откладывает много, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть  все равно уцелеет. Из них-то выйдут гусеницы. Они будут жить все лето. Осенью гусеницы превратятся в куколки в укромном уголке. Весной куколка вылупится из кокона уже взрослым насекомым. Ее крылья будут скомканы. Поэтому им нужно время просушить их на солнышке.

Скажите бабочка полезна или вредна? Почему?

 Воспитатель: -  Правильно! Взрослым насекомым она приносит пользу. Но, как гусеница – это злостный вредитель растений. У гусениц много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Например, зеленая окраска или коричневая помогает прятаться в листве или среди веточек. Яркая окраска отпугивает, предупреждая об опасности. Наличие множества ворсинок с ядом делает гусениц не съедобными. 

Воспитатель: -  Что будет, если не станет гусениц?

Ответы детей: - Не будет бабочек, а значит некому опылять растения. Многие птицы останутся голодными и могут умереть.

Воспитатель: -  Нарушится баланс в природе, что приведет экологической катастрофе.

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: - Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

1) Заяц, еж, лиса, шмель;

2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) Таракан, муха, пчела, майский жук;

8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) Лягушка, комар, жук, бабочка;

10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

Цель: Закреплять умение действовать по тексту, точно выполняя движения. Развивать ловкость, быстроту, скорость реакции.

Ход игры:   Играющие пчелы летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает».

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Игра малой подвижности «Шмель»

Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции.

Инвентарь: резиновый или пластиковый мяч.

Ход игры. На игровой площадке играющие образуют круг. Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог дает мяч кому-либо из игроков. Мяч это «шмель». По окончании чтения педагогом текста стихотворения:

Шмель над молем пролетел и устал.

На клевер сел, мед цветочный он попил

И набрался снова сил.

Вдруг ребята пробежали

И шмеля с цветка согнали.

На листочек шмель упал,

Вслед ребятам прожужжал:

«Не обижайте вы меня,

Большого доброго шмеля!»

Играющие начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу. Игроки руками отбивают мяч («шмеля») от себя, стараясь осалить им другого игрока. Если кто-либо из играющих не успеет отбить мяч и будет им осален, то этот игрок считается «ужаленным». «Ужаленный» игрок не выбывает из игры, а поворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок. После этого игрок, который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален» вторым, поворачивается спиной к центру круга. Игра продолжается.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой «С цветка на цветок».

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад

Трудовая деятельность: полив цветов.

Цель: Совершенствовать умение поливать из лейки.

Сюжетно-ролевая игра по желанию.

Цель: Совершенствовать умение взаимовежливого и уважительного общения в процессе игры. Закреплять умения улаживать конфликты мирным путем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты прогулок с детьми первой младшей группы

Конспекты прогулок с детьми первой младшей группы...

Конспект прогулок на весь учебный год 2 младшая группа

Представлены полные конспекты прогулок для второй младшей группы....

Конспект прогулок на весь учебный год средняя группа

Представлены полные конспекты прогулок для средней  группы....

Конспект Прогулок в средней группе.

Конспекты прогулок в средней группесоставила: воспитатель Константинова О.В. Средняя группа«Осенняя фантазия».(сентябрь) Ход .Наблюдение: «Цветы на клумбе».Цель: обогащение представлений о цветах; вос...

Конспекты прогулок во 2 младшей группе детского сада

Цель: оздоровление детей путем оптимизации двигательной активности на прогулке в любое время года, формируя интерес и потребность к движениям.Сентябрь    «Прогулка в лесок»• Воспитател...

КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК 1 младшая группа Структурные компоненты прогулки

КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК1 младшая группаСтруктурные компоненты прогулки Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умстве...