Проект "Солнышко в цветочном горшочке"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Педагогический проект с элементами экспериментирования, Область "Познавательное развитие", для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mihaylova_t.a.zip | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД С. БАКЧАРА»
Название проекта:
«Солнышко в цветочном горшочке»
База выполнения проекта:
Дети подготовительной группы,
в количестве 23 человек
Автор и руководитель проекта:
Михайлова Татьяна Александровна -
воспитатель.
Бакчар 2017гг.
Проблема с указанием причин: Лето закончилось, наступила осень, а за ней и придёт зима со своими морозами и метелями. Яркие краски исчезнут на долгое время, а солнышко не будет нас согревать своим теплом. А нам хочется, чтобы лето не кончалось, а радовало в течение всего года. Поэтому решили попробовать вырастить в группе бархатцы в цветочном горшочке, что из этого получится, мы ещё не знаем.
Актуальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных проблем воспитания. Ребенок принимает окружающий мир как повседневную картинку, которая ему кажется знакомой и неинтересной. А ведь все вокруг нас постоянно меняется, находится в движении, и стоит лишь остановить свой взгляд, на чём либо, как окунёшься в неизведанное, таинственное, притягивающее внимание.
В период дошкольного детства закладываются основы духовных качеств человека, происходит становление его как личности, формируются зачатки экологической культуры и социальной значимости. Поэтому очень важно именно в дошкольный период пробудить в ребенке желание познать секреты природы, привить любовь к ней и научить наблюдать, созидать, а не разрушать.
Объект проектной деятельности: Цветы бархатцы.
Предмет проектной деятельности: Факторы, влияющие на рост цветов бархатцев в комнатных условиях.
Тип проекта: Экологический, экспериментально-исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: долгосрочный (Август 2016 – март 2017)
Проблема | Цель для детей | Цель для педагога |
Нам хочется, чтобы лето не кончалось, а радовала нас своим теплом и красотой в течение всего года. Поэтому мы решили попробовать вырастить в группе бархатцы в горшочке, что из этого получится, мы ещё не знаем. | Создание условий для полноценного роста и развития цветов бархатцев в пространстве групповой комнаты. | Повышение экологической культуры детей, развитие познавательной, экспериментально – исследовательской деятельности через ознакомление с условиями роста и развития растений, а так же целостное восприятие мира природы. |
Причина | Задачи для детей | Задачи для педагога |
Мало ярких красок в холодный период времени, а так же объектов в группе, напоминающих о лете. | Вырастить в группе цветы бархатцы | Формировать интерес к окружающей нас действительности к растениям, выращенным руками человека. |
Дети не видят связи в совокупности факторов влияющих на рост и развитие растений. | Узнать, что необходимо для полноценного роста растений в комнатных условиях. | Активизировать познавательные процессы.
|
Не называют всех частей растения, не знают, для чего они предназначены. | В процессе развития растения рассмотреть и исследовать все части бархатцев, уточнить, для чего они предназначены. | Развивать потребность в экспериментально – исследовательской деятельности. |
Не умеют концентрировать внимание на отдельном объёкте и фиксировать изменения, происходящие с ним. | Регулярно вести наблюдение за бархатцами, записывать изменения, происходящие с ними в дневник. | Повышать уровень волевых качеств детей, умение доводить начатое дело до конца. |
Не видят принадлежности отдельных объёктов к общей картине природной среды. | Узнать, для чего люди выращивают растения, какую пользу они приносят человеку и природе. | Способствовать формированию восприятия целостной картины мира природы и потребности в бережном отношении к ней. |
Гипотеза детей.
Если создать необходимые условия для развития и роста бархатцев, то в группе появится «солнышко в цветочном горшочке»
Гипотеза педагога.
Если создать детям условия для экспериментально-исследовательской деятельности, заинтересовать их объектом, то возможно, у ребят произойдёт повышение самооценки, осознание собственной значимости в окружающем нас мире природы, появится желание в поиске новой информации, желание созидать, а не разрушать, сформируются первоначальные знания экологической культуры человека.
Ресурсы.
Кадровые: воспитатель, родители воспитанников, дети подготовительной группы.
Информационные: Литература художественная и научная, интернет ресурсы.
Материальные: Семена бархатцев, цветочные горшочки, лейка, земля, компьютер, фотоаппарат, материалы для изготовления приборов экспериментально-исследовательской деятельности, лупы, микроскоп, папка с листами для записи наблюдений за растениями, блокнот, карандаши.
Содержание проекта.
1 этап – Организационный
- Раскрытие проблемы, выявление факторов актуальности темы.
- Постановка цели вытекающей из проблемы. Определение задач для реализации цели проекта.
- Введение детей в проект с помощью бесед, наблюдений.
- Вызвать интерес родителей к существующей проблеме и желание участвовать в проекте.
