Сценарий интерактивной логопедической викторины для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по окружающему миру

ПЕТРЕНКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Тема: «Знатоки родной природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_rodnoy_prirody.docx53.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

интерактивной логопедической викторины для детей

подготовительной к школе группы

Тема: «Знатоки родной природы»

Цель: Формирование у детей познавательного интереса о природе родного края.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. 
- Закрепить и обобщить знания детей по лексическим темам «Птицы», «Цветы», «Животные».

- Учить соблюдать правила игры. Выслушивать ответы товарищей и дополнять их.

Коррекционно-развивающие.

- Закрепить знания о правилах поведения в природе.

- Формировать умение разгадывать загадки о природных сообществах.

- Закрепить знания детей о голосах птиц.

- Упражнять в образовании глаголов и притяжательных прилагательных.

- Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов.

- Развивать сообразительность, внимание, логическое мышление, память.

Коррекционно-воспитательные.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: презентация, проектор, диплом «Знатоки природы», две ручки, два шаблона «Составь слова по первым звукам слов картинок» для раунда «СПЕЦЗАДАНИЕ».

Правила игры (на втором слайде презентации)

Управляющие кнопки:

Выбор раунда осуществляется по разноцветным лепесткам на третьем слайде.

Переход на слайд с заданием происходит по кнопке C:\Users\Елена\Pictures\klip_249_божьи коровки_adr\1 (10).pngв правом нижнем углу.

С помощью кнопкиhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9349/20573769.52/0_94204_946b02f5_L.png в левом нижнем углу проверяем, правильность ответа.

С помощью кнопки  включаем песню «Весёлая зарядка».

Ход игры

Слайд 1        Дорогие друзья! Я приглашаю вас на увлекательную и познавательную игру под названием «Знатоки родной природы».

        Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
        Сегодня нас ждёт интересное путешествие по экологическим тропинкам нашего края. Экология – это наука о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.

Слайд 2        В игре примут участие две команды. Капитаны представьте ваши команды.

1 команда – «Солнышко» (ответ детей хором). Капитан команды «Солнышко»…
Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».

2 команда – «Капелька» (ответ детей хором). Капитан команды «Капелька»…
Наш девиз: Украсим всю Землю садами, цветами.
                Такая планета нужна нам с вами!

Ведущий

Поприветствуем наши команды. За правильностью ваших ответов будут следить наши гости.

Команды, вы готовы отправиться в путешествие по экологическим тропинкам? Тогда пора отправляться в Царство природы.

Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в Царстве природы:

В Царство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Слайд 3        Мы оказались в Царстве Природы. Здесь нас встречает волшебный цветок - Цветик-семицветик. Он будет с нами путешествовать по экологическим тропинкам.  

Цветик-семицветик приготовил вам задания,

Чтоб проверить ваши знания!

Но прежде чем начать увлекательное путешествие надо пройти разминку.  

Я задам сейчас вопросы…

Отвечать на них не просто! (вопросы задаются по очереди каждой команде)

Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)

Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)

Когда в саду малина поспевает? (летом)

Когда листва с деревьев опадает? (осенью)

Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

 Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)

Кто это: клюв, голова, туловище, крылья, две лапки, хвост? (птица)

Кто это: усики, голова, брюшко, крылышки, шесть ног? (насекомое)

Как называется время суток после дня? (вечер)

Как называется время суток между утром и вечером? (день)

У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

У какого дерева белый ствол? (у березы)

 Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)

Как назвать детёныша коровы? (телёнок)

Сколько слов в предложении: «Март – первый месяц весны» (четыре)

Сколько слов в предложении: «Февраль – последний месяц зимы» (четыре)

Ведущий

Молодцы! Разминку прошли успешно!

Начинаем путешествие и выбираем красный лепесток.

1 РАУНД «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Сейчас мы обсудим разные ситуации, которые происходят с нами в природе, а также пути их решения.

Задание «Как поступить правильно?»

Вопрос для команды «Солнышко»

Слайд 4        - Дети с воспитателем пришли на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель?(ответы детей)

Проверка ответа. Воспитатель сказала:Не рвите цветы в лесу и на лугу. Помните, что букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращены человеком. Луговыми цветами можно только любоваться и фотографировать!

Стихотворение (читает ребёнок)        

Если я сорву цветок,

Если ТЫ сорвёшь цветок…

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –

Если МЫ сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты. (Т. Собакин)

Вопрос для команды«Капелька»

Слайд 5        – Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?(ответы детей)

Проверка ответа. Не трогайте птичьих гнёзд. Птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из них не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери. 

