конспект занятия" Свойства воздуха"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №73 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект образовательной деятельности
для детей старшего возраста
«Свойства воздуха»
С использованием современных образовательных технологий:
Технология исследовательской деятельности
Составитель:
Карсакова Л.В.
Дата проведения:
Санкт-Петербург
2019
Цель: Расширить и закрепить представление детей о свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о свойствах воздуха (не имеет цвета, запаха), подвести к пониманию, что ветер – это движение воздуха.
Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать мышление, наблюдательность, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде.
Словарная работа - обогатить словарь детей словами: лаборатория, невидимый, опыт.
Предшествующая работа:
Эксперименты с водой и предметами из различных материалов (металл, пластмасса, стекло, камень, пробка, дерево).
Наблюдения за ветром.
Оборудование: самолетик, письмо, полиэтиленовый пакет, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, апельсин, блюдце, нож, ½ листа картона, вертолет игрушечный.
Ход занятия
Во время прогулки на участок прилетает самолетик.
Воспитатель – Смотрите, ребята, к нам самолетик прилетел. Ой, а что это у него?
Дети – Конвертик.
Воспитатель – И правда, конвертик (открывает и достает из конверта письмо)
Читает письмо:
«Здравствуйте, дети!
Пишет вам Карлсон. Очень просим вас рассудить наш спор с Малышом. Он говорит, что мне помогает летать воздух. А я думаю, что летаю, потому что ем варенье и печенье. Я надеюсь, что вы разрешите наш спор, ведь вы настоящие исследователи. Карлсон.»
Воспитатель – Предлагаю вам, ребята, отправиться в нашу лабораторию. Как вы думаете, кто прав?
Ответы детей.
Воспитатель – Давайте будем проводить исследования. Вспомните, что вы знаете о воздухе.
Дети – Что он везде вокруг нас, без воздуха не может быть жизни.
Воспитатель – А кто хочет увидеть воздух?
Опыт 1. Воспитатель берет полиэтиленовый пакет, раскрывает его и, взмахнув пакетом, закручивает края. Пакет раздулся.
Воспитатель – Почему пакет так раздулся?
Ответы детей.
Воспитатель – Воздух попал в пакет, но, так как воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Но если я сейчас сделаю дырочку в пакете, то воздух начнет выходить, и пакет снова станет плоским. Значит воздух прозрачный, мы его не видим, он вокруг нас.
Опыт 2. Воспитатель дает детям стаканчики с водой и трубочки для коктейля. Далее предлагает детям опустить трубочку в стаканчик и подуть в нее. На поверхности появляются пузырьки. Делаем вывод, что пузырьки – это воздух, который мы выдыхаем. Пузырьки поднимаются наверх, следовательно, воздух легче воды.
Опыт 3. Воспитатель предлагает детям сесть на «ковер-самолет» и спрашивает, как они думают, какой воздух на вкус?
Ответы детей.
Воспитатель спрашивает у детей, чувствуют ли они какой-нибудь запах. Предлагает детям закрыть глаза. Сам разрезает апельсин на дольки. Спрашивает, чувствуют ли сейчас дети какой-нибудь запах.
Ответы детей (апельсином пахнет).
Делаем вывод, что воздух смешивается с другими запахами.
Физкультминутка
Выше ноги! Стой, раз, два! (ходьба на месте).
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем (поднимаем и опускаем плечи).
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем (руки перед грудью, рывки руками).
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем (ходьба на месте).
От души мы потянулись (подтягивания – руки вверх и в стороны)
И на место все вернулись (садятся).
Опыт 4. Воспитатель предлагает вернуться в лабораторию и просит взять в руки лист картоны и помахать им перед лицом. Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель – Правильно, ветер. А откуда он появился? Вокруг нас что? Когда мы машем картоном, мы приводим воздух в движение.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
А теперь давайте подумаем, как же нам рассудить спор Карлсона и Малыша. Кто из них прав, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель – Я сегодня принесла вертолет. Чтобы его запустить, мне нужно потянуть за кольцо. Кольцо вытянет веревку, и пока веревка будет обратно скручиваться, у вертолета вращаются лопасти пропеллера и наш вертолет летит.
Дети наблюдают за полетом вертолета, пробуют сами запустить вертолет.
Вывод: при вращении пропеллера начинается движение воздуха, и вертолет поднимается вверх. У Карлсона тоже есть пропеллер, и помогает ему летать воздух.
Итог:
Воспитатель – Ребята, давайте с вами повторим, что мы сегодня узнали о воздухе.
Дети – Воздух прозрачный, невидимый, легче воды, смешивается с другими запахами. Ветер – это движение воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
конспект НОД "воздух-символ свободы" для старшей группы
Целью занятия является закрепление и уточнение знаний о свойствах воздуха....
Конспект НОД "Воздух - невидимка"
Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...
Конспект занятия "Воздух - невидимка"
Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....
Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"
Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А. «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...
конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"
Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...
Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...