2этап - Планирование деятельности
«Модель трёх вопросов»
Что мы знаем? | Знаем, что каждое время года имеет свой срок. Когда наступают холода, многие растения погибают, а многие уходят в спячку, чтобы дождаться тепла и вновь продолжать свою активную жизнь. |
Что мы хотим узнать? | Можно ли вырастить садовый цветок в зимний период времени в групповой комнате, если можно, то, что для этого нужно? Что влияет на рост и развитие растений? |
С помощью чего узнаем? | С помощью литературы, энциклопедий, бесед, наблюдений, экспериментов, продуктивных видов деятельности, бесед со взрослыми (родителями, бабушками, дедушками). |
«Паутинка проекта»
Образовательная область | Формы и методы работы | Задачи |
Социально-коммуникативная |
| Учить общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, развивать самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию. Формировать позитивные установки к труду и творчеству. Способствовать становлению основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Познавательная |
-«Как дышат растения?» -«Что выделяют растения на свету?» -«Влияние холода на растения».
| Развивать любознательность, познавательные мотивации, воображение и творческую активность. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира. |
Речевое развитие | 1. Чтение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о природе, растениях. 2.Д/игры «Назови лишнее», «Назови ласково», «Скажи тоже самое, но другими словами» 3.Составление описательных рассказов о растениях. 4.Составление рассказов, сказок на тему «Если бы растения могли говорить» | Использовать речь, как средство общения и культуры. Обогащать активный словарь. Развивать связную, грамматически правильную речь, звуковую и интонационную выразительность. В общение использовать диалог и монолог. Знакомить с книжной культурой. |
Художественно-эстетическое |
| Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, восприятию художественной литературы. Стимулировать переживания ребёнка художественных произведений. Создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности. |
Физическое | Трудовая деятельность:
| Продолжать развивать опыт двигательной активности направленный на совершенствование координации движений, крупной и мелкой моторики. Способствовать овладению подвижными играми с правилами. Совершенствовать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной сфере. Формировать потребность в здоровом образе жизни. |
3 этап - Реализация проекта.
Задачи педагога:
- Подбор художественной и познавательной литературы по теме проекта.
- Проведение бесед
- Продумывание практической, экспериментально – исследовательской деятельности.
- Пополнение экспериментального центра новыми материалами.
- Изготовление приборов вместе с детьми для экспериментально-исследовательской деятельности
- Продумывание продуктивных видов деятельности.
- Проведение тематических экскурсий.
Задачи детей:
- Участвуют в беседах, играх, экскурсиях, наблюдениях, экспериментально – исследовательской деятельности, вместе с воспитателем ведут дневник наблюдений за растениями, ищут новые знания по теме проекта.
- Принимают участие в оформлении отчётов по теме проекта.
- Выступают с результатами экспериментально – исследовательской деятельности на конференции, защищают проект.
Задачи родителей:
- Ищут информацию вместе с детьми по теме проекта.
- Участвуют в эксперименте (в домашних условиях).
- Помогают в подготовке к конференции.
4 этап – Завершение проекта
Ожидаемые результаты | продукт |
2. Повышение уровня познавательной и экспериментально – исследовательской деятельности. 3.Проявление желания участвовать в новых проектах |
5.Выступление педагога с отчётом на педагогическом совете. |
План осуществления проекта.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Результат | Ответственные |
1.Раскрыть проблему, выявить факторы актуальности темы. 2.Определить цель, задачи, вытекающие из проблемы. 3.Ввести детей в проектную деятельность, вызвать желание наблюдать за объектом. 4.Заинтересовать родителей проектом.
