Сценарий ВИКТОРИНЫ для детей подготовительной к школе группы: "ТАЙНА ИМЕНИ"
материал на тему

Чувакова Наталья Юрьевна

Данное мероприятие проводится, как итоговое по реализации детского познавательно-исследовательского проекта "Что в имени моем?"  В занимательной и  игровой форме дети показывают все свои знания, полученные в ходе проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_viktoriny.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий познавательно – речевого развлечения для детей подготовительной к школе группы

ВИКТОРИНА

«ТАЙНА ИМЕНИ»

                                                             

                                                                                                               Составители:

                                                                                                               учитель – логопед

                                                                                                               Чувакова Н.Ю., 1-я к.к.,

                                                                                                               воспитатель

                                                                                                               Викулова И.Н., 1-я к.к.

                   

                                                 

                                               2017 год

Цель:  в занимательной игровой форме подвести итоги работы по реализации проекта «Что в имени моем?», доставить детям радость, вызвать у них эмоционально – положительный отклик в душе.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • уточнить знания детей о происхождении имен, их значении, принадлежности к полу, возрасту и национальности.
  • повышать познавательную и речевую активность, способствовать осознанию собственного «Я»;
  • уточнить представления детей об «истории» и «географии» имен;
  • познакомить детей с государственным символом (флагом) других стран;
  • обогащать и активизировать словарь по теме викторины:  «имя», «отчество», «тезка» и др.
  1. Коррекционно – развивающие:
  • упражнять детей в умении правильно произносить все звуки речи;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • развивать языковое чутье;
  • совершенствовать умения детей производить звуко-слоговой анализ слова, используя схемы и разгадывать ребусы.
  • упражнять в словообразовании: существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества;
  • упражнять в согласовании имен существительных с числительными.
  • совершенствовать общую моторику: координацию движений и речи.
  • развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы;
  • закреплять умение петь  индивидуально и коллективно.

  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, смелость, веру в собственные силы, умение работать в коллективе сверстников.
  • желание детей общаться с взрослыми и сверстниками,  проявление уверенности в себе,  умении  держаться перед аудиторией.

Предварительная работа с детьми:  разучивание песен, частушек, инсценировок, загадок, скороговорок по теме «Имена»; проведение бесед, обыгрывание игровых ситуаций, речевых игр и упражнений, чтение художественной литературы, разгадывание ребусов, экскурсия в городскую библиотеку, сюжетно - ролевая игра «Семья».

Предварительная работа педагогов: разработка плана различных видов деятельности с детьми по теме «Имя», составление конспектов НОД, бесед, игр и игровых ситуаций, подбор музыкального репертуара и устного народного творчества, разработка конспекта викторины «Тайна имени», подбор дидактического и наглядного материала, оформление места проведения викторины.

Оборудование: контейнер с отверстием для руки, бочонки с номерам, символы с названием команд – 2 штуки, медали на всех участников викторины, мольберты – 2 штуки, символы звуков речи, ребусы, фото тезок детей – 14 штук, флаги стран – Италии, Германии, Англии, Испании, мяч, смайлики.

Ход.

Дети под веселую музыку входят в зал и садятся на стулья.

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вас пригласили поучаствовать в увлекательной Викторине «Тайна имени».

Ведущий  2.   Мы пришли сюда,

                        Чтоб узнать наверняка

                         Тайну наших всех имен

                         С прадедовских времен.

                         Пусть идут года,

                         Не забудем никогда

                         Этот день и этот час,

                          Объединивший нас.

Ведущий  1. Ребята, мы  с вами вспомним и расскажем нашим гостям все, что узнали за этот месяц про имя, что оно таит в себе. Для этого ваши команды будут между собой соревноваться в конкурсах. Названия конкурсов вы будете выбирать сами с помощью этого контейнера, На дне которого   лежат бочонки с номерами конкурсов. Вам необходимо будет просунуть руку в отверстие контейнера, перемешать бочонки между собой и достать один из бочонков.

