Система работы с дошкольниками на «экологической тропинке» (Приложение к исследовательскому проекту)
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Экологическая тропинка - это подготовленный выход в природу. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического образования.
Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
– формировать знания о природе;
– развивать сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;
– формировать у детей представлений и понятий о живой и неживой природе;
– развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
– воспитывать бережное отношение ко всему живому на земле, любви к природе;
– вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
– формировать навыки грамотного поведения в природе;
– знакомить с простейшими способами ориентирования на местности;
– воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.docx | 78.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Система работы с дошкольниками на «экологической тропинке»
Разработали:
воспитатель Сукач М.Ю
воспитатель. Андреенкова Е.М.
г. Гагарин
2017
Прекраснее всего - сама природа…
К.С. Станиславский
Природа оказывает на ребенка не только воспитательное, но и оздоровительное воздействие. Поэтому уже с дошкольного возраста надо учить детей правильно относиться к окружающей среде, а значит и к своему здоровью. «Школой радости» назвал общение детей с природой педагог В.А. Сухомлинский. Этот удивительный мир встречает детей множеством звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, запоминать! Важно формировать у детей потребность изучения природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно делать выводы. Такую возможность дает экологическая тропинка.
Экологическая тропинка - это подготовленный выход в природу. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического образования.
Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
– формировать знания о природе;
– развивать сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;
– формировать у детей представлений и понятий о живой и неживой природе;
– развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
– воспитывать бережное отношение ко всему живому на земле, любви к природе;
– вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
– формировать навыки грамотного поведения в природе;
– знакомить с простейшими способами ориентирования на местности;
– воспитывать любвь к природе через прямое общение с ней.
Немного истории
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.
В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, в дошкольном образовании используют термин «экологическая тропинка». Такие экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Работа по созданию и оформлению тропинки проходит в определенной последовательности.
Сначала проводится с детьми детальное обследование территории и выделяются наиболее интересные объекты (например: «Все на свете друг другу нужны», « Как прекрасен этот мир», « Лес наше богатство», «В гостях у Чучела огородного», «Зеленая аптека», « Птицы наши друзья», «Альпийская горка «Все на свете друг другу нужны», «Старый пень», «Метеоплощадка»). На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений.
На экологической тропе педагоги проводят наблюдения, игры, театрализованные занятия. Соответственно возрасту детей разработаны маршруты экскурсий, составлены рекомендации по проведению наблюдений, определены примерные виды деятельности на каждой точки. (приложение 1). Примерный цикл занятий представлен в приложении 2.
Приложение №1.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы.
Остановка «Все на свете друг другу нужны».
На этой точке педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Рассказывает, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять её.
При составлении рассказа воспитатель должен помнить об основном назначении тропы - ее экологической направленности, именно поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия. Это почва, свет, тепло, влага. Человек старается рационально использовать дары природы, сохранять леса и парки. Так постепенно дети подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде между природой и человеком.
Остановка « Живые этажи».
Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:
Объекты для наблюдений: береза, рябина, шиповник, лиственница, ель, липа, клен, черемуха, сирень.
1.Наблюдения:
*разнообразием растений уголка леса: деревьями, кустарниками, травами;
*сезонными изменениями жизни растений;
*очередностью появления первых листьев весной и началом листопада осенью;
*насекомыми;
*травами и цветами;
*рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
*экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;
*исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются кустарники от деревьев, общее и отличие кустов между собой;
*связь с животным миром;
*польза для человека и забота человека.
Пример: На стволе дерева виден след старой раны. Ее края окаймлены натеками коры, но полностью рана не закрылась.
Обсуждаемые вопросы:
1. Как и почему на стволе появилась эта впадина?
2. Какую форму имела первоначальная рана?
3. Опасны ли для деревьев раны?
4. Как зарастают раны дерева?
2. Изобразительная деятельность:
*зарисовки;
*сбор фотоматериала;
3. Праздники и развлечения:
* Праздник березки, елочки, рябины и др.;
* Знатоки природы;
* Лесной КВН.
Остановка «Таинственный мир луга»
Цель: сформированность у дошкольников первоначальных понятий об эстетической ценности луга и его обитателей.
Задачи:
– учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков,
листьев;
–закрепить названия первоцветов;
– воспитывать умение видеть прекрасное, радоваться первым весенним
цветам.
– закреплять представления о мире насекомых;
– учить отличать насекомых по внешнему виду, называть их;
– развивать желание сохранять этот мир природы.
Остановка «Цветочная мозаика».
Красиво цветущие растения подбираем таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создаем клумбу «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает нам выращивать другие растения, стараемся их не уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов воспитатели объясняют детям биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставляем небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
1.Наблюдение:
*за состоянием растений в начале, середине, конце сезона;
*за разнообразием видов, форм и цветового спектра растений;
*за внешними признаками форма листьев, строений цветов;
*за пробуждением природы после зимы: кто появился первым, какое растение первым зацвело;
*за однолетними и многолетними растениям;
*за периодичностью цветения;
*за насекомыми.
2.Экспериментальная работа:
*влияние подкормки на цветы;
*возможности изменения дизайна участка с помощью различных видов растений;
*определить, где различные растения лучше растут: в тени или на свету;
*размножение растений делением куста.