Стихотворение (читает ребёнок)        

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй!

Вопрос для команды «Солнышко»

Слайд 6        - Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и взял его домой. Правильно ли поступил мальчик?

Проверка ответа.  Неправильно. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

Стихотворение (читает ребёнок)        

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

Вопрос для команды «Капелька».

Слайд 7        - Дети гуляли по лесу и проголодались. Они выбрали красивую лесную поляну, где решили перекусить и отдохнуть.  В рюкзаках у них были бутерброды, напитки в пластиковой бутылке, конфеты.Вкусно поели, попили, а вот свой мусор раскидали в разные стороны. Правильно ли так вести себя во время перекуса?

Дети: Неправильно. Нельзя оставлять мусор в лесу.

Проверка ответа. Мусор, который люди оставляют после себя, долгие годы будет лежать на поверхности земли. Время разложения бумаги – 2-10 лет, консервных банок – 90 лет, полиэтиленовых пакетов - 500 лет, стекла – до 1000 лет.

Ребята, давайте будем соблюдать эти правила, когда идём в гости к природе. Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Продолжаем наше путешествие. Выбираем оранжевый лепесток.

2 РАУНД«ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»

Слайд 8

Задание «Догадайтесь, куда мы пришли?»

Я буду описывать место, а вы по этому описанию догадайтесь, куда мы пришли?

Вопрос команде «Солнышко».

Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели (луг). Проверка ответа.

Вопрос команде «Капелька».

Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев (роща). Проверка ответа.

Вопрос команде «Солнышко».

Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки (хвойный лес). Проверка ответа .

Вопрос команде «Капелька».

Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?

Не конь, а бежит, не лес, а шумит, журчит (ручей). Проверка ответа.

Ведущий

Молодцы! Справились!

А мы выбираем жёлтый лепесток.

3 РАУНД «ПТИЦЫ»

В старину люди считали, что весну приносят на крыльях птицы. А какие это птицы?

1 задание «Назови птиц»

Слайд 9        Вопрос команде «Солнышко»: «Назовите перелётных птиц».

Проверка ответа (для проверки кликнуть на названную птицу).

Слайд 10        Вопрос команде «Капелька»: «Назовите зимующих птиц».

Проверка ответа (для проверки кликнуть на названную птицу).

Ведущий

Ребята, как вы уже успели заметить, все птицы разные. У каждой птицы есть свои отличительные признаки: окраска перьев, размер и строение тела.

2 задание «Скажи одним словом»

Вопрос команде «Солнышко»

У вороны черные крылья, поэтому её называют …чернокрылая.

У сороки белые бока, поэтому её называют …белобокая.

У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.

Вопрос команд «Капелька»

У соловья звонкий голос, поэтому его называют … звонкоголосый.

У аиста длинные ноги, поэтому его называют … длинноногий.

У синицы грудка желтая, поэтому её называют ….желтогрудая.

Ведущий

Ребята, как вы думаете: все птицы одинаково поют или нет? Птицы по-разному подают свои голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.

3 задание «Угадай, чей голосок?» (слушают пение птиц)

Вопрос команде «Солнышко»:

Слайд 11        Чей это голосок? (кликнуть поhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9349/20573769.52/0_94204_946b02f5_L.png)  Проверка: кукушка кукует.                         Чей это голосок? (кликнуть поhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9349/20573769.52/0_94204_946b02f5_L.png)  Проверка: ворона каркает.                                

Вопрос команде «Капелька»:

                   Чей это голосок? (кликнуть поhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9349/20573769.52/0_94204_946b02f5_L.png)  Проверка: воробей  чирикает.

                   Чей это голосок? (кликнуть поhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9349/20573769.52/0_94204_946b02f5_L.png)  Проверка: голубь воркует.        

4 задание «Найди гнёздышко»

Слайд 12 Весной птицы начинают вить гнёзда и выводят птенцов.

Вопрос команде «Солнышко»: «В каком гнезде поселится ласточка?»

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно слово ЛАСТОЧКА разделить на слоги и вы узнаете в первом, во втором или в третьем гнезде поселиться ласточка (в 3-ем).

Проверка ответа.

Вопрос команде «Капелька»: «В каком гнезде поселиться грач?» (в 1-ом). Проверка ответа.

