Занятие "Народы России" "Республика Дагестан".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
цель:
- формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
- знакомить с народами Республики Дагестан, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями,
песнями и танцами. - Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.
Дагестан – многонациональная республика, где каждая как большая, так и относительно малочисленная народность имеет присущие только ей особенности и своеобразие не только в языковом, но и в культурном, этнопсихологическом и других отношениях. Народы Дагестана познают культурные особенности друг друга, чтобы тем самым выявить истоки обще-Дагестанских культурных ценностей, лучше понять специфику собственной культуры. Так, на основе познания и соблюдения локальных культурно-этических особенностей каждого народа и региона формируется и складывается обще-Дагестанская культура. И, как заметил один из мудрых наших соотечественников, «Дагестанцы – это один народ со многими языками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkytoe_zanyatie_dagestan.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Народы России – республика Дагестан»
Воспитатель 1 кв. категории Абдулазизова Регина Исрафиловна.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Познание», «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Здоровье»
Планируемые результаты: дети имеют представление о родине, о больной стране и народах живущих в ней в частности о Республике Дагестан как части России; знают понятие «символика», формулируют ответы на вопросы педагога.
Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, герб, флаг, р.Дагестан, столицы дагестана, достопримечательности республики и природы Дагестана, запись гимна России, гимна Дагестана, слайды символики.
Цель:
- формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
- знакомить с народами Республики Дагестан, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, народными поэтами, играми, песнями и танцами и кухней
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России, в частности Республики Дагестан.
развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
1. Организационный момент.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?» (1. Слайд приветствие)
(дети в след за воспитателем заходят в муз. зал и становятся в круг на приветствие).
( 2. Слайд муз.Родина)
«Дружба начинается с улыбки»
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
И здравствуйте уважаемые гости. Ребята поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель – Ребята скажите о чем поется в песне которая звучала когда мы с вами зашли муз. зал?
Дети - о Родине
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по просторам нашей Родины
Воспитатель - Скажите, что такое Родина?
Дети - Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Дети - Это леса, поля, реки. Это наш город.
Дети - Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка.
Дети - Это место, где стоит наш детский сад.
Дети - Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю.
Воспитатель – верно ребята.
Ребенок1.
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Ребенок2.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Воспит- Родина – это страна, в которой мы живем. Как называется эта страна?
Дети – страна называется Россия.
Ребёнок:
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Воспит. Ребята посмотрите – флаг и герб нашей страны.
Воспитатель: Ребята кто помнит, где на карте расположена наша страна? (2.слайд карта рос.)
Воспитатель - Расскажите, что мы еще знаем о России?
Дети - Россия – это большая многонациональная страна.
В ней живет много народов, так же много республик, городов, рек и лесов.
Воспитатель -Как называется главный город нашей страны?
Дети - Москва– столица нашей Родины.
Восп. Мы гордимся нашей страной.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве народов сила России.
(ребята садитесь на стульчики)
Воспитатель – Как мы сказали в России много республик, вы помните с какой республикой России мы с вами познакомились?
Дети – республика Дагестан.
Воспитатель: Кто может показать на карте России, где находится р. Дагестан
Воспитатель – давайте вспомним символику р. Дагестан – это герб Республики Дагестан. Что изображено на нем? (3 слайд герб)
Дети – на нем изображен золотой орел, солнце, горные вершины, рукопожатие.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает изображение орла?
Дети - Орел олицетворяет независимость и свободу, мужественность и храбрость,
Дети - стойкость и гордость за республику и страну.
Воспитатель –что означает солнце?
Дети - Солнце означает жизнь, ее силу, свет.
Воспитатель - Второй символ Р.Д. – это флаг. (4 Слайд флаг)
Воспитатель – из каких цветов состоит флаг?
Дети – зеленый, синий, красный.
Воспитатель – давайте вспомним, что обозначают эти цвета?
Дети: Зелёный - олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли.
Синий — цвет моря и мирное небо над головой.
Красный - мужество и храбрость населения Страны гор (Дагестана).
Воспитатель - Третий символ – это гимн.
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн?
Дети - Гимн – это торжественная песня.
Воспитатель - Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: - Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников,
Воспитатель - При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение.
Воспитатель - музыка гимна написана дагестанским композитором Кажлаевым а слова написаны дагестанским известным поэтом Расулом Гамзатовым.
Я предлагаю вам встать и послушать гимн Дагестана. (5. Слайд звучит гимн РД)
Воспитатель: В Дагестане принято особым образом приветствовать друг друга при встрече или расставании. Кто помнит как?
Дети: Ассаляму Алейкум ва Рахматуллагьи ва Баракяту что в переводе означает – Мира и благополучия вам и вашей семье. Ребята давайте скажем так нашим гостями.
Воспитатель: Республика России Дагестан большая или маленькая?
Дети – Республика большая, в ней много городов, сел, полей, лесов, рек, лугов.
Воспитатель - Какие города Дагестана вы знаете, назовите?
Дети – Каспийск, Махачкала, Дербент, Дагестанские огни. (6 слайд фото городов)
Воспитатель - Как называется главный город Дагестана?
Дети – столица республики Дагестан город Махачкала (7 слайд Фото мах)
Воспитатель - Ребята, вы помните, что в республике Дагестан живут разные народности. Дагестан это самый многонациональный регион Р.Ф.
В ней проживает более 60 народностей, (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры и многие др.).