3. Труд:
*уход за растениями: прополка, рыхление, полив;
*подсаживание рассады с опытного участка;
*продление жизни растений осенью (пересадка в горшки и украшение групп);
*сбор семян;
*подготовка растений к зиме: подрезание, укрытие кустов;
*сбор гербария;
*сбор материала для поделок.
4. Изобразительная деятельность:
*зарисовки;
*сбор фотоматериала.
5. Конкурсы, выставки.
Остановка «Метеоплощадка»
Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Перечень метеооборудования:
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Термометр - для измерения температуры воздуха.
Флюгер, ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер – служит для измерения количества осадков.
На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. Для измерения осадков на метеоплощадке размещены дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОУ.
Остановка «Фитонцидный уголок»
Фитонцидный уголок – это оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.
Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 –2,5 раза больше, чем лиственные.
Фитонцидный уголок это живая «ширма» из фитонцидных растений (на данной тропе сосна), защищающих участок от выбросов проезжей части дороги.
Созданная бактерицидная среда – это отличная площадка для занятий с детьми. Они слушают здесь рассказы педагога о действии фитонцидных растений, играют в игры.
На данном участке проводятся специальные занятия с детьми, во время которых дети более глубоко вдыхают аромат фитонцидных растений – это пение, различные виды дыхательных гимнастик, а также психогимнастика.
Остановка «Старый пень»
Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник – стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов – «солдатиков», муравьев. Это объект исследования для детей старшего дошкольного возраста.
Старый пень, оставшиеся от спиленных деревьев, покрытый мхами, лишайниками, грибами, служит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва», «Растения».
Обсуждаемые вопросы:
1. Как образуются пни?
2. Чем пни похожи на деревья?
3. Чем пни отличаются от деревьев?
4. Рассмотрите пни и решите, как назывались деревья, которые были спилены.
5. Давайте посчитаем, сколько лет было этим деревьям.
6. Выскажите предположения, почему люди спилили росшие здесь деревья?
Проводится наблюдения за пнем: воспитатели вместе с детьми рассматривают его поверхность при помощи луп, после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».
Рекомендации по организации работы с детьми:
* естественное старение дерева;
* рассматривание мха и древесных грибов;
* связь с животными и насекомыми;
использование луп для наблюдений;
Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте.
Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, на территории детского сада можно оставить, хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль.
Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.
Также мы часто на этом участке наблюдаем за божьими коровками. Воспитатели детям загадают загадки, например: На пне ягодка ползет, платье красное в горошек и летать умеет ловко, это …(божья коровка). Дети рассказывают, что это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие, маленькие. Она никогда не прячется от врагов.
Наоборот – ярко одета, видно ее издалека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что ее съесть нельзя. При опасности жучок выделяет молочко (поэтому называют «коровкой»), которое и отпугивает его врагов. И еще. Любимая еда божьих коровок – тли, белокрылки, мелкие клещи. С детьми выясняем, что они прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев. Также дети вспоминают скороговорки, например: «Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного иль белого, только не горелого!». С детьми, посчитав кольца на пне, узнали сколько лет было спиленному дереву.
Каждый раз рассматриваем дырки, которые появляются на пне.
Детям объясняем, что это поселились жуки – древоточцы, жуки-короеды, жуки - усачи. Они для своих личинок ходы сверлили, квартирки сделали.
Если по близости находится муравейник, то могут сюда поселиться и муравьи. Если они поселяться, то сделают много квартирок, коридорчиков для своих личинок. Тогда пень в труху превратится, на землю кусочками упадет. Кусочки растащат жуки-червяки и съедят, в почву превратят. От пня не останется ничего! А за пнем наблюдаем и летом, и осенью.
Остановка «Злаки».
Цель: формировать у детей представление – откуда к нам на стол хлеб да каша пришли.
Остановка «Все на свете друг другу нужны»
Эта остановка на тропе заключительная. Проводится обобщающая беседа по всей экскурсии. Здесь имеется возможность показать некоторые связи, существующие в окружающей среде. Так на примере взаимосвязи всего живого на земле воспитатель обращает внимание детей на необходимость охраны окружающей среды.
Читает стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете»
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П.Гвездослав
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
- Экологические беседы;
- Наблюдения;
- Элементарные опыты;
- Экскурсии;
- Целевые прогулки;
- Экологические конкурсы, викторины;
- Решение экологических ситуативных задач;
- Чтение художественной литературы;
- Обсуждение и проигрывание ситуаций;
- Трудовой десант;
- Труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- Коллекционирование;
- Экологические досуги, развлечения, праздники;
- Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
- Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
- Взросло-детские проекты;
- Изготовление рисунков, поделок;
- Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
- Участие в конкурсах;
- Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
- Фотовыставки;
- Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
Приложение 2.
Цикл занятий на экологической тропе
для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Цикл занятий на экологической тропе для детей старшего дошкольного возраста разработан на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
– Формировать систему элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
– Развивать познавательный интерес к миру природы.
– Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
– Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к окружающему миру.
