"Комнатные растения"-конспекты занятий на все возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy.docx | 59.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с комнатными растениями
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Примерный объем знаний и воспитательные задачи: дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части: цветок, листок. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе растения одинаковые. Знать, что за растениями надо ухаживать- поливать, протирать листья.
Воспитатель продолжает формировать у детей интерес и бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними, умение выполнять работу по уходу за растениями. Воспитатель дает представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей: похожими на дерево, неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус и т.д.); контрастными (традесканция, рейнекия, драцена). Всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.
Что дети должны знать по уходу за растениями: поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие листья влажной тряпочкой.
Ко времени прихода детей в детский сад воспитатель должен позаботиться о том, чтобы в группе находились цветущие комнатные растение, а также яркие красивые леечки без ситечек. С первых дней пребывания в детском саду педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание детей участвовать в уходе за растением: дает им леечки, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно. На первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой). Постепенно воспитатель привлекает к поливке всех детей, обучает ребят этому виду ухода за растениями, требующих обильной поливки (герань, бальзамин).
Поручать такого рода работу следует одновременно одному- двоим детям, причем работать они должны вместе с воспитателем, выполнять одно и то же задание. Не беда, если на первых порах у них не очень хорошо получается- воспитатель поощрят старание ребят, поддерживает интерес к уходу за растениями. Уже на этом этапе ознакомления детей с растениями педагог привлекает ребят не только к труду в уголке природы, но и к наблюдениям: предлагает рассмотреть, какие красивые цветочки у бегонии, и рассказать, сколько их (один или много), какого они цвета, пахнут ли цветы, какие листочки (большие или маленькие).
Кроме индивидуальных форм работы, следует проводить дидактические игры с подгруппами детей, используя живые растения и их изображения: «Найди такой же, найди пару», «Большие или маленькие» (к растению с одним цветком подобрать изображение или найти растение, у которого много цветков), «Найди все цветущие растения», «Найди растение, похожее на травку, дерево» и т.п. В таких играх воспитатель упражняет детей в назывании нескольких растений и учит их несложному описанию внешнего вида растений и выделению каких- то характерных признаков. Постепенно дети узнают, как правильно за ними ухаживать. Это дает воспитателю возможность в середине года провести занятие со всей группой. На этом занятии воспитатель учит ребят новому для них приему ухода за растениями- протиранию листьев. Для обучения этому приему педагогу подбирает растения с плотными кожистыми листьями.
Примерный конспект занятия
«Мытье комнатных растений»
Программное содержание. Закрепить знания детей о комнатном растении фикусе: большой, похож на дерево, у него большие зеленые листья. Закрепить умение поливать растение из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой.
Поддерживать интерес детей к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать воспитанников использовать в речи слова: фикус, ухаживать, поливать, протирать листья.
Подготовка к занятию. На клеенки расставить растения с плотными кожистыми листьями так, чтобы к каждому листу можно было свободно подойти. Рядом с каждым растением пожить 2-3 влажные салфеточки, в зависимости от того сколько детей будет протирать листья. В стороне расставить стульчики, перед ними поставить растение.
Ход занятия. Дети сидят на стульчиках. Обращаясь к ним, педагог предлагает рассмотреть растение, назвать его (фикус), просит двоих-троих детей повторить название. Затем спрашивает: на что похож фикус, на дерево или на траву, какие у него листья: большие или маленькие, какого они цвета? Предлагает подойти и потрогать (погладить его листочки) Какие они? (гладкие, блестящие). Обобщает ответы: « Вот какой фикус вырос у нас - большой, похож на дерево, у него большие зеленые, гадкие, блестящие листья. А как мы будем ухаживать за фикусом и другими растениями? (Их надо поливать и мыть). Сегодня мы поучимся протирать листочки. Возле каждого растения лежат тряпочки. Я расправляю тряпочку на правой руке, на клеевую кладу листочек фикуса и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом осторожно поверну листок и протру его снизу (одновременно с объяснением воспитатель показывает приемы работы). Посмотрите, какой он стал чистый! А теперь все заверните рукава, подойдите к растениям и попробуйте сами протереть листья».
Через две-три недели проводят такое же занятие повторно (для закрепления полученных детьми навыков). Его можно несколько разнообразить, например, рассматривать растение, листья которого другой формы (например, длинные у кливии), закрепить его название. Полученные на этих занятиях знания и умения применяются при организации коллективного труда во второй половине дня. Для этого одним детям предлагают протирать листья растений, другим поливать их. К этому виду ухода привлекаются все воспитанники по очереди.
В конце года проводят занятие по ознакомлению детей с растениями. На этом занятии обобщаются и уточняются знания о некоторых растениях и уходе за ними. Для занятия следует выбрать два вида хорошо отличающихся друг от друга растений; одно из них должно быть цветущим.
Примерный конспект занятия
«Рассматривание примулы и фикуса»
Программное содержание. Закрепить знания детей о растениях: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними. Упражнять ребят в умении описывать растения и сравнивать их межу собой.
Подготовка к занятию. На столе воспитателя - примула и фикус, лейка с водой, влажная тряпочка.
Ход занятия. Дети рассматривают растения, по просьбе воспитателя описывают характерные особенности их внешнего вида, сравнивают растения между собой. Затем воспитатель уточняет, какие приемы используют для ухода за растениями, привлекает детей к их показу (поливка, протирание листьев фикуса). В конце занятия проводят дидактические игры, в ходе которых знания о растениях закрепляются.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Примерный объем знаний и воспитательные задачи: Дети должны знать названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др..) Знать еще одну растительную группу- куст.
