Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по теме «Водичка – водичка».
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_s_detmi_sredney_gruppy_vodichka-vodichka.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по теме «Водичка – водичка».
Подготовила
Воспитатель МБДОУ ДС № 1
СП «Лукоморье» г.Озёрска
Челябинской области
Хусаинова Маужида Музафаровна
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи.
- Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
- Развивать наблюдательность, любознательность.
- Уточнить представления детей о свойствах воды: вода течет, переливается, меняет цвет, прозрачная, без цвета, запаха.
- Закреплять умение вести диалог с воспитателем, отвечать на вопросы полными ответами.
- Учить детей беречь водопроводную воду, не лить ее без нужды, плотно закрывать кран.
- Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материал, оборудование: иллюстрации из произведения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», схема алгоритма умывания, схемы с изображением туалетных принадлежностей: мыло, мочалка, расческа, зубная щетка, шампунь, полотенце. Стаканчики на каждого ребенка, таз, соль, сахар, песок речной, дольки апельсина, чашки с кипяченой водой, марганец.
Ход НОД.
- Что такое хорошо и что такое плохо?
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Он и в реченьке бежит, журчит.
Дети: вода.
Воспитатель: Правильно, вода. Вот сегодня мы с вами поговорим о воде, тема нашего занятия «Водичка – водичка». Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Владимировича Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Прочитает нам Варя.
Этот мальчик любит мыло
И зубной порошок.
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.
Этот в грязь залез и рад,
Что грязна рубаха.
Про такого говорят
«Он плохой «Неряха!»
Воспитатель: Вот два мальчика, какой из них вам больше нравится? (иллюстрации)
Дети: Чистый мальчик.
Воспитатель: Почему вам понравился чистый мальчик?
Дети: Потому что он красивый, опрятный.
Воспитатель: А другой мальчик вам понравился?
Дети: Нет, не понравился.
Воспитатель: Почему вам этот мальчик не нравится?
Дети: На такого мальчика неприятно смотреть, не хочется с ним играть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, есть ли у нас в группе такие же грязные, неряшливые дети?
Дети: Нет таких детей в группе.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что мы умываемся, купаемся, ходит в бассейн, приводим себя в порядок.
- Друзья Мойдодыра.
Воспитатель: Ребята, послушайте историю одного мальчика, почему же так случилось?
А расскажет историю Артем. Отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К. И. Чуковского.
Артем:
Одеяло убежало,
И подушка, как лягушка,
Убежала от меня.
Я за свечку, свечка в печку.
Я за книжку, та бежать
И вприпрыжку под кровать!
Воспитатель: Что же случилось? От чего же все кругом убегает, убегает и прячется?
Дети: Потому что мальчик не умывается, он грязнуля.
Воспитатель: Кто помнит из какого произведения этот отрывок?
Дети: «Мойдодыр».
Воспитатель: А кто написал это стихотворение?
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель: А кто помог грязнуле стать чистым?
Дети: Его умыл Мойдодыр.
Входит Мойдодыр, плоскостное изображение Мойдодыр: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: Да узнали. Ты Мойдодыр.
Мойдодыр: Да, Я Мойдодыр. Умывальников начальник и мочалок командир. Назовите, какие предметы помогают мне приучать детей к чистоте, опрятности?
Дети: Мыло, мочалка, расческа, зубная паста, щетка, полотенце.
Мойдодыр и дети рассматривают туалетные принадлежности, выясняют назначение каждого предмета.
Воспитатель: Мойдодыр останется у нас в группе, он будет следить за тем, как дети умываются, насухо вытираются, следят за своим внешним видом. Ребята, а зачем надо умываться? Мыть руки перед едой?
Дети: Чтобы не было микробов, чтобы руки были чистыми.
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Перед едой мой руки с мылом и водой». Стихотворение прочитает Вероника.
«Перед едой мой руки с мылом и водой»
Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова.
Вероника:
Мышка плохо лапки мыла.
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.
Полотенце – в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой.
Воспитатель: Правильно. Руки надо всегда мыть перед едой. Возьмите мыло и намыльте руки, потрите мочалкой.
Воспитатель: Почему у вас мыло не пенится?
Дети: Не намочили водой мыло.
Воспитатель: А что самое главное при умывании?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, без воды мыло не пенится, без воды мочалка не отмывает грязь. У воды есть прекрасное свойство - смывать грязь.
- Свойства воды.
Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим, какая вода. Подойдите к столу. Сейчас я налью воды в ваши стаканчики. Что делает вода?
