Конспект НОД познавательной направленности «Вода – источник жизни».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Николаевна Болгова

Тема: « Вода – источник жизни».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи: 1. Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека.

                2.Закрепить знания о свойствах воды.

                 3.Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

                 4.Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

                 5.Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

Оборудование: наборы для экспериментирования для каждого ребёнка, демонстрационный материал «Свойства воды», запись журчания воды, запись физминутки, презентация «Вода в природе», проектор, ноутбук, научные тетради.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель (повторяем за мной):

К солнцу потянулись-

Лучик взяли.

К сердцу прижали-

Людям отдали.

И улыбнулись!

- Сегодня наше занятие пройдёт в лаборатории « Хочу всё знать».

- Вы знаете, что такое лаборатория? ( это специальное место, где проводят эксперименты.)

- Что такое эксперименты? ( опыты, которые проводят учёные, чтобы убедиться в правильности своих предположений.  При проведении опытов учёные записывают, зарисовывают всё, что происходит.

Мы тоже будем с вами будем  проводить опыты и результаты зарисовывать в свои научные тетради).

- А вы любите экспериментировать?

- Я приглашаю вас стать моими помощниками.

- Вы знаете, чтобы  войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте халаты и головные уборы, проходите на свои рабочие места.

Миша К Мы теперь не просто дети,

                 Мы – исследователи.

                 Мы узнаем всё на свете.

                 Досконально о предмете:

                 « Что? Когда? И как растёт?»

Лиза А    Сколько раз в году цветёт?

                 Почему в ночи сверкает?

                 Отчего в воде не тает?

                 Отгадаем мы секрет

                 И на всё найдём ответ.

- Ребята, если вы хотите узнать , что мы сегодня будем исследовать, отгадайте мою загадку:  

Мы говорим, она течёт,

Мы говорим, она играет

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, что это? ( вода).

- А, что вы знаете о воде?

Миша   Вода всегда и всем нужна

              Она прозрачна и чиста.

               Она бежит, течёт и льётся

               Из речки, крана и колодца.

Кирилл Она светла и холодна,

               А также мокрая она.

Лиза      И кто с водой не осторожен

               Намочет быстро их она.

- Сейчас, давайте обратимся к нашей научной тетради.  Найдите ответ на вопрос:

- Кому нужна вода?(растениям, животным, человеку).

-Да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды наша планета была бы безжизненной.

- Скажите, а в каком виде встречается вода в природе?( Презентация.)

Вода в природе встречается в виде :  облаков

                                                                 снега

                                                                  града

                                                                  сосулек

                                                                  дождя

- А теперь, давайте вспомним,  какие свойства воды вы уже знаете?

1.прозрачная

2.не имеет запаха

3.бесцветная

4.не имеет вкуса

5.может быть твёрдой

Практическая часть.

- Сегодня мы узнаем новые свойства воды, а для этого проведём эксперимент с водой.

Чтобы наши опыты прошли успешно, мы должны помнить правила поведения в лаборатории:

- слушать внимательно

-не разговаривать громко

-работать только на своём рабочем месте, не мешать друг другу

-выполнять задания по команде

В лаборатории всегда должно быть чисто. А также нужно, чтобы наши руки были чистыми: (пальчиковая игра)

Ах, вода,вода,вода!

Будем чистыми всегда!(моем руки, потираем ладошки)

Брызги вправо, брызги влево!

Мокрым стало наше тело! (стряхиваем воду с рук, сжать в кулак, а затем выпрямить руки)

Полотенцем мы пушистым

Вытираем руки чисто!(вытираем руки полотенцем)

Всё готово, приступаем к работе.

Опыт №1 Очисти воду

- Посмотрите на своё рабочее место. Перед вами стоит стакан с грязной водой. А мы говорили, что для человека нужна чистая вода. Но иногда может оказаться так, что чистой воды нет. Что же делать?(очистить от примесей)

- С помощью чего можно это сделать?(с помощью фильтра)

- Что мы можем использовать в качестве фильтра?(ватный диск)

-Да –нет, проведём эксперимент.

Давайте проверим, как это будет работать. Помешайте грязную воду стеклянной палочкой, чтобы примеси поднялись со дна стакана. А теперь осторожно, переливайте грязную воду в стакан с фильтром. Уберите фильтр и посмотрите на воду. 

- Какая стала вода?(вода стала чистой)

-Куда делась грязь?(осталась на фильтре)

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра. Зарисуем вывод  в научную тетрадь.

-Посмотрите на столе предметы какой формы вы видите?(круглые, квадратные, треугольные, овальные).

- Все предметы имеют разную форму.

-А как вы думаете, вода , имеет ли свою форму?

Да – нет, проведём эксперимент.

Опыт №2. Какой формы вода.

Возьмите стакан с водой и перелейте воду из одного стакана в другую ёмкость.

-Посмотрите, что происходит с формой воды?(она изменяется)

-Миша, какой формы у тебя стала вода?

-Лиза, у тебя?

- Кирилл, у тебя?

Итак, форма, которую принимает вода, всё время изменяется. То она круглая, то она квадратная.

- С помощью эксперимента, какой можно сделать вывод?

Вывод: вода не имеет форму и принимает ту форму, в которую её перелили.

Занесли вывод в тетрадь.

Делать научные открытия  - дело не из лёгких, даже в лабораториях бывают перерывы.

Давайте и мы с вами отдохнём.

Музыкальная  физминутка « Собрались на празднике все мои друзья»

-А сейчас игра « Да – Нет»

Я буду называть утверждения, вы,  если согласны хлопайте в ладоши, а если не согласны топайте ногами.

-Вода в природе бывает жидкая? (да)

-Вода имеет запах, цвет? (нет)

- Лёд – это вода?(да)

-Вода замерзает и образуется лёд? (да)

-Снег при таянии превращается в лёд? (нет)

 

Нас ждут новые открытия, давайте вернёмся в лабораторию.

Вокруг нас находится много воздуха, которым мы дышим. А если воздух попадёт в воду, как вы думаете,  что произойдёт?

Да – нет, проведём эксперимент.

Опыт №3.

Возьмите стакан с водой, опустите в него трубочку и пустите струю воздуха, для этого нужно просто подуть. Посмотрите, что произойдёт?(образуются пузырьки)

- Как вы думаете, из чего состоят пузырьки? (из воздуха)

-А почему пузырьки хорошо видны в воде? (вода и воздух не смешиваются)

-Почему, как вы думаете?

Вывод: воздух легче, чем вода, и поднимается вверх в виде пузырьков.

- Мы сегодня увидели, как вода взаимодействует с воздухом.

Зарисуем в тетрадь вывод.

Итог занятия.

Лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами провели много опытов с водой.

- Что нового вы сегодня узнали о воде?

1.Воду можно очистить с помощью фильтра.

2.Вода не имеет формы и принимает ту форму, в которую её переливают.

3.Вода тяжелее воздуха.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ИКТ по познавательному развитию "Вода - источник жизни"

В ходе занятия дети познают окружающим мир, знакомятяся со свойствами воды....

Конспект занятия по экологии "Вода - источник жизни"

Материал занятия может быть ипользован на занятиях по экологии или ознакомлению с окружающим в детском саду в подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.

Программные задачи: ·          Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...

Конспект образовательной деятельности : беседа «Вода источник жизни».

Совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Вода – источник жизни» помогает детям познакомиться с разными свойствами воды, с ролью воды в природе и жизни ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Вода - источник жизни"

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь про­ходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формиро­в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Вода- источник жизни"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Изучение нового материала" с элементами экспериментирования....