Воспитатель продолжает учить детей отмечать сходство и различия в форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям умение замечать изменения в их развитии.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей: С растениями такого же вида как и в младшей группе, кроме того, с растениями, похожими на кустик (герань, бальзамин). Время от времени в группу вносят новые, желательно цветущие растения.
Что дети должны знать по уходу за растениями: Продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать, какое растение нуждается в поливе, какое нет (у одного земля светлая сухая на ощупь, его нужно поливать, у другого темная, на ощупь сырая, его поливать не нужно).
У детей пятого года жизни уже есть некоторые знания о растениях и элементарных приемах ухода за ними. В средней группе эти знания углубляются и расширяются.
Дети систематически привлекаются в выполнению трудовых поручений, причем теперь используется разделение труда: один ребенок поливает растение , второй- протирает листья или горшок для другого растения. Детям предоставляется большая самостоятельность, но и требования к качеству их труда повышаются. По – прежнему, дети выполняют работу по уходу за растениями в присутствии воспитателя, под его контролем и с его помощью. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы; подумать и ответить, какое из двух растений нужно поливать, а какое не требует поливки.
В начале года, как и в младшей группе, можно провести занятие по мытью комнатных растений.
Примерный конспект занятия
«Мытье комнатных растений»
Программное содержание. Познакомить воспитанников с новым для них растением - дружной семейкой , учить более подробно описывать его листья. Закрепить и дополнить знания детей о приемах ухода за растениями: учить различать политое (земля темная, сырая) и не политое (земля светлая, сухая) растение, протирать не только листья, но и горшок с поддонником. Формировать умения выполнять работу в определенной последовательности. Продолжать воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать а ними. Повторить названия растений.
Подготовка к занятию. На столе воспитателя- растение дружная семейка (два экземпляра), лейка с водой, тазик с водой , тряпочка. Перед столом полукругом расставлены детские стульчики. В другом конце комнаты на столах, стульчиках и на полу размещены растения с потными кожистыми листьями, тазики с водой, тряпочки. Каждое растение должно стоять на клеенке.
Ход занятия. Дети садятся на стульчики. Воспитатель показывает известные детям комнатные растения (фикус, кливию) и предлагает вспомнить их названия . Выслушав ответы детей он продолжает: «Сегодня мы рассмотрим новое растение, которое называется дружная семейка или ахименес (дети повторяют название). Давайте рассмотрим его внимательно…» Ребята отвечают на вопросы воспитателя, определяют величину листьев растения, их форму, цвет. Затем на ощупь определяют поверхность листа. Педагог обобщает ответы детей, сообщает им постоянное место нового растения. Затем спрашивает: «Дети, как мы ухаживаем за нашими растениями? Что мы делаем? (Поливаем, протираем листья). Перед вами два растения. Посмотрите: какая земля у этого ( показывает) растения, какого цвета? (Темная). Подойдите и потрогайте землю, какая она на ощупь? (сырая) Теперь посмотрите какая земля у другого растения. Такого же цвета?(Нет, светлая), какая она на ощупь? (сухая). Как вы думаете, какое из этих растений уже поливали, а какое- нет? Правильно, первое растение поливали. Как можно узнать, нужно ли поливать растение? (По цвету земли, на ощупь). Кто хочет полить растение которому это необходимо, которое не поливали? Правильно ли выбрали растение? Правильно и его поливают?
Теперь вспомните, как мы еще ухаживаем за растениями, что делаем? Как мы еще ухаживаем за растениями,что делаем? (Протираем листья). Кто хочет показать как нужно протирать листья? Возьмите тряпочки, намочите их, отожмите. Теперь расправьте на руке и протрите листочке сначала сверху, потом снизу. (Дети выполняют задание). А сейчас все ребята будут протирать листья растений, а потом горшки, в которых они растут, и поддонники- вот так (показывает). Когда все листочки будут чистыми, возьмите лейки и полейте растения, которые сегодня еще не поливали».
Дети работают, воспитатель при необходимости помогает им советом. Затем предлагает посмотреть на растения - какими они стали чистыми и красивыми.
В процессе ухода за растениями детей знакомят еще с одним правилом: после поливки растений в лейки надо наливать воды и оставить ее до следующего дня. В обучении детей средней группы, чаще в младшей, используют дидактические игры с растениями и их изображениями на картинках. В играх воспитатель упражняет детей в описании растений, учит сравнивать их, называя характерные отличительные признаки каждого, учит детей правильно называть растения; 3-4 раза в год проводятся занятия по ознакомлению с растениями.
Примерный конспект занятия
«Ознакомление с комнатными растениями»
Программное содержание. Продолжить обучать описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описыванию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений. Познакомить их с новым растением- бальзамином, дать его бытовое название (огонек). Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними.
Подготовка к занятию .Отобрать растения для рассматривания; одни поставить на стол другие- на подоконники. Бальзамин в начале занятия убран.
Ход занятия. Дети сидят на своих местах. Педагог просит их ответить на вопросы: «Что стоит на моем столе? Как называются эти комнатные растения? Какова их величина? Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растения цветки? Какие они и сколько их?» Затем показывает фикус и просит рассмотреть его: спрашивает у детей, какого они размера. Дети отвечают: «Большой, похож на дерево». Отвечая на вопросы педагога, они устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно-зеленого цвета.
«Что можно еще сказать о листе?- спрашивает воспитатель, предлагая потрогать листок-какой он на ощупь? Правильно, лист гладкий, блестящий». После этого педагог подводит итог: что сказал о растении каждый, как можно охарактеризовать растения в целом.
