статьяФормирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_okruzhayushchiy_mir_1.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыжикова Е.В., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 22 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержание опытно — экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
-Непрерывная образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты).
-Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
-Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
-Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Факторы, развивающие исследовательское поведение: игры-исследования, игрушки, изобразительная деятельность, конструирование, общение, изучение природы. Неслучайно считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Основные направления работы и способы их реализации
-Создание предметно-развивающей среды
-Создание зон экспериментирования, опытно-поисковой работы.
-Создание библиотеки познавательной литературы для детей и взрослых.
-Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности
-Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности.
-Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм.
-Оценка уровня усвоения навыков экспериментальной деятельности.
-Разработка критериев отслеживания работы по формированию навыков экспериментальной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяют определить основные этапы работы.
Первый этап.
Решаются следующие задачи:
– дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения;
– включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы;
– педагог пробуждает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.
Наблюдение — один из главных методов научного познания. Задача педагога заключается в том, чтобы развивать органы чувств детей, расширять круг чувственных представлений, воспитывать произвольное внимание и все виды памяти. Сформированность наблюдательности как свойства личности — показатель умственного и творческого развития ребенка
Второй этап.
Педагог приобщает детей к исследовательской деятельности: формирует исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. В процессе этой работы дети знакомятся с дальнейшими этапами исследования. На этом этапе создаются такие условия для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера. (С чего мы начинаем?)
Организуется серия познавательных игр, которые учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет.
Понятно, сколь высока эффективность подобной работы, ведь игра — ведущая деятельность детей этого возраста. Более сложна для детей работа с «закрытыми» и «открытыми» вопросами — ее применяют, изучая познавательные и художественные тексты.
Одна из главных ситуаций, в которую надо ставить ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера, — проблемная. Опыт свидетельствует: наиболее эффективно процесс протекает в тех случаях, когда ребенок исследует именно такую ситуацию. На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность. Поэтому педагог и говорит: для ответа на эти вопросы необходимо найти в научной литературе дополнительные сведения о том, как питаются эти животные. Вместе с родителями дети собирают сведения по вопросу.
Третий этап. Его цель — организация собственной деятельности детей в процессе обучения конструированию. Основная задача — увеличить долю самостоятельности ребенка в решении познавательных проблем, поставленных как педагогом, так и самими детьми. Задача педагога — помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. Но без помощи родителей не обойтись.
Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Литература:
Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы в соответствии с требованиями ФГОС: формирование у дошкольников представлений об окружающем мире.
Статья рассказывает о формировании у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)
laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)» Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование...
«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.»
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных и...
Конференция ДОУ Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)
Конференция ДОУФормирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)...
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлени...
Статья "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)"
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий̆ нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога....