ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (старшая группа)
Современное дошкольное образование модернизируется с позиций гуманистического подхода к пониманию сущности развития дошкольника, ценности периода детства. По мнению С.Г. Вершловского, гуманистическая направленность образования достигается, когда в роли системообразующего фактора предстает человек в его взаимосвязи с миром.
И.А. Колесникова отмечает, что ведущей идеей гуманистической системы образования является идея созидания человека. Она считает, что овладение детьми информацией, касающейся проблемы человека, его развития является критерием того, что гуманистические процессы действительно прогрессируют.
Включение знаний о человеке, его взаимосвязях с миром в содержание современного образования является одним из условий достижения гуманистической направленности педагогики и развития у ребенка целостного взгляда на проблему взаимодействия человека с миром.
Обратимся к пониманию сущности человека. В современной науке сохраняется противоречивость подходов к понятию человек.
Биологический подход распространен в основном в биологических науках, где человек рассматривается как представитель рода Homo sapiens, наделенный жизненными силами и имеющий признаки живого, общие для всей живой материи. Его связь с окружающей средой проявится в форме обмена веществ и энергии. В рамках данного подхода устанавливается видовое отличие человека от других живых существ.
Дальнейшее развития представления о человеке шло в рамках комплексного подхода к его изучению. Б.Г. Ананьев (1980) настаивал на исследовании человека как целостности и определил его как комплексное. Комплексный подход к изучению человека опирается на представлении о его биосоциальном единстве, о неразрывности и одновременно не слиянии социальной сущности и биологической природы человека.
Биосоциальная сущность человека рассматривается сейчас фактически во всех науках. Человек биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственном самосознанием. (Н.Ф. Реймерс популярный биологический словарь. М.1991г.).
В трудах М.С. Кагана рассматривается триединая сущность человека на основе четырехчленного разделения основных форм бытия (природа – общество – человек - культура). Человек, таким образом, представляет собой биосоциокультурное единство. Поскольку культура включает в себя человека, формирует его, в силу чего он становится носителем культуры, а затем, в свою очередь воздействует на нее, обогащает, то есть оказывается ее творцом.
Основываясь на приводимых аргументах, можно сделать вывод о том, что современные представления о человеке носят интегративный характер, где человек это существо, воплощающие в себе природное, социальное, духовное, культурное и исторические начала.
Содержанию и технологии освоения представлений о человеке детьми дошкольного возраста посвящены многие исследования (С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Л.И. Пономарева, Е.В. Рылеева, Т.А. Ивченко).
В процессе поиска технологий освоения детьми дошкольного возраста представлений о человеке выделяется игровой метод, как один из наиболее адекватных методов работы с дошкольниками.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Теоретик дошкольного воспитания Е.А. Аркин выделял значимость игры для ребенка и писал, что она для ребенка: и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых, и источник радости. Психолог З.М. Богуславская в своих исследованиях обосновывает значение дидактической игры как основной формы учения дошкольников. Отмечает, что лишь на основе игры возникает возможность сознательного обучения. Целесообразность использования игры в обучении детей старшего дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр.
Исследователи Е.И. Удальцова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко и др. изучили возможности использования игры в педагогическом процессе детского сада. Специфика дидактической игры как обучающей заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми и учебные задачи. Установлено, что любое произвольное изменение структурных элементов игры (смещение акцента с игровых на учебные задачи, нарушение правил, ограничение игровых действий и тому подобное) ведет к превращению ее в систему упражнений, что снижает эффективность. Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее занимательности под натиском учебных задач, направленность главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не сообщение им новой информации побуждает расширить поиск связей обучения дошкольников с игрой.
А.Н. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры- путешествия, игры- поручения, игры- предложения, игры- загадки, игры- беседы. Самое главное заключается в том, что бы игра органически сочеталась с серьезным напряженным трудом, не отвлекала от учения, а наоборот способствовала интенсификации умственной работы. В соответствии с этим, Р.И. Жуковская, А.Н. Фролова, Н.Я. Михайленко, В. Р. Беспалова Е.И. Удальцова разработали систему дидактических игр. Сегодня дидактической игре возвращается роль самостоятельной формы обучения. Это возможно в связи с реализацией принципа автодидактизма, который был широко распространен в образовательной системе М. Монтессори, Е.И. Тихеевой. Сущность автодидактизма игры заключается в том, что в процессе игры, ребенку представляется возможность проверить правильность решения.
