ВОЗДУХ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

развиваем представление детей о роли воздуха через опыты, развиваем представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет запаха). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи: развиваем представление детей о роли воздуха через опыты, развиваем представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет запаха). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. 

Материал: 1опыт: тазик, вода, лодочки.

2 опыт: стаканчики (одноразовые)  , вода, трубочка.

3 опыт: стакан, вода, картон.

4 опыт: полиэтиленовые пакетики, цветной картон.

5 опыт: фрукты (яблоко, апельсин, лук, лимон).  

Ход занятия.

Разминка: "Ласковое слово"

Воспитатель:   У кого большая шляпа?

                         Кто бездельник и растяпа?

                         Кто хвастун, болтун, зазнайка?

                        Знают все, малыш ... (НЕЗНАЙКА).

Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришёл Незнайка.

Незнайка: С добры утром ребятишки , девчонки и мальчишки! мне задали загадку. Он лёгкий, прозрачный, вокруг нас? Я хочу вместе с вами разгадать эту загадку!

Воспитатель: чтобы отгадать эту загадку, мы с вами отправимся в путешествие.

Воспитатель: Незнайка ты бы с нами не хотел отправиться в путешествия.

Незнайка: я люблю путешествовать, кто со мной?

Дети: мы, а на чем мы будим путешествовать?

Воспитатель: путешествовать мы будем на лодочках. Подойдите ко мне. (дети подходят к тазику с водой, делают вид посадки). А как вы думаете, чтобы лодочка поплыла, что нам надо сделать?

Дети: подуть.

Воспитатель: Правильно, подуть. Давайте сначала потренируемся. (делаем глубокий вдох носом, губки делаем трубочкой и сильно выдуваем – артикуляционная гимнастика).

Дети дуют на лодочки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему лодочка поплыла? Что её толкает?

Дети: мы подули на лодочку, подул ветер.

Воспитатель: Правильно, ветер это-движение воздуха. А откуда у нас взялось движение воздуха?

Незнайка: мы подули и произошло движение воздуха

Воспитатель: (Убирает лодочки.) Ребята давайте посмотрим, что произойдёт, если мы подуем на воду?

Дети: образуются волны.

Воспитатель: Правильно, волны. Мы дуем на воду, и как будто-это ветер, а ветер – это движение воздуха.  А  как вы думаете, что надо сделать, чтобы образовались пузырьки на воде?  

Дети: надо подуть через трубочку в воду.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Возьмём трубочку, опустим в воду и подуем. Появились пузырьки?

Дети: да.

Воспитатель: правильно, пузырьки на воде образуются, если воздух вдувать в воду. Пузырьки – это воздух

Незнайка: вы знаете, я вам тоже хочу рассказать один секрет! Ребята, расскажите мне, кто живёт в воде?  

Дети: рыбы, киты, дельфины (незнайка, выслушивает все ответы, корректирует их).

Незнайка:  А чем дышат рыбы ?

Воспитатель: Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Для дыхания они применяют специальный орган-жабры

Незнайка: Давайте я вам покажу фокус!

Эксперимент «вода в стакане»

Незнайка: Что это?

Дети: Это стакан.

Незнайка: В стакане что-то есть?

Дети: Ничего нет. Стакан пустой.

Незнайка: Вы уверены? Давайте хорошенько подумайте?

Дети: В стакане воздух.

Незнайка: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Незнайка: Давайте, проверим, правда, это или нет.(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой)

Незнайка: что произойдёт, если стакан перевернуть?

Дети: Вода  выльется.

Незнайка: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: там воздух.

Незнайка: правильно, на лист бумаги давит воздух, он прижимает воду к краям стакана и не даёт ей вылиться.          

Воспитатель:  ребята, а что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг.  Я воздуха не вижу.  А вы  видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение» 

Воспитатель показывает, как веером обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха.  Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Эксперимент с пакетиком

Воспитатель: ребята, давайте еще поиграем, для этого мне понадобятся пакетики (набрать в пакетик воздуха и завязать его). Какой стал пакетик?

Дети: упругий, легкий

Воспитатель: Правильно, а теперь смотрите (поочередно, подставлять картон разного цвета). Воздух в пакетике, какой?

Дети: прозрачный.

Воспитатель: правильно еще один секрет воздуха – он прозрачный.

 Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. 

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки) и раскладывает их в разные мисочки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давайте закроем глаза, и вы по запаху определи, что я показываю?

Незнайка: ребята, посмотрите, у меня есть картинки, их надо собрать, помогите мне, пожалуйста.

Дети собирают картинки.

Воспитатель: посмотрите внимательно, чем они отличаются?

Дети: на одной картинке завод с трубами, а на другой красивый двор.

Незнайка: На какой улице ты бы хотел жить и почему?

Дети: (на второй), потому что на картинке первой есть трубы, которые выпускают вредные пары и воздух загрязняется, которым мы дышим.

Воспитатель: правильно! А  почему вы не хотите жить там, где трубы?

Дети: трубы выпускают грязный дым, который портит воздух.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, к чему это может привести?

Дети: к гибели всего живого.

Воспитатель: правильно ребята, и мы послушаем стихотворения о воздухе, которое прочтут наши дети.

1 ребенок:  Он – прозрачный невидимка,

                    Легкий и бесцветный газ

                    Невесомою косынкой

                    Он окутывает нас.

2 ребенок:   Он в лесу, густой, душистый

                     Как целительный настой

                     Пахнет свежестью смолистой,

                     Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок:   Летом он бывает теплым,

                     Веет холодом зимой

                     Когда иней лег на стекла

                     Пышной белой бахромой

4 ребенок: Мы его не замечаем

                    Мы о нем не говорим

                    Просто мы его вдыхаем

                    Ведь он нам необходим.

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу, нам с вами пора возвращается. Давайте сядем в лодочки и поплывем в детский сад.  Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух?

Дети: Движение воздуха – это ветер,  он прозрачный, он вокруг нас и немеет запаха, мы дышим им.

Воспитатель: Помогли мы Незнайке узнать ответ на его загадку?

Дети: да.

Незнайка: Спасибо ребята! Я вам приготовил подарочки, вы мне очень помогли ,  я с вами путешествовал и много узнал о воздухе! До свидания!

Дети: прощаются с Незнайкой.

 Воспитатель: мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Мы живем в нем и дышим им. Наше занятие окончено.

«Путешествие с Незнайкой»

Занятие в старшей группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...