Принципы , используемые при организации цикла занятий на экологической тропе:
– краеведения
– системности
– научности и доступности
– диагностичности
– дифференциации
– природосообразности.
При построении цикла занятий на экологической тропе учитывался региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическая ситуация в регионе), ресурсное обеспечение пед.процесса. Каждое занятие посвящено определенной станции экологической тропы в разные временные периоды.
Конечным результатом данного цикла занятий является экологическое развитие личности (становлении у ребенка экологической культуры), понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Итогом проведенной работы может быть обобщающая экскурсия по экологической тропе. В целях совершенствования системы мониторинга развития личности ребёнка, разработана карта экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Особенностью процесса экологического обучения и воспитания на экологической тропе состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении, путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту экологической тропы.
1. Тема «Насекомые».
Программное содержание: систематизировать представления детей о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, места обитания, способа передвижения, питания, воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых).
Ход занятия.
– Мы сегодня будем с вами говорить о самых маленьких жителях нашей планеты, узнайте их.
«Черен да не ворон,
Рогат да не бык,
Шесть ног без копыт,
Лежит – воет,
сядет – землю роет». (жук).
«Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел». (бабочка)
«Чей домишко из иголок
На земле из старых ёлок?» (муравей)
– О ком говорится в стихотворении? Как их можно назвать одним словом?
– Да, это насекомые и они живут в стране насекомых на нашей экологической тропе.
– Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и в воздушном и в водном пространстве.
– А как они передвигаются? (они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать)
– Чем питаются? (зелеными листьями, стеблями, нектаром цветов, другими насекомыми).
– Как насекомые спасаются от врагов? (защитной окраской, острым жалом, божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость).
– А сейчас давайте поиграем в игру.
Игра «Карнавал насекомых».
Покажите мне:
– трудолюбивую пчелку
– суетливого муравья
– ленивого паука
– злого жука
– нарядную божью коровку.
–А какую пользу или вред приносят нам насекомые?
( Трудолюбивые пчелы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мед, муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений).
– Много интересного можно узнать о насекомых, например, что уши у кузнечика находятся на ногах. А поют кузнечики с помощью крыльев.
– А самый сильный на земле не слон и не бегемот, а муравей, он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. Вот какой силач малютка-муравей.
Физминутка.
– лёгкий бег – «бабочки», «стрекозы».
- подпрыгивание на двух ногах вверх – «кузнечики».
– А сейчас вспомните и назовите сказки, герои которых насекомые («Дюймовочка», «Приключение Муравьишки», «Муха-Цокатуха», «Тараканище»).
– Скажите, куда пропадают на зиму насекомые?
– Да, они прячутся в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Оказывается божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Некоторые из них в конце лета и осенью летают на зимовку, а весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы.
Игра в слова.
Хлопните в ладоши, услышав слово подходящее муравью, пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке.
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, тля, усатый, жужжит, улей, кровосос, большие глаза, паутина, стрекочет.
2.Тема: «Лекарственные растения».
Программное содержание: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных травах. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Ход занятия.
Приходит Доктор Айболит.
– Сегодня дети я предлагаю вам отправиться в царство растений, но не простых целебных, а что это за растения вы узнаете отгадав загадки:
«Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички». (Ромашки)
«Ноготок короток,
А сквозь землю прошел,
Шапку золото нашел».(Календула)
«Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым,
Раны вылечить помог» (Подорожник).
– Скажите , как называют эти растения? (Лечебные травы).
– Конечно, правильно, и мы сегодня с вами на аптекарском огороде.
– Скажите, а для чего нужны эти растения человеку?
– Конечно, чтобы лечить.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
– А какие вы знаете лекарственные растения, может вас тоже лечила ими мама или бабушка? (тысячелистник, крапива, мята, валерьяна).
- Посмотрите на это растение, это – тысячелистник.
Подумайте и скажите, почему оно так называется? (каждый лист состоит из множества крохотных листочков).
Тысячелистник – это лекарственное растение, его используют для остановки кровотечений, улучшения аппетита.
А как называется это растение? Я вам подскажу, оно растет вдоль дорог, Это подорожник.
Его называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника и приложи к ране.
Физминутка.
На лугу растут цветы –
Небывалой красоты, (потягивания-руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты.(потягивание руками вверх)
Ветер дует иногда, только это не беда. (дети машут руками, изображая ветер).
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.
А потом опять встают и по-прежнему цветут.
– А какую лекарственную траву и слепой узнает?» (крапива)
– А можно взять её в руки? А почему нет? (Крапива жжёт.)
Крапива богата разными полезными витаминами, в ней содержатся вещества убивающие микробы. Она является кровоостанавливающим средством.
А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Узнай растение».
Называю растение, если оно лекарственное, мяч нужно поймать, если нет отбить.
– А как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? (Цветки собирают, когда растение цветёт; корневища поздней осенью, собирают в сухую погоду, сушат под навесом; нельзя собирать вблизи дорог.)
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в больницу, вы вместе со мной будете лечить зверей.
Игровые ситуации.
1. У зайчика болит горло, что вы ему посоветуете? (Полоскать горло календулой и ромашкой.)
2. У медведя сильный кашель, чем мы его полечим? (Полезно попить мать-и-мачеху, мяту.)
