народные традиции
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Лещева Марина Ивановна

Формировать у  детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_derevyannaya_lozhka_ml.gr_.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

во II младшей группе по поликультурному воспитанию  на тему:

«Хохломская роспись. Деревянные ложки».

Цель: Формировать у  детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре.

Программное содержание:

Познавательное развитие: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

Речевое развитие: развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Социально-коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности,

Физическое развитие: обогащение  двигательного опыта детей.

Художественно-эстетическое развитие: учить двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения с первыми звуками музыки, уметь выполнять движения.

Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:

Любознательные и активные – отличаются высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел;

Эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Овладевшие средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками – используют личностную форму общения. С удовольствием участвуют в коллективных делах: способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату.

Имеющие первичные представления о себе, семье, обществе.

Материал: Деревянные ложки, кукольный театр, заготовки для рисования по  количеству детей, ватные палочки, краски,  аудиозапись народных песен.

Описание деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

Трудная загадка, а ответ у меня находится в «Волшебном мешочке».

Дидактическая игра «Определим на ощупь».

Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке. (Деревянная ложка)

Воспитатель: Ребята, ложка упоминается так же и в пословицах, и в поговорках.

Давайте вспомним их:

- «Дорога ложка к обеду».

- «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать».

Воспитатель: Так же о ложках говорится в русских потешках:

Сел сверчок на шесток,

Таракан в уголок,

Сели – посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки –

Вытянули ножки,

Услыхали калачи –

Попрыгали с печи.

Да давай подпевать.

Воспитатель: Посмотрите, все ложки изукрашены узорами, одна на другую не похожа. Ложки эти необычные – все они деревянные. Раньше на Руси только такие ложки и были, металлические современные появились на много позже. Изготовление деревянной ложки – дело не простое, а хотите узнать, как мастера - ложечники их изготавливали в старину?

Воспитатель: Посмотрите на эти деревянные брусочки – называются они баклуши – это заготовки под будущие ложки. Считалось, что это очень простое дело и больших усилий не требует, отсюда и взялась поговорка «Бить баклуши», что означает ничего не делать. Баклуши высушивались и попадали в руки мастера. В руках мастера  быстро превращалась в гладкую, удобную деревянную ложку. Ее шлифовали, вываривали в молоке, и ложка была готова к употреблению. Но она была обыкновенная, не красивая. Долгими зимними вечерами девушки мастерицы наносили узоры на деревянную ложку. Вспоминали они летнее солнышко, цветочки лазоревые, травушку – муравушку, ягодки янтарные и получалась ложка красоты необыкновенной. Покрывали ее лаком и несли на весеннюю ярмарку. Такой ложкой можно было не только щи хлебать, но и  играть.

Воспитатель: А сейчас мы с вами покажем сказку «Теремок» с использованием деревянных ложек.

Рассказывание сказки с показом кукольного театра.

Воспитатель: Ребята, издавна ложками не только ели, но и играли на них. И сейчас деревянная ложка является музыкальным инструментом. Музыкантов, которые играют на деревянных ложках, называют ложкарями. Я  предлагаю вам поиграть на деревянных ложках и потанцевать.

Музыкальная пауза «Ложки деревянные».

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим деревянные ложки. (Давать каждому ложку).

Чем они украшены? Каким узором?

Дети: Цветочками, ягодками, листочками.

Воспитатель: Да. Такие красивые ложки расписывают мастера-художники. Эта роспись называется хохломской. Кажется, что ложка расписана золотыми красками. Не зря эту роспись еще называют «золотой хохломой».

Воспитатель: Ребята, хотите стать художниками и расписать свои ложки?

Детям предлагается с помощью ватных палочек и гуашевых красок закончить рисунок (нарисовать ягодки и листики ватными палочками).

Воспитатель: Какие красивые ложки получились!

Давайте на них полюбуемся.

Итог:

Воспитатель: Ребята, что вы узнали о деревянных ложках?

Дети: Ложками едят.

На деревянных ложках играют.

Деревянные ложки расписывают мастера-художники.

Воспитатель:  Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по- наследству: от отца к сыну и так далее. Ложка являлась семейной ценностью. Поэтому деревянная ложка является частью нашей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...