Металл, его качества и свойства.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект с элементами экспериментирования развивает у детей интерес к предметам и материалам, к познанию их особенностей через экспериментирования в собственной практической деятельности. Узнают предметы из металла в окружающем мире, определяя свойства с использованием предметов в давние времена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4268.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Металл, его качества и свойства»
Воспитатель: Перевозникова О.Н.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель: развивать интерес к предметам и материалам, к познанию их особенностей через экспериментирование в собственной практической деятельности.
Задачи:
- научить детей узнавать предметы из металла, определяя его свойства, используя систему обследовательских действий (послушать, посмотреть, потрогать, надавит и т.д.);
- расширять знания детей об окружающем мире и предметах через знакомство с использованием металлических предметов в давние времена;
- упражнять в обобщении логического вывода по результатам опыта;
- развивать логическое мышление, память;
- воспитывать желание помочь тем, кто просит о помощи.
Словарная работа: кузнец, кузница, металлический блеск, магнит, притяжение.
Звуковая культура речи: четкое произношение звука [ц] в чистоговорке.
Материалы:
- письмо в конверте; коробка с молотком, металлические и деревянные предметы, металлическая трубка и металлический предмет, картинка с изображением кузнеца, емкость с водой, наборы деревянных и металлических шариков по количеству детей, деревянные палочки по 2 на каждого ребенка, варежка с магнитом, магниты на каждого ребенка, костюм для игрового персонажа домовенка Кузи, костюм для бабушки Варварушки, мешок с предметами из разных материалов и корзина.
Декорации: домик бабушки Варварушки, заборчик, атрибуты деревенской избы.
Ход занятия
Игровая мотивация: Детям приходит письмо от Бабушки Варварушки, в котором она сообщает, что ей очень хочется с ними встретиться, позагадывать им загадки, рассказать новые истории и приглашает их в гости. Дети с воспитателем приходят в гости к бабушке Варварушке.
Бабушка Варварушка: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я бабушка- Варварушка. И я вас узнала. Вот Даша, вот Маша, а где же Данил? А вот и
Данил. Какие вы все красивые да веселые. А знаю, что вы любите отгадывать загадки, слушать интересные истории и узнавать что-то новое. Вот и пригласила вас в гости, а то мне так скучно здесь одной. Проходите, присаживайтесь на стульчики, я приготовила для вас много загадок. Одна здесь - в этой коробке. Я вам ее сейчас загадаю, а вы попробуйте отгадать о каком предмете эта загадка. Слушайте внимательно - загадка очень трудная:
Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель наводящими вопросами им помогает: это такой инструмент, он тяжелый и т.д.)
Дети: Это молоток.
Бабушка Варварушка: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку. (Открывает коробку и достает молоток). Правильно, это молоток. Бабушка Варварушка: А зачем людям нужен молоток?
Дети: Молоток нужен для того, чтобы забивать гвозди.
Бабушка Варварушка: А кто из вас знает, как еще использовали люди молоток в давние времена. А хотите узнать? Приготовьте свои ушки и слушайте. « В далекие времена молоток люди использовали и с другой целью. Например, если где-то случался пожар, и надо было быстро собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Звонкий стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь. (Бабушка Варварушка стучит молотком по металлическому предмету, затем просит 2-3 детей попробовать тоже постучать. В группу вбегает запыхавшийся домовенок Кузя).
Кузя: Что у вас случилось? Что горит? Где горит?
Бабушка Варварушка: Во первых, здравствуй, домовенок Кузя.
Кузя: Здравствуйте, где что горит?
Бабушка Варварушка: Ребята, у нас что-нибудь горит?
Дети: Нет.
Бабушка Варварушка: Вот видишь, у нас ничего не горит.
Кузя: А почему вы тогда так громко стучите?
Бабушка Варварушка: Я просто рассказываю ребятам, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.