Ведущий  2.  Так как у нас команды уже сформированы, то предлагаем каждой команде выбрать капитанов.

Дети сообща выбирают каждой команде капитанов.

Ведущий  1.  Ну что ж, команды есть, капитаны выбраны, но чего-то не хватает?

Ответы детей.

Ведущий  2.  Конечно, название команд.

Капитаны подходят к ведущему и вытягивают символы с названием своей команды.

Теперь у нас есть команда «Всезнайки», ваш девиз?

                                              Мы веселые ребята,

                                              Не даем себе скучать.

                                              С удовольствием сегодня

                                              В викторину будем мы играть.

       Команда  «Любознайки», ваш девиз?

                                                       Мы ребята боевые,

                                                       Любим мы сражаться.

                                                       Мы готовы в викторине

                                                       Посоревноваться

Ведущий   1.  Перед каждой командой стоит стол с тарелочкой, на ней  будут появляться смайлы, если вы правильно выполните задание. А в конце викторины мы посмотрим, сколько смайлов собрала каждая команда. Определим победителя.

Ведущий   2.   Итак, веред! В мир тайн имен.

Ведущий  1.  Ребята, вы уже заметили, что к нам пришли гости. А давайте мы с ними познакомимся. Поиграем в музыкальную игру, которая так и называется  «Давайте познакомимся». Приглашайте гостей.

Дети с взрослыми играют в коммуникативную (муз)

игру «Давайте познакомимся».

Ведущий  1.   Внимание, внимание! Друзья!

                        Вот первый конкурс объявляю я.

                        Вы на вопросы смело отвечайте

                        И смайлы для команды получайте!

                               1-й конкурс «Разминка»

Ведущий  2.   Мы задаем каждой команде по несколько вопросов, на которые вы должны быстро отвечать и за каждый правильный ответ команда получает смайл.

Вопросы для первой команды:

  1. Что такое имя?
  2. Когда дают ребенку имя?
  3. Из каких двух слов состоит имя: Мирослава, Лучезар?
  4. Назовите имена, которыми можно назвать и девочку и мальчика.
  5. Что такое именины?
  6. С какой буквы пишется имя человека?
  7. У девочки папу зовут  Николай, как будет звучать ее отчество?
  8. Посчитайте имя Иван, Ксюша (показ цифр)
  9. Что в древней Руси означили эти имена- прозвища: Кудряш, Смеян,   Первушей (носили имена – прозвища, взятые от  названий животных, растений, вещей …) 

Вопросы для второй команды:

  1. Что такое отчество?
  2. Как у человека появляется имя?
  3. Из каких двух слов состоит имя: Владимир, Богдан?
  4. Назовите имена, которыми можно назвать и девочку и мальчика.
  5. Кто такие тезки? У вас в группе есть тезки?
  6. Что надевают в роддоме на руку новорожденному ребенку?
  7. У мальчика папу зовут Константин, как будет звучать его отчество?
  8. Посчитайте имя Данил, Вика (показ цифр)
  9. Что в древней Руси означили эти имена- прозвища: Молчан,  Малой,  Беляк.

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает из контейнера  бочонок с номером конкурса.

                            2-й конкурс «Раскрой значение имени»

Ведущий   1.  Мы продолжаем раскрывать тайны наших имен.  Одной из таких тайн является – значение имени. Ребята, расскажите нам, что означает ваше имя…   Если все участники раскрывают значение своего имени, то команда получает один смайл. Отвечаем полным предложением.

     Дети по очереди вставая с места, называют свое имя и его значение (меня зовут Максим, мое имя означает – ВЕЛИЧАЙШИЙ).

Ведущий  2.  Молодцы, ребята, всем было очень интересно  узнать, что означают ваши имена (вручает командам по смайлу).

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает из контейнера  бочонок с номером конкурса.

                            3-й конкурс «Как «растет» имя»

Ведущий  1.  Пока вы еще маленькие  и имена у вас маленькие – неполные: Даша, Ростик. А когда вы пойдете в школу, как вас будут  называть? Назовите свое полное имя.