Игра рассматривается как элемент развивающей среды (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, В.П. Петровский и др.). Игры для детей дошкольного возраста должны быть многофункциональными, комбинаторными, вариативными, способствовать возникновению и поддержанию познавательных интересов дошкольников.
Технология использования дидактической игры, как средства освоения представлений о человеке детьми старшего дошкольного возраста включают три этапа:
Подготовительный этап: Дидактические игры требуют уже некоторого опыта представлений детей старшего дошкольного возраста о человеке, поэтому в ходе данного этапа проводится наблюдения и самонаблюдения (с использованием зеркала) с целью первичного накопления представлений о человеке. Кроме того, воспитатель использует беседу с детьми с целью уточнения и расширений этих представлений.
На первом этапе: Реализуется принцип опережающего характера содержания образования. В предметно-развивающую среду помещается игра, с помощью которой дети могут опробовать свои возможности в самостоятельном освоении представлений о человеке. На этом этапе используется самый простой вариант игры. Игра выкладывается на видное место в зоне познавательного развития. Позиция педагога: наблюдатель, его роль заключается в изготовлении игры и привлечении к ней внимания детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе: Происходит ознакомление детей старшего дошкольного возраста с теми или иными знаниями о человеке во взаимодействии с воспитателем. Дети вместе с воспитателем осваивают все варианты игры. Позиция педагога: организатор деятельности детей старшего дошкольного возраста. В ходе проигрывания вариантов игр педагог включается в беседу с детьми с целью обогащения их представлений о человеке.
На третьем этапе: В самостоятельной деятельности происходит обогащение опыта ребенка старшего дошкольного возраста в ходе игр. Позиция педагога: наблюдатель и помощник.
Приведем примеры некоторых дидактических игр.
Игра «Портрет человека».
Цель: обогащение представлений детей об особенностях внешнего вида и индивидуального своеобразия человека. Организация игры: игра может проводиться как индивидуальная и как коллективная. Игровой материал содержит контур портрета человека и части, из которых можно сложить изображение. Имеются готовые портреты, которые ребенок может использовать как образец в первом варианте игры. Различные основы для портрета: рамочки, силуэт окна, зеркало. Ребенок может подбирать различные по цвету волосы, глаза, форму носа и губ, форму лица, вид подбородка и лба.
Вариант 1.Игровые действия: Составление портрета человека, используя все предложенные фрагменты, с использованием готовых портретов-подсказок. Ребенок может выбрать форму рамочки или другой фон.
Вариант 2. «Путаница». Игровые действия: Выкладывание недостающих деталей в изображении портрета. Исправление неправильного расположения частей, в том числе и по пропорциям.
Вариант 3. «Фоторобот». Игровые действия: Составление портрета человека по описанию с учетом индивидуальных особенностей внешнего вида человека, которое дает взрослый. Составление портрета ребенком и затем его словесное описание. Сравнение двух портретов с эстетической точки зрения или по памяти.
Игра «Вместе с другими веселимся и грустим».
Цель: развитие умения видеть эмоциональное состояние человека в зависимости от ситуации.
Организация игры: Игра может быть как индивидуальной, так и подгрупповой. Игровое поле с изображением различных ситуаций во взаимоотношениях между людьми; модели эмоциональных состояний на отдельных карточках. Игра функционирует по типу игры-маршрута, в котором количество шагов по игровому полю определяется с помощью игрового кубика.
Вариант 1.Игровые действия: «Найди ошибку» анализ ситуаций и эмоциональных состояний; выявление ошибки в расположении моделей эмоций, ее исправление.
Вариант 2.Игровые действия: На игровом поле изображены ситуации взаимоотношений между людьми в городе. Путешествуя по выделенному маршруту, дети выполняют задания: либо подбирают пиктограмму эмоционального состояния человека, или, используя цветовое обозначение светофора, оценивают ситуацию (зеленый цвет-это хорошо, красный цвет – так делать нельзя, желтый цвет - действуй осторожно).
Вариант 3.Игровые действия варианта №2 дополняются прогнозированием эмоционального развитие событий в соответствии с каждой предложенной моделью.
Игра «Что нужно человеку в путешествии по миру».
