Сценарий интерактивной логопедической викторины для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Сценарий
интерактивной логопедической викторины для детей
подготовительной к школе группы
Тема: «Знатоки родной природы»
Цель: Формирование у детей познавательного интереса о природе родного края.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- Закрепить и обобщить знания детей по лексическим темам «Птицы», «Цветы», «Животные».
- Учить соблюдать правила игры. Выслушивать ответы товарищей и дополнять их.
Коррекционно-развивающие.
- Закрепить знания о правилах поведения в природе.
- Формировать умение разгадывать загадки о природных сообществах.
- Закрепить знания детей о голосах птиц.
- Упражнять в образовании глаголов и притяжательных прилагательных.
- Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов.
- Развивать сообразительность, внимание, логическое мышление, память.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: презентация, проектор, диплом «Знатоки природы», две ручки, два шаблона «Составь слова по первым звукам слов картинок» для раунда «СПЕЦЗАДАНИЕ».
Правила игры (на втором слайде презентации)
Управляющие кнопки:
Выбор раунда осуществляется по разноцветным лепесткам на третьем слайде.
Переход на слайд с заданием происходит по кнопке в правом нижнем углу.
С помощью кнопки в левом нижнем углу проверяем, правильность ответа.
С помощью кнопки включаем песню «Весёлая зарядка».
Ход игры
Слайд 1 Дорогие друзья! Я приглашаю вас на увлекательную и познавательную игру под названием «Знатоки родной природы».
Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Сегодня нас ждёт интересное путешествие по экологическим тропинкам нашего края. Экология – это наука о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.
Слайд 2 В игре примут участие две команды. Капитаны представьте ваши команды.
1 команда – «Солнышко» (ответ детей хором). Капитан команды «Солнышко»…
Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
2 команда – «Капелька» (ответ детей хором). Капитан команды «Капелька»…
Наш девиз: Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Ведущий
Поприветствуем наши команды. За правильностью ваших ответов будут следить наши гости.
Команды, вы готовы отправиться в путешествие по экологическим тропинкам? Тогда пора отправляться в Царство природы.
Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в Царстве природы:
В Царство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Слайд 3 Мы оказались в Царстве Природы. Здесь нас встречает волшебный цветок - Цветик-семицветик. Он будет с нами путешествовать по экологическим тропинкам.
Цветик-семицветик приготовил вам задания,
Чтоб проверить ваши знания!
Но прежде чем начать увлекательное путешествие надо пройти разминку.
Я задам сейчас вопросы…
Отвечать на них не просто! (вопросы задаются по очереди каждой команде)
Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
Когда в саду малина поспевает? (летом)
Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
Кто это: клюв, голова, туловище, крылья, две лапки, хвост? (птица)
Кто это: усики, голова, брюшко, крылышки, шесть ног? (насекомое)
Как называется время суток после дня? (вечер)
Как называется время суток между утром и вечером? (день)
У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
У какого дерева белый ствол? (у березы)
Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
Как назвать детёныша коровы? (телёнок)
Сколько слов в предложении: «Март – первый месяц весны» (четыре)
Сколько слов в предложении: «Февраль – последний месяц зимы» (четыре)
Ведущий
Молодцы! Разминку прошли успешно!
Начинаем путешествие и выбираем красный лепесток.
1 РАУНД «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
Сейчас мы обсудим разные ситуации, которые происходят с нами в природе, а также пути их решения.
Задание «Как поступить правильно?»
Вопрос для команды «Солнышко»
Слайд 4 - Дети с воспитателем пришли на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель?(ответы детей)
Проверка ответа. Воспитатель сказала:Не рвите цветы в лесу и на лугу. Помните, что букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращены человеком. Луговыми цветами можно только любоваться и фотографировать!
Стихотворение (читает ребёнок)
Если я сорву цветок,
Если ТЫ сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты. (Т. Собакин)
Вопрос для команды«Капелька»
Слайд 5 – Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?(ответы детей)
Проверка ответа. Не трогайте птичьих гнёзд. Птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из них не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
Стихотворение (читает ребёнок)
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!
Вопрос для команды «Солнышко»
Слайд 6 - Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и взял его домой. Правильно ли поступил мальчик?
