Картотека экологических игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера
картотека по окружающему миру (старшая группа)
- Живая природа.
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять знания о блоках Дьенеша, расширять словарный запас.
Материалы и оборудование:
- голубая ткань или бумага (пруд),
- блоки дьенеша.
Ход игры:
детям показывают маленькую рыбку (картинку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за блоком. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, приметы блока, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_ekologicheskih_igr.docx | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»
Картотека экологических игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера
Автор составитель: Чучкова Е.И.
Г.о.г. Выкса 2019 год
- Живая природа.
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять знания о блоках Дьенеша, расширять словарный запас.
Материалы и оборудование:
- голубая ткань или бумага (пруд),
- блоки дьенеша.
Ход игры:
детям показывают маленькую рыбку (картинку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за блоком. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, приметы блока, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
«Дорожка 1»
Цель: закрепить умения детей создавать дорожку из палочек, чтобы дойти до конца дорожки.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением объекта живой природы и кода с цифрами или палочками определенного цвета.
- Палочки Кьюзенера.
Ход игры:
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой природы и дорожкой из палочек или кода. Ребенку необходимо выложить дорожку из палочек.
«Дорожка 2»
Цель: закрепить умения детей создавать дорожку из блоков, чтобы дойти до конца дорожки.
Материалы и оборудование:
• карточки с изображением объекта живой природы и набором плоскостных блоков Дьенеша;
• набор объемных блоков Дьенеша.
Ход игры:
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и дорожкой из плоскостных блоков Дьенеша. Ребенку необходимо выложить дорожку из объемных блоков.
«Кто где живёт»
Цель: развивать интерес к природе. Умение создавать жилище из блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением животных,
- карточки с изображением жилищ животных,
- блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера.
Ход игры:
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями жилища. Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен выложить жилище из блоков или палочек.
«Похожи – не похожи»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материалы и оборудование:
- игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в первом окне – цвет, во втором, форма, в третьем - размер.
- Блоки Дьенеша.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом все экологические предметы были одного цвета, во втором формы, в третьем размера. Для заполнения используются блоки Дьенеша.
«Путаница»
Цель: формировать представления детей о животных о том, чем они питаются.
Материалы и оборудование:
• игровой лист с изображением животных, корзинок, ведер, банок, овощей, фруктов с одной стороны и с вопросительным знаком с другой,
• Блоки Дьенеша.
Ход игры:
Воспитатель раздает листы и блоки. Детям необходимо от животного пройти по запутанной линии то вопросительного знака и там где он есть поставить тот блок на который похож, то чем питается это животное (Например: Медведь – желтый большой круг, объяснение мед желтый, большой, в кадушке).
«Домики»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материалы и оборудование:
- игровой домик с четырьмя окнами, в первом окне – цвет, во втором, форма, в третьем - размер, четвертом – толщина.
- Картинки - экологические.
Вариант 1. Ребёнку предлагается заполнить домик так, чтобы в первом все экологические предметы были одного цвета, во втором формы, в третьем размера, четвертом – толщина.. Для заполнения используются картинки - экологические.
«Выбери нужное»
Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материалы и оборудование:
- картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.
- Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
На столе рассыпаны предметные картинки. Дети должны взять ту картинку, которая соответствует блоку в руке у ребенка. И объяснить, почему эта картинка подходит к этому блоку.
Игра "С чем нельзя в лес ходить?"
Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Материалы и оборудование:
- предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда
- Блоки Дьенеша.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда...Дети выкладывают на запретные картинки – красные блоки, а на разрешающие синие. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
«ЗВУКИ»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Материалы и оборудование:
- Различные звуки природы.
- Блоки Дьенеша
Ход игры:
Воспитатель даёт задание:
«Когда слышите какой-либо знакомый звук – поднимите желтый блоки, если нет то красный. Воспитатель задаёт детям вопросы типа:
Что это за звук, кто это поет?
Кто ток пищит?
Кто рычит? И т.д
«ПОВТОРИ»
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Материалы и оборудование:
• Блоки Дьенеша
Ход игры:
Дети встают в круг. Первый ребенок показывает какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) если дети догадались, они показывают желтые блоки, если нет красные. Следующий ребенок показывает другое животное и т.д. Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
«УГАДАЙ, КТО Я».
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Материалы и оборудование:
• Блоки Дьенеша
Ход игры:
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого. За каждый угаданный номер дети получают блок Дьенеша. И в конце определяется победитель.
«НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Материалы и оборудование:
• Блоки Дьенеша
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание. За каждый угаданный номер дети получают блок Дьенеша. И в конце определяется победитель.
«ПРИРОДА – НЕ ПРИРОДА»
Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Материалы и оборудование:
- набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека.
- Блоки Дьенеша
Ход игры:
Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек и положить на них красный блок Дьенеша, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
«Мы - гусеницы»
Цель: создавать условия для всестороннего разития детей.
Материалы и оборудования:
- Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера.
