Статья "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)"
статья по окружающему миру
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий̆ нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога.В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_mp_statya_2020.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова М.П., воспитатель
ГБДОУ детский сад №33 Пушкинского района
Санкт - Петербурга
«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)»
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий̆ нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
В педагогическом процессе детского сада, согласно ФГОС, используются различные формы организации воспитанников при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). А применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится особенно актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения.
В своей практике работы, знакомя детей с окружающим миром, я использую различные формы и методы работы, а также разнообразный материал: иллюстративно-наглядные материалы (картотеки дидактические картинок), дидактические игры, подвижные игры, картотека опытов и экспериментов, дидактические пособия, репродукции с художественных картин, фотографии, иллюстративно-наглядные материалы на электронных носителях:
1. Картотека аудиозаписей– это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;
2. Диапозитивы– это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили материал); имеется возможность вернуться к прежнему кадру.
3. Мультимедийные презентации. Благодаря программе Microsoft Рower Рoint можно объединить огромное количество демонстрационного материала в презентации, тем самым освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Компьютер, в совокупности с мультимедиа проектором, имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения.
4. Интерактивные мультимедийные игры. Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, такая игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала.
Практика показала, что при использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
На занятиях, в процессе которых дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, я использую слайды с изображением живой и неживой природы, аудиозаписи. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. А используя интерактивные мультимедийные игры, мы закрепляем пройденный материал.
Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы мной используются различные дидактические игры, загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. В циклах занятий по временам года можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса птиц, животных – в сочетании с видеоматериалами.
Петербурговедение – одна из интереснейших и сложных тем для дошкольников и сделать этот сложнейший материал доступным, захватывающим, развивающим способности ребенка задача сложная. Для того что бы вызвать неутихающий интерес к истории и архитектуре родного города на занятиях я часто использую ИКТ технологии, в частности интерактивные презентации «Путешествие в Екатерининский дворец», «Прогулка по Екатерининскому парку», «Виртуальные экскурсии по родному городу Санкт-Петербургу». Предъявление информации на экране, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; т.к. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует эмоционально-ценностное отношение, интерес к Санкт-Петербургу, его культурному наследию и процессу его познания.
Таким образом мультимедийные средства используются мною постоянно и на разных этапах занятия. Так, например:
1. Во вступительной части занятия перед воспитанниками появляется проблемная ситуация, которую необходимо разрешить. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации.
2.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
3.При изучении общих понятий явлений, законов, процессов экран позволяет продемонстрировать их условную схему, модель.
4. С помощью дидактических игр происходит систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.
5. Аудиозаписей голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. У воспитанников формируются способности не только видеть, но и слышать красоту природы, развивать зрительные и слуховые анализаторы детей.
На основе всего выше изложенного я пришла к выводу что формирование у детей знаний и умений по окружающему миру наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственной среда группы. Реализация требований ФГОС (из опыта работы)
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
Технология работы в соответствии с требованиями ФГОС: формирование у дошкольников представлений об окружающем мире.
Статья рассказывает о формировании у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)
laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)» Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование...
«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.»
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....
статьяФормирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных и...
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных и...
Конференция ДОУ Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)
Конференция ДОУФормирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)...