Воспитатель предлагает детям также рассказать о других контрастных растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другими признакам.
Далее рассматривают бальзамин. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дети, посмотрите на это новое растение. Оно называется огонек. Вы видите, что у него много маленьких красных цветочков, и поэтому его назвали огонек. Посмотрите на него внимательно и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают огонек, описывают его) Нравится вам огонек? Он останется у нас в группе. Какое место мы найдем для него? Правильно, огонек будет хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним огонек и другое растение- дружную семейку. Похожи они? Чем они похожи? Какие по размеру? Какие у них листья?»
Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими дает возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения.
В конце занятия проводится дидактическая игра. Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет водить: он отвернется, а мы спрячем какое-нибудь растение. Он должен узнать, какое растение мы убрали (игра проводится 3-4 раза, каждый раз новый водящий). Теперь поиграем по- другому: пока водящий не смотрит, мы переставим растения на столе, а он должен будет узнать, что изменилось». (Игра так же повторяется несколько раз). В конце занятия воспитатель дает оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растение на свои места.
На последующих занятиях используют другие варианты дидактических игр- игры с рисунками, открыткам или распечатками, на которых изображены известные детьям комнатные растения. Даются, например, такие задания: найти растение и поставить к нему его изображение; найти в группе одинаковые растения; найти растения, у которых красивые цветы, или те, у которых нет цветов и т.д.
В средней группе усложняются и трудовые поручения- дети систематически привлекаются к уходу и наблюдениям за растениями. В процессе коллективного труда они используют не только известные приемы ухода за растениями, но и вновь освоенные. Однако и в этой группе педагог должен помнить о том, что огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к растениям имеет его собственный пример, его любовю к растениям и умение замечать изменения в их росте и развитии. Педагог время от времени собирает ребят и обращает их внимание на то, что произошло с растениями в группе. Это способствует воспитанию у детей интереса к растениям.
СТАРШАЯ ГРУППА
Примерный объем знаний и воспитательные задачи: дети должны знать названия 6-7 растений, находящихся в группе, их части: бутоны, корни и т.д. Уметь подробно описывать растения, отмечая расположение листьев, их форму, цвет и поверхность, а также особенности строения стебля и цветов (листья гадкие или с ворсинками, края листьев ровные или с зубчиками). Знать, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по- разному, в зависимости от времени года (зимой поливать реже, весной- чаще и подкармливать). Уметь замечать изменения, происходящие в растениях, и связывать их с временем года и с условиями жизни. Воспитатель продолжает формировать интерес и любовь детей к растениям, любознательность и наблюдательность.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей: Детей старшего дошкольного возраста знакомят с растениями, имеющими неярко выраженные признаки различия и сходства, например с двумя видами герани, бегонии, а также с растениями, имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом (радермахерой) и т.п.
Что дети должны знать по уходу за растениями: Самостоятельно ухаживать за растениями, добиваться хорошего качества выполнения работы. Уметь опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья; знать последовательность выполнения работы и значение каждого приема. Весной и летом подкармливать растения раствором удобрений, приготовленным воспитателем.
Примерный конспект занятия
«Дежурство в уголке природы» (беседа с показом приемов работы)
Программное содержание. Уточнить и закрепить знания детей о приемах удода за растениями, о последовательность выполнения работы. Уточнить знания об инвентаре для работы и месте его хранения. Объяснить устройство доски дежурных. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.
Ход занятия Дети сидят на своих местах. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит:
«Дети, сегодня мы поговорим о том, как мы ухаживаем за растениями, что делаем (дети перечисляют)». Далее задает вопросы: «Как узнать, что растение нужно поливать?(Земля сухая, на ощупь светлая.) Какой водой мы поливаем? (Теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как нужно правильно поливать? (Предлагает кому-либо из детей показать, как надо поливать) Правильно ли поливает растение? Правильно, он(а) держит носик леечки над самым горшком, поливает осторожно и аккуратно. А что мы делаем прежде всего, поливаем или протираем горшок, подставку и подоконник? Почему нужно сначала полить? ( потом можно набрызгать на блюдце и подоконник, и придется протирать еще раз. Ребенок показывает, как надо протирать горшок.) Когда все растения политы, что нужно еще сделать? (Налить в лейки воды и поставить на завтра, чтобы вода согрелась.) Что еще нужно для ухода за растениями, кроме леек? (Тряпочки, миски, клеенки) Что нужно с ними сделать после того как работа закончена?» (Клеенки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить.) Где хранится все, что нужно для ухода за растениями?
Поскольку для детей на первых порах оказывается сложна сама форма организации труда (они забывают о том, что они -дежурные, отвлекаются, не доделывают дело до конца и т.д.), воспитатель вначале не показывает им новые приемы ухода за растениями. Они вводятся постепенно, по мере того, как дети привыкнут дежурить. Большое внимание уделяется организации дежурств, особенно на первых порах. Для выработки у ребят привычки к дежурству воспитатель использует разные приемы: одним детям напоминает о том, что они забыли полить растения или убрать за собой инвентарь, другим приводит в пример одногруппников, хорошо справляющихся со своими обязанностями, у третьих спрашивает, все ли они сделали, и предлагает вернуться и посмотреть, так ли это, и т.д. Но нельзя нацеливать детей только на выполнение приемов ухода за растениями; следует обязательно обращать их внимание на изменения, происходящие с растениями, поощрять тех ребят, которые больше увидели.
Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течении 2-3 дней, но только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения. Дежурство не исключает использования поручений. Если в группе много растений, не все из них дежурный может обслужить; за некоторыми ухаживают дети, получившие индивидуальные задания- трудовые поручения. Эти поручения могут быть эпизодическими и более длительными, рассчитанными на несколько дней.
Время от времени, также во вторую половину дня,, воспитатель собирает дежурных, беседует с ними о том, как выполняют они свои обязанности, что и как делают,, что нового заметили в растениях.
Когда дети привыкнут к дежурству, воспитатель знакомит их с новыми видами ухода за растениями: опрыскиванием, обрезкой сухих листьев, затем рыхлением почвы; обучает новыми приемам ухода. Это лучше делать в конце занятия по ознакомлению с комнатными растениями, причем следует объяснить значение каждого приема, обеспечить ребят необходимым для выполнения работы- инвентарем. Рыхлению почвы воспитатель обучает детей на растениях, имеющих достаточно глубокую корневую систему (чтобы дети не повредили ее).
В старшей группе вводятся усложнения и в известные детям виды ухода: воспитатель обращает внимание на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие не цветут, поэтому поливать их нужно реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, на них появляются молодые листья и бутоны. Педагог подводит детей к выводу, что в это время растения поливают чаще. В конце марта- начале апреля, когда пробуждается жизнь растений, их начинают удобрять.
Примерный конспект занятия
«Уход за комнатными растениями и их подкормка»
Программное содержание. Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить детей с новым видом ухода- удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора зависит от размера растения). Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям,, желание наблюдать и ухаживать за ними. Ввести в словарь детей слова: удобрение (подкормка).
Подготовка к занятию. Воспитатель вместе с дежурными детьми расставляет на столы растения (на каждого ребенка, за крупными будут ухаживать двое-трое детей), раздает инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления, тряпочки. На каждый стол ставят миску с водой, пульверизатор, ножницы, лейку. Недалеко от столов размещают таз и большую лейку. На столе воспитателя-пакет с удобрением и стаканчик с раствором, полные и налитые до половины.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям завернуть рукава и сесть на свои места. Говорит: «Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями. Но сначала давайте вспомним, что для этого надо делать. (Дети перечисляют приемы и порядок ухода.) Чему вы недавно научились? (Рыхлить землю). Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле) Чем вы рыхлите почву? Почему палочками? (Чтобы не поранить корни.) Как нужно правильно рыхлить? Кто хочет показать? ( Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно.) Ближе к стеблю надо рыхлить неглубоко, а дальше от стебля- немного глубже. Как надо мыть растение? (Крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливать из большой лейки). Для чего мы ухаживаем за растениями? (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.)»
Далее педагог просит посмотреть на растения, за которыми они ухаживают. Замечают ли они какие-нибудь изменения в их внешнем виде? (У герани появились новые листья, у бальзамина- бутоны).
«Сейчас начинается весна ,-говорит воспитатель, - наши растения начинают расти. Чтобы они лучше росли и цвели, их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение-порошок (показывает детям). Но сыпать или лить (в зависимости от вида удобрения)на землю нельзя, его прежде надо развести в воде. Таким образом, подкармливают растение один раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в некоторых- до краев. После того как вы у своих растений протрете листья, разрыхлите землю, опрыскайте их,, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки, возьмите у меня стаканчики с удобрением. Но каждый должен подумать, с каким количеством раствора он возьмет стаканчик: полный или с половиной жидкости (если растение большое – полный, для растения меньшего размера потребуется меньшее количество раствора). Когда польете удобрениями, поставьте стаканчики на место, уберите свои рабочие места, а растения унесите туда,, где они стояли (кроме больших по размеру). Кто работает вдвоем, договоритесь, кто из вас что будет делать». Дети начинают работу.
Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает им советом, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.
В конце занятия воспитатель подводит итог, спрашивает ребят: «Чему вы сегодня научились? (Подкармливать растения). Для чего их подкармливают (удобряют)? (Чтобы лучше росли и цвели). На какую землю должно попадать удобрение? Сколько удобрения нужно лить в горшок с растениями? (На мокрую землю, удобрять после поливки, лить полстаканчика или целый стаканчик в зависимости от величины растения.)»
Затем сообщает: «Сегодня вы подкормили растения, а дальше эту работу будут выполнять дежурные один раз в неделю. Теперь вы все должны наблюдать за растениями, чтоюбы увидеть изменения в них после подкормки. Дома расскажите своим мамам, чему вы сегодня научились, ухаживайте дома за растениями так же, как в детском саду».
Педагог подчеркивает коллективную значимость труда детей: все потрудились, растения стали красивыми, украшают группу, будут еще лучше развиваться.
После занятия воспитатель организует наблюдение за ростом и развитием растений. Беседуя с дежурными, выясняет, что они увидели нового в своих растениях, сообщили ли всем ребятам об изменениях, отмечает работу наиболее внимательных и наблюдательных дежурных.
В природоведческой работе с детьми старшей группы широко используются дидактические игры с растениями и их изображениями ( картинками). Игры могут проводиться индивидуально, с подгруппами детей и включаться в занятия по ознакомлению с растениями. Такие занятия проводятся 4-5 раз в год. Для занятий подбирают растения, имеющие ярко выраженные признаки различия и сходства (например, плющ и фуксию), разной поверхности листьев (например, колеус и бальзамин) и т.п., всего не более пяти- шести растений. Желательно,, чтобы на каждом занятии предлагалось новое, незнакомое детям растение (лучше цветущее); это оживляет интерес детей к работе.