Проверка ответа. Неправильно. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
Стихотворение (читает ребёнок)
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
Вопрос для команды «Капелька».
Слайд 7 - Дети гуляли по лесу и проголодались. Они выбрали красивую лесную поляну, где решили перекусить и отдохнуть. В рюкзаках у них были бутерброды, напитки в пластиковой бутылке, конфеты.Вкусно поели, попили, а вот свой мусор раскидали в разные стороны. Правильно ли так вести себя во время перекуса?
Дети: Неправильно. Нельзя оставлять мусор в лесу.
Проверка ответа. Мусор, который люди оставляют после себя, долгие годы будет лежать на поверхности земли. Время разложения бумаги – 2-10 лет, консервных банок – 90 лет, полиэтиленовых пакетов - 500 лет, стекла – до 1000 лет.
Ребята, давайте будем соблюдать эти правила, когда идём в гости к природе. Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Продолжаем наше путешествие. Выбираем оранжевый лепесток.
2 РАУНД«ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»
Слайд 8
Задание «Догадайтесь, куда мы пришли?»
Я буду описывать место, а вы по этому описанию догадайтесь, куда мы пришли?
Вопрос команде «Солнышко».
Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели (луг). Проверка ответа.
Вопрос команде «Капелька».
Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев (роща). Проверка ответа.
Вопрос команде «Солнышко».
Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки (хвойный лес). Проверка ответа .
Вопрос команде «Капелька».
Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?
Не конь, а бежит, не лес, а шумит, журчит (ручей). Проверка ответа.
Ведущий
Молодцы! Справились!
А мы выбираем жёлтый лепесток.
3 РАУНД «ПТИЦЫ»
В старину люди считали, что весну приносят на крыльях птицы. А какие это птицы?
1 задание «Назови птиц»
Слайд 9 Вопрос команде «Солнышко»: «Назовите перелётных птиц».
Проверка ответа (для проверки кликнуть на названную птицу).
Слайд 10 Вопрос команде «Капелька»: «Назовите зимующих птиц».
Проверка ответа (для проверки кликнуть на названную птицу).
Ведущий
Ребята, как вы уже успели заметить, все птицы разные. У каждой птицы есть свои отличительные признаки: окраска перьев, размер и строение тела.
2 задание «Скажи одним словом»
Вопрос команде «Солнышко»
У вороны черные крылья, поэтому её называют …чернокрылая.
У сороки белые бока, поэтому её называют …белобокая.
У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
Вопрос команд «Капелька»
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … звонкоголосый.
У аиста длинные ноги, поэтому его называют … длинноногий.
У синицы грудка желтая, поэтому её называют ….желтогрудая.
Ведущий
Ребята, как вы думаете: все птицы одинаково поют или нет? Птицы по-разному подают свои голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.
3 задание «Угадай, чей голосок?» (слушают пение птиц)
Вопрос команде «Солнышко»:
Слайд 11 Чей это голосок? (кликнуть по) Проверка: кукушка кукует. Чей это голосок? (кликнуть по) Проверка: ворона каркает.
Вопрос команде «Капелька»:
Чей это голосок? (кликнуть по) Проверка: воробей чирикает.
Чей это голосок? (кликнуть по) Проверка: голубь воркует.
4 задание «Найди гнёздышко»
Слайд 12 Весной птицы начинают вить гнёзда и выводят птенцов.
Вопрос команде «Солнышко»: «В каком гнезде поселится ласточка?»
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно слово ЛАСТОЧКА разделить на слоги и вы узнаете в первом, во втором или в третьем гнезде поселиться ласточка (в 3-ем).
Проверка ответа.
Вопрос команде «Капелька»: «В каком гнезде поселиться грач?» (в 1-ом). Проверка ответа.
Ведущий
Зелёный лепесток нас приглашает на весёлую разминку!
4 РАУНД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА»
Слайд 13 Весёлая зарядка (физкультминутка).
Отдохнули, продолжаем разгадывать тайны природы. Выбираем голубой лепесток.
5 РАУНД «ЦВЕТЫ»
С приходом весны всё ярче светит солнышко, появляются проталины. А на проталинах появляются первые цветы.
