Познавательно-речевое развитие:"Как животные защищаются"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhivotnye_zashchishchayutsya.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Как животные защищаются
Старшая группа
Программное содержание:
- уточнение знаний детей об охранной функции окраса шерсти, дать новые знания детям о других формах защиты животных от врагов: окраска может быть пугающей, предупреждающей;
- развитие речи, поощрять способность рассуждать, делать умозаключения;
- воспитывать экологическую культуру и сознание детей.
Словарная работа: водоем, расчленяющий, предупреждающая.
Ход занятия:
- Приглашаю детей на полянку – ковер, где под музыку предлагаю полюбоваться природой.
Как красивы бабочки и цветы с их волшебными узорами и оттенками всех красок!
Иллюстрации бабочек расставлены в уголке природы.
- Зачем так много в природе разноцветных красок?
- Почему одни животные яркие, а другие – серенькие, совсем неприметные?
Иногда, гуляя по лесу или по лугу, мы вздрагиваем от неожиданности, когда внезапно перед нами появляется пестрая бабочка. Еще минуту назад она была незаметна, а теперь мы видим яркие раскрытые крылья с разноцветными глазами – кружочками.
- Почему так происходит?
У многих бабочек сверху крылья яркие, а внизу – однотонные, невзрачные, часто коричневые. Сядет бабочка на дерево, сложит коричневатые крылья и сидит на коре неподвижно. И заметить ее непросто. Так, сучок какой – то. Но если внимательная птица заинтересуется, нельзя ли этим кусочком коры полакомиться, бабочка действует решительно. Она тут же раскрывает крылья, отчего птица приходит в замешательство. Так что бабочки правильно выбирают узоры на своей одежде. С «лицевой» стороны – пугает птиц, а с «изнаночной» - помогает прятаться.
- Обращаю внимание детей, что близко находится водоем.
Показ иллюстрации.
Издали берег водоема кажется пустынным. Но это обманчивое впечатление.
- Кто же здесь живет? Посмотрите, из – под ног, словно по команде, прыгают в воду несколько лягушек. Почему мы их не заметили сразу? (Из – за их зеленовато – коричневой окраски, которая помогает скрываться)
- А вот рыба камбала может поменять свой цвет. Если лежит она на песке – то желтая. А если поместить ее в аквариум на шахматную доску – какой она станет?
Конечно, она становится похожа на эту доску. Чего не сделаешь, чтобы не попасть на обед к врагу!
А у некоторых рыб на хвосте есть обманные пятна – глаза. Посмотрит хищник на такую рыбу и задумается – где у нее голова, а где хвост, с какой стороны глотать лучше? Куда не посмотрит – везде глаза! А пока хищник удивляется – рыбка удрать успевает.
А каких полосатых рыб вы можете назвать? (Окунь, щука)
Иллюстрации
Среди травы и камней полосатого окуня трудно заметить. Такую окраску называют расчленяющей. Она помогает спрятаться от хищных рыб.
- А зачем прятаться щуке – ведь она сама – хищница? (чтобы затаиться и напасть)
- На каких животных можно еще встретить такую окраску? (тигр, зебра)
- Зачем им такая окраска? (зебре – чтобы уйти от зубов хищника, а тигру – чтобы затаиться на ветках среди листвы или в траве, а потом напасть на добычу)
- Скажите, а у жирафа пятна можно назвать помогающими ему спрятаться от хищников? (да, зайдет он в заросли деревьев, встанет между ветками, листьями, и становится совсем незаметным в бликах солнца)
- Физминутка «Море волнуется»
- Почему сейчас в игре мы замирали на месте?
Конечно, чтобы нас было незаметно, как и многих животных в природе. Ведь многие насекомые, птицы, звери используют такое средство защиты: замирают и превращаются в сучок или в сухой листик. Замрет зайчик под листочком, хищник его и не заметит.
Но не все животные тихони – есть и такие, кто предпочитает защите – нападение. Эти животные, пугая, предупреждают: не трогай меня, иначе будут неприятности!
- Расскажите, чем предупреждает божья коровка? (Яркой окраской)
Но если мы возьмем ее в руки, что останется на ладони? (желтоватый сок. Забудешь помыть руки перед едой – пища будет иметь горьковатый вкус. Так же горько будет и птице, которая попытается съесть божью коровку. Для птиц красный окрас – предупреждение.)
- Почему у шмелей и пчел на брюшке яркие полоски? Конечно, они тоже предупреждают: по – хорошему просим – не трогай нас! Мы опасны! Ну, а кто тронул – сам виноват!
Среди «предупреждающих» животных много и ядовитых – змеи, лягушки, рыбы.
- Игра «Спрячем животных»: на цветные фоны дети выкладывают тех животных, которые живут в данной местности:
- Зеленый – кузнечики, капустница, лягушка, крокодил;
- Коричневый – медведь, змеи;
- Белый – медведь, северная сова, заяц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Домашние животные"
знакомить малышей с домашними животными можно в игровой форме.Это очень интересно и легко усваивается детьми.Прежде чем проводить это занятие, необходимо провести предварительную работу ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию детей в первой младшей группе: "Дикие животные".
Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим и развитие речи.1 младшая группа.Цели:1. Формировать представления у детей о диких животных, их внешнем виде, питании.2.Воспитывать отзывчивость, доб...
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа
Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...
Образовательный маршрут для развития познавательно-речевой активности детей "Дикие животные"
Образовательный маршрут для развития познавательно-речевой активности детей "Дикие животные". Из этот маршрута дети узнают о животных наших лесов, об их питании и жилиже....