Ведущий

Зелёный лепесток нас приглашает на весёлую разминку!

4 РАУНД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА»

Слайд 13        Весёлая зарядка (физкультминутка).

Отдохнули, продолжаем разгадывать тайны природы. Выбираем голубой лепесток.

5 РАУНД «ЦВЕТЫ»

С приходом весны всё ярче светит солнышко, появляются проталины. А на проталинах появляются первые цветы.

1 задание «Какие вы знаете первоцветы?»

Слайд 14        Вопросы команде «Солнышко»: «Назовите лесные первоцветы?»

Проверка ответа.

Слайд 15        Вопросы команде «Капелька»: «Назовите садовые первоцветы?»

Проверка ответа.

2 задание «Сколько звуков в слове?»

Слайд 16        Вопрос команде«Солнышко»: «Сколько звуков в слове РОЗА». Проверка ответа.

                Вопрос команде «Капелька»: «Сколько звуков в слове МАК». Проверка ответа.

Цветик-семицветик привёл нас к синему лепестку.

6 РАУНД «ЖИВОТНЫЕ»

Весной вся природа оживает. Тает снег, бегут ручейки, просыпаются животные после зимней спячки.

Слайд 17        Вопрос команде «Солнышко»: «Назовите животных, которые весной просыпаются от зимней спячки?»  (медведь, ёж, барсук)

Проверка ответа .

Слайд 18        Вопрос команде «Капелька»: «Назовите дом медведя, белки, волка».

Проверка ответа.

Слайд 19        Вопрос команде «Солнышко»: «Назовите волчью семью» (папа -  волк, мама - волчица, детёныши - волчата).

А сейчас исправьте ошибку: «Волчица привела волчат в тёплое дупло».

Вопрос команде «Капелька»: «Назовите лисью семью» (папа - лис, мама -  лисица, детёныши - лисята).

А сейчас исправьте ошибку: «В гнезде у лисицы появились лисята».

Ведущий

Ребята, заканчивается наше путешествие и Цветик-семицветик предлагает вам выполнить последнее задание на фиолетовом лепестке.

7 РАУНД «СПЕЦЗАДАНИЕ»

Задание для капитанов «Составь слова по первым звукам слов картинок».

(Дети на заготовленных шаблонах вписывают буквы в пустые клеточки и составляют слова - БЕРЕГИ ПРИРОДУ!)

Слайд 20        Проверка ответа.

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Человек должен быть добрым!

Слайд 21        Вот и подошло к концу наше путешествие по экологическим тропинкам. Вы замечательно справились со всеми заданиями Цветика-семицветика. Показали, что вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью награждаю группу «Колокольчик» дипломом «Знатоки родной природы» (вручение диплома).

В честь вас звучат ФАНФАРЫ!!! (кликнуть по кнопкеhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9349/20573769.52/0_94204_946b02f5_L.png)

Ведущий

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий логопедического КВН для детей подготовительной к школе группы (ФФНР, ФНР)

Сценарий логопедического КВН для детей подготовительной к школе группы (ФФНР, ФНР)...

"По дорогам сказок" сценарий занятия-развлечения в форме викторины для детей подготовительной к школе группы.

Форма проведения: викторина.Продолжительность: 30 минут.Действующие лица: педагог, Кот ученый.Цель: Активизация имеющихся у детей знаний о сказках.Задачи:- образовательная: выявить и закрепить знания ...

Сценарий ВИКТОРИНЫ для детей подготовительной к школе группы: "ТАЙНА ИМЕНИ"

Данное мероприятие проводится, как итоговое по реализации детского познавательно-исследовательского проекта "Что в имени моем?"  В занимательной и  игровой форме дети показывают вс...

Викторина для детей подготовительной к школе группы "Блинная викторина"

Викторина предназначена для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа) "Блинная викторина"Разработана как часть проекта "Широкая Масленица" для детей подготовительной к школ...

Сценарий экологической игры-викторины для детей подготовительной к школе группы совместно со взрослыми «Знатоки природы»

Предварительная работа: объявленияприглашения для жителей микрорайона, подготовка саженцев, цветочной рассады, оборудования для их высадки.Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igradidakt19.htm...

Математическая викторина для детей подготовительной к школе группы «ЗВЁЗДОЧКИ И ПЛЮСИКИ». Подготовительная к школе групп.

Цели: Обучающие: 1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; 2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах; 3. Закрепить умение отгадывать математич...