1 задание «Какие вы знаете первоцветы?»
Слайд 14 Вопросы команде «Солнышко»: «Назовите лесные первоцветы?»
Проверка ответа.
Слайд 15 Вопросы команде «Капелька»: «Назовите садовые первоцветы?»
Проверка ответа.
2 задание «Сколько звуков в слове?»
Слайд 16 Вопрос команде«Солнышко»: «Сколько звуков в слове РОЗА». Проверка ответа.
Вопрос команде «Капелька»: «Сколько звуков в слове МАК». Проверка ответа.
Цветик-семицветик привёл нас к синему лепестку.
6 РАУНД «ЖИВОТНЫЕ»
Весной вся природа оживает. Тает снег, бегут ручейки, просыпаются животные после зимней спячки.
Слайд 17 Вопрос команде «Солнышко»: «Назовите животных, которые весной просыпаются от зимней спячки?» (медведь, ёж, барсук)
Проверка ответа .
Слайд 18 Вопрос команде «Капелька»: «Назовите дом медведя, белки, волка».
Проверка ответа.
Слайд 19 Вопрос команде «Солнышко»: «Назовите волчью семью» (папа - волк, мама - волчица, детёныши - волчата).
А сейчас исправьте ошибку: «Волчица привела волчат в тёплое дупло».
Вопрос команде «Капелька»: «Назовите лисью семью» (папа - лис, мама - лисица, детёныши - лисята).
А сейчас исправьте ошибку: «В гнезде у лисицы появились лисята».
Ведущий
Ребята, заканчивается наше путешествие и Цветик-семицветик предлагает вам выполнить последнее задание на фиолетовом лепестке.
7 РАУНД «СПЕЦЗАДАНИЕ»
Задание для капитанов «Составь слова по первым звукам слов картинок».
(Дети на заготовленных шаблонах вписывают буквы в пустые клеточки и составляют слова - БЕРЕГИ ПРИРОДУ!)
Слайд 20 Проверка ответа.
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Человек должен быть добрым!
Слайд 21 Вот и подошло к концу наше путешествие по экологическим тропинкам. Вы замечательно справились со всеми заданиями Цветика-семицветика. Показали, что вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью награждаю группу «Колокольчик» дипломом «Знатоки родной природы» (вручение диплома).
В честь вас звучат ФАНФАРЫ!!! (кликнуть по кнопке)
Ведущий
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий логопедического КВН для детей подготовительной к школе группы (ФФНР, ФНР)
Сценарий логопедического КВН для детей подготовительной к школе группы (ФФНР, ФНР)...
"По дорогам сказок" сценарий занятия-развлечения в форме викторины для детей подготовительной к школе группы.
Форма проведения: викторина.Продолжительность: 30 минут.Действующие лица: педагог, Кот ученый.Цель: Активизация имеющихся у детей знаний о сказках.Задачи:- образовательная: выявить и закрепить знания ...
Сценарий ВИКТОРИНЫ для детей подготовительной к школе группы: "ТАЙНА ИМЕНИ"
Данное мероприятие проводится, как итоговое по реализации детского познавательно-исследовательского проекта "Что в имени моем?" В занимательной и игровой форме дети показывают вс...
Математическая викторина для детей подготовительной к школе группы «ЗНАЙКИ И СМЫШЛЁНЫШИ». Подготовительная к школе группа
Математическая викторина...
Викторина для детей подготовительной к школе группы "Блинная викторина"
Викторина предназначена для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа) "Блинная викторина"Разработана как часть проекта "Широкая Масленица" для детей подготовительной к школ...
Сценарий экологической игры-викторины для детей подготовительной к школе группы совместно со взрослыми «Знатоки природы»
Предварительная работа: объявленияприглашения для жителей микрорайона, подготовка саженцев, цветочной рассады, оборудования для их высадки.Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igradidakt19.htm...
Математическая викторина для детей подготовительной к школе группы «ЗВЁЗДОЧКИ И ПЛЮСИКИ». Подготовительная к школе групп.
Цели: Обучающие: 1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; 2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах; 3. Закрепить умение отгадывать математич...