Кузя: Вот я услышал ваш стук и думал что, где-то что-то горит. Я знаю, что раньше, когда звали на помощь, брали две деревянные палки и стучали. Бабушка Варварушка: Нет, Кузя, ты ошибаешься, брали не деревянные палки, а что?
Кузя: Брали две палки и стучали...
Бабушка Варварушка: Скажите Кузе, что делали люди, чтобы позвать кого- то на помощь?
Дети: Брали молоток и стучали им о металлический предмет. Кузя: А какая разница, чем стучать: молотком или палочками. Бабушка Варварушка: Ребята, возьмите деревянные палочки и постучите ими. А теперь ты, Кузя, постучи молотком по металлической трубе. Какой звук был громче? Какой звук услышат люди, которые находятся далеко? Конечно, который звучит громче и звонче.
Кузя: А как же определить какой предмет металлический, а какой нет? Я не знаю, научите меня, пожалуйста!
Бабушка Варварушка: Ребята, поможем Кузе, научим его отличать металлических предметы от деревянных?
Дети: Поможем.
Бабушка Варварушка: Смотрите в этих тарелочках 2 два шарика. Как можно определить в какой из них металлический шарик, только посмотрев на них глазами?
Дети: Металлический который блестит.
Бабушка Варварушка: Правильно, у металлических предметов есть металлически блеск. А вот для вас другая загадка. Подойдите к этому столику. Здесь лежат разные предметы, а вы должны взять только 1 металлический предмет и тихонько сесть на стульчик. Давайте посмотрим, какие предметы вы взяли. Дети, почему вы думаете, что вы взяли именно металлические предметы.
Дети: У этих предметов есть металлический блеск.
Бабушка Варварушка: Посмотрите, а Кузя взял металлический предмет?
Дети: Нет, он взял деревянный предмет
Бабушка Варварушка: Объясните Кузе, почему его предмет не металлический?
Дети: Потому что у него нет металлического блеска.
Бабушка Варварушка: Кузя, ты запомнил, что у металлических предметов есть металлический блеск?
Кузя: Конечно, запомнил.
Бабушка Варварушка: А как еще можно определить, что предмет металлический?
Дети:(высказывают свои предположения).
Бабушка Варварушка: Я сейчас раздам вам по 2 шарика: 1 деревянный, а другой металлический. Сожмите шарики в руке. Что вы почувствовали? Какой из шариков холодный? Правильно. Металлические предметы холодные. А теперь раскройте ладони и определите какой из шариков тяжелее? Металлические предметы очень тяжелые. Металлический шарик тяжелее, чем деревянный. Давайте это проверим. Подойдите к столику, опустите в емкость с водой деревянные шарики. Что происходит?
Дети: Они плавают, они не утонули, потому что дерево легкое, оно не тонет. Бабушка Варварушка: А теперь опустим металлические шарики? Что происходи!
Дети: Он утонул.
Бабушка Варварушка: А как вы думаете, почему он утонул?
Дети: Металлический шарик утонул, потому, что он тяжелый.
Бабушка Варварушка: Кузя, ты запомнил, что металл очень тяжелый? Он тяжелее дерева. В воде он тонет.
Кузя: Запомнил, запомнил. Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму металлическую трубку и что-нибудь из нее сделаю. (Пытается ее согнуть).
Бабушка Варварушка: Ребята, как выдумаете, сможет Кузя согнуть металлическую трубку?
Дети: Нет.
Бабушка Варварушка: А почему?
Дети: Потому что она очень прочная.
Кузя: Ребята, а может вы мне поможете? (дети пробуют согнуть)
Бабушка Варварушка: Нет, Кузя, ничего у тебя не получится. Вот раньше были кузнецы, они могли делать из металла разные поделки. Посмотрите на эту картинку. Вот кузнец. Он работает в кузнице. Чтобы сделать что-то из металла, его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. А почему кузнец берет металл не руками, а специальными щипцами? Конечно, чтобы не обжечься.