Дети: Льется, переливается, течет.
Воспитатель: Берите стаканчики, понюхайте воду, есть ли запах у воды?
Дети: Вода не пахнет.
Воспитатель: Сейчас я в воду накапаю сок апельсина. Понюхайте, вода пахнет?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Правильно, сок апельсина растворился в воде и передал свой запах. Но сама вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая вода у нас в тазу?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Ребята, попробуйте опустить ваши руки в таз с водой. Видно ли что-нибудь.
Дети: Мы видим наши руки (дети вытирают руки салфетками).
Воспитатель: А теперь бросим по камешку в тазик. Видите камешки? Значит вода какая?
Дети: Прозрачная вода.
Воспитатель: Посмотрите на свои стаканчики. Какой цвет у воды?
Дети: Вода не имеет цвета, вода бесцветная.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет запаха, без цвета, прозрачная.
Воспитатель: Берите чашки с кипяченой водой и попробуйте на вкус. Какой вкус у воды?
Дети: Вода без вкуса.
Воспитатель: Вода без вкуса. Она пресная.
Воспитатель: Ребята, берите ложки с сахаром и перемешайте в воде. Попробуйте, каким стал вкус воды?
Дети: Сладким.
Воспитатель: А если растворим соль? Каким станет вкус воды?
Дети: Соленым.
Воспитатель: Попробую положить в воду кристаллики марганца. Перемешаю. Что вы видите?
Дети: Вода окрасилась в розовый цвет.
Воспитатель: У воды есть свойство растворять некоторые вещества. Попробуй положить в воду речной песок. Какой стала вода?
Дети: Вода стала мутной.
Воспитатель: А песок речной растворился в воде.
Дети: Нет.
Воспитатель: Поставим эту банку сюда. Посмотрим, что дальше произойдет.
Воспитатель: Потрогайте эту бутылку, какая там вода по вашему ощущению?
Дети: Холодная вода.
Воспитатель: А в этой бутылке?
Дети: В этой бутылке вода теплая.
Воспитатель: В какой воде приятнее мыться?
Дети: В теплой воде.
Воспитатель: А чем полезна холодная вода?
Дети: Холодная вода, полезна для закаливания.
Воспитатель: Молодцы! Холодная вода закаливает организм. Давайте послушаем стихотворение Петра Синявского «Кто не умывается?» в исполнении Святославы.
Стихотворение «Кто не умывается». П.Синявский
Святослава:
Кто теплой водой умывается,
Называется молодцом,
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается –
Никак не называется!
Воспитатель: Спасибо, Святослава. А все - таки как назовем того, кто не умывается?
Дети: Грязнулей, неряхой.
Воспитатель: Вода может иметь разную температуру, бывает очень холодная, холодная, теплая, горячая, кипяток. Если воду поставить в морозильник, что с ней случится?
Дети: Вода замерзнет, превратится в лед.
Воспитатель: Когда вода закипает в чайнике, что идет из носика?
Дети: Идет пар.
Воспитатель: Правильно, вода закипает и ,превращаясь в пар, идет из носика чайника, заставляет приподниматься крышку кастрюли. Вода может быть в трех состояниях: жидком – вода, твердом – лёд, в газообразном – пар.
Воспитатель: Дети, попробуйте налить воду в круглую чашку, в квадратную кружку, в длинный стакан. Что случилось с водой? Какую форму приняла вода в круглой чашке?
Дети: Круглую.
Воспитатель: В квадратной кружке, какую форму имеет вода?
Дети: Квадратную.
Воспитатель: Имеет ли вода свою форму?
Дети: Нет, не имеет.
Воспитатель: Молодцы! Вода жидкая, она принимает форму того сосуда, куда налита.
- Игра «Что тонет, что плавает».
Воспитатель: Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В мешке находятся разные предметы. Вы должны взять в руки какой-нибудь предмет и, не вынимая из мешка, сказать тонет этот предмет в воде или нет.
Дети выполняют задание. Высказывают свои предположения.
Воспитатель: Даша, ты говоришь, что тонет этот предмет. Давай проверим.
Дети делают вывод: тяжелые, железные, каменные предметы тонут, а деревянные, бумажные, резиновые предметы не тонут. Не тонет и пенопласт.
- Физминутка.
Воспитатель: Ребята, хотите искупаться в речке. Давайте, поедем на паровозе.
Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу чу чу
Всех далеко укачу.
Воспитатель: Ехали, ехали и вот речка. (Ой, какая река! И глубокая и широкая, и длинная, и быстрая. Искупаемся.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
- Значение воды в жизни человека.