3. Белка поранила лапку, что предпринять? (Привязать к ранке подорожник.)
4. Ёжик бледный, у него нет сил, что же делать? (Ему поможет отвар шиповника, боярышника.)
Игра «Узнай растение по запаху».
(Предложить детям узнать по запаху растения: мяты, валерьяны, ромашки.)
3. Тема: «Осенние деревья».
Программное содержание: способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях; особенности строения и части деревьев (корень, ствол, ветки), развивать умение различать деревья по листьям;
Формировать умение называть характерные особенности разных деревьев.
Воспитывать желание заботиться о природе, беречь её.
Ход занятия.
– Дети, Лесовичок нас сегодня приглашает на одну из остановок нашей экологической тропы «Уголок нетронутой природы».
«Деревья, как в лесу у нас на участке есть,
Можно к ним прислониться,
Можно под ними присесть.
В тихий час они шелестят листвой,
Охраняют наших дошколят покой».
А какие же деревья у нас здесь есть? Вы узнаете, отгадав загадки,
Вот первая.
«Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?»
«Даже ёлку мы в начале от сосны не отличали,
Раз торчат иголочки, значит, это ёлочка
А когда на ветку ели мы получше посмотрели,
Оказалось, что она не такая как сосна».
– А какие вы ещё знаете хвойные деревья? (сосна, пихта, лиственница).
– Следующая загадка Лесовичка:
«Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы».
– Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.
Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».
– Назовите рябинку ласково (рябинушка, красавица рябинушка, кудрявая).
– Похожа рябина на березу или нет?
– Кто любит ягоды рябины?
– Определите настроение дерева?
Подарите рябинке подарки:
Капельку, чтобы рябинку поливала.
Червячка, чтоб земельку рыхлил.
Птичку, чтобы весной и летом весело пела.
Солнышко, чтобы рябинку согревало.
Ленточку, чтобы рябинку украшало.
Божью коровку, чтобы тля не губила.
– Следующая загадка Лесовичка.
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из майских дней,
Май сережки дарит ей».
– Правильно, березка символ русской природы, воспетый многими поэтами во все времена, символ России.
Хороша березка во все времена года, но особенно в осеннем уборе из золотых листьев.
Вопросы воспитателя к детям:
– Как выглядит березка?
– Из каких частей она состоит? (ствол, ветки, листья, сережки).
–Назовите березку ласковыми именами. Пофантазируйте и скажите на какое животное похожа березка.
– А сейчас я вам предлагаю вам взять лупы и рассмотреть кору березы. Что увидели? Кто живет под корой? Куда исчезли насекомые?
«Разбежались по лужайке,
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девицы подростки,
Белоствольные березки,
За руки взялись и вот, закружился хоровод».
Березка дарит свои листочки на память детям.
- мы пообещаем деревьям заботиться о них и быть им друзьями.
Клятва деревьям.
Обещаем вам, деревья,
Тонких веток не ломать,
Обещаем вам, деревья,
Нежных листиков не рвать.
Обещаем вам, деревья,
Кору вашу не сдирать.
Острым ножиком блестящим
Свежих ран не ковырять.
Обещаем вам, деревья
Птиц певучих не пугать,
Обещаем вам деревья,
Лейкой землю поливать.
Обещаем вам, деревья,
Землю твердую рыхлить,
Ствол могучий или тонкий
Вам весною побелить.
Обещаем вам деревья,
Стать к вам чуточку добрее,
Обещаем вам деревья,
Стать вам ближе и роднее.
Чтобы жить нам вместе с вами
Настоящими друзьями.
4.Тема: «Погоду можно измерить».
Программное содержание: Сформировать у детей представление о способах измерения количества выпавших осадков, температуры воздуха и силы ветра.
Развивать наблюдательность, способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать. Воспитывать любовь к природе, интерес к исследовательской деятельности.
Ход занятия.
– Посмотрите ребята и скажите, какая сегодня погода? (пасмурная)
– Да действительно. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (грустное, печальное).
– Чтобы у нас с вами не было плохого настроения, предлагаю всем встать в круг, улыбнуться, поприветствовать друг друга и ласково пожать руки. Скажем друг другу добрый день. Какое у вас теперь настроение? (Хорошее, веселое, жизнерадостное)
– Видите, даже в такой холодный день, стало теплее и радостнее от ваших улыбок.
–Мы сегодня с вами на экологической тропе, на остановке «Метеоплощадка».
– Скажите, какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались, по каким признакам? (Дни стали короче, прохладнее, дожди идут чаще, листья и трава желтеют, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).
– А какое время года было до осени? (лето). Что будет после осени? (зима).
– Ребята, каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо.
– А в старину русские люди угадывали погоду по приметам, для этого они наблюдали за растениями, животными, птицами и облаками.
Вы видели, как кошки сворачиваются клубочком и прячут нос? Так вот, они это делают перед холодами. И раньше словом «погода» называли только солнечную погоду. А дождливую – называли непогодой.
– А сейчас мы с вами посмотрим, что же есть на нашей метеостанции.
Термометр – это прибор для измерения температуры воздуха (предложить детям определить температуру воздуха).