Дети передовая мяч друг другу называют свое полное имя (сначала одна команда выполняет задание, потом другая). Если команда  не допускает ни одной ошибки, получает смайл.

Ведущий  2.   А когда вы станете взрослыми, как вас будут называть?

Дети передовая мяч друг другу называют свое имя и отчество (сначала одна команда выполняет задание, потом другая). Если команда  не допускает ни одной ошибки, получает смайл.

Ведущий  1.  Ну вот, раскрыта еще одна тайна имени – как оно «растет».

       А сейчас, МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. Дети исполнят частушки сами про себя.

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает        из контейнера  бочонок с номером конкурса.

                           4-й конкурс «Подскажи имя»

 Ведущий  2.   Мы вам будем загадывать загадки-шутки, а вы угадайте про кого они.  Готовы?  Вперед!                              

Загадки зачитываются по очереди каждой команде. За правильный      ответ получают смайл.

На виду у детворы                                                  Краска есть и есть мелок-                                          

Лихо мчится он с горы.                                          Буду красить потолок!

- Я могу еще быстрей!                                            Все жильцы в квартире

Будешь гонщиком…                                               Спасибо скажут…..

(МАТВЕЙ)                                                                (ИРЕ)

           *****                                                                      *****

Приготовила обед:                                                   Ходила с папой по грибы,

Щи, котлеты, винегрет.                                           Натерла ножку от ходьбы.

А для братишки – кашу.                                          Пришлось сажать в корзину

Все умеет….. (ДАША)                                            Хромающую……

                *****                                                                 (ЗИНУ)

На ходу решит задачу,                                                     *****

Съездит к бабушке на дачу,                                     Прочитала сказки                    

В группе нет его мудрей                                          И закрыла глазки.

Помогает всем….                                                      «Ночью снились страсти!»

(АНДРЕЙ)                                                                  Жаловалась…..

             *****                                                                (НАСТЯ)

Стала  б жизнь не выносима,                                            *****                          

Если б не было …..                                                    Спела песню и частушку

(МАКСИМА)                                                              Нам веселая девчушка.

                  *****                                                                                            На занятии пения
                                                                                      Отличилась          

                                                                                         (КСЕНИЯ)                    

Ведущий  2.   Молодцы, ребята!

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает из контейнера  бочонок с номером конкурса.

                                       5-й конкурс «Мамин цветочек»

Ведущий  1.  Ребята, сегодня мы с вами раскроем еще  одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво.   Предлагаю рассказать всем, как вас называют дома ласково.  Посмотрите, на мольберте выложена часть цветка. Чего не хватает у него?

Ответы детей (лепестков).

Ведущий  2.  Правильно, у цветка не хватает лепестков. Каждая команда должна выложить  лепестки цветов из цветных магнитов. Лепестками цветка будут ваши ласковые имена. На каждое имя выкладываем магнит.

Дети называют ласковую форму своего имени и выкладывают на мольберте цветные магниты в форме цветка. У каждой команды на мольберте должен получиться цветок.

Ведущий  1.  Ребята, посмотрите  на свои цветы. Изменились ли они? Конечно! У цветов появились лепестки. Это говорит о том, что вы знаете, как звучат ваши имена ласково. Вручаем каждой команде по смайлу.

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает из контейнера  бочонок с номером конкурса.

6-й конкурс «Продолжи скороговорку»

Ведущий  2.  Русские имена мы часто слышим в скороговорках. Ребята, а что такое скороговорка?

Ответы детей.

Сейчас проверим, как вы их запомнили. Мы будем читать только первую половину скороговорки, ее начало. А вы вспомните конец скороговорки и доскажите ее. За правильный ответ получайте смайл.

На крылечке, на приступочке,                                    Милый, милый Михаил

Шура с Сашей шутят шуточки.                                  Мыться с мылом не любил

                                                                                        Говорил: - Не надо мыл!