Цель: обогащение представлений ребенка о потребностях человека. Организация игры: набор карточек с изображением потребностей человека (в набор карточек включается изображение предметов необходимых для удовлетворения биологических, эстетических, познавательных, нравственных, материальных потребностей человека). Игровые поля, на которых изображены путешествия по морю, космос, горы.
Вариант 1.Игровые действия: из предложенных карточек выбрать только те которые нужны человеку в путешествии. В соответствии с предложенной ситуацией.
Вариант 2.Игровые действия: увеличение карточек ситуаций с более сложными сюжетами путешествий.
Вариант 3. « Быль и небылица». Игровые действия: в предлагаемой ребенку ситуации все перепутано, ребенок анализирует ситуации и объясняет, что необходимо сделать человеку.
Вариант 4. Игровые действия: Передвигаясь по маршруту с помощью выкладывания карточек с изображением важных потребностей, каждый ребенок делает ход по очереди. Маршрут выкладывается по типу игры в домино.
Сюжетно-дидактическая игра «Город». Если осваиваются представления о Петербурге, то игра может быть названа «Петербуржец».
Цель: закрепление и уточнение знаний ребенка о людях разного пола. Организация игры: Схемы-модели жилых домов разных по архитектуре, и назначению. Плоскостные куклы с изображением людей разного возраста и пола.
Вариант 1.Игровые действия: игра с плоскостными фигурами и моделями домов в «семью».
Вариант 2.Игровые действия: игра с плоскостными фигурами и макетами домов и производственных зданий по темам профессий человека.
Вариант 3.Игровые действия: составление и распределение «семей» по исторически-возрастному признаку в соответствующих домах.
Таким образом, разработанные игры позволяют ребенку с интересом осваивать представления о человеке, которые составляют основное содержание образовательной области «Познание» и основу для обогащения единой картины мира детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kmdjdf.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т.С. Наговицына
ГБДОУ №10 Московского района Санкт-Петербурга
Данная статья написана по материалам выпускной квалификационной работы, выполненной под руководством Ивченко Т.А., ассистента кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Современное дошкольное образование модернизируется с позиций гуманистического подхода к пониманию сущности развития дошкольника, ценности периода детства. По мнению С.Г. Вершловского, гуманистическая направленность образования достигается, когда в роли системообразующего фактора предстает человек в его взаимосвязи с миром.
И.А. Колесникова отмечает, что ведущей идеей гуманистической системы образования является идея созидания человека. Она считает, что овладение детьми информацией, касающейся проблемы человека, его развития является критерием того, что гуманистические процессы действительно прогрессируют.
Включение знаний о человеке, его взаимосвязях с миром в содержание современного образования является одним из условий достижения гуманистической направленности педагогики и развития у ребенка целостного взгляда на проблему взаимодействия человека с миром.
Обратимся к пониманию сущности человека. В современной науке сохраняется противоречивость подходов к понятию человек.
Биологический подход распространен в основном в биологических науках, где человек рассматривается как представитель рода Homo sapiens, наделенный жизненными силами и имеющий признаки живого, общие для всей живой материи. Его связь с окружающей средой проявится в форме обмена веществ и энергии. В рамках данного подхода устанавливается видовое отличие человека от других живых существ.
Дальнейшее развития представления о человеке шло в рамках комплексного подхода к его изучению. Б.Г. Ананьев (1980) настаивал на исследовании человека как целостности и определил его как комплексное. Комплексный подход к изучению человека опирается на представлении о его биосоциальном единстве, о неразрывности и одновременно не слиянии социальной сущности и биологической природы человека.
Биосоциальная сущность человека рассматривается сейчас фактически во всех науках. Человек биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственном самосознанием. (Н.Ф. Реймерс популярный биологический словарь. М.1991г.).
В трудах М.С. Кагана рассматривается триединая сущность человека на основе четырехчленного разделения основных форм бытия (природа – общество – человек - культура). Человек, таким образом, представляет собой биосоциокультурное единство. Поскольку культура включает в себя человека, формирует его, в силу чего он становится носителем культуры, а затем, в свою очередь воздействует на нее, обогащает, то есть оказывается ее творцом.
Основываясь на приводимых аргументах, можно сделать вывод о том, что современные представления о человеке носят интегративный характер, где человек это существо, воплощающие в себе природное, социальное, духовное, культурное и исторические начала.