– Рассмотрите картинки и определите примерную температуру воздуха в природе (жарко, тепло, холодно или прохладно).
– Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Скажите, дует сегодня ветер или нет? Как вы это определили? (Дети высказывают своё мнение)
А стрелка флюгера всегда показывает одно направление? (Нет)
Да, поворачиваясь, она помогает определять направление ветра. Дует он с севера или с юга, тёплый или холодный. Мы с вами сами можем сделать ветер.
– Подуйте на руку. Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ветер)
– Да, ветер – это движение воздуха.
Игра с вертушками.
«Ветер – ветерок,
Поиграй с вертушками,
Нашими игрушками».
– А почему они вертятся? (ответы детей)
– Нам же на метеостанции помогает узнать силу ветра ветряной рукав.
Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер – это хорошо? (ответы детей)
А почему плохо? (ответы детей)
Физминутка.
В лесу было тихо, деревья дремали
(подняться на носки, руки поднять вверх)
Вот ветер подул и они застонали.
Безжалостно ветер ломал их порой.
(движения кистями рук из стороны в сторону,
руки вытянуть, наклоны вправо и влево)
Под дерево сели ребята гурьбой. (присели)
Дождались, чтоб стихло ненастье
И снова, как прежде, стоит тишина
Спасибо за солнце и счастье. (Встать, поднять руки и покачать ими)
А сейчас мы с вами определим, сколько осадков выпало вчера. Для этого используем ещё один прибор – дождемер. (Дети определяют количество выпавших осадков)
Игра «Солнышко и дождик».
(Дети выходят на середину площадки. Берут в руки ленты разного цвета. Рассказывают стихотворение и взмахивают руками.)
«Дождик лей веселей.
Теплых капель не жалей.
Для лесов и для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап,
Кап-кап, кап-кап».
Затем дети двигаются подскоками. В это время воспитатель раскладывает три разных обруча. По сигналу дети собираются у обруча своего цвета.
А сейчас мы с вами, как настоящие метеорологи, отметим в дневнике наблюдений какая сегодня погода. (Дети зарисовывают результаты наблюдений) Ребята, а вспомните, какие приборы помогли нам определить погоду? (термометр, флюгер, ветряной рукав, дождемер)
4.Тема: « Цветы».
Программное содержание: Создать условия для ознакомления детей со цветами, их названиями; с особенностями строения стебля, цветков, листьев. Развивать наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи, прививать бережное отношение к растениям, учит детей видеть красоту и неповторимость каждого цветка.
Ход занятия.
Божья коровка приглашает детей на занятие к клумбе, обращает внимание на то, как там красиво.
«В белой шапке стоит дед,
Если дунешь, шапки нет».(одуванчик)
– А на что же похож цветок одуванчика?
– Кто любит прилетать на одуванчиковый луг? (пчёлы, шмели, бабочки)
– Зачем? (пчелы собирают нектар, пыльцу)
– Цветы из одуванчика собраны в соцветия, когда растение отцветёт, то превращается в пушистую шапочку – это семена одуванчика, а затем ветер разносит их повсюду.
– Назовите, а какие цветы знаете вы? (помогут загадки)
«Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце».(ромашка)
– Пчелы, бабочки и шмели видят ромашку издалека и летят к ней за мёдом.
Они опускаются на крупные, белые лепестки, пьют сок из маленьких жёлтых цветочков, собранных в крупную розетку в центре ромашки.
– Найдите и покажите цветок ромашки.
«У нас есть петушок-
Лиловый гребешок, а хвостик боевой
С сабелькой кривой». (ирис)
«Вот шершавый стебелек, в середине уголёк,
Лепестки блестят, как лак, распустился красный …»(мак)
«Все знакомы с нами,
Яркие, как пламя.
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими – алыми…».(гвоздиками)
«Голубое колечко,
Жёлтое сердечко». (незабудка)
Игра «Узнай цветок по описанию». (назови и покажи)
– А, что нужно для цветов, чтобы они росли, цвели и радовали нас? (свет, тепло, влага и конечно забота людей, растения нужно поливать, рыхлить, оберегать, любоваться)
– Можно ли назвать цветы живыми? Докажите.
– Чем похожи все цветы? (есть стебель, листья, корень, Цветы, семена)
– Чем отличаются? (названием и внешним видом)
Аутотренинг.
«Представьте, что вы лежите в траве. Трава мягкая, пушистая, вдыхаете прекрасный аромат цветов, слышится стрекот кузнечиков, шуршание букашек, жужжание пчёл и шмелей. Вам хорошо и спокойно. Вы хотите быть другом всему живому. Но вот подул ветерок, вы чувствуете, как набираетесь сил и бодрости. Открываете глаза. У вас хорошее настроение. Вы хотите жить в мире с природой…»
– А сейчас я хочу вам предложить придумать сказку о вашем любимом цветке.
Пример: Жила – была ромашка и не было у неё друзей, она была очень одинока. Однажды она пожаловалась на свою беду веселому шалунишке ветерку. А он говорит: «Не переживай, вот наступит осень, и я принесу тебе семян разных других цветов, а когда наступит весна у тебя будет друзей не счесть. Так оно и вышло, весной это была уже не одинокая ромашка, а целая полянка красивых и душистых цветов. Здесь были и душистый горошек, календула, мак, гвоздика и многие другие цветы и ромашка была очень довольна. (Примеры сказок детей).
