Конспект занятия по ФЦКМ "Животные Арктики"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект предназначен для воспитателей, где они могут найти интересные формы иметоды организации занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по ФЦКМ | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Животные Арктики»
Цель: Систематизация знаний о жизни животных в Арктике.
Задачи.
Образовательные:
-закрепить представление детей по теме «Животные Арктики»;
-учить экспериментировать, делать выводы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и любознательность;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать выразительную речь;
- согласовывать речь и движения;
- обогащать словарь по теме занятия.
Воспитательные:
-вызывать у детей любовь к природе;
- воспитывать интерес и стремление изучать природу.
Предварительная работа. Чтение произведений художественной литературы В. Катаев «Цветик – семицветик», Г- Х. Андерсен «Снежная королева», А.Рогожин «Северные мотивы», Н.Сладков «Полярной ночью», «Во льдах», «Птичий базар», «В тундре» Г.Снегирев «Пингвиний пляж», А.Членов «Как Алеша жил на Севере»; просмотр презентаций, альбомов, картин, иллюстраций по теме «Арктика»; беседы; заучивание стихов, загадок; составление рассказов о северных животных;
ООД - развитие элементарных математических представлений по теме: «Умка ищет друга», развитие речи по теме: «Звери и зверята», аппликация по теме «Белый медведь», лепка «Тюлень»; изготовление макета «Арктический пейзаж»; подвижные игры народов Севера «Белые медведи»; сюжетно – ролевые игры «Полярные исследователи», «Обитатели Крайнего Севера»; строительные игры «Арктическая исследовательская станция»; дидактические игры «Узнай по описанию», «Фантазеры», «Кому, что нужно».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное», «Физическое развитие».
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, совместная деятельность взрослых и детей.
Материалы и оборудование:
Глобус, покрывало, цветик - семицветик, презентация «Путешествие по Арктике», разрезанные квадраты из картона, тазы с водой, салфетки, детский крем, мультимедийное оборудование, сугробы и снежинки из синтипона, костюм Умки.
Ход занятия
1.Оргмомент.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребятам улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесем.
Воспитатель: Ребята, сейчас у нас зима, на улице холодно и морозно, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего занятия».
- Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, приходил почтальон и вручил бандероль, адресованную нашей группе «Непоседы». Вы хотите узнать, что находится в бандероле (Да)
Воспитатель достаёт из коробки «цветик-семицветик».
Воспитатель:
Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета. Как он называется? Из какой сказки?
Как вы думаете, а зачем нам его прислали? А еще здесь есть записка: «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас посетить Арктику и помочь найти друзей нашему другу, узнать много интересного» А поможет вам цветик – семицветик.
Воспитатель: Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? Как Вы думаете? (ответы детей: это самая северная точка земли).
Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли это так? Что нам может в этом помочь? (глобус).
Воспитатель Что такое глобус (глобус – это миниатюрная модель земли).
Кто может показать Арктику на глобусе?
Воспитатель: Какая погода в Арктике?
Но прежде, чем мы попадем на северный полюс, давайте оденемся потеплее.
Я надену шапку,
Я надену шубку,
Я надену шарфик
Потуже завяжу,
А потом красивые
Тёплые, пушистые,
Крошечные рукавички
И отправлюсь в путь.
Воспитатель. Пора отправляться в дорогу.
Закрываем глаза и произносим. Звучит аудиозапись «Вьюга»
Дети закрывают глаза и хором произносят слова.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Быть по – моему вели.
Воспитатель. Вели, что бы мы оказались в Арктике!
(просмотр видеоролика об Арктике)
Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Это самое суровое место на Земле. Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы.
На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.
На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце.
Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.
Наступает короткое лето.
Воспитатель. Что Вы можете сказать об Арктике? (ответы детей)
Воспитатель.
Ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь?
Выходит ребенок Умка
Воспитатель. Здравствуй, Умка, почему ты такой грустный?
Умка. Я хотел построить из льдинок домик, а они рассыпались.
Воспитатель. Ребята, что же делать?
Дети. Надо научить Умку собирать домик из льдинок.
(деление на пары с помощью лент, работа в парах, конструирование домиков)
Умка. Спасибо, теперь я научился строить домик.
Воспитатель. Умка, а почему ты играешь один, где твои друзья?
Умка. Я маленький, ни с кем не успел подружиться.
Воспитатель. Ребята, давайте познакомим Умку с животными Арктики.
(Дети садятся на стулья)
Дидактическая игра «Посели животного в Арктике»
Воспитатель. Как ни сурова природа Арктики, здесь обитает много животных.
Ребята подготовили сообщения о животных Арктики, давайте послушаем.
Воспитатель. Пора познакомить с хозяином этих мест. Арктика – владения белого полярного медведя.
Слайд «Белый медведь»
Умка. Ой, это же моя мама.
Воспитатель. Да, Умка, все белые медведи - твоя родня.