1. Наметить план деятельности работы над проектом вместе с детьми. 2.Подобрать формы и методы работы по областям познания. 1.Привлеч внимание детей к тому, что растения – это очень интересные организмы, у которых есть своя жизнь. 2.Вызвать желание детей ухаживать за объектом и наблюдать за ним. 3.Уточнить знания детей о структуре растений, о значимости каждой части для его жизни. 4.Вырастить садовый цветок в условиях групповой комнаты. 5.Выявить факторы, влияющие на рост и развитие растений. 6.Развить потребность в поиске новых знаний. 7.Донести до детей, что всё в природе взаимосвязано и не может существовать одно без другого. 8.Познакомить родителей, педагогов и общественность с результатами проектной деятельности | Наблюдение за детьми их эмоциональном состоянием. Продумать ход проектной деятельности. Беседа: «Краски лета», «Лето – это маленькая жизнь» Беседы с родителями. Беседа с детьми с использованием технологии «Трёх вопросов» Изучение литературы и интернет ресурсов. Беседа: «Что мы знаем о растениях. Какие интересные факты из жизни растений я молу рассказать товарищам» Внесение в группу обильно цветущих бархатцев в цветочном горшке. Беседа: «Что есть у растения, для чего это ему нужно?». Запуск эксперимента «Солнышко в горшочке». Посев семян бархатцев, уход, наблюдение. Эксперимент. «Что влияет на рост растений?». -Рассматривание под микроскопом препаратов приготовленных из разных частей растения (листья, цветы, семена) -Эксперимент с замораживанием растения (что с ним происходит, что выделяется, почему) Эксперимент «Дышат ли растения», «Как дышат растения», «Что выделяют растения на свету» Беседа: «Мы – часть природы» Творческая работа: «Оформление результатов проекта» | август Сентябрь сентябрь октябрь ноябрь декабрь Январь Февраль март | Обоснование проблемы и актуальности темы проекта. Проект «Солнышко в горшочке» в черновом варианте. Желание детей участвовать в проекте и наблюдать за объектом. Желание родителей оказывать всевозможную помощь в реализации проекта. План работы над проектом с внесёнными корректировками воспитатель Паутинка проекта Понимание детьми того, что каждое растение, как и человек, имеет право на бережное к нему отношение. Повышение уровня социального развития детей, развития наблюдательности, умения делать выводы, выдвигать гипотезы. Знание частей растений, их значимость для самого растения. Появление в группе цветов бархатцев. Умение называть факторы, влияющие на рост и развитие растений, уметь предполагать по внешнему виду, чего ему не хватает для полноценной жизни. Желание познать новое. Понимание того, что растения имеют сложную структуру, что одна из составляющих его частей – это вода. Первичные знания о целостности мира природы; человек – это часть природы. Зачатки экологической культуры. 1.Газета «Частичка лета в моем сердце» 2.Выступление детей на экологической конференции с проектом «Солнышко в цветочном горшочке» 3.Расптостронение педагогического опыта среди педагогов. Выступление «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей предшкольного возраста как условие успешной социализации» | Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А., родители детей. Воспитатель Михайлова Т.А., дети группы. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А., дети группы Воспитатель Михайлова Т. А., Дети группы. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А. Воспитатель Михайлова Т.А., родители, дети. Воспитатель Михайлова Т.А. |
Рефлексия
Вопросы детям | Ответы детей |
3. Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило, поразило? | - Что в комнате можно вырастить садовое растения из семян. - Что у растения есть корень, стебель, листья, цветы, семена. - Что семена – это детки растения. - Для нормального роста и развития нужны определённые условия: тепло, солнце, вода, воздух, подкормка. - Что все части растений состоят из множества клеточек. - Что если оставить зелёное растение на холоде, то его клеточки разрушатся, и выделится вода. - Узнали, что во всех частях растения есть вода. - Узнали, что они на свету выделяют кислород, которым мы дышим. - Что дышат они нижней частью листа – устьицами. - Узнали, что всё в природе связано между собой. - что жизнь природы во многом зависит от деятельности человека. - что человек – часть природы, мы должны охранять её и беречь. - Сеять семена. - Наблюдать за бархатцами, что с ними происходит. - Пикировать растения - Ухаживать за бархатцами - Вести дневник наблюдений - Проводить эксперименты - Рассматривать части растений под микроскопом. - Изготавливать компас. - Определять с помощью компаса с какой стороны находятся окна, на которых стоят бархатцы. - Что растения дышат. - Что дышат они нижней частью листа. -Что растения выделяют кислород, которым мы дышим. -Что в темноте растения кислород не выделяют. - Что в их состав входить много воды. - Что все части растений состоят из маленьких клеточек, которые можно увидеть только под микроскопом. - Что человек может вырастить любое растение, если создать для этого все необходимые условия. - Что человек, часть природы. |
Риски.
- Не все дети заинтересуются проектом, поэтому не произойдёт повышения компетентности детей в данном вопросе.
- Нежелание родителей участвовать в жизни группы не приведёт к желаемому результату.
- Неумение детей удерживать внимание длительное время, может привести к завершению проекта, не решив основных поставленных задач педагогом и детьми.
Критерии оценки результатов диагностики проектной деятельности.
Низкий уровень. Нет желания к поиску новой информации, не участвуют в наблюдениях, экспериментах, трудовой деятельности, не умеют выдвигать гипотезы, делать соответствующие выводы. (0 -1)
Средний. Желают участвовать в наблюдениях, экспериментах но не всегда; ищут новую информацию но только по просьбе педагога; выдвигают гипотезы и делают выводы только с помощью взрослых. (3-4)
Высокий. Участвуют во всех экспериментах и наблюдениях, самостоятельно пытаются искать новую информацию; выдвигают всевозможные гипотезы и проверяют их; самостоятельно формулируют выводы. (5-6)
Результаты на начало проекта.