Примерный конспект занятия
«Знакомство с комнатными растениями»
Программное содержание. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида. Внести в словарь детей более точные определения внешнего вида отдельных частей растений: ствол вьющийся, листья шероховатые, край листа с зубчиками и т.д. Познакомить детей с новым растением- абутилоном (комнатный клен или выбрать подобное по признакам растение)отметить характерные особенности его внешнего вида. Укрепить интерес ребят к уходу и наблюдениям за растениями.
Подготовка к занятию. На столе воспитателя стоят растения: герань душистая и зональная, комнатный виноград, примула, папоротник. Абутилон в начале занятия убран.
Ход занятия Дети сидят на своих местах. Воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы рассмотрим некоторые наши комнатные растения и расскажем о них. Как называются растения, которые стоят на столе? (Дети называют.) Давайте сначала рассмотрим комнатный виноград (или родермахеру) ».
Чтобы облегчить детям описание, о первом растении, воспитатель задает вопросы: «Какого размера виноград? На что он похож - на дерево или на кустик? (На кустик, у него несколько длинных стволов.) Какой стебель у растения – прямой или нет? (Стебель у него не прямой, он вьется вокруг планки.) Правильно. Он так и называется – вьющийся. А чем виноград цепляется за планку? Да у него есть усики. Какие они, на что похожи? Правильно. На пружинки, ими виноград цепляется за опору. Какие листья у винограда? (Большие, темно – зеленого цвета, плотные, овальной формы, гладкие, край листа с зубчиками.) Цветет и это растение? (Нет, у нас он не цвел.)»
Педагог вызывает одного ребенка и просит его рассказать о винограде все, что подметили и рассказали другие дети. После этого рассматривают примулу и папоротник. Воспитатель предлагает детям рассказать об этих растениях так же, как они говорили о комнатном винограде; если кто затрудняется, помогает ему вопросом или предлагает другому ребенку продолжить рассказ.
Далее педагог говорит: « Теперь сравним два растения. Похожи ли примула и папоротник? (Нет, не похожи.) Рассмотрите их внимательно и скажите, чем они не похожи. Какие у них листья? (У примулы листья круглые, не гладкие, шероховатые, плотные, край листа ровный, а у папоротника листья длинные, гладкие, тонкие, по краям вырезанные; молодой листочек папоротника на конце закручен.) Еще раз посмотрите на них внимательно и скажите, чем они похожи. Какие по величине оба растения? (Небольшие.) Какого цвета их листья? (Светло – зеленые). Правильно, этим они похожи, а чем еще? Виден ли у них стебель? (Нет, и у примулы, и у папоротника стебля не видно.) Значит, оба растения не только отличаются друг от друга, но и чем- то друг на друга похожи».
Затем педагог предлагает рассмотреть два разных растения герани, просит сравнить их и отметить, чем они похожи и чем отличаются. Дети рассказывают.
«Теперь я Вам покажу новое растение,- говорит педагог и вносит абутилон. – Оно называется комнатный клен. Посмотрите на него внимательно и скажите, почему оно так называется. Правильно, у него листья похожи на листья дерева- клена. Расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассказывают.) Комнатный клен хорошо растет в светлом месте. Как по-вашему, где он должен стоять у нас в группе? Правильно, вот на этом окне часто бывает солнце, после занятия мы поставим его сюда Поливать его надо чаще. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду задавать вопросы о растениях, а вы- отвечать. У какого растения самые большие листья? А самые маленькие? Какое из наших растений цветет зимой? А какие из них начали цвести весной? Как у растений разворачиваются листья? У какого растения лист «одет в рубашку»? (У фикуса). А у какого растения молодой лист сначала свернут в светло-зеленую трубочку, а затем он разворачивается и темнеет? (У дружной семейки). У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У папоротника). У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У герани). У каких из растений ярко-красные цветы? А белые? А розовые? У каких растений боьшие одиночные цветы, а у каких много маленьких? А теперь сами придумайте вопросы о растения уголка природы»
Дети учатся задавать вопросы, педагог помогает им, обращая внимание на характерные признаки внешнего вида растения, его размер и др., хвалит тех, кто придумал интересные вопросы, подчеркивает- все вопросы детей говорят о том, что они любят растения и внимательно наблюдают за их ростом и развитием.
В заключении занятия обобщает: «Вы хорошо сегодня занимались, правильно рассказывали о растениях, увидели в них много интересного. Продолжайте и дальше наблюдать за нашими растениями; если кто-либо из вас увидит у них что- то новое, расскажите всем».
В начале года целесообразно предлагать детям для рассматривания и описания более простые растения, затем можно давать и посложнее. В конце некоторых занятий по ознакомлению с растениями используют и такие дидактические игры, как, например, «Угадай по описанию». Воспитатель загадывает какое-то растение, а дети отгадывают. «Растение большое, стебель не виден, листья узкие, плотные, темно-зеленые, гладкие, края листа ровные, цветы похожи на оранжевые колокольчики, они все собраны на одной стрелке,- говорит педагог.- Что это за растение? (Кливия.) А теперь вы загадайте, у кого есть желания, а мы отгадаем»
Важно помнить следующее: когда дети учатся описывать растение на занятии, начинать его описание надо с самой заметной части (с цветов), а когда воспитатель во время игры описывает растение, наиболее заметные признаки упоминаются в самом конце описания.
Воспитатель вопросами помогает детям при описании растений отметить характерные особенности каждого из них.