А мы с вами будем еще приходить сюда и любоваться нашими цветами, ухаживать за ними, но не в коем случае не рвать и не топтать их, так как даже в вазе с водой они быстро завянуть, а в нашем альпинарии они еще долго будут радовать нас и гостей нашего детского сада. А сейчас мы с вами скажем спасибо нашей божьей коровке за экскурсию и за то, что мы узнали много нового и интересного о цветах.
– А сейчас я вам предлагаю пойти в группу и нарисовать понравившийся цветок. (организация выставки рисунков)
6. Тема «Овощной огород».
Программное содержание: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, обогащать словарный запас, развивать связную речь детей; расширять знания детей об овощах, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Ход занятия.
– Мы сегодня с вами пришли на экологическую тропу, на остановку «Овощной огород». Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры – все это овощи.
– Вспомните, пожалуйста, а какие овощи знаете вы?
– Верно: свекла и репа, капуста и картофель, перец, баклажаны, тыква, кабачок, редиска, лук, чеснок и щавель – все это овощи.
– А где растут овощи?
– Правильно, в огороде на грядках.
– Давайте представим себе: весна, солнышко пригревает землю теплыми лучами, мелкий дождик питает её своими дождинками. И вот пустили семена корешки, протянули вверх зеленые ладошки. Стоят, легкий ветерок их покачивает. Росла, росла рассада, стала крепкая, толстая, а вот ползет по листику божья коровка.(можно предложить детям закрыть глаза и представить все сказанное).
– Скажите, что нужно для того, чтобы овощи росли на радость нам сочные и красивые? (свет, вода, тепло, уход)
– А какие орудия труда, используемые, для работы на огороде вы знаете? (лопата, грабли, лейка, тяпка, перчатки)
– Чем же полезны овощи?
– Правильно, в них много витаминов.
Витамин А – в моркови, помидорах, тыкве, салате, луке, Вырастите большими, будете хорошо видеть.
– Румяные щечки, хороший аппетит будет у тех детей, которые дружат с витамином «С». Его много в капусте, зеленом луке, редьке, редиске, помидорах и картошке. Эти овощи помогут и с простудой.
Физминутка «Огородники».
«Иван, иван,
Вырывай бурьян.
Чтоб росла редиска,
Чтоб росла морковка,
Зеленел лучок-
Не ленись дружок,
Чтобы была репка,
Сладкая и крепкая,
Чтоб капусты качанок
Рос с большущий чугунок».
Игра «Назови овощ ласково».
Помидор (помидорчик), огурец (огурчик), перец (перчик), морковь (морковочка), свекла (свеколка), лук (лучок), чеснок (чесночок), баклажан (баклажанчик).
– Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?
Правильно, нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлями, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредителями, прореживать всходы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.
– Что-то мы ещё забыли?
Ну, конечно, огород необходимо поливать утром и вечером.
Игра «Четвертый лишний».
Морковь, яблоко, огурец, помидор.
Лук, виноград, петрушка, баклажан.
Смородина, чеснок, капуста, перчик.
Редька, редиска, тыква, арбуз.
– А у меня здесь корзинка с овощами, а какие это овощи мы узнаем, отгадав загадки.
«Лоскуток на лоскутке,
Зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке». (капуста)
«Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая». (морковка)
«Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,
К земле прирос крепко,
Что же это…». (репка)
«Лежит меж грядок,
Зелен и сладок». (огурец)
– А мы с вами сейчас возьмем корзинку с этими замечательными овощами и принесем в детский сад. В детском саду нам из них приготовят обед.
А мы с вами будем беречь землю- матушку, учиться огородничать, любить труд.
7. Тема « Зимующие птицы».
Программное содержание: Расширять представления детей о зимующих птицах, их повадках.
Учит узнавать и называть птиц. Обогащать знания новыми словами и понятиями. Развивать наблюдательность, память.
Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Вызвать желание заботиться о зимующих птицах.
Ход занятия.
– Сегодня почтальон принёс в детский сад письмо, оно необычное состоит из загадок, а от кого оно догадаетесь отгадав их.
«Вещунья белобока,
А зовут её …»(сорока)
«Чик-чирик,
К зернышкам прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?»(воробей).
«Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять».(снегирь)
«Черная, как вар,
Кричит: «Карр»(ворона)
«Желтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её «(синичка)
«Белый бок, серый бок-Воркует нежно…»(голубок)
«Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.»(дятел)
«Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло-
Ляжет в дупло.»(сова)
«Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках — хохолки»(свиристели)
– А скажите, это птицы, которые остаются зимовать или улетают в теплые края?
– Как их называют? (Зимующие)
– Значит, письмо пришло от зимующих птиц.
Физминутка.