Содержанию и технологии освоения представлений о человеке детьми дошкольного возраста посвящены многие исследования (С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Л.И. Пономарева, Е.В. Рылеева, Т.А. Ивченко).
В процессе поиска технологий освоения детьми дошкольного возраста представлений о человеке выделяется игровой метод, как один из наиболее адекватных методов работы с дошкольниками.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Теоретик дошкольного воспитания Е.А. Аркин выделял значимость игры для ребенка и писал, что она для ребенка: и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых, и источник радости. Психолог З.М. Богуславская в своих исследованиях обосновывает значение дидактической игры как основной формы учения дошкольников. Отмечает, что лишь на основе игры возникает возможность сознательного обучения. Целесообразность использования игры в обучении детей старшего дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр.
Исследователи Е.И. Удальцова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко и др. изучили возможности использования игры в педагогическом процессе детского сада. Специфика дидактической игры как обучающей заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми и учебные задачи. Установлено, что любое произвольное изменение структурных элементов игры (смещение акцента с игровых на учебные задачи, нарушение правил, ограничение игровых действий и тому подобное) ведет к превращению ее в систему упражнений, что снижает эффективность. Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее занимательности под натиском учебных задач, направленность главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не сообщение им новой информации побуждает расширить поиск связей обучения дошкольников с игрой.
А.Н. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры- путешествия, игры- поручения, игры- предложения, игры- загадки, игры- беседы. Самое главное заключается в том, что бы игра органически сочеталась с серьезным напряженным трудом, не отвлекала от учения, а наоборот способствовала интенсификации умственной работы. В соответствии с этим, Р.И. Жуковская, А.Н. Фролова, Н.Я. Михайленко, В. Р. Беспалова Е.И. Удальцова разработали систему дидактических игр. Сегодня дидактической игре возвращается роль самостоятельной формы обучения. Это возможно в связи с реализацией принципа автодидактизма, который был широко распространен в образовательной системе М. Монтессори, Е.И. Тихеевой. Сущность автодидактизма игры заключается в том, что в процессе игры, ребенку представляется возможность проверить правильность решения.
Игра рассматривается как элемент развивающей среды (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, В.П. Петровский и др.). Игры для детей дошкольного возраста должны быть многофункциональными, комбинаторными, вариативными, способствовать возникновению и поддержанию познавательных интересов дошкольников.
Технология использования дидактической игры, как средства освоения представлений о человеке детьми старшего дошкольного возраста включают три этапа:
Подготовительный этап: Дидактические игры требуют уже некоторого опыта представлений детей старшего дошкольного возраста о человеке, поэтому в ходе данного этапа проводится наблюдения и самонаблюдения (с использованием зеркала) с целью первичного накопления представлений о человеке. Кроме того, воспитатель использует беседу с детьми с целью уточнения и расширений этих представлений.
На первом этапе: Реализуется принцип опережающего характера содержания образования. В предметно-развивающую среду помещается игра, с помощью которой дети могут опробовать свои возможности в самостоятельном освоении представлений о человеке. На этом этапе используется самый простой вариант игры. Игра выкладывается на видное место в зоне познавательного развития. Позиция педагога: наблюдатель, его роль заключается в изготовлении игры и привлечении к ней внимания детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе: Происходит ознакомление детей старшего дошкольного возраста с теми или иными знаниями о человеке во взаимодействии с воспитателем. Дети вместе с воспитателем осваивают все варианты игры. Позиция педагога: организатор деятельности детей старшего дошкольного возраста. В ходе проигрывания вариантов игр педагог включается в беседу с детьми с целью обогащения их представлений о человеке.
На третьем этапе: В самостоятельной деятельности происходит обогащение опыта ребенка старшего дошкольного возраста в ходе игр. Позиция педагога: наблюдатель и помощник.
Приведем примеры некоторых дидактических игр.
Игра «Портрет человека».
Цель: обогащение представлений детей об особенностях внешнего вида и индивидуального своеобразия человека. Организация игры: игра может проводиться как индивидуальная и как коллективная. Игровой материал содержит контур портрета человека и части, из которых можно сложить изображение. Имеются готовые портреты, которые ребенок может использовать как образец в первом варианте игры. Различные основы для портрета: рамочки, силуэт окна, зеркало. Ребенок может подбирать различные по цвету волосы, глаза, форму носа и губ, форму лица, вид подбородка и лба.