На таких занятиях дети учатся внимательно рассматривать и описывать свои растения. Если в ходе занятия дети не смогут ответить на тот или иной вопрос о растении, педагогу не надо спешить самому на него ответить; следует предложить детям после занятия подумать, о каком растении так говорится, и через некоторое время спросить, догадались ли они, о каком растении был вопрос.
Кроме подобных по построению занятий, можно провести такое, которое полностью отводится дидактической игре, например «цветочный магазин», где дети упражняются в умении описывать растения и угадывать их по описанию.
Во время рассматривания растений ( на занятиях и вне их) воспитателю следует обращать внимание на внешний вид растения, подчеркивая его привлекательность, как оно украшает группу. Например, спросить, какое из растений самое красивое; предожить детям рассказать о нем, отметить, чем оно привекательное; найти самое красивое растение, рассмотреть, с тем чтобы на следующем занятии нарисовать его, сделать анализ рисунков и отметить, как удалось детям отразить в своих рисунках характерные особенности натуры, спросить, почему герань называется душистой, а бегогния- вечноцветущей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Примерный объем знаний и воспитательные задачи: Дети должны знать названия многих растений, находящихся в уголке природы своей группы, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части; знать о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений (например, фикуса, амараллиса и др.), их жизни на родине; знать о рои света, тепла, влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, необходимость или вред опрыскивания и т.д.); уметь подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий( большем количестве света, уменьшении или увеличении поливки); знать особенности размножения растений (черенками, детками). Педагог продолжает воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей: С более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узамбарская фиалка); лекарственными (алоэ,, туя, герань); интересными своим вегетативным размножением ( хлорофитум, камнеломка); легко размножающимися черенками (традисканция, сеткрезии и др.); с разными подземными частями – луковицами, клубнями(кринум, сансевьера).
Что дети должны знать по уходу за растениями: Весь текущий уход осуществляют самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания. Помогают воспитателю при пересащдке: определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором, приготовленным воспитателем.
У детей седьмого года жизни в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к наблюдению за растительным миром уголка природы становится все боее устойчивым. Учитывая это, педагог привлекает ребят к выполнению более сложных видов ухода за растениями, длительным (в течение нескольких дней и даже недель) наблюдение за двумя- тремя растениями (а в некоторых случаях и за одним). Для этого подбирают быстрорастущее растение или такое, у которого неожиданно для ребят развиваются бутоны (кактус декабрист). Чтобы поддержать интерес детей к работе, воспитатель систематически контролирует их, спрашивая, как растут растения, не появилось ли у них что-нибудь новое. Быстрое развитие бутонов очень радует ребят и укрепляет их интерес к растениям; они гордятся тем, что на растении, за которым ухаживали, появились такие красивые цветы.
В подготовительной группе воспитатель больше внимания обращает на осознание детьми такого факта, что уход за растениями должен быть неодинаков: один нуждается в частой и обильной поливке, другие надо поливать реже и понемногу, одни любят свет, другие лучше растут в затемненном месте. Знакомые детям приемы ухода усложняются: воспитатель учит ребят поливать луковичные растения понемногу и не в край горшка, а в поддон, иначе луковица может загнить. Учит детей поливать луковичные растения понемногу и не в край горшка, а в поддон, иначе луковица может загнить. Учитывая возросшие знания и умения детей, в уголок природы подготовительной группы помещают растения, требующие более сложного ухода, например фиалки или некоторые виды бегоний, которые требуют осторожного полива Воспитатель учит детей очищать от пыли ворсистые листья растений мягкой щеточкой, показывает, как это делается, и объясняет, почему от капель воды на листьях этих растений остаются бурые пятна. Сообщает, что некоторым растениям нужен влажный воздух, поэтому их следует опрыскивать несколько раз в день (из пульверизатора или встряхивая над ними мокрую щетку).
Детей подготовительной группы учат более внимательно относиться к растениям, замечать в них изменения. Например, воспитатель подчеркивает: листья герани в зимнее время поворачиваются к свету, у лиловой сеткрезии молодые листья тонкие и бледные; просит ребят подумать, почему это происходит.
Таким образом, воспитатель подводит детей к выводу: некоторым растениям мало света, значит, их следует перенести в более светлое место, после этого понаблюдать, как они себя здесь будут чувствовать. Так педагог развивает мышление детей.Для седьмого года жизни могут описывать растения самостоятельно (по образцу описания, данному воспитателем, или по плану), а воспитатель отгадывает, какое растение ребята имеют ввиду. Если растение недостаточно точно или подробно описано, воспитатель просит рассказать о нем еще раз, помогая вопросами: «Какой формы листья? Есть ли у листьев черешки? Длинные они или короткие? И т.д. Когда навыки описания растений у ребят будут достаточно прочными, воспитатель предлагает одним загадывать, раскрывая характерные признаки растения, другим угадывать, называя его. Игра может проходить в форме ответов на вопросы- «да» или «нет». Например: «Это растение похоже на дерево? (Нет) На травку? (Да) У него виден стебель? (Нет) Листья у него гладкие? (Да) Круглые? (Нет) Длинные? (Да) Цветы у него есть? (Да) Они большие? (Да) Красные? (Нет)» и т.д. (Речь идет о зефирантесе). Дети не сразу удачно отвечают, вначале часто ошибаются; чтобы облегчить решение задачи, первые 2-3 раза отгадывает воспитатель.
Во второй части занятия вместо дидактических игр воспитатель может что-либо интересное о растениях или прочитать о них, например о их родине, интересные факты, как растения там выглядят, как используются, о том, что некоторые из растений, находящихся в группе, лекарственные. Эти сведения очень интересуют ребят и укрепляют их любовь к «зеленым друзьям».