- питьевую воду в стаканах или блюдцах;
- кусочки капусты на подносе;
- небольшие покрывала или полотенца.
Ход игры:
Каждый участник, сделав из блоков или палочек гусеницу, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я - зеленая гусеница. Я - желтая гусеница. Я -полосатая гусеница. Я-пестрая…».
Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные А вот капли воды на листочках, можно попить, очень вкусно Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, гусеницам нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули. Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик спит, а через некоторое время кокон раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает (делают бабочку).
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Материалы и оборудование:
- стол,
- нарисованные веточки яблони ,крыжовника, груши, и их плоды и листья.
- Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера.
Ход игры: на столе выкладываются две ветки из блоков и палочек: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Угадай, что в коробке?»
Цель: развивать сенсорные ощущения.
Материалы и оборудование:
- муляжи фруктов,
- кубики по блокам Дьенеша.
Ход игры:
Дети стоят, выстроившись в круг, стоит коробка. Воспитатель кидает кубики и говорит что : Например: в коробке лежит круглое, красное, что это …. Затем достает и показывает фрукт или овощ.
Распределение плодов по форме и цвету
Цель: закрепить умения детей классифицировать.
Материалы и оборудование:
- плоды разных цветов, Вини-Пух.
- Кубики по блокам Дьенеша.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по тому как выпадут кубики: по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!»
«Две корзины»
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы.
Материалы и оборудования:
- муляжи овощей и фруктов,
- 2 корзины.
- Кубики по Блокам Дьенеша.
Ход игры:
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины, но в корзинке уже лежат кубики по блокам Дьенеша определенного размера и цвета, формы. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.
«ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.
Материалы и оборудование:
- изображение овощей.
- Блоки Дьенеша
Ход игры:
Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и положить на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки» блоки Дьенеша определенной толщины.
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материалы и оборудование:
- поднос,
- лепестки разной формы и цвета,
- Блоки Дьенеша.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Они могут купить цветы только за денежку (блок) и только тот цветок, который можно купить за эту денежку. Например: красные цветы – за красный блок, круглые – за круглый блок и т.д.
«Назовите растение»
Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях, их строении и необходимом уходе..
Материалы и оборудование:
- Несколько видов комнатных растений.
- Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера
Ход игры:
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры детям надо собрать это растение из палочек и блоков.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли,
разный цвет бутона.
«Воздух, земля, вода»
Цель: закрепить знания детей о земных ,воздушных ,водных обитателей
Материалы и оборудование:
- картинки земных, воздушных водных обитателей
- блоки Дьенеша
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разделить на 3 блока: земные, водные, воздушные. На картинки с воздушными обитателями положить красные блоки, на водные – синие, на земные – желтые. бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Выяснить каких экологических объектов больше.
«ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Материал:
- Картинки с экологическими объектами в разное время года,
- Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера.
Ход игры:
Воспитатель раздает картинки с разными экологическими объектами к разное время года, а дети должны сделать этот объект в соответствии нарисованной теме и назвать время года.
Список литературы:
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. -М.: Просвещение. 1972. -215 с.
2. Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей 4 года жизни с помощью дидактических игр. -М.: Просвещение, 1974.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1989. - 286 с
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М.: Педагогика, 1989. -С.3-12.
6. Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. -М.: Просвещение, 1976. -С.3-8.
7. Зеньковский В.В. Психология детства. -М.: Инфра, 1996. -С.24-57.
8. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстником. // Дошкольное воспитание. - 1990. -7. -С.18.
9. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.: ил.
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982. -128 с.
11. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. - 1993. -3. -С.6.
12. Мухина В.С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985. -С.115-122, 149-155.
13. Немов Р.С. Психология в 2 т. Т.2. -М.: Валдос, 1995. -С.25-28, 81, 83.
14. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995. - 160 с.
15. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. -1997. 3. -С.84.
16. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы //Дошкольное воспитание.-2001.- 7.-С.61
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.-256 с.
18. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Отношение непосредственных опосредованных побудителей нравственного поведения детей.//Вопросы психологии.-2001.1.-С.26-36
19. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М.: Просвещение, 1987. -97 с.
20. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. -С.5-49.
21. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -96 с.
22. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаевой. -М.: Просвещение, 1991. -64 с.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Просвещение. 1988. -С.11-108.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....
игровая деятельность с использованием Блоков Дьенеша и Палочек Кюизенера
Дети моей группы 2 младшая используют развивающие блоки Дьенеша и палочки Кюизенера не только как настольные игры, но и в образовательной деятельности, в развивающей деятельности.Дети экспериментируют...
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Дидактическая игра «Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»
Дидактическая игра«Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»...
«Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»
Дорожка 1»Цель: закрепить умения детей создавать дорожку из палочек, чтобы дойти до конца дорожки.Материалы и оборудование:· карточки с изображен...
Занятия по ознакомлению с природой с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера»
Содержание:4 октября—Всемирный день защиты животныхДары осениПтицы нашего краяНаблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)Животные зимойЖивотные водоемов, морей и океанов11 января&md...