Бабушка Варварушка: Понял Кузя, форму металла можно изменить только тогда, когда его сильно нагреешь.
Ребята, а давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами кузнецы и в кузнице делаем из металла молоток. Я буду говорить, что кузнецы делают, а вы подговаривайте мне и выполняйте движения по тексту:
Вот шагают кузнецы, кузнецы, кузнецы, Удалые молодцы, молодцы, молодцы.
Целый день тук да тук Раздается звонкий стук. Молоточки для ребят
Из металла мастерят.
Ца-ца-ца - молоток у кузнеца.
Бабушка Варварушка: Вот какие трудолюбивые кузнецы из вас получились.
Кузя: Да, я видел, как все дети старались.
Бабушка Варварушка: А теперь я загадаю еще одну загадку. У меня есть вот такая красивая рукавичка. Я одену ее на руку, проведу над тарелочкой с предметами. Смотрите. Что произошло и почему это произошло? Все предметы притянулись к магниту?
Дети: (выслушивает ответы детей).
Бабушка Варварушка: Это магнит. Магнит притягивает только металлические предметы. Хотите попробовать сами подействовать с магнитами? Тогда подходите, берите магниты и попробуйте притянуть магнитом предметы. Какие предметы вам удалось притянуть?
Дети: К магниту притянулись металлические предметы.
Бабушка Варварушка: Кузя, ты запомнил, что металлические предметы притягиваются к магниту.
Кузя: Кажется, запомнил.
Бабушка Варварушка: Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе, о металле.
Дети: Металл тяжелый, имеет металлический блеск, из него можно сделать какой- то предмет только тогда, когда его сильно разогреешь, и металлические предметы притягиваются магнитом.
Бабушка Варварушка: А ты, Кузя, все запомнил? Сможешь теперь узнать металлический предмет!
Кузя: Да я все запомнил.
Бабушка Варварушка: Тогда у меня для вас еще одна самая сложная загадка. Вот сейчас я и узнаю, как вы все узнали. У меня в мешке много предметов, которые сделаны из разных материалов, а вам нужно на ощупь достать из мешка металлический предмет. Загадка очень трудная, будьте очень внимательны, вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили. Кто самый смелый? (Дети по одному достают предметы)
Кузя: Спасибо вам ребята за помощь. Я сегодня узнал столько много нового, мне было так интересно с вами. Я сейчас же расскажу обо всем своим друзьям. А теперь мне пора уходить. До свидания.
Дети: До свидания, Кузя.
Бабушка Варварушка: Вот Кузе было очень интересно, а вам? О чем вы расскажите своим друзьям сейчас в группе? А запомнили ли вы, как раньше называли человека, который работал с металлом? Правильно, это кузнец. А как называется место, где кузнец работает с металлом? А мне сегодня понравилось: как (имена детей) отгадывали мои загадки, как (имена детей) аккуратно проводили опыты, как (имя) делал правильные выводы, как (имена детей) внимательно меня слушали и все запоминали, как (имя) четко и внятно произносили все звуки.
А еще я очень рада, что вы очень добрые и отзывчивые, помогли домовенку Кузе. И на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти магнитики, чтобы вы смогли найти металлические предметы в группе и дома. А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Спасибо, что пришли ко мне в гости, Я
была очень рада встречи с вами. Приходите еще ко мне в гости. До свидания. (Дети благодарят Бабушку Варварушку, прощаются и уходят. Бабушка Варварушка дарит детям магнитики, чтобы они без труда смогли определить металлические предметы в группе и дома).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....
Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста "Металл, его качества и свойства."
Учить детей узнавать предметы из металла....
Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста "Металл, его качества и свойства."
Рассказать о свойствах металла!...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства».
Опыты с металлом для детей средней группы....
НОД с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Металл, его качества и свойства».
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).Помочь понять, что тольк...
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства».
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства»....