                   *****                                                           Я без мыла очень милый.

На дворе травушка,                                                                     *****

На травушке Савушка.                                                 Подарила мама Коле

                                                                                        Милого щеночка Колли.

                   *****                                                                         *****

Саша стих писал смешной,                                           В аквариуме у Харитона

Хлынул дождик проливной.                                         Четыре рака и три тритона.

Стих повешен на шесток,

Сушит Сашенька стишок.

                 

Ведущая  1.    Молодцы! Вы отлично знаете и проговариваете скороговорки.

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает из контейнера  бочонок с номером конкурса.

7-й конкурс «Ребусы»

Ведущий   2.   Ребус  - это задача, в которой картинками зашифровано слово.

   Для каждой команды мы приготовили по два ребуса (ведущая размещает по одному ребусу на мольберте перед каждой командой).    

    Угадайте, какое имя зашифровано (команды одновременно угадывают свои ребусы, кто справился первым, называет ответ - имя).

     За два угаданных ребуса команда получает смайл.  

Ведущая  1.   У вас отлично получается разгадывать ребусы, молодцы, ребята!

                     Теперь мы предлагаем нашим гостям разгадать ребусы. Какие имена в них зашифрованы?

                                  Взрослые разгадывают ребусы.

Ведущая  2.  У нашего народа есть много песен, игр, в которых звучат имена.

      Поиграем в русскую игру «На блины». МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА!

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает из контейнера  бочонок с номером конкурса.

                                8-й конкурс «Конкурс капитанов»

Ведущий  1.  Пришла пора начинать конкурс капитанов!  Посмотрим, как они умеют защищать честь своей команды.

Ведущий  2.  Вам всем дано было домашнее задание – вместе с родителями собрать альбом про свое имя. И вы с этим заданием все отлично справились. Мы видим разнообразие ваших альбомов. Мы слушали в группе  рассказы о ваших именах.

Ведущий  1.  Сейчас капитаны каждой команды расскажут нам о тайне своих имен и покажут альбомы. А мы, все внимательно слушаем, потому что  это очень  интересно!

Капитаны по очереди защищают свои альбомы.

Ведущий  2.   Рассказы капитанов мы выслушали, а сейчас нам предстоит с вами оценить их. Кому понравился рассказ капитана команды «Любознайки», просим проголосовать – подняв руку (подсчет поднятых рук). Аналогичное голосование проводится с командой « Всезнайки» (командам вручаются смайлы).

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает из контейнера  бочонок с номером конкурса.

                                      9-й конкурс «Угадай имя»

Ведущий  1.   Дети, скажите, из чего состоит слово?

Ответы детей.

 Ведущий  2.  Правильно! А так как  имя, это слово, то наши имена таят в себе много разных звуков.  Предлагаем каждой команде по карточке с рядом  картинок. Вы должны угадать имя, которое здесь спрятолось.  Для этого вы должны определить первые звуки этих слов и составить из этих звуков ИМЯ. 

Детям на стол кладется карточка, сообща они вместе угадывают имя по картинкам.

   Ведущая  2.  Команда, которая справится быстрей, поднимает руку для того, чтобы назвать нам Имя.  

Капитаны каждой команды называют разгаданные имена.

    Ведущая 1.  Правильно, с первым заданием справились. А теперь предлагаем вам на мольберте выложить звуковую схему этого слова – имени, используя цветные магниты.  Капитан выбирает себе помощника, кто с ним будет выполнять это задание.

Дети у мольберта выкладывают схему слова.

Ведущая  2.     А) определите, сколько всего звуков в слове;

                          Б) прочитайте имя по звукам;

                          В) сколько согласных твердых звуков?

                          Г) сколько согласных мягких звуков?

                          Д) сколько гласных звуков в слове?

                          Е) сколько слогов в слове?

                          Ж) определи место звука «…..» в слове.

Дети, глядя на схему, отвечают на вопросы ведущей.