Трудно, и даже невозможно найти на земном шаре место, где на такой небольшой площади размещалось бы столько народов с различными языками и диалектами, культурными традициями и обыденными особенностями и живущими в мире и согласии.
Не случайно еще в древности Дагестан называли «страной гор»
Красивы и неповторимы горы Кавказа. ( 8 слайд фото гор)
Одни из них покрыты веселой яркой зеленой шапкой, а другие -высокие и неприступные - одеты холодным снегом. Здесь даже жарким летом очень холодно.
Восп: Очень много в горах Кавказа селений, в которых живут добродушные и приветливые люди. (9 слайд фото селений)
А дети этих горных селений тоже так же как вы любят играть в разные интересные игры и придумывают их сами.
В одну такую игру сейчас мы поиграем.
1.«Джигитовка» - дагестанская народная игра.
Играет вся группа.
Содержание игры:
Участники разбиваются на тройки и выстраиваются на линии старта. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, а третий – стоящий в центре – закидывает левую ногу на сцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша.
Правила игры:
- Начинать игру вместе только по команде воспитателя.
- Выигрывает тройка, пришедшая к финишу первой.
- На каждом этапе бегуны в тройке меняются местами.
2. «ИГРА В АЛЬЧИКИ» - Дагестанская - даргинская игра.
Играют 10-20 человек.
ИНВЕНТАРЬ: кубики равные кол-ву играющих и мячи.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
На линии против обеих команд, расстояние 8-10м., ставится по количеству играющих кубики, каждый игрок выполняет по одному броску мячом, стараясь выбить кубик. Побеждает команда, выбившая наибольшее количество кубиков.
3. НАДЕНЬ ПАПАХУ (Тlагъур лъе) – аварская игра.
Играет вся группа.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Мальчик – джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Водящий не должен подсматривать.
Воспитатель: Ребята у народов Дагестана много своих национальных праздников, но общими Дагестанскими народными праздниками являются - Ураза Байрам, Курбан Байрам.
Восп. Кто знает, что такое Курбан Байрам?
-это жертвоприношение барашка. Мясо барашка сначала раздают бедным людям, потом соседям и родственникам, и немного оставляют своей семье. Верующие люди в Дагестане, в этот праздник делают добрые дела, стараются помочь бедным людям, раздают продукты: хлеб, фрукты, зерно разных видов, помогают друг другу.
Восп.: А что за праздник Ураза байрам?
– к этому празднику «Ураза байрам» люди готовятся целый месяц - 30 дней держат пост – ничего едят и не пьют даже воду. А как вы думаете целый месяц без еды можно прожить?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно, и поэтому с наступлением вечера разрешается пить воду и есть только полезную еду это финики, фрукты и немного мяса). (10 слайд)
Так они очищают свой организм от вредных веществ.
Восп.: Так же перед праздником Ураза- Байрам все прощают друг другу обиды, стараются навестить своих родственников и знакомых и просят у них прощения.
Так люди настраиваются на что бы встретить праздник в мире и согласии.
Восп.: А за 4 дня до праздника «Ураза Байрам» девушки и женины в каждой семье проводят в порядок свой дом, делают генеральную уборку в каждом уголке дома.
Я вам предлагаю сейчас поиграть в игру «Наведи порядок»
Ребята, еще на кануне праздника в Дагестане люди покупают друг для друга подарки, хозяйки дома готовят сладкие угощения и традиционные блюда восточной кухни.
А дети разносят их своим родственникам.
И что б наши гости не скучали давайте и мы их угостим восточным угощением, которое я приготовила для них .
А пока наши воспитатели угощаются давайте продолжим дальше …..
В день праздника Ураза байрам принято вставать рано утром и надевать праздничную одежду. (11 слайд).
Любые праздники в Дагестане не обходятся без танцев. (12. Слайд)
Ребёнок:
Мелодия звучит так страстно
И зажигает вновь и вновь!
И ритму танца все подвластно,
В нем мужество и любовь!
Он символ гордого Кавказа,
В нем чистота и свет алмаза,
"ЛЕЗГИНКА"- яркий танец гор!
«Танец лезгинка» (дети садятся на свои места)
Ребята на этом наше путешествие заканчивается. Скажите что вам больше всего понравилось?
Ребята я приготовила угощения сегодня не только для гостей но и для вас. Мы с вами попробуем его в группе.
Сейчас можно попрощаться с гостями по Дагестански.
Воспитатель 1кв.котегории Абдулазизова Регина Исрафиловна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие приуроченное к Году российской истории в России и историко-культурного наследия в Республике Татарстан на базе МБУ «Альметьевский краеведческий музей»
Цели мероприятия:- знакомство с историей родного края; родного города; ...
Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с символикой России и Республики Бурятия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Познакомить с изображением Государственного флага РФ и РБ (цветовое решение, расположение полос).Формировать представление о значении Государственного флага.Воспитывать уважи...
Страна моя Россия! Республика Татарстан!
Презентация....
Презентация "Государственные символики России, Республики Башкортостан, Абзелиловского района"
Материал для воспитателей для проведения занятий...
«Праздник дружбы». В рамках проекта «Азбука России» Буква «Л» - Лезгины Дагестан.
Сценарий тематического мероприятия совместной деятельности с детьми с использованием элементов, игровых технологий и с применением информационно - коммуникати...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
Общесадовый проект "Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы" Интерактивное путешествие в Республику Дагестан.
Общесадовый проект "Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы" Интерактивное путешествие в Республику Дагестан...