Грибы
проект по окружающему миру

Ольга Николаевна Перевозникова

Современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Они неплохо знают растения и животных других стран, но гораздо хуже тех, кто обитают рядом с ним. Эффективно изучать природу в процессе проектно - исследовательской деятельности, так как участие в ней становится для детей способом удовлетворения творческих способностей. Оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюевская СОШ»

Дошкольные группы

Проект по экологии

«Грибы»

                                                                                         Воспитатель: Перевозникова О.Н.

2019 г.

Актуальность:

Как сделать так, чтобы ребята чувствовали себя на природе в безопасности, чтобы природа чувствовала себя в безопасности от гостей? К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой.  Как показывает практика, они неплохо знают растения и животных других стран, но гораздо хуже тех, кто обитают рядом с ними. А о правилах безопасного поведения редко задумываются  даже взрослые. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается с раннего дошкольного возраста, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, грибов, ягод.

Мы считаем, что эффективнее изучать природу в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в ней становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Участники проекта получают не только новые знания, приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру, но и знакомятся с элементарными правилами безопасного поведения в природе.

Начать экологическое образование детей мы решили с проекта «Грибы». Прежде всего, это решение продиктовано определёнными задачами в процессе исследования. Масштаб задач в группах различен, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей (это дети первых и вторых младших групп, а также одной разновозрастной средней группы), и, конечно, уровнем педагогического мастерства воспитателей в коллективе.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Проведено ряд методических мероприятий.

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».

Семинары-практикумы:

  • «Разработка групповых проектов на основе проектно -исследовательской деятельности;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения».

Тренинг. «Участие в проектной деятельности».

Педагогический совет. «Речь и речевое общение». Защита авторских проектов.

Конференция. «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

      Метод проектов эффективно проявил себя в осуществлении кадровой политики: деятельность всех служб строится на проектной основе, что подготовило почву для плодотворной, сплочённой, творчески-поисковой деятельности всего коллектива.

Воспитателям была предложена примерная схема осуществления проекта «Грибы», на основании которой в каждой возрастной группе был разработан свой проект по данной теме с планом презентации продукта деятельности по итогам проекта.

План осуществления проекта «Грибы»

Образовательные области

Виды детской деятельности

Работа со специалистами

Работа с родителями

«Физическое развитие»

Подвижные и хороводные игры, тематическая утренняя гимнастика, комплексное физкультурное занятие

воспитатель

Помощь родителей в сборе информации (фотоматериалы, актуальный семейный опыт)

Дидактические игры, кроссворды, пиктограммы

воспитатель

Стендовая информация для родителей

«Социально-коммуникативное развитие»

Игровые задания, комплексные занятия, КВН

, воспитатель

Информация для родителей

Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, психологические этюды

воспитатель

Сбор информации (в разнообразных формах)

«Труд»

Трудовые поручения, подвижные, сюжетно-ролевые игры

воспитатель

Помощь родителей в изготовлении пособий

«Познавательное развитие» ФЭМП, исслед. деят-ть)

Комплексные тематические поисковые занятия, дидактические игры, загадки, кроссворды, пиктограммы

воспитатель

Тематический досуг (в форме КВНа или развлечения)

«Социально-коммуникативное развитие»

Комплексные тематические занятия, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность

Музыкальный руководитель, воспитатель

Тематическое родительское собрание

«Речевое развитие»

Использование художественного слова

воспитатель

Информация для родителей

«Художественноэстетическое развитие»

Посещение выставок, игровые занятия, деятельность детей по интересам

воспитатель

Сотворчество родителей и детей

«Художественно-эстетическое развитие»

Разучивание, слушание песен, просмотр музыкальных сказок

Музыкальный руководитель

Информация для родителей

Продукт проектной деятельности

МЛАДШИЙ дошкольный возраст — создание альбомов «Грибы», подготовка театрализованных этюдов, комплексное тематическое поисковое занятие.

СРЕДНИЙ дошкольный возраст — создание «энциклопедий», детских книг, стенгазеты, коллажей, сочинение сказок от имени природных объектов, организация тематической выставки, концерта, досуга.

Осуществляя проект «Грибы», педагог проводит данную тему через все образовательные области: «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Реализация проекта осуществляется не только в работе с детьми, но и с родителями, педагогами.

Основные формы и методы экологической работы, используемых в проекте «Грибы» в группах:

  • комплексное тематическое поисковое занятие с продуктом деятельности;
  • создание альбома «Грибы» (рисунки, фото, стихи); театрализованный этюд;
  • уроки доброты;
  • обсуждение и обыгрывание экологических ситуаций;
  • создание «Энциклопедии» (подбор материала научного характера, кроссворды, задания, лабиринты, использование ручного труда и т. д.);
  • создание детской книги (рисунки, фото, весёлые истории);
  • сочинение сказок от имени природных объектов;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревнования, игры-путешествия);
  • экологические тренинги;
  • совместные досуги и развлечения с родителями;
  • тематическая минутка эмоциональной разгрузки «Путешествие в лес», автор — педагог-психолог Я. Д. Першина.