Согласно плану в подготовительной группе проводят занятия по ознакомлению с комнатными растениями (они проводятся по типу того, которое описано в материалах старшей группы). На этих занятиях воспитатель так же, как в старшей группе, закрепляет знания детей о растениях, учит отмечать существенные признаки их внешнего вида, упражняет в описании растений, в сравнении их между собой. Это дает возможность подвести ребят к выводу о том, что похожи все растения. (У всех есть стебель, корни, все растут в земле, всем нужны свет и вода, за всеми нужно ухаживать.)
Чтобы укрепить интерес детей к растениям, на каждое занятие желательно приносить новое растение; воспитатель называет его, рассказывает о том, какие условия ему необходимы и как за ним ухаживать.
В конце занятия целесообразны дидактические игры, в ходе которых закрепляются знания детей о растениях и умение рассказывать о них. Воспитатель следит за тем, чтобы эти игры усложнялись, активизируя мышление детей. Например, предлагает угадать по описанию, какое растение задумано, говорит: « Это растение маленькое, стебель у него очень короткий, листья на длинных черешках, круглые, окраска их красноватая, на листьях серебристые полоски, листья и черешки покрыты редкими ворсинками, у него усы, а на них детки. Что это за растение? (Камнеломка)» Следует помнить, что характерный признак какого-либо растения, по которому дети безошибочно его узнают, нужно называть самым последним. Дело не только в том, чтобы ребята легче и скорее отгадали растение, важно, чтобы они вспомнили все его признаки.
В подготовительной группе воспитатель при ознакомлении детей с комнатными растениями широко использует вопросы, ответы на которые требуют предварительных наблюдений за ростом и развитием растений. В ходе занятий по ознакомлению с растениями или при систематических обсуждениях дежурств педагог спрашивает детей, что они заметили нового, предлагает им придумать подобные вопросы самостоятельно и задавать их друг другу. Например, воспитатель спрашивает: «Столько ли растений они поливают поздней осенью или зимой, сколько е том? Почему зимой поливать растения нужно реже? Что в растениях меняется зимой? (Они не растут, поэтому поливать их надо реже). А какие растения зимой надо поливать чаще? Почему? (Они и зимой-или только зимой-растут и цветут.)» В других случаях воспитатель предлагает сравнить, как выглядит крапивка (колеус) зимой, с тем, как выглядело это растение летом и объяснить различие. Такие приемы помогут воспитателю подвести детей к выводу о том, что состояние растений зависит от времени года (зимой многие из них не растут) и от конкректных условий жизни каждого растения, например от количества света. (Зимой день короткий, погода пасмурная, света мало, поэтому листья колеуса бледнее и меньшего размера чем летом.)
Систематически осматривая растения, дети обращают внимание на то, что некоторые из них очень разрослись, у них много листьев, корни выходят сверху из земли и снизу из водосточного отверстия. Педагог объясняет: этому растению мал горшок с землей, предлагает его пересадить. Работа эта организуется как коллективная во вторую половину дня.
План проведения коллективного труда по пересадке растений
Цель: Учит детей определять растения, которым тесен горшок. Знакомить с техникой пересадки : подобрать нужный по размеру горшок, положить в него черенок, насыпать песок, землю, вынуть из старого горшка предварительно политое растение и пересадить его в новый горшок. Продолжать воспитывать интерес к растениям и желанию выращивать их.
Подготовка к занятию: Воспитатель заранее подбирает небольшие по размеру растения, горшки, вместе с дежурными готовит черенки, песок, землю…(землю следует разрыхлить, увлажнить, если потребуется, смешать с песком). Подготавливается инвентарь для работы-совочки, палочки, нож, миски, лейки, тряпочки.
Ход занятия: Педагог беседует с детьми: «Как называются наши растения? Как мы за ними ухаживаем, что мы делаем? (Дети перечисляют.) Посмотрите на это растение: что видно сверху? Снизу? Почему видны корни? (Горшок мал.) Осмотрите все растения и найдите среди них такие, которым малы горшки. (Ребята осматривают растения и выбирают нужные.) Что надо сделать, чтобы они росли лучше? (Пересадить в большие горшки.) Что нужно сделать сначала - приготовить новый горшок или вынуть растение из старого? (Приготовить новый горшок.) Как мы приготовили горшки? (Вымыли, намочили.) Что мы еще приготовили? (Землю, песок.) Как приготовили землю, какой она стала? (Рыхлой , влажной- в ней хорошо будут расти корни.) Теперь выберем новый горшок - он должен быть немного больше старого (показывает). Дежурные, приготовьте пожалуйста, грунт для растений- на дно горшка положите керамзит (дренаж), песок, немного земли.»
Затем педагог вынимает растение из старого горшка и вместе с детьми осматривает ком земли. Ребята видят, какие бывают подземные части у разных растений (тонкие или толстые корни, подземный стебель-корневище, луковички-детки), убеждаются, что земли стало совсем мало. Затем воспитатель ставит ком в новый горшок, а дети насыпают земли вокруг кома, поливают растение и ставят его на место. Педагог привлекает других детей к пересадке следующего растения. Целесообразно, чтобы эту работу выполняли одновременно 5-6 детей (пересадить 2-3 растения). Через несколько дней к пересадке растений привлекаются другие воспитанники (таким же образом ожно организовать работу и по рассаживанию растений).
После окончания работы воспитатель дает оценку деятельности детей и предлагает понаблюдать за тем, как будут расти растения в новых горшках, а также помочь мамам дома пересадить растения.