Воспитатель: Ребята, зачем нужна вода человеку?
Дети:
- Чтобы пить, утолять жажду;
- Умываться, мыться, купаться;
- Мыть овощи и фрукты;
- Готовить еду;
- Стирать белье;
- Вытирать пыль, убирать квартиру;
- Поливать растения;
- Для питья животным, птицам;
- Рыбам, морским животным, водорослям;
- Водоплавающим птицам;
- Тушить пожары и так далее.
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно назвали. Без воды нет жизни. Дети, когда вы моете руки, умываетесь, всегда ли закрываете кран? Послушайте, что говорят капли, которые падают, капают из неплотно закрытого крана. Слушайте внимательно.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет
И нет водицы – нет, нет, нет…(С. Погореловский).
Воспитатель: Ребята, посмотрите это запрещающий знак. Этот знак означает, что кран следует закрывать, плотно, беречь воду. Дома расскажите своим родителям о том, что надо закрывать кран, следить, чтобы вода нигде не капала. Если кран сломался, его следует немедленно починить, чтобы вода зря не капала.
- Алгоритм умывания.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе находится вода?
Дети: Вода находится в водопроводной трубе.
Воспитатель: Пойдемте в умывальную комнату. Ребята как узнать из какого течет горячая вода?
Дети: На трубе обозначено красным цветом.
Воспитатель: А холодная вода где?
Дети: Обозначено синим цветом.
Воспитатель: Как сделать теплую воду?
Дети: Надо открыть холодную воду и немножко открыть кран с горячей водой.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть схемы. Что они обозначают?
Дети: Они показывают, как умываться.
Воспитатель: Расскажите, как правильно умываться по схемам.
Дети рассказывают по схемам.
- Работа по развитию речи.
Воспитатель: Вода из крана что делает? Как сказать по-разному?
Дети: Течет, бежит, струится, капает.
Воспитатель: В ручейке вода что делает?
Дети: Журчит, бежит.
Воспитатель: Когда в чайнике вода закипает, что она делает?
Дети: Булькает, свистит.
Воспитатель: Водой из крана мы что делаем
Дети: Умываемся, моемся.
Воспитатель: Знаете, водичка любит, когда про нее рассказывают потешку. Давайте расскажем потешку и покажем действиями.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Итог.
Воспитатель: Дети, пойдемте обратно в групповое помещение. Посмотрите, в этой банке мы растворяли речной песок. Что случилось с водой и песком?
Дети: Вода стала чистой. А песок лежит на дне.
Воспитатель: Правильно, песок осел на дно банки. Вода стала прозрачной. Но такую воду пить нельзя. Можно пить воду кипяченную, фильтрованную. О чем мы сегодня говорили на занятии?
Дети: О том, что надо умываться. О свойствах воды.
Воспитатель: Если подружитесь с Мойдодыром, будете всегда выполнять правила умывания, то микробы к вам никогда не пристанут, будете здоровыми. Доктор Айболит передал вам вот такие витаминчики, чтобы укрепить здоровье. А закончим стихотворение – загадкой.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …..(воды).
Литература
- Стихи К. И. Чуковского «Мойдодыр».
- Стихи В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- «Правила поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Е. В. Морудова.
- «Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». Составители: Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова.
- « 1000 загадок». Составители: Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина.
- «Конспект занятий во второй младшей группе детского сада» В. Н. Волкова, Н. В. Степанова.
- «Ознакомление дошкольников с неживой природой» С. Н. Николаева.
- «Методические советы к программе «Детство». Ответственные редакторы: Т. И. Бабаева, З. А. Ммихайлова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной организованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом ОНР по теме :"Мы в волшебный лес пойдем."
Коррекционные цели.Ход организованной деятельности.Оценка....
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой на тему:«Волшебница вода».
Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментироавания....
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"
Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....
Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»
Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по введению в грамоту. Тема: «У Солнышка в гостях».
Цель: создать условия для свободного владения устной речью.Задачи:развивать интонационную и звуковую культуру речи, фонематический слухразвивать связную грамматически правильную диалогическую...
Проект по адаптации детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада. «Водичка, вода, мы с тобой друзья!»
Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению, развитие творческого потенциала детей в играх с водой...
Конспект Родительского собрания с родителями детей среднего дошкольного возраста в форме круглого стола Тема: «Вместе играем - речь детей развиваем».
Круглый стол с родителями на тему:"Вместе играем -речь детей развиваем"...