Воробьи – воробушки,(Похлопывание руками по бокам)
Серенькие перышки.(Махи руками вверх-вниз)
Клюйте, клюйте крошки(Стучим кулачками перед собой)
У меня с ладошки,(Дуют на ладони)
Нет, с ладошки не клюют.(Развели руки в стороны, пожали плечами)
И погладить не дают,(Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо)
Как бы нам поладить,
Чтобы их погладить?(Хлопаем в ладоши)
– А сейчас мы с вами давайте вспомним, каких птиц видим, когда гуляем на улице? (Беседа с детьми о птицах, их повадках)
Дополнительные вопросы.
– Почему в стайке снегирей есть птички с серой и красной грудкой?
– Какие ягоды любят свиристели?
– Как разговаривает сорока? Почему её называют сорокой-белобокой?
– Как клюёт семечки синичка?
– Как разговаривает голубь?
Предлагаю вам поиграть в игру.
Игра « Дружные слова».
Дети выделяют хлопками подходящие слова.
Воробей – летает, крякает, ходит, прыгает, выводит птенцов, воркует, чирикает.
Ворона – ходит, свистит, каркает, клюёт, гогочет, пьет.
– Ребята, никто из вас не сказал, что видел на улице сову. Почему её нельзя увидеть днем?
– А мы сейчас с вами сможем понаблюдать за ней.
Игра «Совушка».
Днем птички летают, клюют зернышки, сова спит. Ночью птички замирают, а сова вылетает на охоту. Пошевелившуюся птичку сова уносит к себе в дупло.
– Посмотрите, а у меня есть волшебный мешочек. Интересно, что в нем. (воспитатель показывает корм для птиц). Для кого он? Почему птицам зимой трудно добывать корм?
– С наступлением холодов зимующие птицы приближаются к жилью человека.
Для птиц наступило трудное время, зимой им холодно и голодно. Поэтому надо заботиться о них и оберегать. Мы с вами находимся у птичьего столба, он и сделан для того, чтобы птички прилетели и могли подкрепиться, когда им голодно. И мы с вами будем это делать всю зиму, чтобы они не погибли от голода. А куда мы с вами будем насыпать корм? (В кормушку)
– А сейчас мы с вами покажем, как будем кормить птиц.
«Птичка, птичка,
На тебе водички.(Звать птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой)
Спрыгни с веточки ко мне, дам я зернышек тебе». (Стучать пальчиками по коленям)
– А сейчас, давайте насыплем в кормушки корм и понаблюдаем, как птички будут его клевать.
8 . Экскурсия по экологической тропе.
Дорогие дети! Приглашаю вас на экскурсию по экологической тропе, ее проложили педагоги и работники нашего детского сада. Пройдя по ней можно узнать много интересного о природе нашего края, о деревьях, кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнать, то, что природа дарит человеку, и как человек должен охранять все живое. На фасаде детского сада расположен план маршрут экологической тропы, на нем условными обозначениями показаны все остановки тропы. С помощью этого плана без труда можно найти и страну насекомых и овощной огород. Дети сами могут быть экскурсоводами на нашей тропе.
ПРОЙДИТЕ! ПОСМОТРИТЕ! ПРОЧУВСТВУЙТЕ!
«Здесь мало увидеть,
здесь нужно всмотреться,
чтоб ясной любовью наполнилось сердце».
ХОЗЯИН нашей экологической тропы – символ старичок-лесовичок.
ИТАК, В ПУТЬ!
1. Первая остановка «УГОЛОК НЕТРОНУТОЙ ПРИРОДЫ».
«Деревья, как в лесу, у нас на участке есть,
можно к ним прислониться,
можно под ними присесть,
В тихий час они шелестят листвой,
Охраняют наших дошколят покой».
А какие же деревья здесь есть?
Нас встречают красавицы ели, этим елям по 20 лет. Они растут со времени основания детского сада. Иголки у елей, как вы знаете, это такие необычные листья, с их помощью деревья дышат, каждая иголка-хвоинка живет около 5-7 лет, а затем падает на землю.
А там невдалеке притаилась березка-это символ России, воспетый многими писателями и поэтами. Весной березка сбрасывает верхний слой бересты, становится гладкой, шелковистой, живет очень долго 150-180 лет. С детьми мы приходим в гости к елочкам, березке, рябине.
Дети придумывают деревьям ласковые имена, измеряют толщину дерева, рассматривают через лупу кору, почки, определяют настроение дерева. Дарят подарки (червячка, капельку, ленточку, солнышко). Рисуют портреты.
– у какого дерева дрожат листочки?
– какое дерево плачет?
– когда цветут ели?
2. Следующая остановка нашей тропы – «ПТИЧИЙ СТОЛБ».
Дошкольникам доступно понимание того, что в природе есть не только полезные, но и вредные насекомые, в борьбе с ними главная роль принадлежит птицам. Дети узнают, например, что вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. Поэтому так важно заботиться о птицах, привлекать поселяться там, где необходима их помощь. В зависимости от того в какое время года проводится экскурсия по тропе, сосредотачиваем внимание детей на тех делах по охране птиц, которые характерны для данного сезона. А забот таких немало: зимой – беспокоятся о зимующих птицах, мастерят вместе с родителями кормушки – их в этом году было сделано и развешано по участкам детского сада – 15 штук, весной была объявлена акция «Встречаем птиц весной», в которой родители приняли самое активное участие, было сделано и развешано 13 скворечников. Каждый год 25 марта отмечаем «День птиц». Это интересно: синички многодетные матери, 2 раза за весну они высиживают птенцов, к концу лета в одной синичьей семейке появляется 20–25 птичек.