Умка. Мы белые медведи, очень любим, плавать и нырять.
Воспитатель. Умка, а тебе не холодно плавать в ледяной воде?
Умка: Нет не холодно но мне пора возвращаться к маме. Спасибо, что помогли узнать кто живет рядом со мной и теперь я знаю с кем можно подружиться.
Воспитатель. Умка, мы тебя познакомили только с некоторыми животными Арктики.
Воспитатель. Пора нам возвращаться в детский сад.
Ребята прощаются с Умкой.
Воспитатель. Вернемся с помощью цветика-семицветика
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Быть по – моему вели.
Воспитатель: Хотите узнать, почему медведь даже в сильный мороз не покрывается льдом, когда вылезает из воды. Давайте проведем опыт.
Дети подходят к столу, на котором расставлены тазы с водой, лежат детский крем и салфетки.
Воспитатель. Опустите руку в воду и тут же выньте. Что вы видите?
Дети. Рука стала мокрой.
Воспитатель. А что произойдет, если ударит сильный мороз?
Дети. Рука покроется льдом.
Воспитатель Давайте выполним схему первого опыта
Воспитатель. Теперь вытрите руку салфеткой и смажьте ее жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?
Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки.
Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?
Дети. Они слетели с руки.
Воспитатель. Значит, если в сильный мороз на руке воды не будет.
Дети …нечему будет превращаться в лед.
Воспитатель. Выполним схему второго опыта
Воспитатель. Кто сделает вывод?
Ребенок.
Когда белый медведь вылезает из воды, он встряхивается. Капли воды слетают с его шерсти потому, что мех медведя покрыт жиром.
Рефлексия.
Воспитатель.
Понравилось ли вам наше путешествие?
Куда мы совершили путешествие?
Что такое Арктика? (самая северная точка земли)
Кому мы помогли? (Умке)
С какими животными познакомили Умку?
Почему же не мерзнут животные Арктики?
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности детей
в старшей группе по теме «Животные Арктики»
Задачи приоритетной образовательной области:
Социально-коммуникативное развитие: приобщение к общепринятым социальным нормам и правилам через развитие сюжетной игровой деятельности (путешествие в Арктику), овладение способами взаимодействия (обращаться с просьбой, используя вежливые слова), развитие всех компонентов устной речи, связной речи (диалогической речи).
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: расширение кругозора детей (животные Арктики, северное сияние, Арктика, особенности климата).
Речевое развитие: развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей.
Художественно-эстетическое развитие: формирование вкуса и музыкального слуха (просматривание видео и музыки).
Физическое развитие: формирование потребности в двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предпосылки УУД (универсальные учебные действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение делать выводы по опыту, выступать при зрителях с докладом.
Оборудование: кинопроектор, экран, декорации, глобус, геометрически фигуры, тазы с водой, масло, салфетки, мольберт.
Содержание НОД | Образовательная область (вид детской деятельности) | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребёнка | Формы работы | Образовательные цели и задачи | Итоговый образовательный результат (формируемые у детей интегративные качества) |
Вводная часть | |||||
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, приходил почтальон и вручил бандероль, адресованную нашей группе «Непоседы». Вы хотите узнать, что находится в бандероле (Да) Воспитатель достаёт из коробки «цветик-семицветик». Воспитатель: Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета. Как он называется? Из какой сказки? Как вы думаете, а зачем нам его прислали? А еще здесь есть записка: «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас посетить Арктику и помочь найти друзей нашему другу, узнать много интересного» А поможет вам цветик – семицветик.