Вариант 1.Игровые действия: Составление портрета человека, используя все предложенные фрагменты, с использованием готовых портретов-подсказок. Ребенок может выбрать форму рамочки или другой фон.
Вариант 2. «Путаница». Игровые действия: Выкладывание недостающих деталей в изображении портрета. Исправление неправильного расположения частей, в том числе и по пропорциям.
Вариант 3. «Фоторобот». Игровые действия: Составление портрета человека по описанию с учетом индивидуальных особенностей внешнего вида человека, которое дает взрослый. Составление портрета ребенком и затем его словесное описание. Сравнение двух портретов с эстетической точки зрения или по памяти.
Игра «Вместе с другими веселимся и грустим».
Цель: развитие умения видеть эмоциональное состояние человека в зависимости от ситуации.
Организация игры: Игра может быть как индивидуальной, так и подгрупповой. Игровое поле с изображением различных ситуаций во взаимоотношениях между людьми; модели эмоциональных состояний на отдельных карточках. Игра функционирует по типу игры-маршрута, в котором количество шагов по игровому полю определяется с помощью игрового кубика.
Вариант 1.Игровые действия: «Найди ошибку» анализ ситуаций и эмоциональных состояний; выявление ошибки в расположении моделей эмоций, ее исправление.
Вариант 2.Игровые действия: На игровом поле изображены ситуации взаимоотношений между людьми в городе. Путешествуя по выделенному маршруту, дети выполняют задания: либо подбирают пиктограмму эмоционального состояния человека, или, используя цветовое обозначение светофора, оценивают ситуацию (зеленый цвет-это хорошо, красный цвет – так делать нельзя, желтый цвет - действуй осторожно).
Вариант 3.Игровые действия варианта №2 дополняются прогнозированием эмоционального развитие событий в соответствии с каждой предложенной моделью.
Игра «Что нужно человеку в путешествии по миру».
Цель: обогащение представлений ребенка о потребностях человека. Организация игры: набор карточек с изображением потребностей человека (в набор карточек включается изображение предметов необходимых для удовлетворения биологических, эстетических, познавательных, нравственных, материальных потребностей человека). Игровые поля, на которых изображены путешествия по морю, космос, горы.
Вариант 1.Игровые действия: из предложенных карточек выбрать только те которые нужны человеку в путешествии. В соответствии с предложенной ситуацией.
Вариант 2.Игровые действия: увеличение карточек ситуаций с более сложными сюжетами путешествий.
Вариант 3. « Быль и небылица». Игровые действия: в предлагаемой ребенку ситуации все перепутано, ребенок анализирует ситуации и объясняет, что необходимо сделать человеку.
Вариант 4. Игровые действия: Передвигаясь по маршруту с помощью выкладывания карточек с изображением важных потребностей, каждый ребенок делает ход по очереди. Маршрут выкладывается по типу игры в домино.
Сюжетно-дидактическая игра «Город». Если осваиваются представления о Петербурге, то игра может быть названа «Петербуржец».
Цель: закрепление и уточнение знаний ребенка о людях разного пола. Организация игры: Схемы-модели жилых домов разных по архитектуре, и назначению. Плоскостные куклы с изображением людей разного возраста и пола.
Вариант 1.Игровые действия: игра с плоскостными фигурами и моделями домов в «семью».
Вариант 2.Игровые действия: игра с плоскостными фигурами и макетами домов и производственных зданий по темам профессий человека.
Вариант 3.Игровые действия: составление и распределение «семей» по исторически-возрастному признаку в соответствующих домах.
Таким образом, разработанные игры позволяют ребенку с интересом осваивать представления о человеке, которые составляют основное содержание образовательной области «Познание» и основу для обогащения единой картины мира детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Картотека дидактических игр по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
В данной картотеке собраны игры, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Игры способствуют формированию у детей основ здорового образа жизни . Разовьют познавательные интересы....
Картотека дидактических игр по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста....
План взаимодействия с родителями в соответствии с темой: «Использование методов проектов в формировании представления экосистемы «Лес» у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребитель...
Картотека дидактических игр по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Литература Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ Творческий Центр Москва 2006Мартынова Е.А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство&raqu...