В марте- апреле проводится занятие по уходу и подкормке растений. Эта работа выпускников детского сада проводится с некоторым усложнением (по сравнению со старшей группой): воспитатель предлагает детям рассказать, как ухажиавать за отдельными растениями, например: показать те, которые надо поливать не в край горшка, а в поддонник, выбрать из двух растений то, которое нужно поливать чаще, которое нельзя опрыскивать, определить, какие растения надо удобрять (у них появились новые листья и цветы), а какие нельзя, и т.д. В процессе наблюдения и ухода дети узнают, что некоторые из них размножаются детками; он помогают воспитателю отсаживать детки камнеломки, бриофиллюма, хлорофитума. Весной, в апреле- мае, воспитатель знакомит ребят с еще одним способом размножения растений-черенкованием.
«Примерный конспект занятия»
«Черенкование растений»
Программное содержание: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение. Дать понятие о новом способе выращивания растений- черенковании. Учить приемам правильной посадки черенка, воспитывать у них желание самим вырастить растение из черенка. Закрепить понятия: черенок, черенковать.
Подготовка к занятию: Столы сдвигаются так, чтобы дети сидели по 6-8 человек. На столы расставляются заранее подготовленные горшочки, внутри которых проведены полоски, песок, землю, керамзит, совочки, палочки, стаканчики с водой, клеенки, тряпочки, черенки растений, на окне-комнатная тепличка или стеклянные банки.
Ход занятия: Вначале педагог проводит с детьми беседу: «Из чего можно вырастить растения? (Из семян, из луковиц.) Из чего чаще сажают ваши мамы когда хотят вырастить растение? (Веточки с листьями.) Правильно, а называются эти веточки-черенками (закрепить слово). Посмотрите, черенки каких растений лежат перед вами? (Дети называют.) Какое сейчас время года? Что происходит с нашими комнатными растениями? (Они начали расти, поэтому их можно размножить.)»
«Сегодня мы посадим черенки растений, -говорит воспитатель,- будем за ними ухаживать и вырастим красивые растения для своей группы и для малышей. Посмотрите, как нужно сажать черенки. (Объясняет и показывает.) Теперь взгляните: что видно на дне горшочка? Для чего эти отверстия? Чтобы стекала лишняя вода и не высыпались земля и песок, я закрываю эти отверстия керамзитом, затем кладу песок до первой полоски и слегка уминаю его; от первой до второй полоски кладу землю и опять слегка уминаю, затем от второй полоски до верхнего горшка, не доходя на палец, опять насыпаю песок. После этого землю надо немного полить, подождать, пока вода впитается; в середине (в центре) горшка с землей палочкой сделать небольшую лунку, посадить в нее черенок до первого листика и легонько прижать землю вокруг черенка». (Закрепить последовательность выполнения работы: спросить, с чего надо начинать, что делать далее.)
Дети приступают к работе. Воспитатель следит за ее выполнением. По окончанию работы он спрашивает: «Чему вы сегодня научились? Черенки каких растений вы посадили? Запомните свои черенки: как они выглядят, сколько на них листочков. Сейчас вы поставите свои черенки в тепличку и будете за ними ухаживать: опрыскивать их из пульверизатора, снимать стекло с теплички, проветривать. Поливать их нужно очень немного. Когда на ваших черенках появятся новые листочки, значит, черенки прижились. Уберите свои рабочие места и отнесите черенки в тепличку; если не все черенки в нее поместятся, поставьте их на поднос, который стоит на подоконнике, и закройте их стеклянными баночками. Ухаживать за ними надо так же, кА за черенками в тепличке.
После занятия педагог организует уход за черенками и наблюдает за их ростом. После того как черенки приживутся, можно провести повторное занятие по черенкованию-вырастить растения, которые дети возьмут домой. Методика повторного занятия будет иная. Воспитатель не объясняет хода работы, а спрашивает у ребят, что нужно сделать дальше, почему нужно сделать именно так. К показу некоторых приемов работы он привлекает детей. Педагог подчеркивает, что хорошее состояние черенков и взрослых растений будет зависеть от того, как мы будем за ними ухаживать.
Так же можно вести дневник наблюдения и делать зарисовки не только роста растения, но и последовательности работы (действий), изначально подержав черенки в воде, в стеклянной банке, чтобы дети могли наблюдать появление корней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Уход за комнатными растениями" открытое занятие к педсовету
в игровой форме дети учатся ухаживать за растениями и закрепляют полученные раннее знания о растениях....
Уход за комнатными растениями Конспект занятия во II младшей группе
Расширять представления детей о комнатных растениях. ...
Лэпбук "Комнатные растения" для детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном детстве особую роль играют трудовое.познавательное и экологическое образование. Помочь в этом могут специальные игры , оформленные , например, в виде Лэпбука " Комнатные растения&quo...
Система опытнической работы с комнатными растениями с детьми старшего дошкольного возраста
Система опытнической работы с комнатными растениями....
Картотека комнатных растений во второй группе младшего возраста
Картотека комнатных растений во второй группе младшего возраста...
Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста
Цели:• обобщить представления детей о комнатных растениях; об основных потребностях и приемах ухода за ними• расширять знания о лекарственных свойствах растений• развивать поз...
Презентация по теме "Комнатные растения" для занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Данная презентация позволяет познакомить детей с ТНР с названиями и внешним видом комнатных растений.Закрепить правила ухода за ними. Вызвать интерес и желание ухаживать за комнатными растениями, соде...