Имя ребёнка | Участвует в наблюдениях | Участвует в экспериментах | Участвует в обсуждениях и поиске новой информации | Выдвигает гипотезы | Пытается делать выводы | Доводит начатое дело до конца | ИТОГ |
Самвел А. | 0 | ||||||
Настя Б. | + | 1 | |||||
Саша В. | + | + | 2 | ||||
Маруся В. | + | + | 2 | ||||
Артём В. | + | + | 2 | ||||
Семён Г. | 0 | ||||||
Соня Г. | 0 | ||||||
Артём Д. | 0 | ||||||
Влад Д. | + | 1 | |||||
Таня Д. | + | + | 2 | ||||
Никита Е. | + | 1 | |||||
Вера И. | + | + | 2 | ||||
Варя И. | + | + | 0 | ||||
Денис К. | 2 | ||||||
Рома К. | + | + | 2 | ||||
Алина Л. | + | + | 2 | ||||
Кирилл Л. | + | 1 | |||||
Яна Л. | + | + | 2 | ||||
Ксюша П. | 0 | ||||||
Вероника Р. | + | 1 | |||||
Стёпа Ч. | + | 1 | |||||
Соня Ш. | + | 1 |
Результаты на конец проекта.
Имя ребёнка | Участвует в наблюдениях | Участвует в экспериментах | Участвует в обсуждениях и поиске новой информации | Выдвигает гипотезы | Пытается делать выводы | Доводит начатое дело до конца | ИТОГ |
Самвел А. | + | + | + | 3 | |||
Настя Б. | + | + | + | 3 | |||
Саша В. | + | + | + | + | + | 5 | |
Маруся В. | + | + | + | + | + | 5 | |
Артём В. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Семён Г. | + | + | + | 3 | |||
Соня Г. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Артём Д. | + | + | + | 3 | |||
Влад Д. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Таня Д. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Никита Е. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Вера И. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Варя И. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Денис К. | + | + | + | + | + | 5 | |
Рома К. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Алина Л. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Кирилл Л. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Яна Л. | + | + | + | + | + | 4 | |
Ксюша П. | + | + | + | + | 4 | ||
Вероника Р. | + | + | + | + | 4 | ||
Стёпа Ч. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Соня Ш. | + | + | + | + | 5 |
Вывод.
Проект «Солнышко в цветочном горшочке» был реализован в полном объёме. Дети сумели удержать интерес к исследовательской деятельности на протяжении длительного времени.
Выделилась группа ребят (Алина Л., Яна Л., Никита Е., Вера, Варя И., Соня Г., Артём В.), которых данный проект наиболее заинтересовал и увлёк. Они регулярно наблюдали за изменениями в жизни растений и привлекали к этой деятельности ребят группы, задавали возникшие вопросы, обсуждали их с родителями, воспитателями, все вместе выдвигали гипотезы и делали выводы.
В результате проектной деятельности у всех детей произошло повышение уровня экологической культуры, осознание собственной значимости в окружаемом нас мире природы «Я могу это сделать», «Я могу изменить», «От меня многое зависит».
Повысился уровень познавательной активности: дети научились задавать вопросы, искать новую информацию с помощью взрослых и самостоятельно, выдвигать гипотезы, делать выводы, доводить начатое дело до конца. Также они готовы к реализации новых проектов любой направленности.
По моему мнению, технология проектной деятельности является одной из лучших технологий работы с детьми дошкольного возраста, так как в основе лежит системно-деятельностный подход, который позволяет включить в работу наибольшее количество детей и охватить все образовательные области ребёнка.
Литература.
- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ «Сфера». - 2001.
- В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», - М.: ТЦ «Сфера» - 2008г.
- М.Н. Сгимова «Познание мира растений». Волгоград. – 2009.
- Е.А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ». – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». – 2012.
- С.В. Болушевский, В.Г. Зарапин, Е.И.Михаленко «Самая полная энциклопедия научных опытов». – М.: «Эксмо». – 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценка "На горшочках".
Сценка для выпускного праздника....
Кактус в горшочке
Аппликация...
конспект НОД по аппликации по теме "Красивые цветочки в горшочках для украшения группы". Вторая младшая группа.
Конспект занятия по аппликации в младшей группе. На занятии дети знакомяться с таким приемом аппликации, как "сминание", развивают чувство вкуса и композиции......
«Посадка листьев фиалки в горшочки»
Конспект занятия для старшей группы, где даем детям знания о разных способах размножения растений:семенами, делением корневища, черенками, листьями;учим правильно готовить место для посадки растения....
Кактус в горшочке
Легкий способ создать картинку из пластелина с использованием дополнительного бросового материала....
Поект"Все секреты глинянного горшочка"
Развитие творческих способностей детей в ходе приобщения их к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства русского народа....
Проект "Мини-сад в цветочном горшочке"
Проектная деятельность с детьми и родителями группы....