История народного костюма
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Максимова Наталья Викторовна

Познакомить с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_narodnogo_kostyuma_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной

НОД в подготовительной группе по образовательной области

«Познание»

Тема: «История русского костюма»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально -  коммуникативное развитие», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Познакомить с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида; дать детям возможность сравнивать, описывать, делать выводы.

 

Задачи: 1.  Обобщить и конкретизировать знания детей о народной одежде.

              Формировать умение понимать переносное значение пословиц и          поговорок.

 2.  Развивать творческие способности, музыкальное восприятие детей.

 3.  Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции.

 4.  Обогащать и активизировать словарь детей (рубаха, кокошник, сарафан, охабень, епанечка, душегрея, порты, лапти).

 5.  Развивать инициативу, самостоятельность; способствовать развитию речи;

6.   Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Материалы к занятию: Русские народные костюмы. Аудиозаписи русских народных песен. Русский сарафан, рубаха                     (косоворотка),  картинки с изображениями головных уборов, лапти, деревянные куклы в русской одежде «набор семья», шаблоны сарафанов и рубах, краски, кисточки, баночки с водой.

                           

Ход занятия:

Сегодня поговорим об одежде.

-Для чего нужна одежда?

- Одежда – это хорошо или плохо?

- Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.

Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?

Это произошло очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Я буду рассказывать вам о русской народной одежде. В чем же ходили наши предки?  Давайте вместе посмотрим.

  В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему ни было. Говорить должен был важно, и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

В те далекие времена общество не выносило ничего особенного, выдающегося. Будь, как все - таково было общее правило. Известно, что в Древней Руси женщины белились и румянились. Красивые от этого делались менее красивыми, а не очень привлекательные приближались к красивым, таким образом, сглаживался произвол судьбы, все становились средними, не очень красивыми и не очень уродливыми.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез - либо посередине, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили её с поясом (кушаком). Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что - либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава» и «Работать, спустя рукава».

  • Как вы их понимаете?

Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам.

У богатых людей была еще одна очень интересная одежда. Она надевалась поверх кафтана и рукава у нее были такими узкими, что в них нельзя было продеть руки. А для того чтобы выпростать руки, впереди были сделаны две щели. Эта одежда называлась «охабень» от древнего русского слова «охабить» - охватывать.

-А что носили мужчины на голове? Вспомните название старинных московских улиц, среди них был и колпачный переулок. Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

Носили и шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

  • В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?

Основной одеждой женщин была длинная сорочка и сарафан.

 Как "говорилось в русской пословице: «Бабьи рубашки - те же мешки, рукава завяжи да что хочешь, положи 

- Из какой ткани шили одежду? (изо льна).

- Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити, из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Узор в виде орнамента, т.е. ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка - «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Знаками изображали: землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье). 

  1. Белый – Связан  с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый  Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

2)  Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).

3)  Зелёный – Растительность, Жизнь.

4)  Чёрный – Земля.

5)  Золотой – Солнце.

6)  Синий – Небо, Воды.

7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Физкультминутка:

Ребёнок    Эй, подружки – хохотушки,

Развесёлые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Проводится  р.н. игра « Заря - заряница»

Поверх сорочки надевали сарафан.

Рубаху и сарафан часто дополняли епанечки и душегреи.(воспитатель показывает картинку)

Епанечка-лёгкая одежда без рукавов, на лямках, которая надевалась на сарафан.

Душегрея - утеплённая короткая одежда на вате или меху. Душегрею шили из дорогих тканей и украшали тесьмой или расшивали по краю.

- Воспитатель показывает кокошник.
   В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

  • Предметом особой заботы была обувь. В деревнях лапти плели сами, но в городе их не носили.( воспитатель показывает лапти)

Сначала всю одежду и обувь шили дома. Простейшей кожаной обувью издревле были мягкие туфли, которые изготовлялись из прямоугольного куска кожи. Его по краю собирали на кожаный ремешок и стягивали вокруг ноги.

Но больше всего были распространены сапоги. Их носили и мужчины и женщины, и взрослые и дети. По крою сапоги были совершенно одинаковыми, не было ни правого, ни левого. Форму ноги они приобретали в процессе носки.

  • Вот вы и узнали, во что одевался русский люд в старину.  Сегодня с вами будем мастерами умельцами и украсим русскую народную одежду узорами. Прежде ,чем приступить к работе разомнём пальчики.

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Самостоятельная деятельность детей. Звучит русская народная мелодия.

Итог. Какие разные, красивые у вас получились сарафаны, рубахи. Какие пословицы, поговорки о труде помните? (Сделал дело – гуляй смело. Труд человека кормит, а лень портит. Дело мастера боится. Воля и труд, дивные всходы дают). Когда высохнет краска, сделаем выставку наших изделий. Давайте вспомним, о чём  говорили? Что вам запомнилось?

Список литературы

  1. Алешина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной». Перспектива 2011.
  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В. « Здравствуй мир!» изд. БАЛАСС 2016
  3.  Данилина Г.Н. « Дошкольнику – об истории и культуре России», М 2004.

4.  Пантелеева Н.Г. « Народные праздники в детском саду», изд. « Мозайка-Синтез» 2014 г.

5. «Русские народные костюмы» изд. Стрекоза 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "История русского народного костюма"

Пронкт знакомит дошкольников с историей создания русского костюма, с его особенностями и разновидностями....

История народного костюма.

Презентация: История русского народного костюма....

Проект "История русского народного костюма" подготовительная группа

2014-2015 учебном году в подготовительной группе "Васильки" был релизован проект "История русского народного костюма".  Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как...

"Знакомство с историей народного костюма"

Целью занятия является расширение  и углубление знаний детей о Республике Мордовия; знакомство  с обычаями и традициями, народным творчеством, бытом мордовского народа и историей мордов...

История народных костюмов России (русского, хантыйского, башкирского, марийского)

История народных костюмов России (русского, хантыйского, башкирского, марийского)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы....