Грибы
проект по окружающему миру
Современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Они неплохо знают растения и животных других стран, но гораздо хуже тех, кто обитают рядом с ним. Эффективно изучать природу в процессе проектно - исследовательской деятельности, так как участие в ней становится для детей способом удовлетворения творческих способностей. Оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Клюевская СОШ»
Дошкольные группы
Проект по экологии
«Грибы»
Воспитатель: Перевозникова О.Н.
2019 г.
Актуальность:
Как сделать так, чтобы ребята чувствовали себя на природе в безопасности, чтобы природа чувствовала себя в безопасности от гостей? К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показывает практика, они неплохо знают растения и животных других стран, но гораздо хуже тех, кто обитают рядом с ними. А о правилах безопасного поведения редко задумываются даже взрослые. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается с раннего дошкольного возраста, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, грибов, ягод.
Мы считаем, что эффективнее изучать природу в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в ней становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру, но и знакомятся с элементарными правилами безопасного поведения в природе.
Начать экологическое образование детей мы решили с проекта «Грибы». Прежде всего, это решение продиктовано определёнными задачами в процессе исследования. Масштаб задач в группах различен, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей (это дети первых и вторых младших групп, а также одной разновозрастной средней группы), и, конечно, уровнем педагогического мастерства воспитателей в коллективе.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Проведено ряд методических мероприятий.
Консультации по темам:
- «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
- «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».
Семинары-практикумы:
- «Разработка групповых проектов на основе проектно -исследовательской деятельности;
- «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения».
Тренинг. «Участие в проектной деятельности».
Педагогический совет. «Речь и речевое общение». Защита авторских проектов.
Конференция. «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».
Метод проектов эффективно проявил себя в осуществлении кадровой политики: деятельность всех служб строится на проектной основе, что подготовило почву для плодотворной, сплочённой, творчески-поисковой деятельности всего коллектива.
Воспитателям была предложена примерная схема осуществления проекта «Грибы», на основании которой в каждой возрастной группе был разработан свой проект по данной теме с планом презентации продукта деятельности по итогам проекта.
План осуществления проекта «Грибы»
Образовательные области | Виды детской деятельности | Работа со специалистами | Работа с родителями |
«Физическое развитие» | Подвижные и хороводные игры, тематическая утренняя гимнастика, комплексное физкультурное занятие | воспитатель | Помощь родителей в сборе информации (фотоматериалы, актуальный семейный опыт) |
Дидактические игры, кроссворды, пиктограммы | воспитатель | Стендовая информация для родителей | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Игровые задания, комплексные занятия, КВН | , воспитатель | Информация для родителей |
Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, психологические этюды | воспитатель | Сбор информации (в разнообразных формах) | |
«Труд» | Трудовые поручения, подвижные, сюжетно-ролевые игры | воспитатель | Помощь родителей в изготовлении пособий |
«Познавательное развитие» ФЭМП, исслед. деят-ть) | Комплексные тематические поисковые занятия, дидактические игры, загадки, кроссворды, пиктограммы | воспитатель | Тематический досуг (в форме КВНа или развлечения) |
«Социально-коммуникативное развитие» | Комплексные тематические занятия, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность | Музыкальный руководитель, воспитатель | Тематическое родительское собрание |
«Речевое развитие» | Использование художественного слова | воспитатель | Информация для родителей |
«Художественноэстетическое развитие» | Посещение выставок, игровые занятия, деятельность детей по интересам | воспитатель | Сотворчество родителей и детей |
«Художественно-эстетическое развитие» | Разучивание, слушание песен, просмотр музыкальных сказок | Музыкальный руководитель | Информация для родителей |
Продукт проектной деятельности | МЛАДШИЙ дошкольный возраст — создание альбомов «Грибы», подготовка театрализованных этюдов, комплексное тематическое поисковое занятие. СРЕДНИЙ дошкольный возраст — создание «энциклопедий», детских книг, стенгазеты, коллажей, сочинение сказок от имени природных объектов, организация тематической выставки, концерта, досуга. |
Осуществляя проект «Грибы», педагог проводит данную тему через все образовательные области: «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Реализация проекта осуществляется не только в работе с детьми, но и с родителями, педагогами.
Основные формы и методы экологической работы, используемых в проекте «Грибы» в группах:
- комплексное тематическое поисковое занятие с продуктом деятельности;
- создание альбома «Грибы» (рисунки, фото, стихи); театрализованный этюд;
- уроки доброты;
- обсуждение и обыгрывание экологических ситуаций;
- создание «Энциклопедии» (подбор материала научного характера, кроссворды, задания, лабиринты, использование ручного труда и т. д.);
- создание детской книги (рисунки, фото, весёлые истории);
- сочинение сказок от имени природных объектов;
- экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревнования, игры-путешествия);
- экологические тренинги;
- совместные досуги и развлечения с родителями;
- тематическая минутка эмоциональной разгрузки «Путешествие в лес», автор — педагог-психолог Я. Д. Першина.
Тематическая минутка эмоциональной разгрузки «Путешествие в лес» с элементами визуализации
Задачи
обучающие:
- формировать у детей интерес к познавательной деятельности;
развивающие:
- развивать координацию движений; способствовать снятию психоэмоционального напряжения;
воспитательные:
- воспитывать групповую сплочённость.
Материал:
обруч с прикреплёнными к нему лентами, корзинка с муляжами грибов, аудиозапись «Голоса лесных птиц».
Ход тематической минутки
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу.
Для начала дружно встали, Ведь сидеть уже устали. Не пора ль размять нам тело? Посмотрите вправо,
(поворот с наклоном вправо)
Влево,
(поворот с наклоном влево)
А тому, с кем вы стоите, Нежно в глазки загляните.
(Наклон вперёд, руки сложить под подбородком.)
А теперь направим шествие Мы в лесное путешествие.
(Ходьба по кругу.) Ждёт уже нас паровоз, Паровоз гудок даёт. Ту-ту.
Ведущий встаёт в центр обруча, поднимает его, держа в руках (машинист) и предлагает ребятам взяться за ленточки (занять посадочные места на паровозе). Ведущий вращается вокруг себя в обруче, а дети, держась за ленточки, бегут по кругу.
Ведущий. Вот мы приехали в лес.
По тропинке мы идём, Раз — грибочек соберём, Два — грибочек соберём, Три — грибочек соберём.
(Выполнение приседаний под счёт.) Пусть немного мы устали, Зато грибы в корзинку собрали.
— Давайте присядем на полянку, немного отдохнём и посмотрим, какие же грибы мы собрали.
Ведущий вынимает из корзинки муляжи грибов, а дети их называют.
— Красные и белые, лисички загорелые. Правильно, мы собрали сегодня с вами только съедобные грибы, а поганки и мухоморы кто-нибудь собрал в корзинку? Почему? (Ответы детей.)
— А сейчас сядьте поудобнее, закройте глазки и послушайте, как чудесно поют лесные птицы. Сегодня ясный солнечный день, мы сидим на мягкой, зелёной травке, вокруг нас — высокие, стройные деревья: берёзки, ёлочки, рябинки. Тихо звенят комарики, воздух мягкий и тёплый. Мы вдыхаем этот воздух глубоко и медленно выдыхаем... Вдыхаем и выдыхаем... Усталость проходит, становится легко-легко... (Текст необходимо произносить в медленном темпе, спокойным, ровным голосом). А теперь можно открыть глазки.
— Наше путешествие по осеннему лесу подошло к концу. Пришла пора возвращаться в детский сад.
Ждёт уже нас паровоз.
Паровоз гудок даёт. Ту-ту.
Примерная схема осуществления проекта
«Грибы»
Группа …………………………..
Воспитатель (и)……………………………
Тема………………………………………..
Цель:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей; творческого воображения; творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Задачи обучения по теме:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности по теме «Грибы»;
- приобщать детей к процессу познания: учить отличать и называть по внешнему виду съедобные и несъедобные грибы;
- знакомить с некоторыми грибами данной местности (маслята, лисички и др.);
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
поиск различных средств достижения цели
Совершенствование психических процессов по теме:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Литература
- Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ — М. : АРКТИ, 2010.
- Педагогическое проектирование: теория и практика / под ред. Л. П. Качаловой, Е. В. Телеевой. — Шадринск, 2005.
4 Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. — М„ 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.
Материал для познавательного развития детей старшего возраста....
Учебно- методическое пособие"- По грибы старик собрался, а в грибах не разбирался"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6680968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 300px; height: 188px;","width":"480"}}]][[{"type":"media",...
Методические разработки по теме "Грибы" : "Чудо-грибы"
Методические разработки воспитателя старшей и подготовительной групп дошкольного образовательного учреждения по теме "Грибы"....
Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов
Конспект занятия для старшей группы детского сада. Данное занятие позволяет детям научиться отличать съедобные грибы от несъедобных, напоминает о правилах поведения в лесу....
Конспект НОД для детей старшей группы на тему: Грибы НОД "ГРИБЫ-ГРИБОЧКИ"
познакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов...
Статья на тему .Грибы наших лесов.Знакомство детей с грибами.
Статья о грибах наших лесов.Как знакомить детей с грибами используемые методы, приёмы....