Тематическая минутка эмоциональной разгрузки «Путешествие в лес» с элементами визуализации

Задачи

обучающие:

  • формировать у детей интерес к познавательной деятельности;

развивающие:

  • развивать координацию движений; способствовать снятию психоэмоционального напряжения;

воспитательные:

  • воспитывать групповую сплочённость.

Материал:

обруч с прикреплёнными к нему лентами, корзинка с муляжами грибов, аудиозапись «Голоса лесных птиц».

Ход тематической минутки

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу.

Для начала дружно встали, Ведь сидеть уже устали. Не пора ль размять нам тело? Посмотрите вправо,

(поворот с наклоном вправо)

Влево,

(поворот с наклоном влево)

А тому, с кем вы стоите, Нежно в глазки загляните.

(Наклон вперёд, руки сложить под подбородком.)

А теперь направим шествие Мы в лесное путешествие.

(Ходьба по кругу.) Ждёт уже нас паровоз, Паровоз гудок даёт. Ту-ту.

Ведущий встаёт в центр обруча, поднимает его, держа в руках (машинист) и предлагает ребятам взяться за ленточки (занять посадочные места на паровозе). Ведущий вращается вокруг себя в обруче, а дети, держась за ленточки, бегут по кругу.

Ведущий. Вот мы приехали в лес.

По тропинке мы идём, Раз — грибочек соберём, Два — грибочек соберём, Три — грибочек соберём.

(Выполнение приседаний под счёт.) Пусть немного мы устали, Зато грибы в корзинку собрали.

— Давайте присядем на полянку, немного отдохнём и посмотрим, какие же грибы мы собрали.

Ведущий вынимает из корзинки муляжи грибов, а дети их называют.

— Красные и белые, лисички загорелые. Правильно, мы собрали сегодня с вами только съедобные грибы, а поганки и мухоморы кто-нибудь собрал в корзинку? Почему? (Ответы детей.)

— А сейчас сядьте поудобнее, закройте глазки и послушайте, как чудесно поют лесные птицы. Сегодня ясный солнечный день, мы сидим на мягкой, зелёной травке, вокруг нас — высокие, стройные деревья: берёзки, ёлочки, рябинки. Тихо звенят комарики, воздух мягкий и тёплый. Мы вдыхаем этот воздух глубоко и медленно выдыхаем... Вдыхаем и выдыхаем... Усталость проходит, становится легко-легко... (Текст необходимо произносить в медленном темпе, спокойным, ровным голосом). А теперь можно открыть глазки.

— Наше путешествие по осеннему лесу подошло к концу. Пришла пора возвращаться в детский сад.

Ждёт уже нас паровоз.

Паровоз гудок даёт. Ту-ту.

Примерная схема осуществления проекта

«Грибы»

Группа …………………………..        

Воспитатель (и)……………………………        

Тема………………………………………..

Цель:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей; творческого воображения; творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Задачи обучения по теме:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности по теме «Грибы»;
  • приобщать детей к процессу познания: учить отличать и называть по внешнему виду съедобные и несъедобные грибы;
  • знакомить с некоторыми грибами данной местности (маслята, лисички и др.);
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

поиск различных средств достижения цели

Совершенствование психических процессов по теме:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  •  развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.

Литература

  • Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ — М. : АРКТИ, 2010.
  • Педагогическое проектирование: теория и практика / под ред. Л. П. Качаловой, Е. В. Телеевой. — Шадринск, 2005.

4 Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. — М„ 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.

Материал для познавательного развития детей старшего возраста....

Учебно- методическое пособие"- По грибы старик собрался, а в грибах не разбирался"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6680968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 300px; height: 188px;","width":"480"}}]][[{"type":"media",...

Методические разработки по теме "Грибы" : "Чудо-грибы"

Методические разработки воспитателя старшей и подготовительной групп дошкольного образовательного учреждения по теме "Грибы"....

Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов

Конспект занятия для старшей группы детского сада. Данное занятие позволяет детям научиться отличать съедобные грибы от несъедобных, напоминает о правилах поведения в лесу....

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: Грибы НОД "ГРИБЫ-ГРИБОЧКИ"

познакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов...

Статья на тему .Грибы наших лесов.Знакомство детей с грибами.

Статья о грибах наших лесов.Как знакомить детей с грибами используемые методы, приёмы....