Ведущая  1.   Молодцы ребята, вы раскрыли очередную тайну имени – каждое имя состоит из разных звуков и слогов. Заслужили по большому смайлу!

Ведущий подходит к участнику любой команды, который достает из контейнера  бочонок с номером конкурса.

Ведущая   2.  Ну и последний конкурс в нашей викторине это –

                              10-й конкурс «Имя на другом языке»

Ведущая   1.  Раскроем гостям еще одну тайну имени.  Ребята, помните мы с вами узнали, что наши имена в других странах, звучат совсем по другому.

Ведущая   2.  Нам  было очень интересно слушать, как ваши имена звучат на других языках. Поделитесь этим с нашими гостями.

Ведущая  1.  Мы приготовили каждой команде по два разрезанных на несколько частей флага таких стран как, Англия, Франция, Италия и Германия   (раздать командам по два флага).

Ведущая  2.    Вам необходимо из частей собрать целый флаг и назвать символом, какой страны он является, а так же перечислить ваши имена на языке этой страны.

Дети сообща вокруг стола собирают из частей флаги и перечисляют свои имена на других языках.

Ведущая  1. Это очень тяжелый для вас был конкурс, но вы прекрасно с ним справились! Команды получают по  смайлу.

Ведущий  2.  Вот и раскрыли мы тайны наших имен. Но самая главная тайна заключается в следующем….

       Ребята, как вы понимаете пословицу:     Не имя красит человека,

                                                                            А человек имя.

Ответы детей.

Ведущий  1.  Мало иметь хорошее имя. Надо еще соответствовать ему, быть достойным его, оправдать его добрыми делами, поступками, своим трудом. На своем пути  жизни помните значение своего имени и будьте  его  достойны.

Ведущая  2.       Ребята, сегодня на викторине вы показали свои успехи в знании тайн об именах. Очень хочется, что бы с возрастом эти знания у вас только расширялись.

Ведущая  1.  Вы сегодня все старались, не сдавались, думали, искали правильные ответы. Ни кто не хотел подводить свою команду. Вы все молодцы!  А теперь переходим к самому интересному – подсчитаем смайлы у каждой команды.

Ведущие с капитанами подсчитывают смайлы каждой команды.    Подводятся итоги.

 Ведущая  2.  За ваши старания, желание победить мы вручаем вам призы и памятные медали о сегодняшней викторине. Вы это заслужили!

                        Детям вручаются призы и медали под музыку.

Ведущая  1.  В заключение нашей викторины предлагаем вам ребята исполнить танец «Полечка для Олечки».

   

Литература

  1. Титовская Н. Н. Путешествие в историю имён. – Читаем, учимся, играем. / – сборник для библиотек и школ. 2005, №3
  2. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя / Л.В. Успенский. – Л., 1992
  3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе " Тайные чернила"

Познакомить детей с невидимыми чернилами, посредством активного включения в эксперементально - иследовательскую деятельность....

"По дорогам сказок" сценарий занятия-развлечения в форме викторины для детей подготовительной к школе группы.

Форма проведения: викторина.Продолжительность: 30 минут.Действующие лица: педагог, Кот ученый.Цель: Активизация имеющихся у детей знаний о сказках.Задачи:- образовательная: выявить и закрепить знания ...

Викторина для детей подготовительной к школе группы "Блинная викторина"

Викторина предназначена для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа) "Блинная викторина"Разработана как часть проекта "Широкая Масленица" для детей подготовительной к школ...

Сценарий экологической игры-викторины для детей подготовительной к школе группы совместно со взрослыми «Знатоки природы»

Предварительная работа: объявленияприглашения для жителей микрорайона, подготовка саженцев, цветочной рассады, оборудования для их высадки.Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igradidakt19.htm...

Математическая викторина для детей подготовительной к школе группы «ЗВЁЗДОЧКИ И ПЛЮСИКИ». Подготовительная к школе групп.

Цели: Обучающие: 1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; 2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах; 3. Закрепить умение отгадывать математич...