– какую птицу называют кошкой? (сову)
– может ли страус назвать себя птицей? (нет)
– кто кукует у кукушки? (самец)
МЕТЕОПЛОЩАДКА.
Как проще всего современному человеку узнать прогноз погоды, конечно же, из средств массовой информации. Но проще не значит лучше. При наблюдении за природными явлениями, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения все это очень важно для развития ребенка.
Для элементарного прогнозирования погоды на нашей экологической тропе оборудована метеоплощадка, на которой установлено специальное оборудование (многие приборы изготовили сами).
МЕТЕОБУДКА С ТЕРМОМЕТРОМ И КОМПАСОМ.
ФЛЮГЕР – показывает направление ветра.
ВЕТРЯНОЙ РУКАВ – силу ветра.
ДОЖДЕМЕР – прибор для измерения количества осадков.
Чтобы научиться предсказывать погоду, учим детей наблюдать за состоянием растений, поведением животных, сравнивать полученные данные, делать выводы, сверять прогноз погоды с реальными результатами.
Дети с интересом узнают и как можно узнать погоду по приметам.
К дождю: утренняя радуга, воробьи купаются в пыли,
После дождя похолодало – к ясной погоде,
Собака свернулась калачиком – к похолоданию.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Это замечательные существа: кузнечики, муравьи, божьи коровки, бабочки, шмели, пчёлы. Мы стараемся учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле. Вот, например, божья коровка, на первый взгляд кажется безобидным жучком, а на деле она страшный хищник! Она хлопотливо бегает по веточкам и листочкам, быстро переставляя свои маленькие ножки.
В поисках пищи. Её еда – тли, очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. За день она съедает до 200 тлей,
«У нас мурашки муравьи, живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник дом
Миролюбивые жильцы без дела не сидят,
С утра на пост бегут бойцы, а няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит в траве и под листвой».
Муравьи очень дружные насекомые, они старательно помогают друг другу носить тяжёлые стебли и травинки, а иногда, бывает, встретятся два муравья обнимут друг друга и шевелят усиками. Это они делятся пищей друг с другом. Обогащается словарь детей такими словами: муравейник, трудолюбивый, мёд, пасека, улей, мохнатый, стрекочет, паутина, вредитель, тля, жужжит, рой, пёстрокрылая, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусеница, «чемпион по прыжкам».
«Есть ли у комара зубы ?» (22 шт.)
«Где уши у кузнечика?»
«Кто самый прожорливый хищник среди насекомых?»
АЛЬПИНАРИЙ.
«Мы посадим здесь цветы, небывалой красоты,
Все цветочки разные – белые и красные,
жёлтые и синие, все цветы красивые».
Цветник- украшение территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нем высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени: нежные нарциссы, строгий ирис, настурция, бархатцы, флоксы.
«Давай пройдемся медленно по лугу,
И «Здравствуй» скажем каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать».
АУТОТРЕНИНГ.
Представьте, что вы лежите в траве. Трава мягкая, шелковистая, вдыхаете прекрасный аромат, слышится стрекот кузнечиков, шуршание букашек. Вам хорошо и спокойно.
Вы хотите быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости.
Открываете глаза. У вас хорошее настроение. Вы хотите жить в мире с природой.
АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД.
Мы с вами на станции: «Аптекарский огород».
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
– Давайте-же посмотрим, какие растения есть у нас на огороде?
Это и тысячелистник, и подорожник, и мать-и-мачеха, крапива, ромашка, валериана.
«Есть много трав полезных
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью:
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, мята и зверобой».
– А мы с вами уже много интересного знаем о лекарственных растениях,
Ответьте мне на вопросы.
– Какое растение называют «зеленым бинтом»? (подорожник)
– О каком растении говорят, что оно жжется? (крапива)
– Какое растение используют для успокоения нервной системы? (валериану)
А сейчас я хочу предложить вам угадать растение по запаху. Нам в аптечку принесли мешочки с травками, а подписать забыли, давайте поможем нашему доктору. (дети угадывают названия растений; может быть мята, календула, шалфей, ромашка)
– Молодцы! А скажите мне, какие растения нужны для аппетитного чая? (полынь, тысячелистник, шиповник)
– А для витаминного? (шиповник, земляника, черная смородина, малина и листочки от этих растений)
Чай такая приятная и полезная церемония! Не пора ли нам почаёвничать. Приглашаю всех вас в наш фитобар отведать различные чаи и угощения.
«Любите родную природу-
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относится добрей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с дошкольниками на "экологической тропинке".
Прекраснее всего - сама природа… К.С. Станиславский Природа оказывает на ребенка не только воспитательное, но и оздоровительное воздействие. Поэтому уже с дошкольного возр...
Экскурсии дошкольников по экологической тропе. Опыт работы.
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают педагогов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств, развития экологического мышления у населения планеты.Педаг...
Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше ...
Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"
В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...
Система работы в смешанной дошкольной группе по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельност...
Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры ...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...