| ПР | Рассматривание | Расширение кругозора детей (афиша) | Имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный | |
Воспитатель: Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? Как Вы думаете? (ответы детей: это самая северная точка земли). Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли это так? Что нам может в этом помочь? (глобус). Воспитатель Что такое глобус (глобус – это миниатюрная модель земли). Кто может показать Арктику на глобусе? Воспитатель: Какая погода в Арктике? | ПР | Слово | Беседа, ситуативный разговор | Расширение кругозора детей (понятие «глобус», местонахождение и особенности климата Арктики). развитие свободного общения, диалогической речью | Овладевший средствами общения, имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный |
Основная часть | |||||
Пора отправляться в дорогу. Закрываем глаза и произносим. Звучит аудиозапись «Вьюга» Дети закрывают глаза и хором произносят слова. Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли- Быть по – моему вели. | СКР | Игровая ситуация с цветиком-семицветиком | Развитие воображаемой игровой деятельности детей. | Овладевший конструктивными способами взаимодействия со сверстниками | |
(просмотр видеоролика об Арктике) Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Это самое суровое место на Земле. Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы. На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце. Воспитатель. Что Вы можете сказать об Арктике? (ответы детей) | ХЭР РР | Слово | Аудирование Беседа по просмотренному | Формирование представления об Арктике, умение слушать | Умение смотреть и слушать взрослого,. вступать в диалог |
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь? Выходит ребенок Умка Воспитатель. Здравствуй, Умка, почему ты такой грустный? Умка. Я хотел построить из льдинок домик, а они рассыпались. Воспитатель. Ребята, что же делать? Дети. Надо научить Умку собирать домик из льдинок. (деление на пары с помощью лент, работа в парах, конструирование домиков) Умка. Спасибо, теперь я научился строить домик. | СКР ПР ФР | Части льдинок-собрать в целое (деление на пары), конструирование из геометрических фигур домиков | Сюжетная игра, игровые действия Беседа | Приобщение к работе в парах, развитие математических представлений о фигурах. | Умение слушать взрослого, работать в парах, овладевший средствами общения, диалогической речью |
Воспитатель. Умка, а почему ты играешь один, где твои друзья? Умка. Я маленький, ни с кем не успел подружиться. Воспитатель. Ребята, давайте познакомим Умку с животными Арктики. (Дети садятся на стулья) Дидактическая игра «Посели животного в Арктике» Воспитатель. Как ни сурова природа Арктики, здесь обитает много животных. Ребята подготовили сообщения о животных Арктики, давайте послушаем. Воспитатель. Пора познакомить с хозяином этих мест. Арктика – владения белого полярного медведя. Слайд «Белый медведь» Умка. Ой, это же моя мама. Воспитатель. Да, Умка, все белые медведи - твоя родня. Умка. Мы белые медведи, очень любим, плавать и нырять. Воспитатель. Умка, а тебе не холодно плавать в ледяной воде? Умка: Нет не холодно но мне пора возвращаться к маме. Спасибо, что помогли узнать кто живет рядом со мной и теперь я знаю с кем можно подружиться. Воспитатель. Умка, мы тебя познакомили только с некоторыми животными Арктики. Воспитатель. Пора нам возвращаться в детский сад. Ребята прощаются с Умкой. Воспитатель. Вернемся с помощью цветика-семицветика Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли- Быть по – моему вели. | Познание, коммуникация | Дидактическая игра «Посели животного в Арктику», слайды с изображением животных, лазерный указатель | Дидактическая игра, индивидуальные сообщения Беседа | Формирование о животных Арктики, развитие свободного общения, диалогической речи, воспитание внимательного доброжелательного отношения к выступающим. Расширение кругозора детей. | Умение слушать сверстников, овладевший средствами общения, диалогической речью |
Воспитатель: Хотите узнать, почему медведь даже в сильный мороз не покрывается льдом, когда вылезает из воды. Давайте проведем опыт. Дети подходят к столу, на котором расставлены тазы с водой, лежат детский крем и салфетки. Воспитатель. Опустите руку в воду и тут же выньте. Что вы видите? Дети. Рука стала мокрой. Воспитатель. А что произойдет, если ударит сильный мороз? Дети. Рука покроется льдом. Воспитатель Давайте выполним схему первого опыта Воспитатель. Теперь вытрите руку салфеткой и смажьте ее жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки. Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды? Дети. Они слетели с руки. Воспитатель. Значит, если в сильный мороз на руке воды не будет. Дети …нечему будет превращаться в лед. Воспитатель. Выполним схему второго опыта Воспитатель. Кто сделает вывод? Ребенок. Когда белый медведь вылезает из воды, он встряхивается. Капли воды слетают с его шерсти потому, что мех медведя покрыт жиром. | ПР | Тазы с водой, салфетки, масло, мольберт | Опытно-экспериментальная деятельность | Умение выполнять по инструкции, делать выводы, зарисовывать схематично опыт | Овладевший УПУД – умение слушать, выполнять по инструкции. делать выводы |
Рефлексия. Воспитатель. Понравилось ли вам наше путешествие? Куда мы совершили путешествие? Что такое Арктика? (самая северная точка земли) Кому мы помогли? (Умке) С какими животными познакомили Умку? Почему же не мерзнут животные Арктики?офьева) | ПР | Беседа | Формирование умение высказывать свою точку зрения | Овладевший УПУД – умение слушать, эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, способный управлять своим поведением | |
Заключительная часть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в Арктику"
Знакомство детей с природой и климатом Арктики...
Конспект Занятия по изобразительной деятельности "Хозяин Арктики"
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Хозяин Арктики» из цикла «Путешествие на Северный полюс» Цель: Развитие изобразительных навыков путем передачи полученных знаний с помощью ...
Конспект занятия по рисованию «Арктика глазами детей» с детьми подготовительного возраста
Программное содержание:• побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию;• формировать умение изображать животных в движении, то...
Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"
НООД на тему «Арктика, край родной - север мой» В подготовительной груп...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.
Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики...
Конспект занятия «Животные Арктики» с использованием ИКТ. план-конспект занятия по окружающему миру
Расширить представление детей о животных Арктики...
Конспект занятия "Животный мир Арктики"
Конспект занятия "Животный мир Арктики"...